Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
программа научно-педагогической практики
Направление подготовки: 050100.68. «Педагогическое образование»
Профиль подготовки: «Риторика в начальном образовании» 2-й курс, 3-й семестр
Москва, 2013
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол №2, от 19 сентября 2013 г.; утверждена на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования протокол № 4, от 24.10.2013 г. Директор Института педагогики
и психологии образования А.И. Савенков
Заведующий кафедрой: Т.И. Зиновьева
Руководитель магистерской
программы Л.В. Ассуирова
Секретарь Ученого совета: О.В. Цаплина Составитель: Л.В. Ассуирова Рецензент Л.В. Хаймович
Пояснительная записка
Научно-педагогическая практика является обязательным компонентом основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 050100.68 «Педагогическое образование», программа подготовки «Риторика в начальном образовании». Эта практика представляет собой вид учебно-научной деятельности, непосредственно ориентированной на профессионально-практическую подготовку обучающихся, составным компонентом предусмотренного в ООП магистратуры научно-производственного вида практики.
Программа педагогической практики соответствует требованиям ФГОС ВПО (2010 г.) по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование». Объем и требования к организации практики определяются государственным образовательным стандартом: трудоемкость по ФГОС ВПО – 6 кредитов (зачетных единиц), всего часов – 216 ч, из них на самостоятельную работу – 216 ч.
Научно-педагогическая практика является важным инструментом формирования профессиональных компетенций педагога, обязательной ступенью в получении квалификации (степени) - магистр.
В ходе научно-педагогической практики студенты имеют возможность обнаружить и закрепить теоретические и практические знания и умения в разнообразных формах деятельности преподавателя высшего педагогического образовательного заведения.
Базой практики является выпускающая кафедра - кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ.
Общая направленность научно-педагогической практики: она ориентирована на развитие практических навыков ведения педагогической (учебной, научной, учебно-методической, организационно-методической) работы в ВУЗе.
Содержание научно-педагогической практики определяется ее направленностью на решение ряда задач. Среди них: развитие практических навыков ведения педагогической (учебной, учебно-методической, организационно-методической) работы в ВУЗе; знакомство с основными составляющими профессиональной деятельности преподавателя; ознакомление с видами и правилами ведения отчетной документации; ознакомление с государственным стандартом, программой и содержанием избранной учебной дисциплины; ознакомление с организацией и проведением разных форм учебных занятий в педагогическом вузе; самостоятельную подготовку конспектов занятий; подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий; разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне; методически грамотное проведение различных видов учебных занятий (лекций, практических, занятий); осуществление научно-методического анализа проведенных занятий; закрепление навыков самостоятельной работы и самообразования.
Педагогическая практика направлена на овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: педагогической, научно-методической, консультационной, организационно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской.
Цель научно-педагогической практики состоит в овладении магистрантами основами профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза, в формировании профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды высшего учебного заведения.
Задачи научно-педагогической практики:
Становление умений проектировать содержание и формы преподавания дисциплин филолого-методической направленности.
Развитие умений выбора оптимальной стратегии и адекватных образовательных технологий преподавания педагогических дисциплин в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения.
Овладение навыками использования инновационных технологий в процессе творческого конструирования учебного материала при подготовке к лекции и практическому занятию.
Подготовка к проведению занятий разных типов (лекции, семинары, практические занятия), к осуществлению контроля самостоятельной работы студентов, к проведению консультаций.
Развитие умений аналитического восприятия деятельности преподавателя в образовательном процессе вуза.
Приобретение практического опыта лекторской работы (разработка проблемных подходов, новых методов и технологий, установление контакта с аудиторией, обеспечение творческой активности слушателей).
Развитие умений профессиональной рефлексии.
Место научно-педагогической практики в профессиональной подготовке педагога-магистранта
Научно-педагогическая практика является обязательной частью раздела ФГОС ВПО программы подготовки магистров по программе «Риторика в начальном образовании», направление «Педагогическое образование».
В соответствии с учебным планом научно-педагогическая практика проводится в 3 семестре в течение 4 недель в объеме 6 кредитов (216 часов). Прохождение практики осуществляется в форме самостоятельной работы.
Научно-педагогическая практика является важным инструментом формирования профессиональных компетенций педагога, обязательной ступенью в получении квалификации (степени) «Магистр». Магистранты осуществляют функции педагога высшего образовательного учреждения
В ходе научно-педагогической практики студенты имеют возможность обнаружить и закрепить теоретические и практические знания и умения в разнообразных формах деятельности педагога высшего учебного заведения.
Содержание научно-педагогической практики в целом определяется руководителем программы («Риторика в начальном образовании») подготовки магистров на основе ФГОС ВПО и заведующим выпускающей кафедры. Конкретное содержание практики магистрант планирует совместно с групповым и индивидуальным руководителями практики, отражает в индивидуальном задании на педагогическую практику, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики.
Основные направления деятельности практиканта
1 направление - изучение особенностей организации образовательного процесса высшего учебного заведения. На этом этапе студент знакомится с материально-технической базой вуза, составом преподавателей и студентов, базовым учебным планом. Предусмотрено ознакомление с оснащением и организацией учебного процесса и предметно-развивающей среды (кабинетами, оборудованием, наглядными пособиями, техническими средствами обучения и т. п.), с документами планирования педагогической деятельности (ФГОС ВПО, учебный план, рабочая программа, УМКД, индивидуальный план преподавателя).
направление - наблюдение, анализ и оценка профессиональной деятельности преподавателя-наставника и магистрантов-практикантов. Магистрант посещает занятия преподавателей и других магистрантов, анализирует их (в соответствии с индивидуальным планом). На протяжении всей практики магистрант должен пронаблюдать и зафиксировать в дневнике практики не менее 8 часов просмотренных мероприятий; а именно:
посетить и проанализировать два-три занятия (лекции, практических занятия) преподавателей кафедры;
посетить и проанализировать два-три занятия, проводимых магистрантами-практикантами;
написать отзывы на занятия магистрантов;
посетить заседание кафедры.
направление – самостоятельная профессиональная деятельность студентов. Данное направление предусматривает следующие виды работы: проведение 2 - 3 занятий (4 - 6 часов) – на очном, очно-заочном, заочном отделениях (по выбору) по дисциплинам кафедры; самоанализ собственной профессиональной деятельности (в дневнике практики); составление плана и развернутого конспекта к каждому занятию (конспект утверждается групповым и индивидуальным руководителем практики, преподавателем-наставником не позднее, чем за 2 дня до проведения занятия); написание рецензии на программу учебной дисциплины (УМКД).
Руководство практикой
Общее руководство практикой осуществляется выпускающей кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе. Распределение магистрантов по курсам, прикрепление к преподавателям-наставникам на период практики происходит не позднее, чем за 10 дней до ее начала.
Кафедра выделяет руководителя научно-педагогической практики, который совместно с индивидуальным руководителем (научным руководителем магистранта) оказывает магистрантам организационное содействие и методическую помощь в решении задач практики.
Групповой руководитель практики:
согласовывает программу научно-педагогической практики и календарные сроки ее проведения с заведующим кафедрой, с преподавателями-наставниками;
проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики: обеспечивает базу практики, распределяет магистрантов по ведущим преподавателям кафедры, проводит установочную конференцию, на которой сообщает о сроках практики, ее целях и задачах, знакомит с программой практики, формами отчетной документации;
организует заключительную конференцию, на которой подводит итоги практики, делает качественный анализ ее результативности;
определяет план-график проведения практики, режим работы магистранта, осуществляет текущий контроль хода практики;
оказывает помощь магистрантам по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчетной документации;
вносит предложения по совершенствованию практики, выступает с отчетом о научно-педагогической практике на заседании кафедры.
Индивидуальный руководитель практики:
помогает составить индивидуальный план, определяет график посещения занятий, обеспечивает условия для его выполнения;
совместно с преподавателями-наставниками организует консультации, обсуждение и анализ просмотренных мероприятий (групповые дискуссии, круглые столы);
утверждает конспекты лекционных и практических занятий, воспитательных мероприятий;
наблюдает, анализирует и оценивает работу магистранта;
осуществляет систематический контроль работы магистрантов;
оказывает помощь магистрантам по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчетной документации;
проверяет документацию по итогам практики;
участвует в обсуждении итоговой дифференцированной оценки;
готовит текст отзыва о работе магистранта-практиканта.
Преподаватели кафедры высшего учебного заведения:
знакомят магистрантов с планом своей работы, проводят открытые занятия;
консультируют магистрантов при подготовке к занятиям, утверждают конспекты лекционных и практических занятий;
наблюдают занятия студентов, совместно анализируют, выставляют оценку;
подключают студентов к проведению внеурочной методической работы по предмету, анализируют и оценивают ее.
Практиканты:
участвуют в конференциях по практике;
выполняют все виды работы, запланированные в индивидуальном плане;
выполняют правила внутреннего распорядка вуза и трудовой дисциплины, исполняют распоряжения администрации и руководителей практики;
ведут документацию в соответствии с установленными требованиями;
проявляют ответственность, организованность, уважительность, готовность помочь студентам и коллегам.
Требования к уровню усвоения содержания
По окончании научно-педагогической практики обучающийся должен иметь представления:
о специфике профессиональной деятельности преподавателя;
о методологии и технологиях проектирования и реализации профессиональной деятельности магистра педагогики в высшей школе;
о формах и методах проведения занятий в высшем учебном заведении на примере деятельности выпускающей кафедры;
знать:
основные документы, регламентирующие научно-педагогическую деятельность преподавателя ВУЗа;
современные образовательные технологии;
методологические и методические принципы построения программ филолого-методических дисциплин;
уметь:
осуществлять базовые виды профессиональной деятельности педагога в условиях высшего учебного заведения;
проводить занятия (лекции, практические занятия и семинары) с использованием современных педагогических и информационных технологий;
отбирать учебный материал к лекции, практическому занятию;
составлять рабочую программу по читаемой дисциплине;
рецензировать программу преподаваемой дисциплины;
адекватно оценивать успешность своей деятельности, свои профессиональные возможности;
иметь навыки:
проектирования программ учебных дисциплин;
разработки отдельных элементов УМКД;
дидактической обработки научного материала с целью его изложения обучающимся;
анализа педагогического процесса и отдельных его элементов;
использования современных педагогических и информационных технологий;
обладать компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОК-2);
способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования (ОК-3);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
в области педагогической деятельности:
способностью применять современные методики организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
в области методической деятельности:
готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
в области управленческой деятельности:
готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);
готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);
готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);
готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);
в области проектной деятельности:
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);
способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
|