Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Кирилловского муниципального района
«Детско-юношеская спортивная школа»
г. Кириллов, Вологодской области
Адаптированная учебная программа
спортивной подготовки
по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года
Утверждена:
приказ № 15 от 30 сентября 2009 года
___________Т.Б.Васильева
А.М.Гурченко
тренер-преподаватель
г.Кириллов
Пояснительная записка.
Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности. Ориентирование в форме спортивных соревнований имеет довольно продолжительные традиции. Сначала этим видом увлекались почти исключительно как соревновательным спортом, но в последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в форме «Спорт для каждого». В нашей стране этот вид спорта получает все большее признание. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах, начиная с 10 лет и заканчивая 70 и старше, среди инвалидов), захватывающая борьба на трассе, красота природы с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции - все это способствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.
Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.
Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему воину.
При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок. Спортсмен ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры. Для плодотворной и успешной работы тренер и его ученики должны видеть итоги своего труда. Тренер - для определения эффективности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для дальнейшего продвижения вперед.
Поводом для создания программы послужил накопленный опыт работы, который опирается на достаточный уровень подготовленности занимающихся.
Программа предусматривает обучение занимающихся в группеспортивного ориентирования и рассчитана на 3года.
В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.
Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.
Целью программы является достижение высоких результатов на областном уровне и участие сильнейших спортсменов во Всероссийских соревнованиях.
Также программа решает ряд образовательных и воспитательных задач:
- охрана окружающей среды
- соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу
- укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачебного контроля
- повышение уровня общей и специальной физической подготовки
- совершенствование занимающимися технической и тактической подготовки
- пропаганда спортивного ориентирования среди населения - как средства для активного отдыха
- профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту
- формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология
- совершенствование знаний и умений полученных на занятиях, учебно-тренировочных лагерях, соревнованиях, походах .
Комплексность программы рассчитанной на 3 года обучения основывается на цикличности и круглогодичности учебно-тренировочного процесса. В активном участии в образовательно-воспитательном процессе педагога - ребенка - родителей - общеобразовательного учреждения, особое место занимает деятельность педагога и воспитанника. Важное значение имеет принцип реализации индивидуализации и дифференциации в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания.
Весь материал программы разделен на три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых решаются свои задачи.
Первый этап информационно-познавательный. Воспитанники на этом этапе повторяют основы ориентирования и начинают познавать новую для них информацию по психологии, физиологии, краеведению.
Второй этап операционно-деятельностный. На этом этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога: планирование дистанций для младших возрастных групп, их постановка, подготовка и ремонт снаряжения, разбивка бивака, приготовление пищи в полевых лагерях и на соревнованиях.
Третий этап практико-ориентационный. Результатом его является овладение спецификой работы и практическая деятельность, которая выражается в подготовке судей по спорту, профессиональная ориентация по выбранному виду деятельности (тренер, картограф, учитель). Спортивное долголетие.
Модель структуры программы. Программа состоит из объяснительной записки, трех годичных циклов , методических рекомендаций, списка необходимого оборудования и снаряжения..
Годовой цикл обучения состоит из взаимосвязанных:
- тематического учебного плана занятий объединения (с наименованием тем занятий и распределением часов на изучение теоретического и практического материала).
- рабочей учебной программы занятий объединения дополнительного образования
- предполагаемых педагогических результатов, знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся к концу каждого года занятий.
В методических рекомендациях даются практические советы по использованию программы, о том как строить учебный процесс, какие средства лучше использовать.
Список оборудования включает в себя перечень необходимого снаряжения для реализации занятий объединения дополнительного образования.
Первый годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 26 часов, на практические 190.Учебный материал рассчитан на повышение уровня всесторонней физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и координации движений. Овладение основными приёмами ориентирования на местности и опытом участия в соревнованиях. В течении первого года обучения по программе воспитанники должны выполнить норматив II юношеского разряда по спортивному ориентированию.
Второй годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 324 часа, по 9 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 44 часа, на практические 280. Предполагается совершенствование базовых знаний, умений и навыков, полученных в первом цикле, совершенствование техники и тактики быстрого передвижения по незнакомой местности с использованием компаса и карты, развитие морально-волевых качеств, приобретение инструкторских навыков. В течении второго года обучения по программе воспитанники должны выполнить норматив I юношеского разряда по спортивному ориентированию.
Третий годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 42 часа, на практические 390. Предусматривает совершенствование знаний умений и навыков полученных в1 - 2 год обучения. Увеличение учебно-тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Совершенствование технических и тактических приёмов. Приобретение опыта судейства соревнований. В течении года воспитанники должны выполнить III взрослый разряд по спортивному ориентированию. Сдать требования «судья по спорту».
Предполагается увеличение объёма учебно-тренировочной нагрузки в каникулярное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также когда ребята направляются в спортивно-оздоровительные лагеря юных ориентировщиков и туристов, учебные походы. Возраст занимающихся - 12 - 17 лет. Начальное обучение проходит по программе Министерства Просвещения, 1990г. Тыкул В.И.
Нормативная часть учебной программы. Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются все учащихся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющее письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики спортивного ориентирования, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.
Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнившие приёмные нормативы по общей физической специальной подготовке. Численный состав занимающихся, объём учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
Год подготовки
| возраст для зачисления
| минимальное число занимающихся в группе
| количество
учебных часов в неделю
| Требования
спортивной подготовке
| Этапы начальной подготовки
| 1 год
| 9
| 15
| 6
| Выполнение нормативов по физической и технической подготовке
| 2 год
| 9
| 14
| 9
| Выполнение нормативов по физической и технической подготовке
| Учебно-тренировочный этап
| 1 год
|
| 12
| 12
| Выполнение
Нормативов по ОФП, МФП,ТТП, интегральной
подготовке
|
Методическая часть учебной программы.
Программа по спортивному ориентированию составлена с использованием инвариативных блоков, предусматривает приобретение основных знаний и навыков по технике и тактике ориентирования на местности и получение спортивных разрядов по спортивному ориентированию бегом и на лыжах.
Программа рассчитана на 3 года обучения и имеет 2 этапа. Содержание первого этапа предполагает освоение детьми основ спортивного ориентирования, туризма, краеведения и лыжной техники. Со второго этапа обучения начинается введение в специализацию.
Тренировки по программе спортивного ориентирования проводятся с полным групповым составом, но по мере роста спортивного опыта занимающихся больший упор следует делать на индивидуальные занятия.
Практические занятия можно проводить как на местности, так и в спортзале, в зависимости от темы занятий и времени года. Для организации тренировочных занятий по программе необходима материально-техническая база по спортивному ориентированию, тренировочный полигон.
Методика тренировочных занятий определяется закономерными изменениями функционального состояния организма юных спортсменов. В вводной части используются общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма. В основной части выполняемая работа должна обеспечивать повышение специальной физической подготовки, совершенствование техники и тактики. В заключительной части интенсивность работы снижается для создания условий, способствующих интенсивному протеканию восстановительных процессов.
Для успешного осуществления многолетней тренировки юных спортсменов на каждом ее этапе необходимо учитывать следующие методические положения:
-многолетнюю подготовку следует рассматривать как единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность задач, средств и методов на всех этапах подготовки.
На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап начала специализации характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет до 60-70% от общего объема тренировочных нагрузок; специальная подготовка – 30-40%..При планировании тренировочных нагрузок следует строго соблюдать принцип постепенности с непременным учетом индивидуальных особенностей организма занимающихся. Примерное соотношение объема средств общей и специальной физической подготовки:
Физическая
подготовка
| Соотношение ОФП и СПФ (%)
| Год обучения
| 1
| 2
| 3
| ОФП
| 80
| 75
| 70
| СПФ
| 20
| 25
| 30
|
Содержание программы
1. ЭТАП. НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
Основные задачи 1-го этапа: -
укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка,
развитие понимания спортивной карты, развитие навыков пользования компасом, воспитание морально-этических и волевых качеств,
обучение технике спортивного ориентирования.
Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким использованием упражнений из различных видов спорта. В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость технических элементов легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр.
Рекомендуется широко применять игровой метод. Особое внимание обращать на развитие скоростных, координационных способностей и гибкости. В результате юные спортсмены должны достаточно хорошо освоить технику многих подготовительных упражнений..)
Блок 1. Теоретическая подготовка .,
1.1. История и развитие спортивного ориентирования. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта и России и за рубежом. Характеристика современного состояния спортивного ориентирования. Прикладное значения ориентирования.
1.2. Понятие о гигиене. Понятие о гигиене спорта. Общие требования к режиму дня, питанию, отдыху, одежде и обуви, сну. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Питание. Понятие об основном обмене и энергетических тратах при физических нагрузках. Питьевой режим. Контроль за весом тела. Недопустимость употребления спиртных напитков, курения. Понятие о заразных заболеваниях. Меры личной и общественной санитарно - гигиенической профилактики. Режим дня в период соревнований.
1.3. Сведения о двигательном аппарате человека. Пассивные и активные двигательные аппараты. Динамическая, статическая и смешанная работа мышц. Работа мышц по поддержанию устойчивой позы. Сведения о статике человеческого тела (равновесие, устойчивость, внешние и внутренние силын. Постановка дыхания в процессе занятий.. Влияние занятий на организм человека.
1.4. Снаряжение спортсменов - ориентировщиков -лыжников.
Компас, планшет, лыжи, ботинки, палки. Одежда и обувь зимой и летом. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды при различных погодных условиях.
1.5. Безопасность занятий. Правила поведения и безопасности на занятиях и на соревнованиях. Техника безопасности при проведении занятий в лесу. Контрольное время во время соревнований. Контрольный азимут, умение выходить из леса при потере ориентировки.
|