Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология»





Скачать 104.04 Kb.
НазваниеУтверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология»
Дата публикации01.08.2013
Размер104.04 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
УТВЕРЖДАЮ

Председатель приемной комиссии

________________А.А. Федоров

«___» ________________ 2013 г.

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА

по направлению подготовки

030300.68 «Психология»

Магистерская программа: «Возрастная психология»

г. Нижний Новгород, 2013

Вступительный экзамен в магистратуру направления 030300 - психология предполагает проверку знаний теоретических основ психологии, умений применять эти знания в практической деятельности. Таким образом, в программу экзамена включены вопросы по объекту и предмету психологии, истории развития психологии как науки, ее проблемам на современном этапе развития, вопросам общей психологии, ориентированных на социальный антропоцентрический фактор.

Вступительный экзамен проводится в форме тестирования. Каждый билет содержит 25-30 тестовых заданий закрытого типа. В них представлены тестовые задания по всем основным разделам психологии.
Основные учебные модули:

1. Экзамен по общей психологии

Психология как наука. Объект и предмет психологии

Понятие о науке и научном способе познания. Специфика научного знания. Законы. Теории и их функции. Гипотезы. Объективные и субъективные аспекты науки. Наука и другие способы познания (обыденное, художественное, религиозное). Связь науки с жизнью. Классификация наук. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Задачи психологической науки. Взаимосвязь психологии с социальной действительностью.

Развитие донаучной психологии. Возникновение науки психологии

Понятие о житейской психологии. Соотношение и отличительные особенности научной и житейской психологии. Развитие психологических идей в донаучный период: взгляды философов античности, средневековья и эпохи нового времени. Возникновение психологии как науки. Первая экспериментальная психологическая лаборатория В.Вундта.

Становление предмета психологии: ведущие направления зарубежной психологической науки

Психоанализ и его вклад в развитие научной психологии. Характеристика основных идей З.Фрейда как основоположника психоанализа. Фрейдисты ортодоксы: детский психоанализ А.Фрейд. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Гуманистический психоанализ К.Хорни и Э.Фромма. Эго-психология Э.Эриксона. Научные взгляды психологов бихевиористов и необихевиористов. Важнейшие положения гештальтпсихологии. Идеи гуманистических психологов: А.Маслоу и К.Роджерс. Личностно-ориентированный подход в психологии.

Становление предмета психологии: основные направления отечественной психологической науки

Краткая характеристика дореволюционного этапа в развитии отечественной психологии. Ключевые идеи культурно-исторической парадигмы Л.С.Выготского и его вклад в мировую психологию. Проблема развития человеческого сознания, характеристика высших психических функций. Учение о зонах развития. Роль среды и культурных знаков в процессе психического развития человека. Развитие идей Л.С.Выготского его последователями. Теория деятельности А.Н.Леонтьева. Взгляды А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.И.Божович, А.В.Петровского, В.В.Давыдова. С.Л.Рубинштейн и его психологическая школа. Теория установки Д.Н.Узнадзе. Теория отношений В.Н.Мясищева. Вклад Б.Г.Ананьева в развитие отечественной психологии.

Актуальные проблемы современной психологии

Особенности современной ситуации в психологии. Психология 21 века: пророчества и прогнозы. Практическая психология как направление современной психологии, характеристика основных сфер практической психологии.

Место психологии в системе наук. Структура современной психологии

Связь психологии с естественными и гуманитарными науками. Основные отрасли психологии. Взаимосвязь психологии и практики. Фундаментальные и прикладные аспекты современной психологии. Роль общей психологии в процессе профессиональной подготовки психологов.

Мозг и психика

Психика как свойство головного мозга. Основные функции психики и их значение. Проблема опережающего отражения. Условно-рефлекторный характер психики, физиологические механизмы функционирования мозга. Локализация психических функций в коре головного мозга: история вопроса и его современной понимание. Учение о блоках мозга А.Р.Лурия. Межполушарная функциональная асимметрия. Функциональная асимметрия мозга и пол.

Проблема метода в психологии

Понятие о методе и методологии. Методологические принципы психологического исследования. Подходы к классификации методов психологии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы психологического познания человека. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии. Методы описательной (гуманитарной) психологии. Методы практической психологии. Виды психологических исследований. Этические аспекты исследований в психологии. 

Развитие психики в филогенезе

Проблема возникновения психики. Критерии психического, позиция А.Н.Леонтьева. Раздражительность и чувствительность. Взаимосвязь филогенеза психики с эволюцией нервной системы. Формы проявления психики в животном мире, основные способы приспособления животных к среде (инстинкты, навыки, элементарное интеллектуальное поведение).

Возникновение и развитие сознания

Понятие о сознании. Характеристика сознания как высшей формы проявления психики. Знаково-символическая функция человеческого сознания. Сознание и высшие психические функции. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности. Проблема возникновения сознания в филогенезе. Роль труда и языка в появлении сознания. Формы проявления психики у человека. Проблема рефлексии в научных исследованиях. Сущность различий психики животных и человека.

Неосознаваемые процессы в психике человека

Подходы к пониманию бессознательного в современной психологии. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы – первичные и вторичные автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий). Неосознаваемые побудители сознательных действий. Надсознательные процессы, менталитет. Проблема взаимосвязи сознания и бессознательного в психике человека.

Система психологической защиты человека

Понятие о психологической защите, ее роль в жизни человека. Защитные механизмы и копинг-стратегии поведения. Особенности формирования психологической защиты. Характеристика основных видов психологической защиты человека. Знания о психологической защите в работе психолога.

Закономерности развития психики в онтогенезе

Условия и движущие силы психического развития человека. Роль биологического фактора в этом процессе. Значение социального фактора. Проблема соотношения биологического и социального в психике человека. Человек как субъект развития. Фактор субъективной активности в процессе психического развития человека.

Психология жизненной среды человека

Понятие о жизненной среде человека, ее особенности. Виды сред, их характеристика. Специфика жизненной среды и психическая депривация. Индивидуальное развитие человека в системе жизненной среды. Человек как субъект своей жизненной среды. Влияние городской и сельской среды. Проблема жизненной среды современного человека.

Проблема деятельности в психологии

Понятие о деятельности в психологии. Деятельность и активность. Основные положения теории деятельности А.Н.Леонтьева, проблема соотношения внешней и внутренней деятельности, сущность процессов экстериоризации и интериоризации, понятие о ведущем виде деятельности. Деятельностный подход С.Л.Рубинштейна, принцип творческой самодеятельности и субъективной активности. Психологическая структура деятельности. Понятие о субъекте деятельности. Основные виды деятельности. Роль деятельности в индивидуальном психическом развитии. Проблема освоения деятельности, формирование навыков, возникновение умений, привычки в жизнедеятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.

Проблема общения в психологии

Понятие общения в психологии, его сущность и значение. Единство общения и деятельности. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Общение как обмен информацией. Значимые аспекты коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие. Социальные механизмы влияния, ролевые позиции человека. Конфликт и способы его разрешения. Общение как восприятие и понимание друг друга. Основные механизмы и эффекты межличностной перцепции. Вербальные и невербальные средства общения. Некоторые виды общения. Манипулятивное общение и его возможные последствия. Индивидуальный стиль общения. Общение в работе практического психолога: речь профессионального психолога; способность эмпатического слушания; использование Я-сообщений; способы преподнесения психологической информации.

Психология интимных межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, вражда. Проблема одиночества

Понятие об интимных межличностных отношениях. Их специфика и роль в жизни человека. Факторы возникновения привязанности. Дружба как особый вид интимных межличностных отношений. Правила дружбы. Сущность любви. Виды любви, их психологическая характеристика. Мифология любви. Препятствия дружбы и любви. Специфика вражды, причины ее возникновения. Понятие об одиночестве. Его признаки. Причины и последствия одиночества. Атрибуция одиночества. Психологический портрет одинокого человека. Классификация одиночества. Психологические теории одиночества.

Ощущения

Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические основы ощущений; рефлекторная природа ощущений. Моторные компоненты ощущений. Классификация ощущений; характеристика отдельных видов ощущений. Свойства ощущений. Чувствительность. Общие закономерности ощущений. Компенсаторные возможности ощущений.

Восприятие

Понятие о восприятии. Место восприятия в системе познавательной деятельности человека. Физиологические основы восприятия. Восприятие и движения, перцептивные действия. Психологические закономерности перцептивной деятельности. Теории восприятия. Сравнительная характеристика процессов ощущений и восприятия. Основные свойства восприятия. Классификация восприятия; его виды и законы. Проблема развития восприятия. Экстрасенсорные возможности человека.

Память

Общие представления о памяти. Роль памяти в жизни человека. Психологические закономерности мнемической деятельности. Теории памяти. Классификация памяти; основные виды памяти. Характеристика процессов памяти. Расстройства памяти. Индивидуальные особенности памяти. Проблема развития памяти.

Мышление

Представление о мышлении; его специфика и роль. Место мышления в системе познавательной деятельности человека. Связь чувственного и логического познания. Психологические закономерности мыслительной деятельности. Виды и формы мышления. Характеристика основных мыслительных операций. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Проблема развития мышления.

Воображение

Общее понятие о воображении как специфически человеческом познавательном процессе. Значение воображения в жизни человека; его место в системе познавательной деятельности. Связь воображения с другими психическими процессами. Физиологические основы воображения. Воображение и органические процессы. Виды воображения. Аналитико-синтетический характер воображения; основные приемы воображения. Воображение как фактор поведения и деятельности. Индивидуальные особенности воображения. Проблема развития воображения.

Внимание

Общее представление о внимании; подходы к пониманию внимания в психологии. Значение внимания в жизни человека; его место и роль в познавательной деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Характеристика основных свойств внимания. Рассеянность. Индивидуальные особенности внимания. Проблема развития внимания.

Речь

Понятие о речи, ее роль в развитии человека. Речь, язык и сознание человека. Речевая деятельность, ее сущность и специфика. Место речи в системе познавательной деятельности человека. Основные функции речи. Анатомо-физиологические основы речи. Виды речи. Мышление и речь. Характеристика некоторых речевых расстройств. Проблема развития речи.

Проблема интеллекта в психологии

Подходы к пониманию интеллекта в психологии. Структура интеллекта: основные теории интеллекта. Предпосылки и детерминанты интеллекта: наследственность, биологическая среда, питание, возраст, социокультурная среда. Интеллектуальный потенциал человека. Социальный интеллект и его аспекты. Основные подходы к проблеме генезиса интеллекта. Психологическая характеристика некоторых когнитивных стилей. Индивидуальные особенности интеллекта человека.

Особенности познавательных психических процессов у женщин        и мужчин

Исследование различий в когнитивной сфере девочек / женщин и мальчиков / мужчин. Роль биологического фактора в дифференциации познавательных способностей девочек / женщин и мальчиков / мужчин. Воздействие половых гормонов. Функциональная асимметрия мозга; половые различия в организации головного мозга. Значение социально-психологических факторов в развитии познавательных способностей девочек / женщин и мальчиков / мужчин. Гендерные стереотипы и социальные влияния. Воспитательная практика в отношении детей разного пола. Предрассудки, дискриминация и сексизм.
Требования к ответу студента

  1. Владение понятийным аппаратом.

  2. Анализ основных направлений в научной и научно-практической психологии по проблеме.

  3. Структурированность ответа в исторической и проблемной логике.

  4. Методологическая компетентность: знание категориального строя психологии, принципов психологического исследования, методов и методик.

  5. Авторская позиция.

2. Обоснование научного направления исследования в рамках будущей магистерской диссертации (Критерии оценки научного проекта)

  1. Актуальность проблемы (социальная, научная, практическая).

  2. Обоснованность научного интереса (публикации, участие в научных конференциях, гранты).

  3. Профессиональная культура автора исследовательского проекта.


Председатель предметной комиссии ____________/________________/

Подпись Ф.И.О.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconУтверждаю председатель приемной комиссии ннгасу, профессор Е. В....
Об утверждении резервного состава предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Приморского края в период сдачи егэ...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» и профилю...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» (утвержден 22 декабря...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» icon«утверждаю» Председатель приемной комиссии проф. В. В. Грачев
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» icon«утверждаю» Председатель приемной комиссии проф. В. В. Грачев
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconФакультет психологии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». В программе предоставлен тематический...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)...
Утверждаю председатель приемной комиссии А. А. Федоров 2013 г. Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «Психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск