Скачать 256.57 Kb.
|
МАТЕРИАЛ из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ МОУ «Ефимовская СОШ» Белоусова Олега Геннадьевича по проблеме «Организация и проведение туристической работы в образовательном учреждении, как способ формирования компетентности и качеств учащихся, необходимых для действий в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера». 1. Теоретическая база опыта. - Теория творческой учебно-познавательной деятельности (Ананьев Б.Г., Беликов В.А., Богоявленская Д.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Тряпицына А.П., Крутецкий В.А.) - Теоретические положения психологической и педагогической науки по развитию творческих способностей (Андреев В.И., Дружинин В.Н., Корсунский Е.Н., Кулютин Ю.Н., Лук А.Н., Лейтес Н.С., Лейбсон В.И., Пономарёва Я.И., Рубинштейн С.Л.) - Теория организации и проведения научно-педагогического исследования (Бабанский Ю.К., Журавлёв В.И., Данилов М.А., Болдырев Н.Ю., Скаткин М.Н., Загвязинский В.И.) - Технологии обучения (Шаталов В.И., Гельфман Э.Г.) 2. Актуальность работы. Вопросы организации учебной и внеучебной деятельности образовательных учреждений в настоящее время составляют предмет актуальных научно-практических разработок. Информационная база, поведенческие навыки и умения, психологическая готовность – вот триада качеств, которые необходимо сформировать у учащегося в процессе освоения курса ОБЖ с 1 по выпускной класс. А это в свою очередь предполагает хорошее знание всех опасностей для здоровья и жизни, которые могут встретиться на долгом жизненном пути, знания, умения и навыки защиты от них, психологическую готовность и установку конструктивно решать возникающие проблемы, разумно сочетая при этом личные интересы с интересами общества. Курс ОБЖ предполагает формирование у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков действий в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения. Существующее на сегодня содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» закрепилось в отечественном образовательном пространстве в 90-е годы. Это содержание включает в себя ряд известных технологий защиты человека от опасностей со стороны окружающей среды. Анализируя возможности существующей сегодня системы подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности и сопоставляя их с реальной организацией обучения в образовательных учреждениях, можно прийти к выводу, что необходимо организовать систему внеклассной работы по формированию компетентности и качеств учащихся, необходимых в чрезвычайных условиях природного, техногенного и социального характера. 3. Основополагающие принципы. - Владение максимально возможным объемом информации по обеспечению безопасности жизни и здоровья человека. - Владение способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей учащихся. - Личностно-ориентированные коммуникативные отношения по направлениям ученик – учитель и ученик – ученик.. - Научность, доступность, посильность, объективность, прочность и действенность результатов. 4. Условия возникновения проблемы исследования. Очевидны следующие противоречия между: - потребностью человека в навыках, необходимых для выживания в ЧС и количеством и качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением; - возможностями школьного и дополнительного образования; - наличием знаний в области выживания в условиях автономного существования и отсутствием практических навыков. Вышеназванные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в разработке системы организации и проведения туристической работы в школе для формирования готовности человека к действиям в ЧС, и, в частности, в условиях автономного существования 5. Сущность решаемой проблемы. Гипотеза исследования – если во время обучения использовать возможности дополнительного образования туристической направленности, то значительно повышаются возможности для формирования знаний, умений и навыков учащихся. 6. Основные компоненты опыта работы при решении проблемы. - Информационно-аналитический материал; - Диагностические исследования результативности достижений учащихся; - Система внеклассных мероприятий по формированию и развитию компетентности и качеств учащихся, необходимых для сохранения собственных жизни и здоровья. 7. Новизна опыта работы. Новизна исследования заключается в привязке системы обучения и формирования навыков учащихся действиям в условиях ЧС к конкретным условиям образовательного учреждения. 8. Продуктивность работы. Содержание предлагаемой работы формирует научное мировоззрение, развивает мышление, творческие потребности, культуру, дает возможность приобретенные знания, умения и навыки использовать в практической деятельности. 9. Результативность. Туристические мероприятия, проводимые в Ефимовской школе, составляют целостную систему спортивной подготовки и предполагают решение следующих задач: - привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом - содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся - воспитание высоких волевых и морально-этических качеств человека - подготовка к действиям в стрессовых условиях. Структура физкультурно-оздоровительной и спортивной туристической работы в школе является многоуровневой и многокомпонентной. Работа на уровне образовательного учреждения включает в себя функционирование туристического объединения «Котелок», организация школьных туристических соревнований и проведение классных экскурсий и походов. Представители Ефимовской школы, кроме того, участвуют в спортивных туристических соревнованиях на уровне района, а также, на уровне области. В связи с ощутимым недостатком наличия учебной и методической литературы по спортивному туризму, мною в 2003 и 2004 годах разработаны и успешно применяются на занятиях и при подготовке к соревнованиям методические пособия «Основы топографии на туристических соревнованиях школьников» и «Техника пешеходного туризма на туристических соревнованиях школьников» За время функционирования объединения «Котелок» его участниками было совершено множество походов по Курманаевскому и Бузулукскому районам. В это время были разработаны двух, трёх, четырёх и многодневные маршруты. Походы совершались во все времена года. Вторым компонентом структуры физкультурно-оздоровительной и спортивной туристической работы в Ефимовской школе является организация и проведение школьных туристических соревнований и «Дня защиты детей». Как правило, работу по организации и проведению школьных туристических соревнований необходимо начинать с подготовки и утверждения «Положения о проведении соревнований», а для обеспечения нормативной деятельности по образовательному учреждению издаётся приказ о проведении школьных соревнований. Образовательное учреждение самостоятельно определяет время и место проведения, состав участников и программу соревнований. Программу соревнований рекомендуется составлять с учётом материального обеспечения школы и природных возможностей территории. При достаточном наличии специального снаряжения (обвязки, карабины, верёвки и т.п.) можно провести соревнования с техническим преодолением препятствий. При недостаточной материальной базе можно провести соревнования по следующим видам: - Предстартовая подготовка и передвижение по населенному пункту с соблюдением ПДД - Ориентирование с помощью Солнца и местных примет, определение времени по компасу - Определение высоты объекта и ширины реки, расход воды в реке - Организация бивака, установка палатки, оказание ПМП пострадавшему - Изображение схемы маршрута по азимутам - Разведение костра и кипячение воды на время - Преодоление болота и склона, используя альпеншток При проведении школьных соревнований мы в своё время использовали разные варианты – и комбинированные эстафеты (участвовали отдельные представители от классов по параллелям), и отдельные виды соревнований (участвовал весь состав класса), и полосу препятствий (участвовали команды от классов). При любой программе соревнований необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Вторым уровнем в структуре физкультурно-оздоровительной и спортивной туристической работы в Ефимовской школе является участие членов объединения в районных соревнованиях. Третьим компонентом структуры являются экскурсии и туристические походы, проводимые ежегодно каждым классом в соответствии с разработанными к.б.н., учителем валеологии Ефимовской школы Зининой В.Ф. маршрутами экологических троп в окрестностях села. За последние пять лет команда туристов Ефимовской школы набралась необходимого опыта и, в настоящее время, является одним из признанных лидеров в этой сфере. Учащиеся неоднократно в личном зачёте и в составе команды становились призёрами и победителями районных туристических мероприятий. В 2006 году мною были разработаны два Положения об организации и проведении районных «Туристических соревнований» и об организации и проведении районных соревнований «Школа безопасности». К сожалению, в настоящее время из-за финансовых трудностей «Школа безопасности» ни разу не проводилась, а проведение туристических соревнований не в полной мере соответствует современному уровню развития туризма в области. Впервые в районе на базе Ефимовской школы в 2008 году после обучающего семинара проводились соревнования по зимнему туризму, а в 2009 году по зимнему спортивному ориентированию. В 2009 году планировалось проведение районного туристического слёта по новой, разработанной автором программе, но, по известным причинам, этого не произошло. На сегодняшний день третьим, и высшим, уровнем в структуре физкультурно-оздоровительной и спортивной туристической работы в Ефимовской школе является участие членов объединения в областных туристических соревнованиях и соревнованиях «Школа безопасности» С 2003 года регулярно представители села Ефимовки участвуют в областных соревнованиях. С 2004 года постоянно становятся призёрами и победителями отдельных видов областных соревнований. На сегодняшний день лучшим результатом является итоговое 4 место (из 21 команды) в областных соревнованиях «Школа безопасности», причём в двух из четырёх видах мы были в призёрах. Туризм, формально относясь к дополнительному образованию, имеет тесную связь с преподаваемым курсом ОБЖ. В 2007 году во время аттестации мною была разработана тема «Организация и проведение туристической работы в образовательном учреждении, как способ формирования компетентности и качеств учащихся, необходимых для действий в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера». В своей работе я предпринял попытки научно обосновать необходимость занятий в туристических объединениях для повышения уровня подготовки к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. Участие в областных соревнованиях
