Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации21.09.2013
Размер0.79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Кафедра психологии
Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

психологии

Протокол №___ завкафедрой Ткач Е.Н.

от_____________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине «Методы арт-терапии»
Специальность: 031000 «Педагогика и психология»

Хабаровск

2008
Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания по дисциплинам «Возрастная психология», «Общая психология», «Методы активного социально-психологического обучения», «Психолого-педагогический практикум».

Отправным пунктом при разработке учебного курса по методам арт-терапии явились идеи отечественных и зарубежных исследователей: Л.Д.Лебедевой, А.И.Копытина, Т.Д.Зинкевич – Евстигнеевой, А.А.Осиповой, П.М.Якобсона, Е.В.Яковлевой и др.
Цель учебной дисциплины: ознакомление студентов с подходами в области терапии искусства, принятых в отечественной и зарубежной психологии, с основными формами и методами в области арт-терапии; с технологией психотерапевтических и психокоррекционных процессов, связанных с творческим самовыражением клиента.

Задачи дисциплины:

  • формирование представления об арт-терапии как методе психологической работы;

  • усвоение основных категорий и понятий арт-терапии;

  • получение системного представления об особенностях арт-терапевтического процесса, методах проведения арт-терапевтических процедур;

  • использование арт-терапии в работе с детьми и подростками;

  • развитие творчества и воображения студентов.


Студент, изучивший дисциплину, должен:

  • иметь представление о специфике проведения арт-терапии;

  • знать формы и методы используемые в арт-терапии;

  • уметь использовать арт-терапевтические процедуры в практической работе.


Технология проведения занятий включает лекции, практические занятия, направленные на развитие творчества и воображения студентов, освоение ими методов проведения арт-терапевтических тренингов.
В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен зачет в пятом семестре, который может быть проведен в форме защиты творческих работ студентов по основным проблемам курса.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Кафедра психологии

«Утверждаю»:

завкафедрой Ткач Е.Н.

____________________

«____»____________2008

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Методы арт-терапии»
Специальность: 031000 «Педагогика и психология»

Курс 3

Семестр 5

2008

Разработчик
Старший преподаватель _____________ К.В. Краева

кафедры психологии
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии

____________ протокол № ________

Задачи учебной дисциплины

В ходе освоения учебной дисциплины студент должен:

  • сформировать представление о арт-терапии как методе психологической работы;

  • усвоить основные категории и понятия арт-терапии;

  • получить системное представление об особенностях арт-терапевтического процесса, методах проведения арт-терапевтических процедур;

  • уметь использовать методы арт-терапии в работе с детьми и подростками.


Содержание дисциплины по видам учебных занятий




Виды учебной работы

Объём в часах по формам обучения

ДО

ОЗО

1

Общая трудоёмкость

96

96

2

Аудиторные занятия

48

12

3

Лекции

16

4

4

Семинары/практические занятия

32

8

5

Курсовые работы

-

-

6

Самостоятельная работа

48

84

7

Вид итоговой аттестации

зачет

зачет


Тематическое планирование дисциплины (ДО)




Тема

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р.

Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы арт-терапии

1

Введение в теорию арт-терапии

2

2

-

-

-

Конспект лекции

2


История развития арт-терапии за рубежом и в России

4

2

-

-

2

Конспект лекции

3

Арт-терапевтический процесс и его описание

6

2

-

2

2

Конспект лекции и семинара

4

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии

4

2

-

-

2

Конспект лекции

5

Индивидуальная и групповая арт-терапия

4

2

-

-

2

Конспект лекции

6

Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии

4

2

-

-

2

Конспект

7

Организация работы психолога в образовательных учреждениях с применением арт-терапевтических методик

4

2

-

-

2

Конспект

8

Применение арт-терапии в работе с детьми и подростками

6

-

-

2

4

Конспект

9

Арт-терапия в работе с пожилыми людьми

6

-

-

2

4

Конспект

10

Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

6

-

-

2

4

Конспект

11

Арт-терапия в социальной сфере

2

2

-

-

-

Конспект лекции


Раздел 2. Практические вопросы арт-терапии. Виды и формы арт-терапии и их коррекционно-терапевтическое воздействие


12

Изотерапия

4

-

-

2

2

Конспект

13

Игровая терапия

4

-

-

2

2

Конспект

14

Музыкальная терапия

4

-

-

2

2

Конспект

15

Танцевальная терапия

4

-

-

2

2

Конспект

16

Куклотерапия

4

-

-

2

2

Конспект

17

Песочная терапия

4

-

-

2

2

Конспект

18

Фототерапия

4

-

-

2

2

Конспект

19

Хромотерапия

4

-

-

2

2

Конспект

20

Библиотерапия

4

-

-

2

2

Конспект

21

Драматерапия

4

-

-

2

2

Конспект

22

Аромотерапия

4

-

-

2

2

Конспект

23

Фольклорная терапия

4

-

-

2

2

Конспект

Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)




Тема

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р.

Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы арт-терапии

1

Введение в теорию арт-терапии

4

2

-

-

2

Конспект лекции

2


История развития арт-терапии за рубежом и в России

4

-

-

-

4

Конспект

3

Арт-терапевтический процесс и его описание

4

2

-

-

2

Конспект лекции

4

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии

4

-

-

-

4

Конспект

5

Индивидуальная и групповая арт-терапия

8

-

-

2

6

Конспект

6

Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии

4

-

-

2

4

Конспект

7

Организация работы психолога в образовательных учреждениях с применением арт-терапевтических методик

6

-

-

-

4

Конспект

8

Применение арт-терапии в работе с детьми и подростками

4

-

-

-

4

Конспект

9

Арт-терапия в работе с пожилыми людьми

2

-

-

-

2

Конспект

10

Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

2

-

-

-

2

Конспект

11

Арт-терапия в социальной сфере

2

-

-

-

2

Конспект



Раздел 2. Практические вопросы арт-терапии. Виды и формы арт-терапии и их коррекционно-терапевтическое воздействие


12

Изотерапия


52

-

-

4

4

Конспект

13

Игровая терапия

-

-

4

Конспект

14

Музыкальная терапия

-

-

4

Конспект

15

Танцевальная терапия

-

-

4

Конспект

16

Куклотерапия

-

-

4

Конспект

17

Песочная терапия

-

-

4

Конспект

18

Фототерапия

-

-

4

Конспект

19

Хромотерапия

-

-

4

Конспект

20

Библиотерапия

-

-

4

Конспект

21

Драматерапия

-

-

4

Конспект

22

Аромотерапия

-

-

4

Конспект

23

Фольклорная терапия

-

-

4

Конспект


Краткое содержание каждой темы
Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы арт-терапии

Тема 1. Введение в теорию арт-терапии

Влияние искусства на духовный мир личности. Определение арт-терапии. Терминологическое поле арт-терапии. Достоинства арт-терапии. Цели и задачи арт-терапии. Модель арт-терапевтического взаимодействия. Модель арт-терапевтического занятия.
Тема 2. История развития арт-терапии за рубежом и в России

Взгляды зарубежных и отечественных специалистов на лечебно-коррекционное воздействие искусства. Становление и развитие арт-терапии в России и за рубежом. Вклад Ф.Шоу, Ч.Ломброзо, А.Тардье, М. Симона, Г.Пирцхорна, Ж.Винчона, Р.Вольмы, М.Наумбург, Э.Крамер, А.Хилла, Г.Рида, М.Милнер, Р.Пикфорда в развитие арт-терапии.



Тема 3. Арт-терапевтический процесс и его описание

Понятие арт-терапевтического процесса. Этапы процесса (подготовительный этап; этап формирования системы психотерапетических отношений и начала изобразительной деятельности клиента; этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента; завершающий этап).

Тема 4. Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии

Особенности факторов психотерапевтического воздействия в арт-терапии: фактор художественной экспрессии; фактор психотерапевтических отношений; фактор интерпретации и вербальной обратной связи.

Тема 5. Индивидуальная и групповая арт-терапия

Особенности индивидуальной арт-терапии. Формы групповой арт-терапии (студийная открытая группа; динамическая (аналитическая) закрытая группа; тематическая группа).
Тема 6. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии
Связь арт-педагогики и арт-терапии. Принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии (принцип единства коррекции и развития, единства диагностики и коррекции развития, взаимосвязи коррекции и компенсации, учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития, комплексности методов психолого-педагогического воздействия, личностно-ориентированного и деятельностного подхода, оптимистического подхода, активного привлечения ближайшего социального окружения). Арт-терапевтические методики в специальном дошкольном образовательном учреждении.
Тема 7. Организация работы психолога в образовательных учреждениях с применением арт-терапевтических методик



Требования к квалификации и личности психолога. Способы регистрации и оценки работы психолога.
Тема 8. Применение арт-терапии в работе с детьми и подростками
Первые попытки использования изобразительных приёмов с детьми и подростками (Г.Рид, Э.Крамер). Создание и обсуждение детских рисунков (схема обсуждения). Особенности использования арт-терапии в работе с детьми, перенесшими сексуальное насилие.
Тема 9. Арт-терапия в работе с пожилыми людьми

Особенности применения арт-терапии с пожилыми людьми. Арт-терапевтическая работа с престарелыми пациентами с выраженными расстройствами памяти.
Тема 10. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

Основные подходы к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами. Проблемы использования арт-терапии в работе с данной категорией людей. Эффекты применения метода.
Тема 11. Арт-терапия в социальной сфере

Использование арт-терапии в работе с осужденными. История правонарушений в рисунках.

Раздел 2. Практические вопросы арт-терапии. Виды и формы арт-терапии и их коррекционно-терапевтическое воздействие

Тема 12. Изотерапия

Определение изотерапии. Цель и особенности применения метода. Функции, достоинства и недостатки изотерапии. Основные этапы изотерапии. Материалы изотерапии. Техники, методики и упражнения по изотерапии.
Тема 13. Игровая терапия
Общее представление об игровой терапии. Цели, задачи и возможности игровой терапии. Организация пространства кабинета игровой терапии и его оборудование. Техники, методики и упражнения по игровой терапии.
Тема 14. Музыкальная терапия
Понятие музыкальной терапии. Особенности применения метода. Цель и задачи музыкальной терапии. Механизмы воздействия музыки на человека. Формы музыкальной терапии. Особенности использования музыкальной терапии в работе с детьми с нарушениями в развитии. Техника работы по музыкальной терапии.
Тема 15. Танцевальная терапия
Общее представление о танцевальной терапии, история и развитие метода. Современные подходы к танцевальной психотерапии. Цели, задачи и возможности танцевальной терапии. Танец как особая форма экспрессивного поведения личности. Методические приёмы и техники танцевальной терапии.
Тема 16. Куклотерапия
Понятие и история развития куклотерапии. Цели и задачи метода. Коррекционное и терапевтическое воздействие куклотерапии. Виды кукол, их назначение и особенности использования. Техники, методики и упражнения по куклотерапии.
Тема 17. Песочная терапия
Общее представление о песочной терапии. Цели и задачи песочной терапии. Оснащение кабинета и материалы песочной терапии. Процесс песочной терапии. Схема обсуждения песочных картин. Техники и упражнения по песочной терапии.
Тема 18. Фототерапия
Определение фототерапии. Психологические функции фотографии (фокусирующая, стимулирующая, организующая, объективирующая, смыслообразующая, удерживающая, экспрессивно-катарсическая, защитная функции, функция отражения динамики изменений). Варианты использования фотографии в психотерапии и тренинге. Техники, игры и упражнения на основе фотографии.
Тема 19. Хромотерапия
Общее представление о хромотерапии, как о лечении светом и цветом. Цель и задачи хромотерапии. Показания и противопоказания применения хромотерапии. Классификация цветов (стимулирующие, дезинтегрирующие, статические, пастельные, подавляющие цвета). Цветовое воздействие на организм. Показания для применения отдельных цветов спектра.
Тема 20. Библиотерапия
Общее представление о библиотерапии, как о методе «лечения книгой». Цель, задачи и достоинства метода. Психокоррекционные процессы библиотерапии - неспецифические (успокоение, удовольствие, чувство уверенности в себе, психическая активность), специфические (контроль, эмоциональная проработка, тренировка, решение конфликта). Формы работы библиотерапии. Анализ жанров литературы и их использование в библиотерапии.
Тема 21. Драматерапия
Общее представление о психодраме. Цель и задачи метода. Элементы психодрамы (режиссер-постановщик, протагонист, вспомогательные игроки, зрители, сцена). Фазы психодрамы и их описание (разогрев, период действия, обмен чувствами). Техники психодрамы.
Тема 22. Аромотерапия
Общее представление об аромотерапии. Применение аромотерапии в практической работе психолога. Влияние эфирных масел на организм человека при различных заболеваниях.
Тема 23. Фольклорная терапия
Понятие фольклорной арт-терапии. Цели, задачи, эффекты применения фольклорной терапии. Организация занятий в фольклорной студии. Техники фольклорной терапии.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Перечень учебной литературы




Автор

Название

Вид издания

Место издания

Основная литература

1

Бурно М. Е.


Терапия творческим самовыражением

Учебное пособие

М.: Академический Про­ект,1999.

2

Вальдес Одриосола М. С.


Арт-терапия в работе с подростками

Учебное пособие

М.: Владос, 2005.

3

Вачков И.В.


Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку

Учебное пособие

М.,2001

4

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии

Учебное пособие

СПб.: "Златоуст", 2005.

5

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.

Психотерапия зависимостей: Метод арттерапии

Учебное пособие

СПб.: Речь 2002.

6

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М.

Практикум по креативной терапии

Учебное пособие

М.: ТЦ Сфера, 2003.

7

Копытин А. И.

Практикум по арт-терапии

Учебное пособие

СПб.: Питер, 2001.

8

Копытин А. И.


Руководство по групповой арт-терапии

Учебное пособие

СПб.: Речь, 2003.

9

Копытин А. И.


Теория и практика арт-терапии

Учебное пособие

СПб.: Питер, 2002.

10

Копытин А. И.


Системная арт-терапия

Учебное пособие

СПб.: Речь, 2001.

11

Короткова Л.Д.

Арттерапия для дошкольников и младшего школьного возраста

Учебное пособие

СПб.: Речь -2001.

12

Лебедева Л.Д.


Практика арт-терапии: подходы, диагностика

Учебное пособие

СПб.: Речь, 2003.

13

Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А.


Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании

Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений.

М.: Издательский центр «Академия», 2001.

14

Осипова А. А.


Общая психокоррекция

Учебное пособие

М.: ТЦ Сфера, 2000.

15

Репринцева Г.И., Петрова Е.Ю., Заморев С.И., Кудрявцева С.В., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями

Учебное пособие

Консорциум «Социальное здоровье России». М., 1997.

16

Сусанина И.


Введение в арт-терапию.

Учебное пособие

Когито, 2007.

Дополнительная литература

1

Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С.


Психосоматические расстройства и патоло­гические привычные действия у детей и подростков

Учебное пособие

М.: Издательство Ин­ститута психотерапии, 2000.

2

Аллан Дж.


Ландшафт детской души

Учебное пособие

СПб.: Диалог, 1997.

3

Арнхейм Р.


Искусство и визуальное восприятие

Учебное пособие

М., 1974.

4

Бетенски М.


Что ты видишь? Новые методы арт-терапии

Учебное пособие

СПб: Эксмо-пресс, 2002.

5

Зеньковский В. В.


Психология детства

Учебное пособие

Екатеринбург, 1995.

6

Киселева М.В.

Арт-терапия в практической психологии и социальной работе

Учебное пособие

СПб.: Речь, 2007.

7

Киселева М.В.

Арт-терапия в работе с детьми

Учебное пособие

СПб.: Речь, 2006.

8

Кокоренко В.Л.


Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий

Учебное пособие

СПб.: Речь, 2005.

9

Копытин А.И.

Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии

Журнал

СПб.

10

Копытин А. И.


Арт-терапия в эпоху постмодерна

Учебное пособие

СПб.: Речь, 2002.

11

Копытин А. И.


Диагностика в арт-терапии: метод «Мандала»

Пособие

СПб.: Речь, 2005.

12

Крыжановская Л.М.


Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков

Учебное пособие

Пед.общество, 2004.

13

Некрасова Ю.Б.


Лечение творчеством

Учебное пособие

М.: Смысл, 2006.

14

Оклендер В.

Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии

Учебное пособие

М.: Независимая фирма Класс, 2001.

15

Рудестам К.

Групповая психотерапия

Учебное пособие

М.: Прогресс, 1993.

16

Соколов Д.

Сказки и арттерапия

Учебное пособие

М.,1996.

17

Эванс К., Дубовски Я.

Арт-терапия с аутичными детьми

Учебное пособие

М., 2001.

18

Якобсон П.М.

Психология художественного творчества

Учебное пособие

М., 1971.

19

Яковлева Е.Л.

Психология развития творческого потенциала личности

Учебное пособие

М., 1997.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине «Методы арт-терапии»
Специальность 031000 «Педагогика и психология»

Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы арт-терапии
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Арт-терапевтический процесс и его описание

Продолжительность 2 часа
Цель – уяснение основ арт-терапевтического процесса

Вопросы для обсуждения на занятии

  1. Понятие арт-терапевтического процесса.

  2. Этапы процесса (подготовительный этап; этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности клиента; этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента; завершающий этап).

Литература для подготовки к занятию:

  1. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. - СПб.: Питер, 2002.

  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003.

  3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.


Контрольные вопросы по теме занятия


  1. Дайте понятие арт-терапевтического процесса.

  2. Расскажите об этапах арт-терапевтического процесса.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема: Применение арт-терапии в работе с детьми и подростками

Продолжительность 2 часа
Цель – ознакомление с особенностями применения арт-терапии в работе с детьми и подростками.

Вопросы для обсуждения на занятии

  1. Первые попытки использования изобразительных приёмов с детьми и подростками (Г.Рид, Э.Крамер).

  2. Создание и обсуждение детских рисунков (схема обсуждения).

  3. Особенности использования арт-терапии в работе с детьми, перенесшими сексуальное насилие.


Литература для подготовки к занятию


  1. Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства и патоло­гические привычные действия у детей и подростков / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. - М.: Издательство Ин­ститута психотерапии, Издательство НГМА, 2000.

  2. Аллан Дж. Ландшафт детской души / Дж. Аллан.- СПб.: Диалог, 1997.

  3. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками / М. С. Вальдес Одриосола. - М.: Владос, 2005.

  4. Зеньковский В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995.

  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2006.

  6. Короткова Л.Д. Арттерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. – СПб.: Речь, 2001.

  7. Левин С. Ваш ребенок рисует / С. Левин. - М., 1980.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс история психологии специальность: 031000 «Педагогика и психология»
Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconПояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине...
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка icon"Визитная карточка" проекта
«Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconКомпьютерная лингвистика: методы, ресурсы, приложения
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» Хабаровск 2010г. Содержание умкд
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск