Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов





НазваниеРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
страница1/3
Дата публикации18.10.2013
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3


кисловодский гуманитарно-технический институт

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов,

обучающихся по направлению

080100.62 «Экономика»

Составитель: к.ф.н., доцент Больбат А.А.

Кисловодск

2012г.


1.Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Психология»: овладение студентами системообразующими понятиями и категориями общей психологии, что обеспечивает возможность правильного понимания многих психологических явлений и процессов.

Задачи дисциплины:

  1. Ознакомить с научным представлением об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, а также основными научными понятиями психологии;

  2. Ознакомить с системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, о развитии и функционировании психики человека, об источниках его активности, закономерностях познавательной деятельности, особенностях сознания, природе человеческих способностей, личности и индивидуальности;

  3. Способствовать развитию коммуникативных умений и интереса к познанию других и самопознанию;

  4. Формирование профессиональной компетентности в применении психологических знаний в решении проблемных ситуаций;

  5. Научить работе со справочным материалом, учебной и специальной литературой по психологии.


2. Требования к уровню освоения дисциплины:

При изучении предмета «Общая психология» студент должен знать и уметь:

    • Овладеть категориальным аппаратом курса, усвоить значение и смысл основных дефиниций дисциплины;

    • Знать основные методологические подходы к изучению психологии;

    • Знать и уметь использовать на практике результаты теоретических и экспериментальных исследований выдающихся психологов, внесших большой вклад в развитие психологической науки;

    • Освоить компетенции коммуникативные, организаторские, когнитивные, научно-исследовательские, с целью реализации эффективного и продуктивного образовательного процесса;

    • Освоить учебную литературу и первоисточники в соответствии с темами курса.

Овладеть компетенциями:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению,анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

-способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

-способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК- 1);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
3. Формы и методы проведения учебных занятий.

Данная программа предусматривает проведение семинарских занятий (перечень занятий приводится в конце программы). После изучения той или иной темы, того или иного раздела теоретического курса выполнять соответствующие упражнения, а также применять получаемые знания в дискуссиях, спорах, при составлении деловых бумаг и т.д. Итоговый контроль выполняется при завершении дисциплины в форме устных ответов на вопросы билетов.

В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала и подготовка к семинарским занятиям.

Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе бакалавриата, являются лекции и практические (семинарские) занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Практические занятия (семинары) завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебной дисциплины и позволяют преподавателям контролировать подготовленность студентов, закрепление ими изученного материала, степень развития умений и навыков подготовки сообщений по темам, уровень устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Основной вид деятельности студента – самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории, библиотеки) выбирают сами студенты.

Самостоятельную работу следует начинать с изучения учебной программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе занятий, затем – приступать к изучению отдельных тем в предусмотренном программой порядке.

Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий каждой темы. Изучение дисциплины заканчивается аттестацией, проводимой по всему содержанию курса. К ней допускаются студенты, систематически работавшие в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на практические занятия. Подготовка осуществляется по вопросам, рекомендованным кафедрой.
4. Распределение часов по темам и видам занятий.

(очное отделение)






Название темы

Количество часов




Лекции

Семи

нары

Самост.

Раб.

Всего

1,2

Предмет и задачи психологии. История

становления психологии как науки.

2


2

4

8

3

Методы психологии

2




4

6

Модуль 2. Характеристика познавательной сферы человека













4

Ощущение и восприятие

2




2

4

5

Память. Внимание




2

2

4

6

Мышление и речь

2

2

2

6




Воображение. Представление







4

4

Модуль 3. Индивидуально-психологические особенности человека













7

Эмоции и чувства

2

2

2

6

8

Волевая сфера




2

2

4

9

Темперамент и характер

2

2

2

6

10

Способности

2

2

2

6

Модуль 4. Личность. Деятельность. Общение.













11

Понятие личности в психологии

2

2

2

6

12

Понятие деятельности в психологии




2

2

4

13

Общение

2

Кср.(2)

4

6




Итого:

18

18

34

72



(заочное отделение)






Название темы

Количество часов




Лекции

Семи

нары

Самост.

Раб.

Всего

1,2

Предмет и задачи психологии. История

становления психологии как науки.







5

5

3

Методы психологии

1

1

5

7

Модуль 2. Характеристика познавательной сферы человека













4

Ощущение и восприятие







5

5

5

Память. Внимание







5

5

6

Мышление и речь







5

5




Воображение. Представление

1

1

5

7

Модуль 3. Индивидуально-психологические особенности человека













7

Эмоции и чувства







5

5

8

Волевая сфера







5

5

9

Темперамент и характер







5

5

10

Способности

1

1

5

7

Модуль 4. Личность. Деятельность. Общение.













11

Понятие личности в психологии







5

5

12

Понятие деятельности в психологии







5

5

13

Общение

1

1

5

7




Итого:

4

4

60

72


5.Содержание дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛИ КУРСА.

1. Предмет психологии.

2. Характеристика познавательной сферы человека

3. Индивидуально-психологические особенности человека

4. Личность. Деятельность. Общение.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
Модуль 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.
1- 2. Предмет и задачи психологии. История становления психологии как науки.
Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Основные исторические этапы развития психологической науки.

Основные направления в развитии зарубежной психологической науки: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Современные направления в развитии зарубежной психологической науки: необихевиоризм, неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Основные этапы развития отечественной психологической науки.

Характеристика предмета и объекта психологической науки. Методология науки и основные методологические принципы отечественной психологии: детерминизм, развитие, единство сознания и деятельности. Понятие о психике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности. Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Описательная характеристика психических явлений. Основные категории психологии: психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Основные направления и отрасли отечественной психологии. Общая, социальная психология, психология развития и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, медицинская психология, психофизиология, юридическая психология, психология спорта. Задачи различных отраслей психологии. Практическое значение психологии.

3. Методы психологии.

Научные требования к объективному изучению психических процессов. Понятие о методе в психологии. Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека.

Общая классификация методов психологии по Ананьеву Б.Г. Основные виды психологических методов: наблюдение, опросы, тесты, эксперимент. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения: объективное наблюдение, самонаблюдение, включенное наблюдение. Достоинства и ограничения метода.

Метод эксперимента, его характеристика. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент. Достоинства и недостатки метода.

Характеристика методов опроса: беседа, анкетирование, интервью. Особенности применения метода. Достоинства и недостатки методов.

Психологические тесты, виды тестов: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты.

Способы практического психологического воздействия на человека. Убеждение как метод психологического воздействия. Подражание и сфера его применения в практической психологии. Понятие о внушении.

Перечень литературы к модулю:

  1. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  3. .Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.,М.,1992.

  4. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1995

  5. Немов Р.С. Психология: в 3-х т., М.,1995.

  6. Общая психология. (Курс лекции)// Соств.Рогов Е.И., М., 1995.

  7. Психология. Учебник. СПб. 998.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов н/Д., 1996.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.М., 1989.

  10. Столяренко Л .Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1995.

  11. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.


Модуль 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
4. Ощущение и восприятие.

Идеалистическое и материалистическое понимание природы ощущений. Закон «специфической энергии органов чувств».

Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Понятие об ощущении.

Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений. Классификация ощущений: 1) по модальности (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые); 2) по расположению рецептора (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные); 3) по контакту с раздражителем (дистантные, контактные). Компенсаторные возможности ощущений. Свойства ощущений: чувствительность, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный пороги ощущений.


Восприятие как форма представления реальности. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.

Основные классификации восприятия: по модальности (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое); по форме существования материи (пространство, время, движение). Понятие об иллюзии восприятия. Предмет и фон восприятия. Взаимосвязь восприятия и ощущения.
5. Память и внимание.
Мнемическая организация человека. Память как средство запечатления, сохранения и актуализизации следов воздействия внешнего мира на человека. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представления о внешнем мире. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти.

Определение и общая характеристика памяти. Память как психический процесс. Память как запечатление, сохранение, узнавание, и воспроизведение прошлого опыта человека. Понятие ассоциации (Аристотель, Д. Юм, У. Джемс, Г. Эббингауз; И.М. Павлов, И.П. Сеченов).

Основные виды памяти: 1) по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), словесно-логическая); по характеру целей деятельности (произвольная, непроизвольная); по продолжительности закрепления и сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная, иконическая); по способу запоминания (механическая, смысловая); по характеру приобретения информации (генетическая, прижизненная).

Общая характеристика основные процессы и механизмы памяти. Основные виды запоминания: запечатление, произвольное и непроизвольное (заучивание). Сохранение информации: динамическое и статическое. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Основные формы воспроизведения: узнавание, воспроизведение (преднамеренное и непреднамеренное), припоминание. Основные формы забывания. Закон забывания Г. Эббингауза.

Факторы, влияющие на продуктивность запоминания: установка на запоминания, мотивация, уровень бодрствования, характер запоминаемого материала, эмоциональная окраска материала, использование мнемических приемов. Индивидуально-психологические различия памяти. Зависимость типа памяти от особенностей воспитания. Виды нарушений памяти. Прикладные аспекты изучения памяти. Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности. Пути улучшения памяти. Мнемотехника.

Общие представления о внимании. Психологические теории внимания (психофизиологическая концепция Т.Рибо, теория установки Д.Н.Узнадзе, концепция П.Я.Гальперина).

Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания.

Внешнее и внутреннее внимание. Характеристика сенсорного, моторного и интеллектуального внимания. Формы внимания: индивидуальная и групповая, специфика групповой формы внимания.

Основные свойства внимания: объем, переключение, распределение, устойчивость, концентрация.

Нарушения внимания: рассеянность, инертность, чрезмерная подвижность. Прикладные аспекты в изучении внимания. Внимание - важнейшее условие любой деятельности. Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам деятельности человека. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления. Планомерное, поэтапное формирование внимательности школьников. Способы переключения внимания учеников с одной работы  на другую. Расстройства внимания; и их коррекция в учебно-воспитательном процессе. Методы изучения внимания школьника на уроке.
6.Мышление и речь.
Природа и основные виды мышления. Основные характеристики мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Физиологические основы мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления — понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Особенности и сфера применения каждого подвида мышления. Одинаковая ценность и сочетание разных видов мышления в практической деятельности человека. Классификация людей по типам мышления.

Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Умозаключение как высшая форма мышления. Умозаключение по аналогии. Ошибки умозаключения. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.  Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Основные стадии развития мышления в онтогенезе.

Понятие об интеллекте. Интеллект и поведение человека. Коэффициент интеллекта. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития, неоднозначность их связи с профессиональными успехами человека,

Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. Методы повышения эффективности творческой деятельности. Групповые формы работы, стимулирующие развитие мышления. Техника «брейнсторминга».

Общая характеристика речи. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

Физиологические основы речи. Физиологические системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике, Брока.

Проблемы взаимоотношения мышления и речи. Речь как инструмент мышления.

Основные виды речи. Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Развитие речи у ребенка. Основные этапы формирования речи. Роль взрослого в формировании речи ребенка.
Перечень литературы к модулю:

  1. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  3. .Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.,М.,1992.

  4. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1995

  5. Немов Р.С. Психология: в 3-х т., М.,1995.

  6. Общая психология. (Курс лекции)// Соств.Рогов Е.И., М., 1995.

  7. Психология. Учебник. СПб. 998.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов н/Д., 1996.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.М., 1989.

  10. Столяренко Л .Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1995.

  11. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.



Модуль 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

7.Эмоции и чувства.
Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Высшие чувства. Основные характеристики настроений.

Физиологические основы и психологические теории эмоции. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций. Приспособительное значение эмоций. Концепция происхождения эмоций Ч. Дарвина. Психоорганическая концепция сущности и прохождения эмоций Джемса—Ланге. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестиигера. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. К. Анохина, П. В. Симонова.

Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций, фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

Виды и роль эмоций и жизни человека. Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулярная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций: эмоции в узком смысле слова, настроение, аффект, страсть и стресс. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоции успеха-неуспеха. Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека - чувств. Эмоциональные состояния, их экспериментальное изучение.

Выражение эмоций. Данные исследований выражения эмоций в поведении и физиологических функциях человека. Объективные показатели эмоций, их надежность.

Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных личностных качеств человека. Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы человека.

8. Волевая сфера личности.
Воля и ее основные признаки. Общая характеристика волевых действий. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные или производные волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинирован­ность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Подход И.П. Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А. Бернштейна. Экспериментальные и эмпирические исследования волевой регуляции.

Основные психологические теории воли.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.

Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Решительность и процесс принятия и исполнения волевого решения.

Волевые качества человека и их развитие. Основные направления развития воли. Воля и формирование высших психических функций человека. Становление и укрепление сознательной, нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Значение игр, связанных с преодолением трудностей, в развитии воли у детей. Система поощрений за достижение успехов при успешном выполнении волевого акта. Самоконтроль и самооценка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Воспитание у детей волевых качеств личности. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Необходимость выделения волевой регуляции в деятельности и отдельных действиях.

Психологические механизмы волевой регуляции. Роль различных психологических процессов в волевой регуляции. Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Развитие волевой регуляции в онтогенезе.

Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Диагностика уровня развития волевых качеств человека. Воспитание и самовоспитание воли у учащихся.
9. Темперамент и характер.
Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б. М. Теплову. Виды темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темперамента, их смешанность у большинства людей. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

Краткий обзор учений о темпераменте. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Исследования проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б. М. Теплову. Концепция темперамента В. М. Русалова.

Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И. П. Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И. П. Павлову. Исследования свойств нервной системы, проведенные Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным.

Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу.

Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, торможения, переключаемости — применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Роль темперамента в игровой деятельности ребенка и трудовой деятельности взрослого.

Определение характера. Общее представление о характере. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности, общения и взаимодействия человека с окружающими людьми. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности.

Типология характеров. Общие основания для построения типологии характеров. Подходы к изучению индивидуального характера. Постановка проблемы характера в психоанализе 3. Фрейда. Опыт характерологии К. Г. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.

Типология характеров Э.Кречмера: аргументы за и против. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции Л. Леонгарда Типология характеров в работах П.Б.Ганнушкина и А. Е. Личко. Социальные типы характеров по Э.Фромму. Аналитический подход к типологии характеров (А. Ф. Лазурский).

Формирование характера. Истоки человеческого характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Подражание окружающим людям и обращение взрослых с ребенком в раннем детстве — важные факторы формирования характера. Возраст от 2—3 до 9—10 лет как сенситивный для становления основных черт характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в фор­мировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера. Проблема перевоспитания характера.
10.Способности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения...
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения...
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconУчебно-методический комплекс для студентов рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста» для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов iconРабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск