Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации11.03.2014
Размер0.85 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГБОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей
и их профессионального сопровождения «Детство», 2013
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

Методическое пособие


Йошкар-Ола,

2013г

Рецензент:
Е.Л. Норкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Составители:

О.А. Разумова – методист ГБОУ РМЭ ЦППРК ПСПДПС «Детство»;

Н.В. Ворожейкина – инструктор ЛФК ГБОУ РМЭ ЦППРК ПСПДПС «Детство»;

Л.К. Стадухина – учитель-дефектолог ГБОУ РМЭ ЦППРК ПСПДПС «Детство»;
Методическое пособие адресовано педагогам общего и коррекционного обучения. Может быть использовано родителями. В пособии обобщены теоретические подходы к использованию здоровьесберегающих технологий, также представлен опыт их применения. Подробно описаны восставляющие технологии и пути их реализации в образовательном учреждении.

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГБОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей
и их профессионального сопровождения «Детство», 2013
Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Понятие здоровьесберегающих технологий в образовании

2.1. Типы здоровьесберегающих технологий

2.2. Степени приверженности школы идеям здоровьесбережения

2.3. Основные компоненты здоровьесберегающей технологии

2.4. Средства здоровьесберегающих технологий

2.5. Методы здоровьесберегающих технологий

2.6. Здоровьесберегающая технология в начальной школе

3. Лечебная физкультура

4. Нарушение осанки (сколиоз I, II степени)

4.1. Ориентировочный комплекс упражнений для занятий с детьми с нарушением осанки и сколиозом I степени

4.2. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики для детей, больных сколиозом II степени

4.3. Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки и слабостью мышц спины

4.4. Комплекс лечебной гимнастики при сколиозах I степени для детей до 11 лет

4.5. Комплекс упражнений с фитболами на исправление деформации осанки (при кифозе (сутулая и круглая спина))

5. Плоскостопие

5.1. Перечень упражнений, рекомендуемых при плоскостопии

5.2. Комплекс лечебной гимнастики при плоскостопии (№1,2,3)

5.3. Упражнения при плоскостопии

6. Заболевания дыхательных путей и часто болеющие дети

6.1. Ориентировочный комплекс упражнений при неспецифических хронических пневмониях для детей дошкольного возраста

6.2. Комплекс упражнений для часто болеющих детей

7. Конспекты занятий

7.1. План-конспект физкультурного занятия в подготовительной группе

7.2. Конспект занятия «Веселые туристы» в подготовительной группе

7.3. Конспект занятия «Мы – физкультурники» в подготовительной группе

7.4. Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Мы спортивные ребята»

7.5. Физкультурно-оздоровительное занятие с элементами ЛФК по сказке «Колобок» для детей младшей группы

8. Спортивные праздники

8.1. Конспект физкультурного развлечения «Зимние забавы» для детей подготовительной группы

8.2. Сюжетно – тематическое развлечение «В гости к доктору Айболиту»

8.3. Сценарий спортивного праздника «Золотая осень»

8.4. Спортивный праздник «День победы» в старшей группе
Пояснительная записка
Методическое пособие раскрывает важнейшее направление деятельности образовательных учреждений – формирование здорового образа жизни воспитанников, обучающихся. Пособие адресовано широкому кругу специалистов. Педагоги дошкольных учреждений найдут для своей деятельности конспекты физкультурно-оздоровительных занятий и спортивных развлечений. Педагоги школ получат инструментарий для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Для родителей будут полезны комплексы гимнастик для поддержания лечебного процесса при различных соматических заболеваниях.

Пособие комплексное по содержанию. В помощь педагогам в пособие включены теоретические разделы и практические разработки. Структура здоровьесберегащих технологий детально разработана. В этой структуре каждый специалист определит для себя первостепенные задачи, свой вклад в дело поддержания здоровья подрастающего поколения.

В практической части материал структурирован по группам заболеваний, которые наиболее часто встречаются в дошкольном и школьном возрасте. Гимнастики, которые содержатся в пособии, могут выполняться как в учреждении, так и рекомендоваться родителям.

Предлагаемые средства, методы работы знакомы всем специалистам. Авторы предлагают новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач.

В составлении методического пособия приняли участие специалисты различных профилей: педагоги дошкольных учреждений, педагоги-дефектологи, методисты. Его использование возможно и в учреждениях общеобразовательного вида, и реализующих коррекционно-развивающие программы обучения. Содержание пособия отвечает на конкретные вопросы практики: для чего внедрять здоровьесберегающие технологии, что для этого нужно сделать, с помощью чего это возможно, кто должен внедрять технологии.

Желаем педагогам высоких достижений в деле сохранения здоровья детей .

Понятие здоровьесберегающих технологий в образовании

В уставе Всемирной организации здравоохранения определено, что Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Во все эпохи Здоровье считали высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровье можно определить как смысл жизни, а также как ресурс для повседневной жизни, т.е. жизнеспособность, энергию, с которой люди стремятся к достижению цели, выполняют свои ежедневные обязанности и способность к быстрому восстановлению сил после стрессовых ситуаций.

Возрастание интереса к проблеме здоровьесберегающих технологий в образовании обусловлено следующими причинами:

  • общее ухудшение здоровья нации;

  • меры, предпринимаемые в рамках национального проекта «Образование».

Интенсификация всех процессов в образовании, направленность всех ступеней обучения на внедрение инновационных моделей требует принципиально иного отношения к состоянию здоровья обучающихся.

Понятие «здоровьесберегающая технология» является качественной характеристикой любой образовательной технологии, оценивая степень её положительного влияния на сохранение здоровья учащихся и учителя. С другой стороны, термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, вносят содержание по здоровьесбережению.

Под здоровьесберегающими технологии мы будем понимать такие образовательные технологии, которые удовлетворяют следующим критериям:

Почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? – отбор и структура содержания,

Как? – оптимальная организация учебного процесса,

С помощью чего? – методы, приемы и средства обучения,

Кто? – реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Очевидно, что здоровьесберегающая педагогика не может ограничиваться какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, профилактике ухудшения здоровья.

В литературе предлагается несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым. Автор отмечает несколько здоровьесберегающих технологий, применимых к условиям образовательного учреждения. Каждой такой технологии соответствует свой подход к охране здоровья, следовательно, разные методы и формы работы внедрения здоровьесберегающих технологий.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения.

Практика медицинской работы, как отмечается многими авторами, все больше смещается в сторону лечения болезней, а не сохранения здоровья. Приоритет профилактики перед лечением – это основополагающий принцип работы образовательных учреждений в направлении здоровьесбережения.

В образовательном учреждении внедрение медико-генетических технологий происходит посредством работы медицинского кабинета. Медицинский кабинет – та структура, которая обеспечивает выполнение норм СанПиНов, проведение прививочной кампании, ежедневный контроль за состоянием здоровья учащихся и мониторинг заболеваемости. В обязанности специалистов медицинского кабинета входит участие в психолого-медико-педагогических консилиумах, на которых решаются вопросы сопровождения учащихся с проблемами здоровья.

Иллюстрацией функционирования технологии служит программа «Лечебная педагогика», которая включает занятия ЛФК, организацию в учебном учреждении фитобаров, работу медицинских кабинетов (стоматологического, физиотерапевтического и др.).

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), направленные на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Технологии этой группы реализуются на уроках физической культуры и в спортивных секциях.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Они направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Их реализация в школе – это обустройство пришкольной территории, озеленение рекреаций, уголки природы в классах, живые уголки, а также участие в природоохранных мероприятиях («Сделаем!», «Марш парков», «Чистое утро», «День эколога» и пр.).

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), реализуемые специалистами по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представители службы гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Сохранение здоровья в этих технологиях рассматривается как частная задача на фоне главной – сохранения жизни. Эти технологии необходимо интегрировать в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по вопросу безопасности жизнедеятельности обеспечивается изучением курса ОБЖ, а педагогов – прохождением курса «Безопасность жизнедеятельности».

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие такую структуру учебного процесса, которая предотвращает явления гиподинамии, переутомления, дезадаптации в целом;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с соответствующим сопровождение всех элементов образовательного процесса для сохранения здоровья учащихся;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы для учащихся и их родителей. Для детей – это обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивация к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек. Для родителей – просвещение по созданию единой здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении и дома.

Отдельное место в классификации занимают еще две группы технологий, которые реализовывались за границами школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную деятельность:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. К технологиям относятся социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) – это самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебная педагогика, лечебная физкультура, способствующие поддержанию физического здоровья.

С точки зрения системного подхода реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении связана с двумя условиями. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Типы здоровьесберегающих технологий

- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).

- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

• Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

• Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

• Предполагающие активную субъектную позицию учащегося: различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий:

1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Программы здоровьесберегающих технологий строятся на основе глубокой диагностики состояния здоровья детей. За подготовку всех мероприятий ответственными являются руководитель отдела образования и его заместители.

2. Уровень школы (или иного образовательного учреждения). Работа начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы. Активное внедрение в работу здоровьесберегающих технологий ведет к присвоению школе статуса «школа здоровья». Ответственными лицами являются директор школы, а также Совет школы, родительский комитет, педагогический коллектив, которых привлекают к данной работе.

Переход к «школе здоровья» связан с решением многих вопросов, среди которых:

- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;

- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:

- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

- проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От способности педагога внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс и знакомить с ними детей зависит результат работы. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Эта работа подразумевает выполнение учителем учебной программы, формирование интереса к учебному предмету, построение партнерских отношений. Все это предотвращает возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и повышает максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности обучения.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

- первоначально объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации;

- повысить квалификацию по вопросам здоровьесберегающих технологий в образовании;

- пересмотреть используемые педагогические приемы и техники в плане их влияния на здоровье обучающихся;

- целенаправленно реализовывать здоровьесберегающие технологии в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, контролируя получаемые результаты;

- содействовать формированию здоровьесберегающей образовательной среды учреждения и взаимодействию членов педагогического коллектива, родителей, учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.

Главная задача внедрения здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегащие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск