Скачать 0.79 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено на заседании кафедры психологии Протокол №___ завкафедрой Ткач Е.Н. от_____________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка Учебная дисциплина «Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания по дисциплинам «Возрастная психология», «Общая психология», «Методы активного социально-психологического обучения», «Психолого-педагогический практикум». Отправным пунктом при разработке учебного курса по методам арт-терапии явились идеи отечественных и зарубежных исследователей: Л.Д.Лебедевой, А.И.Копытина, Т.Д.Зинкевич – Евстигнеевой, А.А.Осиповой, П.М.Якобсона, Е.В.Яковлевой и др. Цель учебной дисциплины: ознакомление студентов с подходами в области терапии искусства, принятых в отечественной и зарубежной психологии, с основными формами и методами в области арт-терапии; с технологией психотерапевтических и психокоррекционных процессов, связанных с творческим самовыражением клиента.Задачи дисциплины:
Студент, изучивший дисциплину, должен:
Технология проведения занятий включает лекции, практические занятия, направленные на развитие творчества и воображения студентов, освоение ими методов проведения арт-терапевтических тренингов. В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен зачет в пятом семестре, который может быть проведен в форме защиты творческих работ студентов по основным проблемам курса. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии «Утверждаю»: завкафедрой Ткач Е.Н. ____________________ «____»____________2008 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Методы арт-терапии» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Курс 3 Семестр 5 2008 Разработчик Старший преподаватель _____________ К.В. Краева кафедры психологии РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии ____________ протокол № ________ Задачи учебной дисциплины В ходе освоения учебной дисциплины студент должен:
Содержание дисциплины по видам учебных занятий
Тематическое планирование дисциплины (ДО)
Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)
Краткое содержание каждой темы Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы арт-терапии Тема 1. Введение в теорию арт-терапии Влияние искусства на духовный мир личности. Определение арт-терапии. Терминологическое поле арт-терапии. Достоинства арт-терапии. Цели и задачи арт-терапии. Модель арт-терапевтического взаимодействия. Модель арт-терапевтического занятия. Тема 2. История развития арт-терапии за рубежом и в России Взгляды зарубежных и отечественных специалистов на лечебно-коррекционное воздействие искусства. Становление и развитие арт-терапии в России и за рубежом. Вклад Ф.Шоу, Ч.Ломброзо, А.Тардье, М. Симона, Г.Пирцхорна, Ж.Винчона, Р.Вольмы, М.Наумбург, Э.Крамер, А.Хилла, Г.Рида, М.Милнер, Р.Пикфорда в развитие арт-терапии. Тема 3. Арт-терапевтический процесс и его описание Понятие арт-терапевтического процесса. Этапы процесса (подготовительный этап; этап формирования системы психотерапетических отношений и начала изобразительной деятельности клиента; этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента; завершающий этап). Тема 4. Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии Особенности факторов психотерапевтического воздействия в арт-терапии: фактор художественной экспрессии; фактор психотерапевтических отношений; фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Тема 5. Индивидуальная и групповая арт-терапия Особенности индивидуальной арт-терапии. Формы групповой арт-терапии (студийная открытая группа; динамическая (аналитическая) закрытая группа; тематическая группа). Тема 6. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии Связь арт-педагогики и арт-терапии. Принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии (принцип единства коррекции и развития, единства диагностики и коррекции развития, взаимосвязи коррекции и компенсации, учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития, комплексности методов психолого-педагогического воздействия, личностно-ориентированного и деятельностного подхода, оптимистического подхода, активного привлечения ближайшего социального окружения). Арт-терапевтические методики в специальном дошкольном образовательном учреждении. Тема 7. Организация работы психолога в образовательных учреждениях с применением арт-терапевтических методик Требования к квалификации и личности психолога. Способы регистрации и оценки работы психолога. Тема 8. Применение арт-терапии в работе с детьми и подростками Первые попытки использования изобразительных приёмов с детьми и подростками (Г.Рид, Э.Крамер). Создание и обсуждение детских рисунков (схема обсуждения). Особенности использования арт-терапии в работе с детьми, перенесшими сексуальное насилие. Тема 9. Арт-терапия в работе с пожилыми людьми Особенности применения арт-терапии с пожилыми людьми. Арт-терапевтическая работа с престарелыми пациентами с выраженными расстройствами памяти. Тема 10. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами Основные подходы к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами. Проблемы использования арт-терапии в работе с данной категорией людей. Эффекты применения метода. Тема 11. Арт-терапия в социальной сфере Использование арт-терапии в работе с осужденными. История правонарушений в рисунках. Раздел 2. Практические вопросы арт-терапии. Виды и формы арт-терапии и их коррекционно-терапевтическое воздействие Тема 12. Изотерапия Определение изотерапии. Цель и особенности применения метода. Функции, достоинства и недостатки изотерапии. Основные этапы изотерапии. Материалы изотерапии. Техники, методики и упражнения по изотерапии. Тема 13. Игровая терапия Общее представление об игровой терапии. Цели, задачи и возможности игровой терапии. Организация пространства кабинета игровой терапии и его оборудование. Техники, методики и упражнения по игровой терапии. Тема 14. Музыкальная терапия Понятие музыкальной терапии. Особенности применения метода. Цель и задачи музыкальной терапии. Механизмы воздействия музыки на человека. Формы музыкальной терапии. Особенности использования музыкальной терапии в работе с детьми с нарушениями в развитии. Техника работы по музыкальной терапии. Тема 15. Танцевальная терапия Общее представление о танцевальной терапии, история и развитие метода. Современные подходы к танцевальной психотерапии. Цели, задачи и возможности танцевальной терапии. Танец как особая форма экспрессивного поведения личности. Методические приёмы и техники танцевальной терапии. Тема 16. Куклотерапия Понятие и история развития куклотерапии. Цели и задачи метода. Коррекционное и терапевтическое воздействие куклотерапии. Виды кукол, их назначение и особенности использования. Техники, методики и упражнения по куклотерапии. Тема 17. Песочная терапия Общее представление о песочной терапии. Цели и задачи песочной терапии. Оснащение кабинета и материалы песочной терапии. Процесс песочной терапии. Схема обсуждения песочных картин. Техники и упражнения по песочной терапии. Тема 18. Фототерапия Определение фототерапии. Психологические функции фотографии (фокусирующая, стимулирующая, организующая, объективирующая, смыслообразующая, удерживающая, экспрессивно-катарсическая, защитная функции, функция отражения динамики изменений). Варианты использования фотографии в психотерапии и тренинге. Техники, игры и упражнения на основе фотографии. Тема 19. Хромотерапия Общее представление о хромотерапии, как о лечении светом и цветом. Цель и задачи хромотерапии. Показания и противопоказания применения хромотерапии. Классификация цветов (стимулирующие, дезинтегрирующие, статические, пастельные, подавляющие цвета). Цветовое воздействие на организм. Показания для применения отдельных цветов спектра. Тема 20. Библиотерапия Общее представление о библиотерапии, как о методе «лечения книгой». Цель, задачи и достоинства метода. Психокоррекционные процессы библиотерапии - неспецифические (успокоение, удовольствие, чувство уверенности в себе, психическая активность), специфические (контроль, эмоциональная проработка, тренировка, решение конфликта). Формы работы библиотерапии. Анализ жанров литературы и их использование в библиотерапии. Тема 21. Драматерапия Общее представление о психодраме. Цель и задачи метода. Элементы психодрамы (режиссер-постановщик, протагонист, вспомогательные игроки, зрители, сцена). Фазы психодрамы и их описание (разогрев, период действия, обмен чувствами). Техники психодрамы. Тема 22. Аромотерапия Общее представление об аромотерапии. Применение аромотерапии в практической работе психолога. Влияние эфирных масел на организм человека при различных заболеваниях. Тема 23. Фольклорная терапия Понятие фольклорной арт-терапии. Цели, задачи, эффекты применения фольклорной терапии. Организация занятий в фольклорной студии. Техники фольклорной терапии. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Перечень учебной литературы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность 031000 «Педагогика и психология» Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы арт-терапии ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема: Арт-терапевтический процесс и его описание Продолжительность 2 часа Цель – уяснение основ арт-терапевтического процесса Вопросы для обсуждения на занятии
Литература для подготовки к занятию:
Контрольные вопросы по теме занятия
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Применение арт-терапии в работе с детьми и подростками Продолжительность 2 часа Цель – ознакомление с особенностями применения арт-терапии в работе с детьми и подростками. Вопросы для обсуждения на занятии
Литература для подготовки к занятию
|
Учебно-методический комплекс история психологии специальность: 031000 «Педагогика и психология» Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Пояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине... Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010 | ||
"Визитная карточка" проекта «Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания... | Компьютерная лингвистика: методы, ресурсы, приложения Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» Хабаровск 2010г. Содержание умкд Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности |