Скачать 0.52 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено на заседании кафедры психологии Протокол №___ завкафедрой Ткач Е.Н. от_____________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине «Психология стресса» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами - «Анатомия и физиология ЦНС», «Общая психология», «Психология труда», «Психология здоровья». Отправным пунктом при разработке учебного курса по психологии стресса явились идеи отечественных и зарубежных исследователей Ю.В. Щербатых, В.А. Бодрова, Г. Селье, К.В. Судакова, Л.А. Китаева-Смыка. Программа и методические материалы составлены в соответствии с общими требованиями к психологическим программам. Программа включает в себя тематический план и рабочую программу. Цель изучения дисциплины – усвоение студентами знаний о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики. Данный курс направлен на подробное знакомство студентов с классическими, а также современными подходами к стрессу. Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счёт универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Курс способствует углублению понимания стресса и профессионально-психологического подхода в работе с ним. Актуальность курса «Психология стресса» связана с возрастанием темпа и напряжённости жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения. В настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции. В процессе изучения курса «Психология стресса» студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии. Студент, изучивший дисциплину, должен:
Технология проведения занятий включает лекционные и семинарские занятия, направленные на изучение теоретико-методологических основ проблемы стресса, на освоение студентами методов и форм работы со стрессом. В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен зачет в восьмом семестре. «Зачет» ставится при представлении студентом: выполненных диагностических заданий; написании проверочных работ по содержанию теоретического материала; выполненных заданий для самостоятельной работы; выполнении и защиты реферата по выбранной студентом теме. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии «Утверждаю»: завкафедрой Ткач Е.Н. ____________________ «____»____________2008 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология стресса» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Курс 4 Семестр 8 2008 Разработчик Старший преподаватель _____________ К.В. Краева кафедры психологии РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии ____________ протокол № ________ Задачи учебной дисциплины: В ходе освоения учебной дисциплины студент должен:
Содержание дисциплины по видам учебных занятий
Тематическое планирование дисциплины (ДО)
Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)
Краткое содержание каждой темы Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии стресса Тема 1. Подходы и теории стресса Классическая характеристика стресса как общего адаптационного синдрома (Г. Селье). Особенности влияния стрессового состояния на сознание и поведение человека. Особенности информационного и эмоционального стресса. Понятие эустресса и дистресса. |