Районные турслеты и турсоревнования
Конспект урока ОБЖ 9 класса Преподаватель – организатор ОБЖ МОУ «Ефимовская СОШ» Белоусов О.Г. Дата проведения: апрель Тема урока: «Узлы» Цель урока: Дать понятие видов узлов. Научить вязать прямой узел и его видоизменения. Продолжить подготовку к экзаменам по ОБЖ. Задачи урока: Образовательная: Научить детей вязать узлы для связывания веревок одинакового диаметра. Познакомить детей с разнообразием узлов в зависимости от их применения. Воспитательная: Дать понятие преемственности традиций людей на примере древности применения узлов. Развивающая: На основе практического опыта детей сформировать теоретические знания об узлах и их видах на примере прямого узла. Ход урока: Организационный момент Построение, сдача рапорта, приветствие. Занятия в спортивном зале (Юноши - подтягивание, девушки – выполнение упражнений на развитие пресса) Опрос д/з: вопросы: 1. Вопрос:(В:) Какие специальные приспособления существуют для подачи сигнала бедствия? (Ожидаемый ответ (ОО) – Пиротехника – сигнальные ракеты, патроны – мортирки, Патрон Сигнальный Ночного и Дневного действия (ПСНД)) 2. В: Что (какие предметы) можно использовать для подачи сигнала? (ОО – зеркало, фольга, стеклышки, жесть, полированный металл, фонарик, костер, свечка, факел и т.п.) 3. В: Какие сигналы используются в международной практике поиска и спасения пострадавших? (ОО – Международные коды сигналов, Азбука Морзе, Международные сигналы жестами) Работаем с текстом (вместо определений записать знаки сигналов Международного кода) Для подготовки к соревнованиям команде туристов нашей школы надо было совершить поход. Тренер и капитан нашли и собрали всех людей. Первое собрание группы назначили на четверг. На собрании определили необходимый список и ответственных за имущество. В походе требовались врач, нужны были медикаменты, обязательно нужны были пища и вода, карты и компас. В случае опасности будут необходимы оружие и боеприпасы, а для разогрева пищи потребуется топливо. Здесь же на собрании определили направление движения и места для безопасной высадки. В заключении определили, что если все будет в порядке, то в понедельник выходим в путь. (ОО - ) 4 . Работа по группам: В: Как будете подавать сигналы бедствия Международного кода если –
5. В: Какой знак является международным знаком бедствия? Как его подать? (ОО – SOS …---…) _______________________________________________________________________________________ |
Пояснительная записка рабочая программа курса обж для 7а,б,в,г,д... Рабочая программа курса обж для 7а,б,в,г,д классов преподавателя –организатора обж макрушиной Маргариты Александровны | Инструкция по технике безопасности в кабинете обж (для учащихся);... Компьютер преподавателя-организатора обж (cистемный блок, клавиатура, мышь, сетевой фильтр) | ||
Должностная инструкция преподавателя-организатора обж «средняя общеобразовательная школа бильтой-юртовского с/П» гудермесского муниципального района | Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их Из опыта работы учителя биологии моу зареченская сош №2 Тоцкого района Оренбургской области по проблеме «Организация учебного процесса... | ||
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Рабочая учебная программа по предмету «Основы военной подготовки»... Программ общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы. М., «Просвещение»,... | ||
Урок по обж тема: "Терроризм. Захват заложников" Учитель обж высшей категории моу сош №7 г. Ивантеевки Плаксюк Людмила Викторовна | «Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому... Из опыта работы преподавателя русского языка и литература мкоу терновской сош №1 Терновского района Воронежской области Безруковой... | ||
План работы ммо учителей физической культуры и обж при моу озеро... План работы ммо учителей физической культуры и обж при моу озеро – Карачинской сош на 2011 – 2012 учебный год | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе... Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения... | ||
Отдел образования администрации г. Гуково распоряжение На конкурс было представлено 92 творческие работы, из них 25 представлены обучающимися и педагогами моу сош №24, 13 – моу сош №1,... | Обобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации... | ||
Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | План работы педагога-организатора обж на 2012 2013 учебный год Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бурмакино | ||
Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | Мониторинг здоровья учащихся Разработки преподавателя-организатора... Оценка развития физических качеств учащихся 5-11-х классов на уроках физической культуры |