Скачать 0.52 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮБЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО- СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Контрольно-измерительные материалы для государственного экзаменаспециальность 030401 (030302.65)«Клиническая психология»Москва, МГМСУ, 2012 Материалы разработали: Н.А. Сирота – д.м.н., профессор, зав.кафедрой клинической психологии МГМСУ Т.С. Бузина – к.психол.н., доцент кафедры клинической психологии МГМСУ Т.И. Петракова - к.психол.н., доцент кафедры клинической психологии МГМСУ Е.В. Орестова – профессор, зав.кафедрой общей психологии МГМСУ А.А. Денисов - к.психол.н., доцент кафедры общей психологии МГМСУ В.А. Мохов – к.психол.н., доцент кафедры общей психологии МГМСУ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» РАЗДЕЛ I . ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1. Раздел: Теоретическое, историческое и эволюционное введение в психологию. Назвать: Явления, изучаемые психологией, отрасли психологии и их задачи, критерии различия между научным и житейским (обыденным) психологическим знанием. Классы методов психологического исследования, типы гипотез исследования, единицы и категории наблюдения, виды эксперимента, виды и критерии валидности. Имена: Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Б.Спиноза, В. Вундт, Э.Б.Титченер, В. Джемс, Дж. Уотсон, Э.Толмен, Б. Скиннер, З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, К.Коффка, В.Келер, К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм, В.Франкл, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, А.Н. Северцов, К.Э.Фабри Раскрыть: Этапы развития представлений о предмете психологии, критерии психики, гипотеза возникновения и основные этапы развития психики в эволюции (А.Н.Леонтьев, К.Э.Фабри), предпосылки и условия возникновения сознания в антропогенезе, основные свойства и образующие сознания, виды неосознаваемых явлений, свойства высших психических функций, уровни анализа и структура деятельности, уровни построения движений, основные блоки и структура «рефлекторного кольца» (Н.А.Бернштейн), виды и свойства установок, виды научения Категории и понятия: объект и предмет психологии, душа, психика, сознание, субъект, деятельность, индивид, личность, установка, натуральные и высшие психические функции, интериоризация, чувственная ткань, значение, смысл (биологический, социальный, личностный), биотические и абиотические раздражители, раздражимость, чувствительность, элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект животных, ассоциация, интроспекция, поведение, научение, бессознательное, мотив, цель, действие, операция, психофизиологические функции, образ, знак, произвольность, опосредствованность, культура, эксперимент, переменная (независимая и зависимая) Проблемы: психофизическая, психофизиологическая, варианты их решения. Общеобъяснительные принципы научной психологии: принципы детерминизма, системности, развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип активности. Принципы организации научного исследования в психологии. Теории: классическая интроспективная психология сознания, психоанализ, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистические направления в психологии, когнитивная психология, культурно-исторический подход, теория Л.С. Выготского, деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), теория установки Д.Н. Узнадзе, концепция уровней построения движений Н.А. Бернштейна, теории научения Ключевые имена: Платон, Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, В. Вундт, Э.Б.Титченер, В. Джемс, Дж. Уотсон, Э.Толмен, З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, М. Вертгеймер, В.Келер, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм, В.Франкл, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейн Методы: характеристика системы методов современного психологического исследования, связь метода с предметом исследования, соотнесение типов гипотез и методов их проверки. Метод наблюдения. Наблюдение и его виды, единицы и категории наблюдения. Экспериментальный метод, виды эксперимента, схемы эксперимента. Корреляционный подход и квазиэксперименты. Измерение в психологии, психодиагностический метод; критерии валидности Владеть:
Анализировать: Тексты:
2. Раздел: Мотивация и эмоции Назвать: Виды эмоциональных процессов, психофизиологические корреляты эмоциональных процессов; основания для классификации потребностей, мотивов и эмоциональных процессов; условия возникновения эмоций; факторы, влияющие на осознание и побудительную силу мотивов, условия реализации волевого акта. Школы: классическая психология сознания; психоанализ и глубинная психология, бихевиоризм и необихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая и экзистенциальная психология, деятельностный подход Имена: Аристотель, Б. Спиноза, Р. Декарт, Ч. Дарвин В. Вундт, У. Джеймс, К. Ланге, Р. Иеркс, Д. Додсон, 3. Фрейд, А. Адлер, К.Юнг, К.Хорни, К.Коффка, К. Левин, Т. Дембо, Б.В.Зейгарник, М.Овсянкина, Г.Биренбаум, Ф.Хоппе, А.Бергсон, П.Жанэ, Ж.П. Сартр, Э. Клапаред, У.МакДауголл, Г. Мюррей, С. Шахтер, Дж. Зингер, К. Изард, У.Кэннон, Ф. Барт, Г. Селье, Р. Лазарус, Л.Берковиц, Дж.Аткинсон, Д.МакКлеланд, Х.Хекхаузен, Г.Олпорт, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, А. Маслоу, В. Франкл, С. Милгрем, Ф. Зимбардо, Д. Роттер, А.Бандура, К. Лоренц, М.Аргайл, П.Б.Ганнушкин, П.В. Симонов, П.К. Анохин, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников Раскрыть: Классификации эмоциональных процессов А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Вудвор-тса-Шлосберга, К.Изарда, характеристики нормального и патологического аффектов, чувства, страсти, настроения; виды и проявления тревожности; типы реакций на фрустрацию; физиологический и психологический аспекты стресса, психологические последствия посттравматического стресса; связь эмоциональных процессов и межличностных отношений; эмоциональные качества личности. Специфика потребностей человека; базовые потребности человека; формы опредмечивания потребностей; психологические и физиологические проявления потребностей; функции мотивов; иерархия и соподчинение потребностей и мотивов, феномен «горькой конфеты» (по А.Н.Леонтьеву); влияние мотивации на процесс и продуктивность деятельности; динамика мотивации в деятельности, исследования ситуативной мотивации в школе К.Левина: эффект лучшего запоминания прерванных действий (Зейгарник), эффект пресыщения, эффект замещения прерванных действий, динамика уровня притязаний; движущие силы, условия и этапы развития потребностно-мотивационной сферы человека; закономерности смены ведущей деятельности; пути осознания и саморегуляции потребностей и мотивов; виды и механизмы волевых действий, структуру волевого акта, произвольная регуляция деятельности, волевые качества личности. Понятия: потребность, мотив, мотивация, квазипотребность и валентность (по К.Левину), намерение, уровень притязаний, цель, целеобразование; ведущая деятельность, поступок; дефицитарная и бытийная мотивация (А. Маслоу), мотивация достижения и избегания неудач (МакКлеланд, Аткинсон), аффект, эмоция, чувство, ситуативная и личностная тревожность, фрустрация, стресс и дистресс, общий адаптационный синдром (Г.Селье); кожно-гальваническая реакция (КГР), пле-тизмограмма, локус контроля, агрессия, воля, волевое действие, волевой акт, произвольная регуляция. Теории: Р.Декарта, Б.Спинозы, теория мотивации в классическом психоанализе, теория мотивации в концепциях А.Адлера, К.Юнга, теория поля К. Левина, теория мотивации в бихевиоризме и необихвиоризме, теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер), теория мотивации (А. Маслоу); концепция функциональной автономии мотивов (Г.Олпорт), эволюционная теория выражения эмоций (Ч. Дарвин), периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, теория Кэннона-Барта, когнитивно ориентированные теории эмоций, информационная теория эмоций (П.В.Симонов), биологическая теория П.К.Анохина, деятельностный подход к мотивации, эмоциям, воле: взгляды С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Законы: закон «оптимума мотивации» Иеркса-Додсона, «динамические законы» К.Левина. Методы: экспериментально-психологический, психоаналитический. Ассоциативный эксперимент по Юнгу, методика сопряженных моторных реакций; полиграфическая регистрация и «детектор лжи», экспериментальные методы исследований в школе К.Левина, проективные методики (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга), метод экспертной оценки выражения эмоций; метод оценки выражения эмоций П. Экмана Ключевые имена: Р.Декарт, Б.Спиноза, Ч.Дарвин, В.Вундт, У.Джеймс, К.Ланге, З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Левин, Т.Дембо, Б.В.Зейгарник, Р.Йеркс, Д.Додсон, Ж.П.Сартр, У.Мак Дауголл, Г.Мюррей, У.Кэннон, Ф.Барт, К.Изард, Г.Селье, Р. Лазарус, Дж. Аткинсон, Д.МакКлеланд, Г.Олпорт, Л. Фестингер, А. Маслоу, К.Лоренц, П.В.Симонов, П.К.Анохин, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.К.Вилюнас, В.А.Иванников. Владеть: Полиграфическая методика, «детектор лжи», методики диагностики уровня притязаний; тематический апперцептивный тест; тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. Оценка эмоциональных и мотивационных состояний по данным самоотчета, мимическим, пантомимическим и речевым показателям. Анализировать: Тексты, приведенные в списке литературы. Жизненные проблемы: мотивационный анализ конкретных поступков, разработка способов разрешения конфликтов Профессиональные проблемы: диагностика эмоциональных состояний и приемы управления ими, анализ. Мотивации профессиональной деятельности, техники манипуляции и пути противодействия им, диагностика особенностей мотивационно-эмоциональной сферы. 3. Раздел: Ощущение и восприятие Назвать: Определения процессов ощущения и восприятия, классификации ощущений и рецепторов; виды образов, различные представления о стимуле (по Гибсону), примеры иллюзий. Имена: Ч. Шеррингтон, В.Вундт, Г.Гельмгольц, Э. Титченер, Э.Вебер, Г.Фехнер, С. Стивенс, М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, А.Холуэй, Е.Боринг, А.Эймс, Е.Эмерт, В.Иттельсон, Р. Грегори, Д. Стрэттон, Дж. Гибсон, Э.Гибсон, У. Найссер, Дж. Брунер, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Л. Ярбус, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.П.Зинченко, А.Д. Логвиненко, Е.Н. Соколов. Школы: структуралистская психология, гештальтпсихология, когнитивная психология, деятельностный подход. Раскрыть: Основные свойства ощущения и образов восприятия. Типы шкал. Факторы, определяющие изменения чувствительности (величины порогов). Механизмы восприятия пространства и движения: признаки удаленности и глубины (зрительные и окуломо-торные, монокулярные и бинокулярные, статические и трансформационные). Механизмы цветового зрения, закономерности восприятия времени. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятий, формирование перцептивных действий. Проблема развития ощущений и восприятий, врожденное и приобретенное в восприятии: основные факты (новорожденные животные, младенцы, прозревшие слепые) и эксперименты (развитие звуковысотного слуха и «кожного зрения» А.Н.Леонтьевым). Виды константности восприятия; условия, определяющие величину коэффициент константности; инвариантные отношения в восприятии; иллюзии восприятия; этапы перцептивной адаптации к инвертированному зрению; правило правдоподобия в псевдоскопическом восприятии. Виды когнитивных схем и их функции в восприятии. Понятия: ощущение, восприятие, анализатор, рецептор, экстероцептеры, интероцепторы, проприоцепторы, модальность, психофизика, чувствительность, нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог, дифференциальный порог, чувствительность, субсенсорный диапазон, аудиограмма, адаптация, сенсибилизация, синестезия, перцептивный образ (первичный образ, образ представления), «перцептивные силы», перцептивное действие, константность, коэффициент константности, корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки, гороптер, бинокулярный параллакс, знак диспарантности, иллюзия, автокинетическое движение, стробоскопическое движение, индуцированное движение, фи-феномен, инверсия, реверсия, проксимальный и дистальный стимул, объемлющий оптический строй, инвариантная структура светового потока, категоризация, перцептивная готовность, перцептивный цикл, когнитивная схема. Принцип изоморфизма. Теории: теория бессознательных умозаключений Гельмгольца, структурализм, геш-тальттеория, экологическая теория Дж Гибсона, теория категоризации (Дж. Брунер), теория перцептивного цикла (У.Найссер), ядер-контекстная теория константности, теория перцептивных уравнений, теория обнаружения сигналов, теории восприятия стабильности видимого мира, теория перцептивного научения. Законы: закон Вебера, закон Фехнера, закон Стивенса, законы перцептивной организации («сходство», «общая судьба», «близость», «замкнутость», «хорошее продолжение», «хорошая форма» - прегнантность). Методы: методы измерения порогов ощущения (метод границ, установки, констант), методы измерения константности и нахождение коэффициента константности, методы исследования предметности восприятия (виды оптических искажений). Ключевые имена: Г. Гельмгольц, Э.Вебер, Г.Фехнер, С. Стивене, М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, Дж. Гибсон, У. Найссер, Дж. Брунер, Д. Стрэттон, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Л. Ярбус. Владеть: Методами построения шкал порядка: метод ранжирования, метод парных сравнений; шкал интервалов: метод равных сенсорных расстояний; шкал отношений: метод оценки величины или отношений и установления величины или отношений. Анализировать: Тексты, приведенные в списке литературы. Жизненные проблемы: причины и характер изменения порогов различных видов чувствительности, способы развития ощущений и восприятия. Профессиональные проблемы: учет закономерностей восприятия при аудиовизуальном воздействии (СМИ, реклама), оценка окружающей среды, диагностика и развитие индивидуальных особенностей профессионального восприятия (например, тренинг сензитив-ности, предназначенный для идентификации эмоциональных состояний). 4. Раздел: Внимание и память Назвать: Основные явления памяти, аномалии и нарушения памяти, характеристики умений и навыков; основные результаты исследований памяти с позиций ассоционизма, психоанализа, бихевиоризма и гештальтпсихологии; результаты исследования памяти как реконструкции, памяти как высшей психической функции, непроизвольного запоминания, основные положения когнитивной психологии памяти и основные результаты экспериментов данного направления. Субъективные и объективные явления внимания; виды рассеянности, эффекты внимания и критерии его наличия; виды и свойства внимания; результаты исследования сдвигов, колебаний и отвлечений внимания, распределения внимания. Школы: ассоциативная психология, структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, деятельностный подход. Теории памяти Ассоцианизм, психоанализ, теория поля, культурно-исторический подход, характеристика подходов к изучению памяти в когнитивной психологии. Теории внимания в классической психологии сознания, в гештальтпсихологии, в когнитивной психологии, теории внимания с позиций деятельностного подхода. Методы и методики: заучивания, антиципации, узнавания, сбережения, парных ассоциаций, определения объема памяти, методика двойной стимуляции, частичного отчета, последовательных репродукций, свободного припоминания, умственной хронометрии, дихотического и бинаурального прослушивания, вторичной зондовой задачи, регистрации движений глаз. Принципы: "повторение без повторения" (Бернштейн), "орудийного опосредствования высших психических функций" (Л.С.Выготский) Имена: Г. Эббингауз, А. Пьерон, П. Бэллард, Ф. Бартлетт, А. Бергсон, Н.А. Бернштейн, Дж. Уотсон, П.П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Э. Титченер, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, П. Жане, Дж. Сперлинг, К. Черри, Д. Бродбент, Э. Трейсман, Д.и Э. Дойч, Д. Норман, В. Келер, М. Калкинс, Дж. Сперлинг, С. Стернберг, М. Познер, С.Л. Кабыльницкая, М. Калкинс, Л. и М. Петерсон, фон Ресторф, Б. Милнер, Ю. Рубин, Дж. Миллер, Э.Тулвинг, Э. Спелке, У. Найссер, Д. Канеман, Э.Рош К. Левин, Г. Биренбаум, Б.В. Зейгарник, С.С.Корсаков, А.А.Смирнов, П.И. Зинченко, 3. М.Истомина, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Добрынин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. Раскрыть: Определение памяти, отличие памяти от мнемической функции (по Рубинштейну). Отношение понятий памяти и научения (по Норману). Различные классификации видов памяти: по Бергсону, Джеймсу, Вундту, Рибо, Эббингаузу, Блонскому, Выготскому и представителям когнитивной психологии (Норман, Тульвинг). Социокультурная природа памяти (Жане, Бартлетт, Выготский). Явление и виды ассоциаций, кривая забывания Эббингауза, позиционный эффект («эффект края»); ретроактивная и проактивная интерференция, феномен Бэлларда; эффекты первичности, недавности; закон регрессии (Рибо), закон Йоста, кривая научения, стадии и фазы построения двигательного навыка; перенос и эффекты переноса, эффект фон Ресторф, эффект Зейгарник; основные результаты исследования Бартлет-та; описание феноменальной памяти Ш. (по А.Р.Лурия); результаты исследования А.Н.Леонтьева: "параллелограмм" развития памяти; влияние мнемической направленности (А.А.Смирнов), закономерности непроизвольного и произвольного запоминания: исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирнова, З.М.Истоминой. Структурная модель памяти в когнитивной психологии: сенсорный регистр, кратковременное хранилище (рабочая память), долговременная память. Характеристика иконической и эхоической памяти: форма, объем и длительность хранения информации в сенсорном регистре. Эксперименты Сперлинга. Функции, процессы и способ представления информации в кратковременной (рабочей) памяти: эффекты лексичности, длины слова, модальности, приставки. Эксперименты М. и Л. Петерсонов, Стернберга, Нормана, Познера. Структура и функционирование долговременной памяти. Виды и функции схем. Результаты экспериментов Брауна и Макнилла. Научение как создание и модификации схем (Норман). Факты, подтверждающие теорию двойственности памяти. Уровневые эффекты переработки информации: эксперименты Крэйка и Локхарда, Роджерса (эффект отнесения к себе). Проблема выделения внимания как отдельного психического процесса. Определения внимания. Классификации видов внимания (Джеймс, Титченер, Рибо, Ланге, Добрынин). Определения внимания в психологии сознания (Вундт, Джеймс, Титченер, Рибо, Ланге), гештальтпсихологии (Коффка), когнитивной психологии (Бродбент, Норман, Канеман), с позиций деятельностного подхода (Добрынин, Гальперин, Гиппенрейтер). Результаты измерения объемов сознания и внимания Свойства внимания: колебания, сдвиги, отвлечение внимания, проблема распределения и переключения внимания. Аккомодация и инерция внимания. Исследования внимания как высшей психической функции; «параллелограмм развития внимания». Основные результаты экспериментов в когнитивном подходе: Черри, Бродбента, Трейсман, Найссера, Спелке, Канемана. Представление о селекции в теории перцептивного цикла Найссера. Понятия: Внимание, объём, концентрация, устойчивость, переключение, распределение. Сдвиги, колебания, отвлечения внимания. Аккомодация и инерция внимания. Внимание как высшая психическая функция. Рассеянность внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. "Параллелограмм" развития внимания. Память. Мнемическая функция. Научение. Ассоциация. Ретроактивная интерференция. Проактивная интерференция. Сенсорный регистр. Иконическая и эхоическая память. Кратковременная память. Долговременная память. Имплицитная и эксплицитная память. Семантическая и эпизодическая память. Феноменальная память. Реминисценция. "Параллелограмм" развития памяти. Схема. Сценарий. Прототип. Семантическая сеть. Школы: ассоциативная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, культурно-исторический и деятельностный подход. Теории Ассоциативная теория памяти (Эббингауз). Социо-культурный подход к памяти: теории П.Жанэ, Ф.Бартлетта, Л.С.Выготского. Теория развития памяти как высшей психической функции (Выготский). Теории научения в классическом бихевиоризме и необихевиоризме. Формирование навыков с позиций теории Н.А.Бернштейна Теории когнитивной психологии: теория двойственной памяти (Норман), теория трехкомпонентной структуры памяти (Аткинсон, Шиффрин). Теория уровней обработки информации (Крэйк, Локхарт). Теории ранней селекции (Бродбент, Трейсман). Теории поздней селекции (Норман). Теория множественной и гибкой селекции (Трейсман) Теория распределения ресурсов внимания (Канеман) Теория перцептивного цикла (Найссер). Законы: закон регрессии (Рибо), закон Йоста. Методы и методики: классической психологии памяти (заучивания, узнавания, сбережения), свободного припоминания; методика двойной стимуляции, методика частичного отчета, последовательных репродукций, умственной хронометрии, дихотического и инаурального прослушивания, методы измерения объема сознания и свойств внимания. Принципы: "повторение без повторения" (Бернштейн), "орудийного опосредствования высших психических функций" (Л.С.Выготский) Ключевые имена: Г. Эббингауз, Ф. Бартлетт, А. Бергсон, Н.А. Бернштейн, Дж. Уотсон, П.П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Э. Титченер, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Дж. Сперлинг, К. Черри, Д. Бродбент, А.Н. Леонтьев, Э. Трейсман, Д. и Э. Дойч, Д. Норман, Д. Канеман, П. Жане, Б.В. Зейгарник, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, У. Найссер, Э.Тулвинг. Владеть: Методиками исследования и диагностики свойств внимания (корректурная проба Бур-дона, красно-черные таблицы, методика Струпа) и памяти (заучивания, узнавания, сбережения), методикой двойной стимуляции. Анализировать: Тексты, приведенные в списке литературы. Жизненные проблемы: развитие памяти, средства запоминания и припоминания (мнемотехники); воспитание внимания; ошибки внимания Профессиональные проблемы: организация материала в преподавании с учетом закономерностей памяти, привлечение и удержание внимания слушателей. 5. Раздел: Мышление и речь Назвать; Определение мышления, круг феноменов, понимание предмета психологии мышления в различных школах; соотношение наук, изучающих мышление. Виды мышления и виды задач: основания их классификации. Уровни развития обобщений. Соотношение понятий «язык» и «речь», «значение» и «смысл» слова. Виды и функции речи. Основные нарушения мышления и речи. Школы: ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология, бихевиоризм и необихевиоризм, когнитивная психология, гуманистические направления в психологии, культурно-исторический и деятельностный подход. Имена: У. Джеймс, Дж. Уотсон, Дж. Дьюи, А. Бине, Л. Леви-Брюль, Э.Блейлер, З.Фрейд, К.Г.Юнг, О Кюльпе, Н.Ах, О.Зельц, К.Гольдштейн, М.Вертгеймер, К.Дункер, В.Келер, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Р.Арнхейм, Ч.Спирман, Д.Векслер, Дж. Равен, Г.Айзенк, Дж. Гилфорд, Е.Торранс Р.Стенберг, А.Ньюэлл, Г.Саймон, Э.Сепир, Б.Уорф, Дж. Брунер, Д.Канеман, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Я.А.Пономарев, А.М.Матюшкин, Н.Н.Поддьяков, А.А.Леонтьев, О.К.Тихомиров. Раскрыть: Специфические характеристики мышления человека: обобщенность, опосредствован-ность, активность, целенаправленность. Представления о связи мышления и речи в различных школах. Мышление как высшая психическая функция, речевое мышление, значение слова как единица анализа мышления, мышление и сознание. Развитие предмета психологии мышления: мышление как ассоциация представлений (виды ассоциаций); акт «усмотрения отношений»; процесс «переструктурирования ситуации»; постановки и решения задачи, принятия решений; мышление как процесс и как деятельность. Исследования решения творческой задачи (Дункер, Вертгеймер, Майер, Секели). Стадии мыслительного процесса (Дункера, Зельца, школа С.Л.Рубинштейна). Инсайтное решение и условия его возникновения: эксперименты с применением «метода подсказки» (К.Дункер, Ю.Б.Гиппенрейтер, Я.А.Пономарев). Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления, структурирующая функция мотива, эвристическая функция эмоций, целеобразование, невербализованные исследовательские акты, виды и функции операциональных смыслов. Отличие мышления человека от процессов переработки информации в системах искусственного интеллекта. Логические выводы и «естественные рассуждения». Индивидуально-личностные и ситуативные детерминанты мышления. Основные подходы к творчеству, особенности творческой личности. Способности, интеллект, творческое мышление: проблемы диагностики и развития. Роль природных (наследственных) и социокультурных условий в развитии интеллекта и креативности. Влияние культуры на особенности мышления (данные Леви-Брюля, Лурия, Коула и Скрибнера), гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа и ее эмпирические доказательства. Развитие мышления и речи в фило-, антропо- и онтогенезе; стадии онтогенетического развития (Пиаже, Выготский; Подьяков), полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже; этапы развития значения слова; генезис научных и житейских понятий (по Выготскому). Механизмы порождения и понимания речи: модели А.Р.Лурия, А.А.Леонтьева; экспериментальная проверка трансформационной модели, нейропсихологические данные (школа А.Р.Лурия). Понятия: мышление, мыслительная деятельность, задача, проблема, проблемная ситуация, понимание, способности, задатки, одаренность, интеллект, коэффициент интеллекта, искусственный интеллект, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, логико-понятийное мышление (словесно-логическое), практическое мышление, теоретическое мышление, творческое мышление, критическое мышление, аутистическое мышление, эгоцентрическое мышление, «первобытное» (мифологическое и мистическое) мышление, синкретическое мышление, мышление в комплексах, детерминирующая тенденция, инсайт, функциональное решение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, дедукция, индукция, силлогизм, стратегия, гипотеза, эвристика, алгоритм, внешняя и внутренняя мотивация, интеллектуальные эмоции, язык, речь, эгоцентрическая речь, внутренняя речь, интеллектуальная инициатива, когнитивный стиль. Теории: ассоциативная теория мышления, вюрцбургская школа, теория комплексов О. Зельца, гештальттеория, информационная теория мышления и когнитивная психология, теории интеллекта (Бине, Спирман, Векслер, Кеттел, Гилфорд), теория развития интеллекта Ж. Пиаже, инвестиционная теория креативности Р.Стенберга, теория лингвистического детерминизма, теория мышления как процесса (С.Л. Рубинштейн), теория мышления как деятельности (О.К.Тихомиров), теория мышления как высшей психической функции (Л.С.Выготский). Методы и методики: систематическая экспериментальная интроспекция; рассуждение вслух; экспериментально-генетический метод (методика двойной стимуляции); методы изучения понятий (определение, сравнение, классификация, «пиктограмма»), психосемантические методы; методика планомерного (поэтапного) формирования умственных действий; «метод подсказки»; клинический метод Ж.Пиаже; метод анализа продуктов деятельности; метод реконструкции процесса мышления и метод моделирования, психофизиологические методы (регистрация КГР, движений глаз, осязательной активности, речедвигательной активности), компьютерные методики, тесты. Ключевые имена: У.Джеймс, О.Кюльпе, Н.Ах, О.Зельц, К.Дункер, В.Келер, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Л.С.Сахаров, Дж. Брунер, О.К.Тихомиров, Ю.Б.Гиппенрейтер, Я.А.Пономарев, А.В.Брушлинский. Владеть: Методами исследования («рассуждение вслух», регистрация психофизиологических показателей) и методами активизации мышления («мозговой штурм», «синектика»), тестами диагностики интеллекта (любой по выбору) и творческого мышления (задания на дивергентное мышление по Гилфорду), умением определять виды мышления и речи, анализировать структуру мыслительной деятельности, давать психологическую характеристику особенностей мышления человека. Анализировать:
Жизненные проблемы: развитие интеллекта и творческого мышления, диагностика способностей Профессиональные проблемы: диагностика индивидуальных особенностей мышления и интеллекта, развитие эффективного мышления для решения различных типов профессиональных задач, прогноз и предотвращение ошибок профессионального мышления в научно-исследовательской, практической и педагогической деятельности психолога. 6 раздел. Методика преподавания психологии. 6.1. Характеристики психологии как учебного предмета. Цели обучения в соответствии с квалификацией специалиста. Задачи развития студента в процессе обучения (мировоззрения, самосознания, мотивации, мышления, коммуникативных способностей). Организация содержания курса психологии. Концепция курса общей психологии и основной дисциплины специализации. Содержание вспомогательных учебных дисциплин в соответствии со стандартом специальности. 6.2. Характеристика процесса обучения. Задачи организации учебного процесса в соответствии с теорией усвоения и воспитания. Распределение времени: на аудиторную и неаудиторную работу студента; на объяснение, усвоение и контроль. Типы лекций. Задачи подготовки к лекциям. Организация семинаров. Типы учебных задач семинаров. Практикумы и практики. Задачи семинаров и практикумов. Выделение их содержания. Организация самостоятельной работы студентов. Литература к государственному экзамену по клинической психологии по разделу «Общая психология»
Вопросы к итоговому государственному экзамену по общепрофессиональным дисциплинам
РАЗДЕЛ II. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Общая характеристика клинической психологии. |
О проведении патентно-информационных исследований по диссертационной теме Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – Спб.: Питер, 2001. – 688 с | ||
И социального развития РФ государственное образовательное учреждение... Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического... | И социального развития РФ государственное образовательное учреждение... Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического... | ||
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень)... | Первый московский государственный медицинский Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Московский государственный университет технологий и управления Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания ... | ||
Московский государственный университет технологий и управления Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Московский государственный университет технологий и управления Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |