Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва





Скачать 111.64 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва
Дата публикации30.09.2013
Размер111.64 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
Утверждено

на заседании кафедры основ клинического психоанализа

от 08 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой клинической психологии

к.мед.н., профессор Н.К. Асанова ___________


Институт психоанализа

Факультет психоанализа

Кафедра основ клинического психоанализа

Учебно-методический комплекс по курсу

«Психоанализ материнских конфликтов»

Автор:

Котляров Владислав Львович

Москва

2009

Печатается по решению кафедры основ клинического психоанализа

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Котляров Владислав Львович., Психоанализ материнских конфликтов. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 7 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Котляров Владислав Львович 2009 г.

Содержание
Содержание.


  1. Программа курса




    1. Пояснительная записка Рассматриваются основные вопросы, связанные с особенностямями развития материнской сферы в онтогенезе; факторы влияющие на развитие материнской сферы, а так же основные положения, касающиеся девиантного материнства. Отдельные вопросы посвящены клинико-теоретическому разбору девиантного материнского поведения. Предлагается оригинальная авторская методика психокоррекционных мероприятий системы мать-дитя.

    2. Содержание курса

Тема№1:

Классики о проблемах материнских конфликтов.

Работы. К Хорни, З.Фрейда, Х Дейч и др. Особенности Эдипова комплекса у девочки. Зависть к пенису. Кастрационный комплекс. Анатомические и биологические составляющие кастрационного комплекса. Уретральный эротизм. Скоптофилический инстинкт. Доэдипова привязанность к матери. Инцестуозные фантазии и фантазии о вагинальной травме. Гомосексуальная установка как способ защиты от гетеросексуальных желаний. Принципиальное различие Эдипова комплекса у мальчиков и у девочек.

Тема№2:

Обзор основных моделей девиантного материнского поведения. Работы Р. Шпица. Материнская гиперопека. Враждебность под маской внешней тревоги. Колебание между баловством и враждебностью. Депрессия у матерей.

Тема№3:

Материнская гиперопека. Физиологические и патологические формы гиперопеки. Тревожное попустительство. Гиперопека при психоневрозах. Материнская гиперопека в проблемных семьях (неполная семья, дети-инвалиды и т.д.). Основные формы психотерапевтической помощи при материнской гиперопеке.

Тема№4:

Враждебность под маской внешней тревоги. Клинико-психоаналитические аспекты. Колебание между баловством и враждебностью. Клинико-психоаналитические аспекты.

Тема№5:

Основы психосоматики и нейропсихологии детского возраста. Влияние девиантного материнского поведения на психосоматическое развитие младенца. Внутриутробная гипоксия и ее влияние на развитие нейропсихических структур ребенка. Основы нейропсихического анализа. Основные нейропсихологические синдромы. Сенсомоторная коррекция.

Тема№6:

Заболевания младенцев, вызванные эмоциональной депривацией. Частичная эмоциональная депривация. Анаклитическая депрессия. Полная эмоциональная депривация. Госпитализм.

Тема№7:

Психологическая помощь матери и ребенку. Проблема психологической помощи в материнстве и существующие формы психологической помощи. Структура и содержание психологического консультирования. Диагностика и проектирование коррекции

3. План практических и семинарских занятий по курсу (практикум) (Предполагается проведение одного практического занятия на базе клинической больнице(б-ца им Алексеева) по теме "Особенности психического развития детей из группы высокого риска по развитию психопатологии" Основные вопросы темы: Девиантное материнское поведение и его связь с психопатологиеей раннего детского возраста. Демонстрация случая(возможен видео фрагмент)

На практическое занятие отводится четыре академических часа.

Итоговая форма контроля: зачет

Литература прилагается в соответствующем разделе ·

Список литературы

    • З. Фрейд «Женственность. Введение в психоанализ. Лекции», М,1991 г.

    • З. Фрейд «Некоторые психические следствия анатомического различия полов. Психоаналитические этюды», Минск, 1991 г.

    • З. Фрейд «Очерки по психологии сексуальности» Я и ОНО, Тбилиси, 1991 г

    • З. Фрейд «Табу девственности» Я и ОНО, Тбилиси. 1991 г.

    • Хорни. К «О происхождении комплекса кастрации у женщин. Женская психология», ВЕИП, Санкт-Петербург. 1993г.

    • Дейч Х «Психоанализ женской сексуальности»

    • Шпиц. Р. Первый год жизни. ( Перевод с англ. - М.: ГЕРУС, 2000.)

    • Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста, М., 2001

    • Г.Г Филиппова Психология материнства М., 2002

    • Д.В Винникот Разговор с родителями М., 1995

    • Д.В Винникот Маленькие дети и их матери М., 1998




  1. Распределение часов курса по темам и видам работ




п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

1.

Проблема материнского поведения в работах З. Фрейда., К. Хорни., Х. Дейч и др.

4

1

-

4(анализ литературы)

2.

Привязанность. Основные типы материнско-детской привязанности. Основы пренатальной общности. Введение в пренатальную психологию

4

1

-

4(изучение лекционного материала)

3.

Обзор основных моделей девиантного материнского поведеия

4

1

-

4(анализ лекционного материала и литературы0

4.

Характеристика основных типов личностей матерей(невротический, пограничный, психотический)

4

1

-

4(анализ литературы)

5.

Клинико-практическое занятие

4

-

1

4

6.

Психосоматические и психопатологические расстройства у детей, вызванные девиантным материнским поведением

4

1

-

4(работа с лекционным материалом)

7.

Психологическая и психотерапевтическая помощь матери и ребенку

4

1

-

4(самостоятельная работа с литературой)

ВСЕГО:

28

6(24)

1(4)

28

Форма итогового контроля: ( зачет)

III. Темы рефератов

  1. Особенности эдипального комплекса у девочек.

  2. Доэдипальное развитие девочки. Формирование полоролевой идентичности.

  3. Основные типы матеренско-детской привязанности

4. Основные модели девиантного материнского поведения

5. Психологическая и психотерапевтическая помощь матери и ребенку.


  1. Вопросы к экзаменам

    1. Эдипальный период. Сущность. Роль в формирование материнско-потребностной сферы

    2. Доэдипальное развитие девочки. Симбиотическая связь с матерью. Значение для последующего материнства

    3. Основные модели девиантного материнского поведения

    4. Невротическая, пограничная, психотическая структура личностей у матерей. Модели поведения

    5. Депрессия у матерей. Характеристика. Отличие невротической от эндогенной депрессии. Модели материнскоо поведения прои депрессии

    6. Характеристика основных типов материнско-детской привязанности

    7. Анаклитическая депрессия у младенцев. Клиническая характеристика. Распространенность

    8. Основные виды психотерапевтической помощи матери и ребену. Модели психотерапии. Психоаналитический подход

    9. Структура и содержание психологического консультирования семей, имеющих детей с тяжелыми психическими отклонениями

    10. Перенатальная психотерапия. Виды. Способы оказания помощи.


Основные термины и понятия по теме


АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (ANACLITIC DEPRESSION)

Синдром, включающий симптомы тре­вожного опасения, уныния и тоски, слезливо­сти, ухода в себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесяч­ного возраста.
АНАКЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА (ANACLITICAL OBJECT CHOICE)

См. , сепарация-индивидуация.
АУТОЭРОТИЗМ (AUTOEROTISM)

В широком смысле — поведение, при котором индивид получает сексуальное удовлетворение от собственного тела. По определению Фрейда (1905), важное место занимает отношение влечения к его объек­ту: 'влечение направлено не на других лю­дей, но находит удовлетворение в теле само­го субъекта'
АНГЕДОНИЯ (ANHEDONIA)

Отсутствие переживаний удовольствия в ситуациях, которые обычно их вызывают;

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (BISEXUALITY)

1) Универсальная психическая диспози­ция человека; 2) реальное сексуальное по­ведение.

Психопатология бисексуальности рас­пределяется, как правило, по градиентам силы Я и объектных отношений.

Внутренние объекты (Internal Objects)


Интрапсихические репрезентанты ас­пектов взаимоотношений с другими людьми
Девиантное материнское поведение (Abnormal parent behaviour)
Поведение матери препятствующее нормальному психическому(эмоциональному) и физическому развитию ребенка

Депрессивная позиция (Depressive Position)


Один из основных этапов развития, на­ступающий вслед за паранояйльно-шизоидной позицией. В рамках депрессивной позиции происходит интеграция чувств люб­ви и ненависти к объекту, его 'хороших' и 'плохих' аспектов, других их парциальных репрезентаций (например, 'оральная' и 'ге­нитальная' мать), о также внешней реально­сти с интрапсихической реальностью или фантазией.

ЗАВИСТЬ К ГРУДИ (BREAST ENVY)

Неудовлетворенность собственным те­лом и жажда либо обладать женской гру­дью, либо присвоить ее размеры, либо ов­ладеть содержимым (молоком). Зависть к груди переживают и мальчики, и девочки, но у мальчиков она встречается чаще и явля­ется более интенсивной

ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ (PENIS ENVY)

Психическая установка, отражающая неудовлетворенность собственными генита­лиями и исполненное раздражения, агрес­сивное и страстное желание иметь пенис. Имеет место также бессознательное жела­ние кастрировать мужчину и завладеть его пенисом. В основе зависти к пенису лежит чувство неполноценности, недостаточности, проистекающая из многих источников нар­циссическая чувствительность, а также стремление обладать более совершенным генитальным аппаратом и мужским потен­циалом
МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ (MASCULINE PROTEST)

Используя понятия "мужской' и 'женский' как метафоры силы и слабости, Адлер (1924) постулировал существование мужского про­теста — специфического набора черт, вы­полняющего у представителей обоего пола функции сверхкомпенсации чувства непол­ноценности и предрасположенности к не­врозам. Позже он использовал термин в более узком смысле, соотнося его с проте­стом женщины против женской роли.


Паранояйльно-шизоидная позиция (Paranoid-Schizoid Position)


Паранояйльно-шизоидная позиция является первой и наиболее примитивной организа­цией психического аппарата, распределяю­щей эмоциональные переживания в отноше­нии внутренних и внешних объектов в рам­ках динамических сил, продолжающих оказы­вать влияние на протяжении всей жизни, несмотря на все изменения, которые вносит ее противоположная часть — депрессивная позиция.
Перинатальная психология

Раздел психологии, изучающий психичекое взаимодействие матери и ребенка на различных этапах беременности
Пограничное состояние (Borderline State)

Пограничные состояния — это позиции или промежуточные станции в процессе декомпенсации от непсихотического состо­яния в психотическое или в процессе рег­рессии от невротического к психотическо­му уровню психической организации. Тер­мин может использоваться, например, для описания пациента, который уже не кажет­ся невротическим, но еще не выглядит явно шизофреническим. Наиболее частая причина нарушенного материнского поведения.


Расщепление (Splitting)


Чтобы лучше понять этот термин, его следует рассматривать в контексте основ­ных положений Кляйн, утверждавшей, что действие инстинктов в дифференцирован­ной форме проявляется с момента рожде­ния ребенка, что фантазия, репрезентирую­щая психическую активность, также в диф­ференцированной форме действует с мо­мента рождения и отображает превраще­ния инстинктов, что инстинкты подразумева­ют существование объектов, что между ре­бенком и его объектами существует комп­лекс взаимодействий, и, наконец, что термин 'внутренний объект' предполагает процес­сы интроекции и проекции между частями детских фантазий и объектов.

СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ (SEPARATION-INDIVIDUATION)

Термин, предложенный Малер для опи­сания двух взаимосвязанных процессов, постепенно разворачивающихся в ходе психического развития/ в частности,для опи­сания 'психологического рождения' ребен­ка. Термин применяется также в теорети­ческом смысле при изучении некоторых процессов и/или стадий развития. До на­ступления фазы сепарации-индивидуации можно наблюдать предшествующие очер­ченные периоды развития — нормальную аутистическую фазу (от момента рождения до десятой—двенадцатой недели жизни), отличающуюся сравнительным 'безразли­чием' (отсутствием ответов) на внешние сти­мулы и нормальную симбиотическую фазу (от шести недель до конца первого года жизни), характеризующуюся установлением специфической аффективной привязанности ребенка и матери.

Наступление фазы сепарации-индивиду­ации, заканчивающейся примерно в возра­сте 24-х месяцев, приходится на пик симби­оза в пяти-шестимесячном возрасте.
ШИЗОИДНЫЙ ХАРАКТЕР (SCHIZOID CHARACTER)

Нозологическое обозначение широкой категории лиц с чертами застенчивости, робости, ранимости, конструирующих свой жизненный и профессиональный путь с ог­раничением социальных контактов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс дпп. Дс. 02. Психоанализ
В ходе курса «Психоанализ» необходимо должны быть представлены и современные психоаналитические исследования и те, которые на сегодня...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ
В ходе курса «Психоанализ» необходимо должны быть представлены и современные психоаналитические исследования и те, которые на сегодня...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 032401 реклама,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление...
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс Специальность: 100101 Сервис Москва...
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Безопасность предприятия в сфере услуг» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс «техника кляйнианского психоанализа»...
...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс по курсу «социология» Автор: Клейменова...
Сложность социального познания предопределена изменчивой природой объекта изучения общества, которое способно принимать в каждый...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс для специальности: 100101 «Сервис» Москва...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сервисная деятельность составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс­­­ «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и...
Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Международное право» составлен в соот­ветствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск