Скачать 111.64 Kb.
|
Утверждено на заседании кафедры основ клинического психоанализа от 08 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой клинической психологии к.мед.н., профессор Н.К. Асанова ___________ Институт психоанализа Факультет психоанализа Кафедра основ клинического психоанализа Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов» Автор: Котляров Владислав Львович Москва 2009 Печатается по решению кафедры основ клинического психоанализа НОУ ВПО «Институт психоанализа» Котляров Владислав Львович., Психоанализ материнских конфликтов. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 7 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Котляров Владислав Львович 2009 г. Содержание Содержание.
Тема№1: Классики о проблемах материнских конфликтов. Работы. К Хорни, З.Фрейда, Х Дейч и др. Особенности Эдипова комплекса у девочки. Зависть к пенису. Кастрационный комплекс. Анатомические и биологические составляющие кастрационного комплекса. Уретральный эротизм. Скоптофилический инстинкт. Доэдипова привязанность к матери. Инцестуозные фантазии и фантазии о вагинальной травме. Гомосексуальная установка как способ защиты от гетеросексуальных желаний. Принципиальное различие Эдипова комплекса у мальчиков и у девочек. Тема№2: Обзор основных моделей девиантного материнского поведения. Работы Р. Шпица. Материнская гиперопека. Враждебность под маской внешней тревоги. Колебание между баловством и враждебностью. Депрессия у матерей. Тема№3: Материнская гиперопека. Физиологические и патологические формы гиперопеки. Тревожное попустительство. Гиперопека при психоневрозах. Материнская гиперопека в проблемных семьях (неполная семья, дети-инвалиды и т.д.). Основные формы психотерапевтической помощи при материнской гиперопеке. Тема№4: Враждебность под маской внешней тревоги. Клинико-психоаналитические аспекты. Колебание между баловством и враждебностью. Клинико-психоаналитические аспекты. Тема№5: Основы психосоматики и нейропсихологии детского возраста. Влияние девиантного материнского поведения на психосоматическое развитие младенца. Внутриутробная гипоксия и ее влияние на развитие нейропсихических структур ребенка. Основы нейропсихического анализа. Основные нейропсихологические синдромы. Сенсомоторная коррекция. Тема№6: Заболевания младенцев, вызванные эмоциональной депривацией. Частичная эмоциональная депривация. Анаклитическая депрессия. Полная эмоциональная депривация. Госпитализм. Тема№7: Психологическая помощь матери и ребенку. Проблема психологической помощи в материнстве и существующие формы психологической помощи. Структура и содержание психологического консультирования. Диагностика и проектирование коррекции 3. План практических и семинарских занятий по курсу (практикум) (Предполагается проведение одного практического занятия на базе клинической больнице(б-ца им Алексеева) по теме "Особенности психического развития детей из группы высокого риска по развитию психопатологии" Основные вопросы темы: Девиантное материнское поведение и его связь с психопатологиеей раннего детского возраста. Демонстрация случая(возможен видео фрагмент) На практическое занятие отводится четыре академических часа. Итоговая форма контроля: зачет Литература прилагается в соответствующем разделе · Список литературы
III. Темы рефератов
4. Основные модели девиантного материнского поведения 5. Психологическая и психотерапевтическая помощь матери и ребенку.
Основные термины и понятия по теме АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (ANACLITIC DEPRESSION) Синдром, включающий симптомы тревожного опасения, уныния и тоски, слезливости, ухода в себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесячного возраста. АНАКЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА (ANACLITICAL OBJECT CHOICE) См. , сепарация-индивидуация. АУТОЭРОТИЗМ (AUTOEROTISM) В широком смысле — поведение, при котором индивид получает сексуальное удовлетворение от собственного тела. По определению Фрейда (1905), важное место занимает отношение влечения к его объекту: 'влечение направлено не на других людей, но находит удовлетворение в теле самого субъекта' АНГЕДОНИЯ (ANHEDONIA) Отсутствие переживаний удовольствия в ситуациях, которые обычно их вызывают; БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (BISEXUALITY) 1) Универсальная психическая диспозиция человека; 2) реальное сексуальное поведение. Психопатология бисексуальности распределяется, как правило, по градиентам силы Я и объектных отношений. Внутренние объекты (Internal Objects)Интрапсихические репрезентанты аспектов взаимоотношений с другими людьми Девиантное материнское поведение (Abnormal parent behaviour) Поведение матери препятствующее нормальному психическому(эмоциональному) и физическому развитию ребенка Депрессивная позиция (Depressive Position)Один из основных этапов развития, наступающий вслед за паранояйльно-шизоидной позицией. В рамках депрессивной позиции происходит интеграция чувств любви и ненависти к объекту, его 'хороших' и 'плохих' аспектов, других их парциальных репрезентаций (например, 'оральная' и 'генитальная' мать), о также внешней реальности с интрапсихической реальностью или фантазией. ЗАВИСТЬ К ГРУДИ (BREAST ENVY) Неудовлетворенность собственным телом и жажда либо обладать женской грудью, либо присвоить ее размеры, либо овладеть содержимым (молоком). Зависть к груди переживают и мальчики, и девочки, но у мальчиков она встречается чаще и является более интенсивной ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ (PENIS ENVY) Психическая установка, отражающая неудовлетворенность собственными гениталиями и исполненное раздражения, агрессивное и страстное желание иметь пенис. Имеет место также бессознательное желание кастрировать мужчину и завладеть его пенисом. В основе зависти к пенису лежит чувство неполноценности, недостаточности, проистекающая из многих источников нарциссическая чувствительность, а также стремление обладать более совершенным генитальным аппаратом и мужским потенциалом МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ (MASCULINE PROTEST) Используя понятия "мужской' и 'женский' как метафоры силы и слабости, Адлер (1924) постулировал существование мужского протеста — специфического набора черт, выполняющего у представителей обоего пола функции сверхкомпенсации чувства неполноценности и предрасположенности к неврозам. Позже он использовал термин в более узком смысле, соотнося его с протестом женщины против женской роли. Паранояйльно-шизоидная позиция (Paranoid-Schizoid Position)Паранояйльно-шизоидная позиция является первой и наиболее примитивной организацией психического аппарата, распределяющей эмоциональные переживания в отношении внутренних и внешних объектов в рамках динамических сил, продолжающих оказывать влияние на протяжении всей жизни, несмотря на все изменения, которые вносит ее противоположная часть — депрессивная позиция. Перинатальная психология Раздел психологии, изучающий психичекое взаимодействие матери и ребенка на различных этапах беременности Пограничное состояние (Borderline State) Пограничные состояния — это позиции или промежуточные станции в процессе декомпенсации от непсихотического состояния в психотическое или в процессе регрессии от невротического к психотическому уровню психической организации. Термин может использоваться, например, для описания пациента, который уже не кажется невротическим, но еще не выглядит явно шизофреническим. Наиболее частая причина нарушенного материнского поведения. Расщепление (Splitting)Чтобы лучше понять этот термин, его следует рассматривать в контексте основных положений Кляйн, утверждавшей, что действие инстинктов в дифференцированной форме проявляется с момента рождения ребенка, что фантазия, репрезентирующая психическую активность, также в дифференцированной форме действует с момента рождения и отображает превращения инстинктов, что инстинкты подразумевают существование объектов, что между ребенком и его объектами существует комплекс взаимодействий, и, наконец, что термин 'внутренний объект' предполагает процессы интроекции и проекции между частями детских фантазий и объектов. СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ (SEPARATION-INDIVIDUATION) Термин, предложенный Малер для описания двух взаимосвязанных процессов, постепенно разворачивающихся в ходе психического развития/ в частности,для описания 'психологического рождения' ребенка. Термин применяется также в теоретическом смысле при изучении некоторых процессов и/или стадий развития. До наступления фазы сепарации-индивидуации можно наблюдать предшествующие очерченные периоды развития — нормальную аутистическую фазу (от момента рождения до десятой—двенадцатой недели жизни), отличающуюся сравнительным 'безразличием' (отсутствием ответов) на внешние стимулы и нормальную симбиотическую фазу (от шести недель до конца первого года жизни), характеризующуюся установлением специфической аффективной привязанности ребенка и матери. Наступление фазы сепарации-индивидуации, заканчивающейся примерно в возрасте 24-х месяцев, приходится на пик симбиоза в пяти-шестимесячном возрасте. ШИЗОИДНЫЙ ХАРАКТЕР (SCHIZOID CHARACTER) Нозологическое обозначение широкой категории лиц с чертами застенчивости, робости, ранимости, конструирующих свой жизненный и профессиональный путь с ограничением социальных контактов. |
Учебно-методический комплекс дпп. Дс. 02. Психоанализ В ходе курса «Психоанализ» необходимо должны быть представлены и современные психоаналитические исследования и те, которые на сегодня... | Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ В ходе курса «Психоанализ» необходимо должны быть представлены и современные психоаналитические исследования и те, которые на сегодня... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 032401 реклама,... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление... Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения | Учебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление... Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | ||
Учебно-методический комплекс Специальность: 100101 Сервис Москва... Учебно – методический комплекс по дисциплине «Безопасность предприятия в сфере услуг» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс «техника кляйнианского психоанализа»... ... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по курсу «социология» Автор: Клейменова... Сложность социального познания предопределена изменчивой природой объекта изучения общества, которое способно принимать в каждый... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности: 100101 «Сервис» Москва... Учебно-методический комплекс по дисциплине сервисная деятельность составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080505 Управление... Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | Учебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и... Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Международное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 |