Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года





Скачать 249.87 Kb.
НазваниеАдаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года
страница1/3
Дата публикации21.08.2014
Размер249.87 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
  1   2   3

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Кирилловского муниципального района

«Детско-юношеская спортивная школа»

г. Кириллов, Вологодской области


Адаптированная учебная программа

спортивной подготовки

по спортивному ориентированию
Срок реализации: 3 года

Утверждена:

приказ № 15 от 30 сентября 2009 года

___________Т.Б.Васильева

А.М.Гурченко

тренер-преподаватель

г.Кириллов

Пояснительная записка.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности. Ориентирование в форме спортивных соревнований имеет довольно продолжительные традиции. Сначала этим видом увлекались почти исключительно как соревновательным спортом, но в последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в форме «Спорт для каждого». В нашей стране этот вид спорта получает все большее признание. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах, начиная с 10 лет и заканчивая 70 и старше, среди инвалидов), захватывающая борьба на трассе, красота природы с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции - все это способствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.

Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.

Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему воину.

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок. Спортсмен ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры. Для плодотворной и успешной работы тренер и его ученики должны видеть итоги своего труда. Тренер - для определения эффективности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для дальнейшего продвижения вперед.

Поводом для создания программы послужил накопленный опыт работы, который опирается на достаточный уровень подготовленности занимающихся.

Программа предусматривает обучение занимающихся в группеспортивного ориентирования и рассчитана на 3года.

В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.

Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.

Целью программы является достижение высоких результатов на областном уровне и участие сильнейших спортсменов во Всероссийских соревнованиях.

Также программа решает ряд образовательных и воспитательных задач:

- охрана окружающей среды

- соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу

- укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачебного контроля

- повышение уровня общей и специальной физической подготовки

- совершенствование занимающимися технической и тактической подготовки

- пропаганда спортивного ориентирования среди населения - как средства для активного отдыха

- профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту

- формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология

- совершенствование знаний и умений полученных на занятиях, учебно-тренировочных лагерях, соревнованиях, походах .

Комплексность программы рассчитанной на 3 года обучения основывается на цикличности и круглогодичности учебно-тренировочного процесса. В активном участии в образовательно-воспитательном процессе педагога - ребенка - родителей - общеобразовательного учреждения, особое место занимает деятельность педагога и воспитанника. Важное значение имеет принцип реализации индивидуализации и дифференциации в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания.

Весь материал программы разделен на три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых решаются свои задачи.

Первый этап информационно-познавательный. Воспитанники на этом этапе повторяют основы ориентирования и начинают познавать новую для них информацию по психологии, физиологии, краеведению.

Второй этап операционно-деятельностный. На этом этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога: планирование дистанций для младших возрастных групп, их постановка, подготовка и ремонт снаряжения, разбивка бивака, приготовление пищи в полевых лагерях и на соревнованиях.

Третий этап практико-ориентационный. Результатом его является овладение спецификой работы и практическая деятельность, которая выражается в подготовке судей по спорту, профессиональная ориентация по выбранному виду деятельности (тренер, картограф, учитель). Спортивное долголетие.

Модель структуры программы. Программа состоит из объяснительной записки, трех годичных циклов , методических рекомендаций, списка необходимого оборудования и снаряжения..

Годовой цикл обучения состоит из взаимосвязанных:

- тематического учебного плана занятий объединения (с наименованием тем занятий и распределением часов на изучение теоретического и практического материала).

- рабочей учебной программы занятий объединения дополнительного образования

- предполагаемых педагогических результатов, знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся к концу каждого года занятий.

В методических рекомендациях даются практические советы по использованию программы, о том как строить учебный процесс, какие средства лучше использовать.

Список оборудования включает в себя перечень необходимого снаряжения для реализации занятий объединения дополнительного образования.

Первый годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 26 часов, на практические 190.Учебный материал рассчитан на повышение уровня всесторонней физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и координации движений. Овладение основными приёмами ориентирования на местности и опытом участия в соревнованиях. В течении первого года обучения по программе воспитанники должны выполнить норматив II юношеского разряда по спортивному ориентированию.

Второй годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 324 часа, по 9 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 44 часа, на практические 280. Предполагается совершенствование базовых знаний, умений и навыков, полученных в первом цикле, совершенствование техники и тактики быстрого передвижения по незнакомой местности с использованием компаса и карты, развитие морально-волевых качеств, приобретение инструкторских навыков. В течении второго года обучения по программе воспитанники должны выполнить норматив I юношеского разряда по спортивному ориентированию.

Третий годичный цикл предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 42 часа, на практические 390. Предусматривает совершенствование знаний умений и навыков полученных в1 - 2 год обучения. Увеличение учебно-тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Совершенствование технических и тактических приёмов. Приобретение опыта судейства соревнований. В течении года воспитанники должны выполнить III взрослый разряд по спортивному ориентированию. Сдать требования «судья по спорту».

Предполагается увеличение объёма учебно-тренировочной нагрузки в каникулярное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также когда ребята направляются в спортивно-оздоровительные лагеря юных ориентировщиков и туристов, учебные походы.
Возраст занимающихся - 12 - 17 лет. Начальное обучение проходит по программе Министерства Просвещения, 1990г. Тыкул В.И.


Нормативная часть учебной программы.
Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются все учащихся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющее письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики спортивного ориентирования, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.

Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнившие приёмные нормативы по общей физической специальной подготовке.
Численный состав занимающихся, объём учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.


Год подготовки

возраст для зачисления

минимальное число занимающихся в группе

количество

учебных часов в неделю

Требования

спортивной подготовке


Этапы начальной подготовки

1 год

9

15

6

Выполнение нормативов по физической и технической подготовке

2 год

9

14

9

Выполнение нормативов по физической и технической подготовке

Учебно-тренировочный этап

1 год




12

12

Выполнение

Нормативов по ОФП, МФП,ТТП, интегральной

подготовке


  1. Методическая часть учебной программы.


Программа по спортивному ориентированию составлена с использованием инвариативных блоков, предусматривает приобретение основных знаний и навыков по технике и тактике ориентирования на местности и получение спортивных разрядов по спортивному ориентированию бегом и на лыжах.

Программа рассчитана на 3 года обучения и имеет 2 этапа. Содержание первого этапа предполагает освоение детьми основ спортивного ориентирования, туризма, краеведения и лыжной техники. Со второго этапа обучения начинается введение в специализацию.

Тренировки по программе спортивного ориентирования проводятся с полным групповым составом, но по мере роста спортивного опыта занимающихся больший упор следует делать на индивидуальные занятия.

Практические занятия можно проводить как на местности, так и в спортзале, в зависимости от темы занятий и времени года. Для организации тренировочных занятий по программе необходима материально-техническая база по спортивному ориентированию, тренировочный полигон.

Методика тренировочных занятий определяется закономерными изменениями функционального состояния организма юных спортсменов. В вводной части используются общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма. В основной части выполняемая работа должна обеспечивать повышение специальной физической подготовки, совершенствование техники и тактики. В заключительной части интенсивность работы снижается для создания условий, способствующих интенсивному протеканию восстановительных процессов.

Для успешного осуществления многолетней тренировки юных спортсменов на каждом ее этапе необходимо учитывать следующие методические положения:

-многолетнюю подготовку следует рассматривать как единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность задач, средств и методов на всех этапах подготовки.

На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап начала специализации характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет до 60-70% от общего объема тренировочных нагрузок; специальная подготовка – 30-40%..При планировании тренировочных нагрузок следует строго соблюдать принцип постепенности с непременным учетом индивидуальных особенностей организма занимающихся.
Примерное соотношение объема средств общей и специальной физической подготовки:

Физическая

подготовка

Соотношение ОФП и СПФ (%)

Год обучения

1

2

3

ОФП

80

75

70

СПФ

20

25

30



Содержание программы

1. ЭТАП. НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

Основные задачи 1-го этапа: -

  • укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка,

  • развитие понимания спортивной карты, развитие навыков пользования компасом, воспитание морально-этических и волевых качеств,

  • обучение технике спортивного ориентирования.

Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким использованием упражнений из различных видов спорта. В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость технических элементов легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр.

Рекомендуется широко применять игровой метод. Особое внимание обращать на развитие скоростных, координационных способностей и гибкости. В результате юные спортсмены должны достаточно хорошо освоить технику многих подготовительных упражнений..)

Блок 1. Теоретическая подготовка .,

1.1. История и развитие спортивного ориентирования. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта и России и за рубежом. Характеристика современного состояния спортивного ориентирования. Прикладное значения ориентирования.

1.2. Понятие о гигиене. Понятие о гигиене спорта. Общие требования к режиму дня, питанию, отдыху, одежде и обуви, сну. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Питание. Понятие об основном обмене и энергетических тратах при физических нагрузках. Питьевой режим. Контроль за весом тела. Недопустимость употребления спиртных напитков, курения. Понятие о заразных заболеваниях. Меры личной и общественной санитарно - гигиенической профилактики. Режим дня в период соревнований.

1.3. Сведения о двигательном аппарате человека. Пассивные и активные двигательные аппараты. Динамическая, статическая и смешанная работа мышц. Работа мышц по поддержанию устойчивой позы. Сведения о статике человеческого тела (равновесие, устойчивость, внешние и внутренние силын. Постановка дыхания в процессе занятий.. Влияние занятий на организм человека.

1.4. Снаряжение спортсменов - ориентировщиков -лыжников.

Компас, планшет, лыжи, ботинки, палки. Одежда и обувь зимой и летом. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды при различных погодных условиях.

1.5. Безопасность занятий. Правила поведения и безопасности на занятиях и на соревнованиях. Техника безопасности при проведении занятий в лесу. Контрольное время во время соревнований. Контрольный азимут, умение выходить из леса при потере ориентировки.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconПрограмма и место соревнования
Объединение по спортивному ориентированию Китая, приветствует участников со всего Мира на участие в 3-ем Чемпионате Азии по спортивному...
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconОбразовательная программа дополнительного образования по спортивному...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconПрограмма физкультурно спортивной направленности. В группу первого...
Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconПоложение о проведении Чемпионата и Первенства Забайкальского края...
Основные права и обязанности работников Финансового университета
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconКонцепци я развития физической культуры и спорта в Ярославской области на период до 2020 года
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconГородской детско-юношеский центр физической культуры и спорта как...
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconПрограмма по обучению детей плаванию Е. К. Воронова (срок освоения...
«Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,...
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconПрограмма курса по бисероплетению Для детей 13 16 лет Срок реализации программы 4 года

Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconКемерово 2013 содержание
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года icon1 Основными задачами Спартакиады являются
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconРабочая учебная программа по изо (искусство) в 7 классе Срок реализации программы
Программа: по изобразительному искусству 1-9 классы для оу. Автор Б. М. Неменский. М. «Просвещение» 2010 год
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconРабочая учебная программа по изо (искусство) в 6 классе Срок реализации программы
Программа: по изобразительному искусству 1-9 классы для оу. Автор Б. М. Неменский. М. «Просвещение» 2010 год
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию Срок реализации: 3 года iconПрограмма рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск