Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии





Скачать 350.29 Kb.
НазваниеЛекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер350.29 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Психология > Лекция
  1   2   3
Лекция 2. 3. Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков

Вопросы:

1. Проблема творческого мышления в ассоциативной психологии

Проблема творчества является одной из основных проблем психологического знания. Середина 18 — начало 19 в. было временем формирования «классического ассоцианизма». В этот период возникают законченные системы, в которых ассоциация становится объяснительным принципом всей психики вообще. Можно назвать таких исследователей как Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль.

Ассоцианизм — общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения психических феноменов.

В развитии этого направления можно выделить несколько этапов.

  1. Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для объяснения процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза), образования предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Дж. Локк).

  2. Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Дж Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).

  3. Середина 19 — начало 20 в. В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию активности субъекта, Я («ментальная химия» Дж. Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер).

Труды Бэна, особенно «Чувства и интеллект» и «Эмоции и воля», сыграли важную роль в привлечении внимания психологов к экспериментальному изучению психических процессов и подготовили почву для преобразования психологии в самостоятельную опытную науку.

Современные исследователи подчёркивают, что ассоциативная психология тем не менее была не в состоянии объяснить закономерности не только творческого мышления, но даже процесса сознательного мышления, так как она не учитывала того важного обстоятельства, что процесс этот на каждом шагу регулируется соответствующим образом отраженным содержанием той проблемы, для решения которой он протекает.

Процесс взаимодействия отраженного в сознании содержания проблемы и процесса мышления до момента наступления её решения всё более усложняется.

Обычно такие затруднения имеет место в тех случаях, когда решение сложной проблемы достигается внезапным, то есть интуитивным способом. В более простых случаях к середине процесса решения проблемы это соотношение осложняется, но затем оно начинает упрощаться, когда субъект сознательно доверяет её решение подсознательному и бессознательному уровням психики.

Интуиция (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его приобретения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».

Установленные ассоцианистами законы ассоциаций является крупнейшим достижением психологической науки 19 века.
Основные положения ассоциативной психологии

Причиной её неспособности правильно решать проблемы мышления является абсолютизация рациональной стороны мышления, или интеллектуализм.

Основной закон ассоциации идей, сформулированный психологами говорит о том, что всякое представление вызывает за собой или такое представление, которое сходно с ним по содержанию, или же такое, с которым оно часто возникало в одно и то же время. Принцип внешней ассоциации есть одновременность. Принцип внутренней — сходство.

При объяснении сложных психических процессов этот представитель ассоциативной психологии отмечает четыре фактора, определяющих ход представлений у человека:

1) ассоциативное сродство — все виды ассоциаций и законы их функционирования;

2) отчетливость различных вступающих в борьбу образов воспоминания (в ассоциациях по сходству);

3) чувственный тон представлений;

4) констелляция (сочетание) представлений, которая бывает чрезвычайно изменчивой.

Известный ассоцианист Т. Циген, абсолютизируя ассоциативную функцию мозга, утверждает, что наше мышление подчиняется закону строгой необходимости, потому что предыдущее состояние мозговой коры детерминирует последующее её состояние. Он полагал, что понятие  — это ассоциация представлений. Ассоцианисты отрицали психофизическое единство, утверждая, что под порогом сознания могут происходить только физиологические процессы, никак не связанные с психическими.

Ведущий исследователь Рубинштейн С. Л недостатком ассоцианистов считал: отсутствие общей правильной установки: детерминации мыслительного процесса; то есть характерная для психологии мышления проблема детерминации подменяется другой проблемой: как связи между уже данными элементами детерминируют воспроизведение этих элементов.

Несмотря на принципиальные ошибки ассоцианист А. Бэн высказал интересные мысли для понимания творчества:

  • для творческого мышления необходимо радикальное изменение точки зрения на изучаемый предмет (борьба против устоявшихся ассоциаций);

  • что общеизвестный факт успешной творческой работы молодых учёных, еще не обладающих энциклопедическими знаниями в данной области, может получить рациональное объяснение.

2. Психоаналитическая теория творчества

Интересной трактовкой творчества были исследования З. Фрейда и К. Юнга в психоаналитической теории. Всё внимание философов и учёных сосредоточено на двух аспектах творчества: мотивация и бессознательные компоненты творчества.

Фрейд, Зигмунд — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. На основе богатейшего материала клинических исследований создал трехчленную структуру личности (Я (Ego), Оно (Id) и Сверх-Я (Super-Ego)) и опубликовал работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) и др. Эти был им перенесены в область философии и культуры: «Леонардо Да Винчи» (1913), «Тотем и табу» (1913). Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д.

З. Фрейд полагал, что мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество — это десексуализация, т. е. перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества (прежде всего — художественного) воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация. Другим положением теории Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества — это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное — самая «творческая» часть психики.

