Скачать 0.5 Mb.
|
кисловодский гуманитарно-технический институт РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» Составитель: к.ф.н., доцент Больбат А.А. Кисловодск 2012г. 1.Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Психология»: овладение студентами системообразующими понятиями и категориями общей психологии, что обеспечивает возможность правильного понимания многих психологических явлений и процессов. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения дисциплины: При изучении предмета «Общая психология» студент должен знать и уметь:
Овладеть компетенциями: - владеет культурой мышления, способен к обобщению,анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); -способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); -способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК- 1); - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); 3. Формы и методы проведения учебных занятий. Данная программа предусматривает проведение семинарских занятий (перечень занятий приводится в конце программы). После изучения той или иной темы, того или иного раздела теоретического курса выполнять соответствующие упражнения, а также применять получаемые знания в дискуссиях, спорах, при составлении деловых бумаг и т.д. Итоговый контроль выполняется при завершении дисциплины в форме устных ответов на вопросы билетов. В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала и подготовка к семинарским занятиям. Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе бакалавриата, являются лекции и практические (семинарские) занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. Практические занятия (семинары) завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебной дисциплины и позволяют преподавателям контролировать подготовленность студентов, закрепление ими изученного материала, степень развития умений и навыков подготовки сообщений по темам, уровень устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений. Основной вид деятельности студента – самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории, библиотеки) выбирают сами студенты. Самостоятельную работу следует начинать с изучения учебной программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе занятий, затем – приступать к изучению отдельных тем в предусмотренном программой порядке. Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий каждой темы. Изучение дисциплины заканчивается аттестацией, проводимой по всему содержанию курса. К ней допускаются студенты, систематически работавшие в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на практические занятия. Подготовка осуществляется по вопросам, рекомендованным кафедрой. 4. Распределение часов по темам и видам занятий. (очное отделение)
(заочное отделение)
5.Содержание дисциплины. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МОДУЛИ КУРСА. 1. Предмет психологии. 2. Характеристика познавательной сферы человека 3. Индивидуально-психологические особенности человека 4. Личность. Деятельность. Общение. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ Модуль 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. 1- 2. Предмет и задачи психологии. История становления психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления в развитии зарубежной психологической науки: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Современные направления в развитии зарубежной психологической науки: необихевиоризм, неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Основные этапы развития отечественной психологической науки. Характеристика предмета и объекта психологической науки. Методология науки и основные методологические принципы отечественной психологии: детерминизм, развитие, единство сознания и деятельности. Понятие о психике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности. Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Описательная характеристика психических явлений. Основные категории психологии: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Основные направления и отрасли отечественной психологии. Общая, социальная психология, психология развития и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, медицинская психология, психофизиология, юридическая психология, психология спорта. Задачи различных отраслей психологии. Практическое значение психологии. 3. Методы психологии. Научные требования к объективному изучению психических процессов. Понятие о методе в психологии. Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека. Общая классификация методов психологии по Ананьеву Б.Г. Основные виды психологических методов: наблюдение, опросы, тесты, эксперимент. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения: объективное наблюдение, самонаблюдение, включенное наблюдение. Достоинства и ограничения метода. Метод эксперимента, его характеристика. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент. Достоинства и недостатки метода. Характеристика методов опроса: беседа, анкетирование, интервью. Особенности применения метода. Достоинства и недостатки методов. Психологические тесты, виды тестов: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты. Способы практического психологического воздействия на человека. Убеждение как метод психологического воздействия. Подражание и сфера его применения в практической психологии. Понятие о внушении. Перечень литературы к модулю:
Модуль 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА 4. Ощущение и восприятие. Идеалистическое и материалистическое понимание природы ощущений. Закон «специфической энергии органов чувств».Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Понятие об ощущении.Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений. Классификация ощущений: 1) по модальности (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые); 2) по расположению рецептора (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные); 3) по контакту с раздражителем (дистантные, контактные). Компенсаторные возможности ощущений. Свойства ощущений: чувствительность, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный пороги ощущений.Восприятие как форма представления реальности. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Основные классификации восприятия: по модальности (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое); по форме существования материи (пространство, время, движение). Понятие об иллюзии восприятия. Предмет и фон восприятия. Взаимосвязь восприятия и ощущения. 5. Память и внимание. Мнемическая организация человека. Память как средство запечатления, сохранения и актуализизации следов воздействия внешнего мира на человека. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представления о внешнем мире. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти. Определение и общая характеристика памяти. Память как психический процесс. Память как запечатление, сохранение, узнавание, и воспроизведение прошлого опыта человека. Понятие ассоциации (Аристотель, Д. Юм, У. Джемс, Г. Эббингауз; И.М. Павлов, И.П. Сеченов). Основные виды памяти: 1) по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), словесно-логическая); по характеру целей деятельности (произвольная, непроизвольная); по продолжительности закрепления и сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная, иконическая); по способу запоминания (механическая, смысловая); по характеру приобретения информации (генетическая, прижизненная). Общая характеристика основные процессы и механизмы памяти. Основные виды запоминания: запечатление, произвольное и непроизвольное (заучивание). Сохранение информации: динамическое и статическое. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Основные формы воспроизведения: узнавание, воспроизведение (преднамеренное и непреднамеренное), припоминание. Основные формы забывания. Закон забывания Г. Эббингауза. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания: установка на запоминания, мотивация, уровень бодрствования, характер запоминаемого материала, эмоциональная окраска материала, использование мнемических приемов. Индивидуально-психологические различия памяти. Зависимость типа памяти от особенностей воспитания. Виды нарушений памяти. Прикладные аспекты изучения памяти. Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности. Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Общие представления о внимании. Психологические теории внимания (психофизиологическая концепция Т.Рибо, теория установки Д.Н.Узнадзе, концепция П.Я.Гальперина). Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Внешнее и внутреннее внимание. Характеристика сенсорного, моторного и интеллектуального внимания. Формы внимания: индивидуальная и групповая, специфика групповой формы внимания. Основные свойства внимания: объем, переключение, распределение, устойчивость, концентрация. Нарушения внимания: рассеянность, инертность, чрезмерная подвижность. Прикладные аспекты в изучении внимания. Внимание - важнейшее условие любой деятельности. Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам деятельности человека. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления. Планомерное, поэтапное формирование внимательности школьников. Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую. Расстройства внимания; и их коррекция в учебно-воспитательном процессе. Методы изучения внимания школьника на уроке. 6.Мышление и речь. Природа и основные виды мышления. Основные характеристики мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Физиологические основы мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления — понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Особенности и сфера применения каждого подвида мышления. Одинаковая ценность и сочетание разных видов мышления в практической деятельности человека. Классификация людей по типам мышления. Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Умозаключение как высшая форма мышления. Умозаключение по аналогии. Ошибки умозаключения. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Понятие об интеллекте. Интеллект и поведение человека. Коэффициент интеллекта. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития, неоднозначность их связи с профессиональными успехами человека, Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. Методы повышения эффективности творческой деятельности. Групповые формы работы, стимулирующие развитие мышления. Техника «брейнсторминга». Общая характеристика речи. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь. Физиологические основы речи. Физиологические системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике, Брока. Проблемы взаимоотношения мышления и речи. Речь как инструмент мышления. Основные виды речи. Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Развитие речи у ребенка. Основные этапы формирования речи. Роль взрослого в формировании речи ребенка. Перечень литературы к модулю:
Модуль 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 7.Эмоции и чувства. Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Высшие чувства. Основные характеристики настроений. Физиологические основы и психологические теории эмоции. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций. Приспособительное значение эмоций. Концепция происхождения эмоций Ч. Дарвина. Психоорганическая концепция сущности и прохождения эмоций Джемса—Ланге. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестиигера. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. К. Анохина, П. В. Симонова. Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций, фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях. Виды и роль эмоций и жизни человека. Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулярная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций: эмоции в узком смысле слова, настроение, аффект, страсть и стресс. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоции успеха-неуспеха. Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека - чувств. Эмоциональные состояния, их экспериментальное изучение. Выражение эмоций. Данные исследований выражения эмоций в поведении и физиологических функциях человека. Объективные показатели эмоций, их надежность. Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных личностных качеств человека. Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы человека. 8. Волевая сфера личности. Воля и ее основные признаки. Общая характеристика волевых действий. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные или производные волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность. Подход И.П. Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А. Бернштейна. Экспериментальные и эмпирические исследования волевой регуляции. Основные психологические теории воли. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий. Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Решительность и процесс принятия и исполнения волевого решения. Волевые качества человека и их развитие. Основные направления развития воли. Воля и формирование высших психических функций человека. Становление и укрепление сознательной, нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Значение игр, связанных с преодолением трудностей, в развитии воли у детей. Система поощрений за достижение успехов при успешном выполнении волевого акта. Самоконтроль и самооценка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Воспитание у детей волевых качеств личности. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Необходимость выделения волевой регуляции в деятельности и отдельных действиях. Психологические механизмы волевой регуляции. Роль различных психологических процессов в волевой регуляции. Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Диагностика уровня развития волевых качеств человека. Воспитание и самовоспитание воли у учащихся. 9. Темперамент и характер. Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б. М. Теплову. Виды темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темперамента, их смешанность у большинства людей. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента. Краткий обзор учений о темпераменте. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Исследования проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б. М. Теплову. Концепция темперамента В. М. Русалова. Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И. П. Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И. П. Павлову. Исследования свойств нервной системы, проведенные Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, торможения, переключаемости — применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Роль темперамента в игровой деятельности ребенка и трудовой деятельности взрослого. Определение характера. Общее представление о характере. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности, общения и взаимодействия человека с окружающими людьми. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности. Типология характеров. Общие основания для построения типологии характеров. Подходы к изучению индивидуального характера. Постановка проблемы характера в психоанализе 3. Фрейда. Опыт характерологии К. Г. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии. Типология характеров Э.Кречмера: аргументы за и против. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции Л. Леонгарда Типология характеров в работах П.Б.Ганнушкина и А. Е. Личко. Социальные типы характеров по Э.Фромму. Аналитический подход к типологии характеров (А. Ф. Лазурский). Формирование характера. Истоки человеческого характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Подражание окружающим людям и обращение взрослых с ребенком в раннем детстве — важные факторы формирования характера. Возраст от 2—3 до 9—10 лет как сенситивный для становления основных черт характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера. Проблема перевоспитания характера. 10.Способности. |
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | Программа «Психология труда, инженерная психология и эргономика»... Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300... | ||
Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | ||
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,... | Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста» для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое... | Рабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... |