Скачать 104.04 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» УТВЕРЖДАЮ Председатель приемной комиссии ________________А.А. Федоров «___» ________________ 2013 г. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА по направлению подготовки 030300.68 «Психология» Магистерская программа: «Возрастная психология» г. Нижний Новгород, 2013 Вступительный экзамен в магистратуру направления 030300 - психология предполагает проверку знаний теоретических основ психологии, умений применять эти знания в практической деятельности. Таким образом, в программу экзамена включены вопросы по объекту и предмету психологии, истории развития психологии как науки, ее проблемам на современном этапе развития, вопросам общей психологии, ориентированных на социальный антропоцентрический фактор. Вступительный экзамен проводится в форме тестирования. Каждый билет содержит 25-30 тестовых заданий закрытого типа. В них представлены тестовые задания по всем основным разделам психологии. Основные учебные модули: 1. Экзамен по общей психологии Психология как наука. Объект и предмет психологии Понятие о науке и научном способе познания. Специфика научного знания. Законы. Теории и их функции. Гипотезы. Объективные и субъективные аспекты науки. Наука и другие способы познания (обыденное, художественное, религиозное). Связь науки с жизнью. Классификация наук. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Задачи психологической науки. Взаимосвязь психологии с социальной действительностью. Развитие донаучной психологии. Возникновение науки психологии Понятие о житейской психологии. Соотношение и отличительные особенности научной и житейской психологии. Развитие психологических идей в донаучный период: взгляды философов античности, средневековья и эпохи нового времени. Возникновение психологии как науки. Первая экспериментальная психологическая лаборатория В.Вундта. Становление предмета психологии: ведущие направления зарубежной психологической науки Психоанализ и его вклад в развитие научной психологии. Характеристика основных идей З.Фрейда как основоположника психоанализа. Фрейдисты ортодоксы: детский психоанализ А.Фрейд. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Гуманистический психоанализ К.Хорни и Э.Фромма. Эго-психология Э.Эриксона. Научные взгляды психологов бихевиористов и необихевиористов. Важнейшие положения гештальтпсихологии. Идеи гуманистических психологов: А.Маслоу и К.Роджерс. Личностно-ориентированный подход в психологии. Становление предмета психологии: основные направления отечественной психологической науки Краткая характеристика дореволюционного этапа в развитии отечественной психологии. Ключевые идеи культурно-исторической парадигмы Л.С.Выготского и его вклад в мировую психологию. Проблема развития человеческого сознания, характеристика высших психических функций. Учение о зонах развития. Роль среды и культурных знаков в процессе психического развития человека. Развитие идей Л.С.Выготского его последователями. Теория деятельности А.Н.Леонтьева. Взгляды А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.И.Божович, А.В.Петровского, В.В.Давыдова. С.Л.Рубинштейн и его психологическая школа. Теория установки Д.Н.Узнадзе. Теория отношений В.Н.Мясищева. Вклад Б.Г.Ананьева в развитие отечественной психологии. Актуальные проблемы современной психологии Особенности современной ситуации в психологии. Психология 21 века: пророчества и прогнозы. Практическая психология как направление современной психологии, характеристика основных сфер практической психологии. Место психологии в системе наук. Структура современной психологии Связь психологии с естественными и гуманитарными науками. Основные отрасли психологии. Взаимосвязь психологии и практики. Фундаментальные и прикладные аспекты современной психологии. Роль общей психологии в процессе профессиональной подготовки психологов. Мозг и психика Психика как свойство головного мозга. Основные функции психики и их значение. Проблема опережающего отражения. Условно-рефлекторный характер психики, физиологические механизмы функционирования мозга. Локализация психических функций в коре головного мозга: история вопроса и его современной понимание. Учение о блоках мозга А.Р.Лурия. Межполушарная функциональная асимметрия. Функциональная асимметрия мозга и пол. Проблема метода в психологии Понятие о методе и методологии. Методологические принципы психологического исследования. Подходы к классификации методов психологии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы психологического познания человека. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии. Методы описательной (гуманитарной) психологии. Методы практической психологии. Виды психологических исследований. Этические аспекты исследований в психологии. Развитие психики в филогенезе Проблема возникновения психики. Критерии психического, позиция А.Н.Леонтьева. Раздражительность и чувствительность. Взаимосвязь филогенеза психики с эволюцией нервной системы. Формы проявления психики в животном мире, основные способы приспособления животных к среде (инстинкты, навыки, элементарное интеллектуальное поведение). Возникновение и развитие сознания Понятие о сознании. Характеристика сознания как высшей формы проявления психики. Знаково-символическая функция человеческого сознания. Сознание и высшие психические функции. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности. Проблема возникновения сознания в филогенезе. Роль труда и языка в появлении сознания. Формы проявления психики у человека. Проблема рефлексии в научных исследованиях. Сущность различий психики животных и человека. Неосознаваемые процессы в психике человека Подходы к пониманию бессознательного в современной психологии. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы – первичные и вторичные автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий). Неосознаваемые побудители сознательных действий. Надсознательные процессы, менталитет. Проблема взаимосвязи сознания и бессознательного в психике человека. Система психологической защиты человека Понятие о психологической защите, ее роль в жизни человека. Защитные механизмы и копинг-стратегии поведения. Особенности формирования психологической защиты. Характеристика основных видов психологической защиты человека. Знания о психологической защите в работе психолога. Закономерности развития психики в онтогенезе Условия и движущие силы психического развития человека. Роль биологического фактора в этом процессе. Значение социального фактора. Проблема соотношения биологического и социального в психике человека. Человек как субъект развития. Фактор субъективной активности в процессе психического развития человека. Психология жизненной среды человека Понятие о жизненной среде человека, ее особенности. Виды сред, их характеристика. Специфика жизненной среды и психическая депривация. Индивидуальное развитие человека в системе жизненной среды. Человек как субъект своей жизненной среды. Влияние городской и сельской среды. Проблема жизненной среды современного человека. Проблема деятельности в психологии Понятие о деятельности в психологии. Деятельность и активность. Основные положения теории деятельности А.Н.Леонтьева, проблема соотношения внешней и внутренней деятельности, сущность процессов экстериоризации и интериоризации, понятие о ведущем виде деятельности. Деятельностный подход С.Л.Рубинштейна, принцип творческой самодеятельности и субъективной активности. Психологическая структура деятельности. Понятие о субъекте деятельности. Основные виды деятельности. Роль деятельности в индивидуальном психическом развитии. Проблема освоения деятельности, формирование навыков, возникновение умений, привычки в жизнедеятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности. Проблема общения в психологии Понятие общения в психологии, его сущность и значение. Единство общения и деятельности. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Общение как обмен информацией. Значимые аспекты коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие. Социальные механизмы влияния, ролевые позиции человека. Конфликт и способы его разрешения. Общение как восприятие и понимание друг друга. Основные механизмы и эффекты межличностной перцепции. Вербальные и невербальные средства общения. Некоторые виды общения. Манипулятивное общение и его возможные последствия. Индивидуальный стиль общения. Общение в работе практического психолога: речь профессионального психолога; способность эмпатического слушания; использование Я-сообщений; способы преподнесения психологической информации. Психология интимных межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, вражда. Проблема одиночества Понятие об интимных межличностных отношениях. Их специфика и роль в жизни человека. Факторы возникновения привязанности. Дружба как особый вид интимных межличностных отношений. Правила дружбы. Сущность любви. Виды любви, их психологическая характеристика. Мифология любви. Препятствия дружбы и любви. Специфика вражды, причины ее возникновения. Понятие об одиночестве. Его признаки. Причины и последствия одиночества. Атрибуция одиночества. Психологический портрет одинокого человека. Классификация одиночества. Психологические теории одиночества. Ощущения Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические основы ощущений; рефлекторная природа ощущений. Моторные компоненты ощущений. Классификация ощущений; характеристика отдельных видов ощущений. Свойства ощущений. Чувствительность. Общие закономерности ощущений. Компенсаторные возможности ощущений. Восприятие Понятие о восприятии. Место восприятия в системе познавательной деятельности человека. Физиологические основы восприятия. Восприятие и движения, перцептивные действия. Психологические закономерности перцептивной деятельности. Теории восприятия. Сравнительная характеристика процессов ощущений и восприятия. Основные свойства восприятия. Классификация восприятия; его виды и законы. Проблема развития восприятия. Экстрасенсорные возможности человека. Память Общие представления о памяти. Роль памяти в жизни человека. Психологические закономерности мнемической деятельности. Теории памяти. Классификация памяти; основные виды памяти. Характеристика процессов памяти. Расстройства памяти. Индивидуальные особенности памяти. Проблема развития памяти. Мышление Представление о мышлении; его специфика и роль. Место мышления в системе познавательной деятельности человека. Связь чувственного и логического познания. Психологические закономерности мыслительной деятельности. Виды и формы мышления. Характеристика основных мыслительных операций. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Проблема развития мышления. Воображение Общее понятие о воображении как специфически человеческом познавательном процессе. Значение воображения в жизни человека; его место в системе познавательной деятельности. Связь воображения с другими психическими процессами. Физиологические основы воображения. Воображение и органические процессы. Виды воображения. Аналитико-синтетический характер воображения; основные приемы воображения. Воображение как фактор поведения и деятельности. Индивидуальные особенности воображения. Проблема развития воображения. Внимание Общее представление о внимании; подходы к пониманию внимания в психологии. Значение внимания в жизни человека; его место и роль в познавательной деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Характеристика основных свойств внимания. Рассеянность. Индивидуальные особенности внимания. Проблема развития внимания. Речь Понятие о речи, ее роль в развитии человека. Речь, язык и сознание человека. Речевая деятельность, ее сущность и специфика. Место речи в системе познавательной деятельности человека. Основные функции речи. Анатомо-физиологические основы речи. Виды речи. Мышление и речь. Характеристика некоторых речевых расстройств. Проблема развития речи. Проблема интеллекта в психологии Подходы к пониманию интеллекта в психологии. Структура интеллекта: основные теории интеллекта. Предпосылки и детерминанты интеллекта: наследственность, биологическая среда, питание, возраст, социокультурная среда. Интеллектуальный потенциал человека. Социальный интеллект и его аспекты. Основные подходы к проблеме генезиса интеллекта. Психологическая характеристика некоторых когнитивных стилей. Индивидуальные особенности интеллекта человека. Особенности познавательных психических процессов у женщин и мужчин Исследование различий в когнитивной сфере девочек / женщин и мальчиков / мужчин. Роль биологического фактора в дифференциации познавательных способностей девочек / женщин и мальчиков / мужчин. Воздействие половых гормонов. Функциональная асимметрия мозга; половые различия в организации головного мозга. Значение социально-психологических факторов в развитии познавательных способностей девочек / женщин и мальчиков / мужчин. Гендерные стереотипы и социальные влияния. Воспитательная практика в отношении детей разного пола. Предрассудки, дискриминация и сексизм. Требования к ответу студента
2. Обоснование научного направления исследования в рамках будущей магистерской диссертации (Критерии оценки научного проекта)
Председатель предметной комиссии ____________/________________/ Подпись Ф.И.О. |
Утверждаю председатель приемной комиссии ннгасу, профессор Е. В.... Об утверждении резервного состава предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Приморского края в период сдачи егэ... | Руководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» «Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» и профилю... | Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» (утвержден 22 декабря... | ||
«утверждаю» Председатель приемной комиссии проф. В. В. Грачев Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне... | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | ||
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | ||
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... | ||
«утверждаю» Председатель приемной комиссии проф. В. В. Грачев Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание... | Факультет психологии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». В программе предоставлен тематический... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и... | Программа дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)... | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному... |