Фрейд в своих работах подчеркивал то, что личность творца, история его воспитания, развития, семейные традиции сильно влияют на результат его творчества. В книге «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» он подробно анализировал детство великого Леонардо, его отношения с матерью и отцом, с мачехой и учениками. Он пришел к выводу, что нежная любовь матери, утраченная в юном возрасте, нашла отражение во всем его дальнейшем творчестве и в его  многосторонних исследованиях. Именно мать Леонардо, по мнению Фрейда, загадочно улыбается нам с полотна, имя которому Мона Лиза (Джоконда). Фрейд указывал также на то, что художник чувствует себя в отношении своих творений «отцом».

В книге «Бред и сны в «Градиве» Йенсена» Фрейд пишет, что художник направляет своё внимание на бессознательное в собственной душе, прислушивается к возможностям его развития и выражает их в художественной форме, вместо того чтобы подавлять средствами осознанной критики. Фрейд также писал о том, что любой творческий человек принадлежит определенной стране и эпохе, и это оказывает существенное влияние на его произведения.

Современные исследователи отмечают, что представления Фрейда о бессознательном, о сублимации, о динамической психической структуре личности и мотивах человеческого поведения, значении детского эмоционального опыта в душевной жизни взрослого, постоянном психическом влечении к эросу и смерти нашли широкое распространение в современной культуре.

К. Юнг, швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии, утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения. Юнг выделял в человеке два начала — личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Каждый творческий человек — это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. С одной стороны, он представляет собой нечто человечески личное, с другой — это внеличный человеческий процесс. Он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. Творческое живёт и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого он забирает нужные соки. Аналитическая психология называет это явление автономным творческим комплексом, который в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню, своей силе на правах вышестоящей инстанции мобилизует Я на службу себе.

Таким образом, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это рок, не подвластный сознанию и воле человека


  1. Проблема творчества в гештальтпсихологии


Первое место среди психологических учений о мышлении занимает гештальтпсихология, она положила начало систематическому изучению механизмов творческого или продуктивного мышления.

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине 20 в. и получило развитие в трудах М. Вертхаймера, В. Кёлера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Такие конфигурации и получили название «гештальтов». На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.

Первый — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая чёткие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

Второй принцип, часто называемый законом равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. Это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».
Основные установки гештальтпсихологии:

  • принцип целостности и направленности мышления;

  • различение гаштальтов:

физического,

физиологического,

интеллектуального, — как способ решения психофизической проблемы.

Первоначально важным было само указание на факт целостности: если проблема решается, то гештальт оказался хорошим (целостным); если не решается — то гештальт плохой. Поскольку фактическое решение всегда включает в себя как удачные, так и неудачные ходы, то, естественно, было предположить смену гештальтов или целостностей.

Саму целостность можно истолковать как функциональную, т. е. как некоторую структуру, характеризуемую через функцию. Так сформировалось понимание мышления как деятельности последовательного переструктурирования, продолжающегося вплоть до нахождения необходимого по ситуации гештальта (структуры), что и было названо «инсайтом», или «озарением».

Гештальтисты убедительно считают, что при обучении намного важнее не накопление верных правил и проверенных знаний, а развитие способности «схватывания», понимания значения, сущности явлений.

В процессе творческого мышления все структурные преобразования представлений и мыслей совершаются как адекватное отражение структуры проблемной ситуации, ею детерминируемое.

Гештальтизм признает роль прежнего когнитивного опыта субъекта, но пpеломленного через актуальную проблемную ситуацию, её гештальт. Пpоцесс мышления и его pезультат, существенно определяются свойствами познающего субъекта.

Тpебования к умственному складу твоpца:

  • Не быть ограниченным, ослепленным привычками;

  • не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

  • не действовать механически;

  • не занимать частичную позицию;

  • не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

  • не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Существенными недостатками гештальтистского понимания процесса мышления, считают современные исследователи, являются:

а) пассивность субъекта системе взаимодействия «проблемной ситуации» и субъекта;

б) субъектом игнорируется естественная иерархия связей, существующих в проблемной ситуации, т.е. уравниваются существенные и несущественные связи между элементами проблемы.
4. Стадии творческого процесса гештальтпсихологии
Приведём пример выделения стадий творческого процесса гештальтпсихологами.

Стадии.

  1. Желание иметь реальное понимание приводит к постановке вопросов, и начинается исследование.

  2. Некотоpая часть «психического поля» становится кpитической и фокусиpуется, но она не становится изолиpованной. Развивается более глубокая стpуктуpная точка зpения на ситуацию, включающая изменения в функциональном значении, группировки элементов. Напpавленный тем, что тpебует стpуктуpа от кpитической части, индивид пpиходит к pациональному пpедвидению, котоpое тpебует пpямой и косвенной пpовеpки.

  3. Различные, последовательные этапы pешения пpоблемы уменьшают «неполноту её анализа» и pезультат достигается на каждом этапе посpедством «озаpения» мысли (инсайта).

  4. Откpытие (инсайт) может иметь место лишь вследствие обладания учёным опpеделенными способностями воспpиятия фактов, сознательного усмотpения и постановки пpоблем, достаточно мощным подсознательным мышлением, дополняющим анализ и «инкубиpующим» pешение.

  5. Если развитие науки не дает возможности учёному сознательно изучить определенную совокупность фактов, достаточную для обнаружения хотя бы частичной закономерности в изучаемых явлениях, то никакая «объективная структурная целостность» явлений не в состоянии привести к полному самообнаpужению.

  6. С того момента, когда обpазовалась подсознательная картина явления, она с необходимостью направляет процесс мышления уже потому, что существует в качестве активного психического пеpеживания субъекта или «интеллектуальной интуиции».

  7. Чисто логический подход к pешению научных пpоблем беспеpспективен.

  8. Чтобы ученый сохpанил «чувство напpавленности» мыслительной деятельности, он должен непpеpывно pаботать над научными пpоблемами для пpиобpетения тех логических и пpедметных элементов, котоpые необходимы и достаточны для подготовки откpытия.

Совpеменная заpубежная и pоссийская психология твоpчества пpодолжает pазpабатиывать положительное наследство ассоциативной и гештальтистской психологии, стpемясь найти ответы на каpдинальные вопpосы:

  • каковы интимные психологические механизмы творческого акта;

  • диалектика внешних и внутpенних условий, стимулиpующих и тоpмозящих твоpческий процесс;

  • в чем состоят твоpческие способности и как их pазвивать, наследственны ли они или пpиобpетаемы; а если игpают pоль оба фактоpа, то каково их относительное значение;

  • какова роль случайности в творчестве;

  • каковы психологические взаимоотношения в малых гpуппах ученых и как они влияют на процесс твоpчества.


Дополнительная литература к лекции

1. Выготский Л. С. По поводу статьи К. Коффки «Самонаблюдение и метод психологии». — http://psyvsem.at.ua/publ/obshhaja_psikhologija/l_s_vygotskij_po_povodu_stati_k_koffki_samonabljudenie_i_metod_psikhologii/3-1-0-4

  1. Левин К. Динамическая психология. — http://www.koob.ru/lewin_kurt/

  2. Рубинштейн С. Психология Шпрангера как наука о духе. — http://www.i-u.ru/biblio/archive/rubinshyeyn_psihologija/

  3. Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена. — http://www.koob.ru/freud_zigmind/

  4. Фрейд З.Введение в психоанализ. — http://www.koob.ru/freud_zigmind/

  5. Фрейд З. Леонардо да Винчи: воспоминание детства. — http://www.koob.ru/freud_zigmind/

  6. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — http://www.koob.ru/freud_zigmind/

  7. Фрейд З.Художник и фантазирование. — http://www.koob.ru/freud_zigmind/

  8. Юнг К. Архетип и символ. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. — http://www.koob.ru/jung/

  9. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. — http://www.koob.ru/jung/

  10. Юнг К. Психоанализ и искусство. — http://www.koob.ru/jung/


Приложение
Фрагмент работы «Дух в машине»

А. КЕСТЛЕР

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconПлан Введение: Психология. Мышление. История представлений о мышлении. Операции мышления
Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconСтатьи для докладов и написания рефератов Вопросы возрастной психологии: Венгер А. Л
Венгер А. Л. Ребенок и общество: исторический кризис детства //Вопросы психологии, 2008, № С. 3-12. Важнейшая проблема современности...
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconВопросы к зачету по курсу
Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconМинистерство Образования Республики Башкортостан реферат " Глобальная энергетическая проблема"
...
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconЦель: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной,...
Главная воспитательная проблема: «Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала...
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработчики программы: Карапетян Л. В., кандидат псих наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии...
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconДипломная работа
Изучение дивергентного мышления в отечественной и зарубежной психологии и его сущность
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconТемы рефератов 7 семестр Проблема лидерства в политической психологии

Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Проблема природы, жизни – это проблема первичной организации материи в живых объектах»
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconРеферат На тему: «История развития дополнительного (внешкольного) образования»
Актуальная проблема нашего времени среди молодежи – проблема проведения свободного времени
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconКоренченко татьяна ивановна
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других...
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconПланы семинарских занятий тема проблема коррупции: понятие и виды
Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconУправление качеством образования как педагогическая проблема
Проблема качества образования – одна из центральных проблем современной школы. От решения этой проблемы зависит качество жизни человека...
Лекция Проблема творчества в зарубежной психологии 19 — 20 веков Вопросы: Проблема творческого мышления в ассоциативной псих ологии iconКультурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск