Скачать 1.61 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» Методические рекомендации Б.4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (велосипедный спорт) Направление подготовки 034300.62 «Физическая культура» Профиль подготовки «Спортивная подготовка» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» Формы обучения - «очная» и «заочная» Москва-2012 Методические рекомендации рекомендованы Экспертно-методическим советом Института спорта и физического воспитания ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» Протокол №_____от «____» ____________2012г. Авторы: Ковылин Максим Михайлович – кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», Заслуженный тренер России. Захаров Андрей Анатольевич - кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», Заслуженный тренер России. Рецензенты: Бариеников Евгений Михайлович - кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России. Боген Михаил Михайлович – доктор педагогических наук, профессор. Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций ПрООП ВПО, на основе учебного плана по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура», по профилю «Спортивная подготовка». Содержание
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (ПрООП), на основе учебного плана по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура», по профилю «Спортивная подготовка». При разработке были использованы следующие нормативные документы:
1. Цели освоения дисциплины: - обеспечить готовность к практической реализации установленных программой дисциплины общекультурных и профессиональных компетенций; - обеспечить овладение профессиональной подготовленностью по дальнейшему развитию велосипедного спорта как национального средства обеспечения физического и нравственного здоровья различных групп населения и как одного из популярных в России летнего олимпийского вида спорта; - подготовка бакалавров, владеющих системой современных научных знаний о закономерностях процессов обучения и тренировки, формах и методах организации, планирования и управления многолетней спортивной подготовкой в велосипедном спорте; - формирование компетенций на основе глубоких знаний и практической готовности к самостоятельному, творческому решению воспитательных, оздоровительных, тренировочных задач в различных звеньях физкультурно-спортивной отрасли; - обеспечение готовности к организации, планированию и управлению спортивной деятельностью, нацеленной на подготовку квалифицированных велосипедистов-гонщиков; - готовность к организации и проведению и физкультурно-массовой работы с использованием велосипедной подготовки для оздоровления, разностороннего развития, закаливания, приобщения к здоровому образу жизни населения, в том числе инвалидов, на всех этапах возрастного развития человека; - владение организационно-управленческими и финансово-хозяйственными компетенциями, методикой научных исследований, использованием информационных технологий в профессиональной деятельности; - внедрение в практику достижений отечественных и зарубежных специалистов, стимулирование к собственным инновационным разработкам, создание на этой основе предпосылок к дальнейшему усовершенствованию в избранной физкультурно-спортивной деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Велосипедный спорт» является системообразующей (сквозной) в едином междисциплинарном образовательном процессе, направленном на последовательное и закономерное формирование у студентов профессионально-педагогического мастерства (комплекса общекультурных и профессиональных компетенций). Дисциплина «Велосипедный спорт» относится к профессиональному циклу базовой части ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура», по профилю «Спортивная подготовка». Дисциплина «Велосипедный спорт» входит в систему наук, ориентированную на запросы спорта и на оздоровительную физическую культуру. Как сквозная дисциплина её изучение наиболее тесно связано и опирается, прежде всего на дисциплины профессионального цикла «Велосипедный спорт» и «Спортивно-педагогическое совершенствование», базируется на логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами: история физической культуры, анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, химия, физика, информатика, спортивная метрология, спортивная медицина, психология, педагогика, социология, экология, правовые основы профессиональной деятельности, безопасность жизнедеятельности и др. Данная дисциплина предшествует прохождению спортивно-педагогической, тренерской и организационно-тренерской практик. Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что акцент сделан на развитие творческих способностей и обеспечение владением общекультурными и профессиональными компетенциями с целью достижения готовности к реальной профессиональной практической деятельности, базирующейся на глубоком изучении биологических закономерностей адаптационных возможностей организма занимающихся велосипедным спортом, включая ветеранов и велосипедистов-инвалидов. Подчеркнута важность нравственно-духовного совершенствования человека в процессе велосипедной подготовки, которая социальна по своей сущности, характеризуется конкретным педагогическим содержанием и выраженной воспитательной направленностью. Освоение курса включает также подготовку к выполнению требований по профессиональной физической подготовке. Специфика данной дисциплины обусловлена еще и подготовкой выпускника к профессиональной деятельности в основном в естественных, в том числе неблагоприятных, иногда экстремальных природных условиях. Выполнение тематических комплексов профессионально-ориентированных практических заданий, в том числе проблемных, предусматривает широкое использование различной измерительной и вычислительной техники. Для освоения программного материала дисциплины необходимы «входные» знания, умения, готовности, соответствующие требованиям к поступающим (абитуриентам). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Велосипедный спорт» В процессе освоения данной дисциплины формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции: - умеет логически верно, аргументировано, и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-6); - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7); - стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8); - умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9); - осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10); - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-11); - использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-13); - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15); - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке (ОК-16); - способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1); - применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2); - способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3); - умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4); - самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися (ПК-5); - умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6); - способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК-7); - осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8); - способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9); - способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10); - умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11); - самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма (ПК-12); - владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13); - способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14); - способен заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности, для участия в рекреационной деятельности (ПК-15); - самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа, с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-16); - умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17); - способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18); - способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20); - умеет практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21); - умеет разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22); - умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23); - способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24); - способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25); - умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26); - владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способен формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27); - способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28); - культурно-просветительская деятельность: владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29); - использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30); - владеет приемами общения и умеет использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область своей будущей профессии, их взаимосвязь в системе знаний; - психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений занимающихся; - психолого-педагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей; - историю развития педагогической мысли, актуальные дидактические технологии, методы педагогического контроля и контроля качества обучения; - способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; - методы медико-биологического, педагогического и психологического контроля состояния занимающихся; - историю, социальную сущность, структуру и функции физической культуры, цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры; - принципы и методы физического воспитания различных контингентов населения, основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности; - истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы, и технологию тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов в избранном виде спорта; - социально-биологические основы, цели, задачи, основные направления двигательной рекреации с различными группами населения; - факторы и причины травматизма, заболеваний, функциональных нарушений в процессе учебной и спортивной деятельности; - историю, теорию и методику избранного вида спорта; - организационные основы сферы физической культуры и спорт; - организационно-методические основы юношеского спорта и систему подготовки резерва в избранном виде спорта; - нормативные документы органов управления в сфере физической культуры и спорта, образования; - основные понятия теории и методики велосипедного спорта, методы обучения и технико-тактического совершенствования; - специфику и содержание этапов многолетнего тренировочного процесса, принципов организации и построения тренировочно-соревновательной деятельности. - основные положения правил соревнований в велосипедном спорте; - специфику внешних условий физкультурно-спортивной деятельности в велосипедном спорте; - материально-техническое обеспечение, необходимое для организации учебной и спортивной деятельности в велосипедном спорте; - основы научно-исследовательской деятельности с учетом специфики велосипедного спорта; - основы тренировочно-соревновательной деятельности велосипедистов-гонков; - актуальные проблемы теории и методики в велосипедном спорте; Уметь: - использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к Отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях; - определять способности и уровень готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельность; - определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования; - планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся; - использовать в своей деятельности профессиональную лексику; - использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам; - использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий; - определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития; - использовать методы педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся; - определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования; - использовать информацию психолого-педагогических, медико-биологических методов контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить коррективы в процесс занятий; - осуществлять профилактику травматизма и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий; - аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, прогнозировать условия и направления ее развития в социально-культурном аспекте, формировать мотивации у населения для занятий избранным видом спорта; - реализовывать в профессиональной деятельности права и свободы человека и гражданина; - ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать действия в соответствии с законом; - уметь критически оценивать и корректировать собственную профессиональную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся; - разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, заказывать и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь; - организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования; - организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности. - пользоваться измерительной и вычислительной техникой, справочной и специальной научно-методической литературой, результатами научных исследований. Владеть: - методами определения способностей и уровня готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельность; - приемами определения общих и конкретных целей и задач в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования; - методами планирования различных форм занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся; - актуальными приемами обучения и воспитания, разнообразными формами занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья; - приемами использования технических средств и инвентаря для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий; - методами диагностики функционального состояния, физического развития и уровня подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития; - методами педагогической и психологической диагностики, изучения коллектива и индивидуальных особенностей занимающихся; - приемами и средствами профилактики травматизма, оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий; - методами разработки и составления финансово-отчетной документации, заключения договоров на аренду, оформления заказов на приобретение физкультурно-спортивного инвентаря; - способами организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований; - способами организации и проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности; - методами использования измерительной и вычислительной техники, справочной и специальной научно-методической литературы, результатов научных исследований; - различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности; - техникой велосипедного спорта, а также приемами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных упражнений; - способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в велосипедном спорте; - методиками рационального использования учебно-лабораторного и управленческого оборудования, специальной аппаратуры и инвентаря, современной компьютерной техники; - способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях поликультурной среды; - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды учреждения, региона, области, страны; - методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности; - методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом. Раздел I. Велосипедный спорт как олимпийский вид спорта и эффективное средство оздоровления населения. |
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся... Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура», профилю... | Рабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура ... | ||
В. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | 2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27 Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая... | ||
Биология с основами экологии учебно-методические рекомендации Гос высшего профессионального образования для студентов заочного обучения, обучающихся по специальностям: 032100. 62 – «Физическая... | Рефератов по дисциплине «Физическая культура» Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая... | ||
032101. 65 «Физическая культура и спорт» «Физическая культура и спорт» специализации «Теория и методика волейбола» на 2012-2013 учебный год | Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая бфу... Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки «Физическая культура», магистратура. 4 | ||
Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ, рефератов и контрольных работ Методические рекомендации предназначены для студентов специализации «Физическая реабилитация» специальности 032102. 65 «Физическая... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» Конева Н. А., Волохов Е. Н; Малеев Д. О. Лыжный спорт. Учебно методический комплекс для студентов Института физической культуры направление... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык Направление... Направление подготовки 032100. 62 «Физическая культура» Квалификация подготовки – бакалавр Форма подготовки – очная | Российской федерации ... | ||
Программа по специальности 032101 «физическая культура и спорт» квалификация... Специальность 032101 «Физическая культура и спорт» утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 02. 03. 2000... | Методические рекомендации для студентов Специальность 032101 «физическая культура и спорт» Биохимия. Методические рекомендации /Сост.:, Полева Н. В. – Красноярск: 2007. – 47 с | ||
Методические рекомендации для студентов Специальность 032101 «физическая культура и спорт» Биология с основами экологии. Методические рекомендации /Сост.:, Полева Н. В. – Красноярск: 2007. – 45 с | Рабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура и массаж Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» является частью цикла (раздела) базовая (профессиональная) часть фгос впо по направлению... |