Скачать 318.47 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37» Программа здоровьесбережения «Крепкое здоровье – это здорово!» Ульяновск 2012 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37» Программа здоровьесбережения «Крепкое здоровье – это здорово!» 1. Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад. Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения. Программы по оздоровлению объединяют и согласовывают работу педагогических коллективов по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Они охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации оздоровительных программ играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Пояснительная записка Исходя из данных медицинского осмотра учащихся нашей школы за последние годы, наблюдается рост количества учащихся с заболеваниями КМС, органов зрения и нервной системы. Среди причин, повлекших за собой такие показатели, вполне могут быть наследственность, экологический фон, условия жизни ребёнка. При этом существуют так же факторы внутришкольной среды, влияющие на здоровье ученика: недостаточное освещение, дефицит двигательной активности, недостаток релаксации во время пребывания в образовательном учреждении, интенсификация образования, введение средств обучения, основанных на новых информационных технологиях. Анализ состояния здоровья наших школьников и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания Программы «Крепкое здоровье – это здорово», которая в свою очередь определяла бы основные направления деятельности школьного коллектива. В основу обоснования программы легли следующие предпосылки: Детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни и т.д. – наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса. Основной замысел Программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения детей и подростков в образовательном учреждении, формирование единых ценностных установок и подходов к здоовьесбережению учащихся. И сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых — неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Таким образом, программа «Крепкое здоровье – это здорово!», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей. 2.Цель: Подготовка сознания школьников, готового к воплощению в своей жизни основ здорового образа жизни. 3.Задачи: - создание условий жизнедеятельности образовательного учреждения, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся. - паспортизация здоровья и формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков. - разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни - введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и крепления здоровья. - формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни. - укрепление связей с медицинскими и другими учреждениями города, способствующими укреплению здоровья детей и подростков. - просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни. - методическое обеспечение процесса оздоровления учащихся. Основные подходы к организации здоровьесбережения учащихся: Формирование основ здорового образа жизни учащихся Охрана здоровья учащихся Формирование данных по состоянию здоровья учащихся Оптимизация образовательного процесса Оптимизация образовательного процесса Использование здоровьесберега-ющих технологий Охрана здоровья учащихся Организация сопровождения учащихся 4.Функциональные ресурсы различных категорий работников школы 1.Функции медицинской службы школы:
2.Функции администрации:
3.Функции классного руководителя:
5.Участники программы:
6. Этапы реализации Программы «Крепкое здоровье – это здорово» Первый этап: Подготовительный (2012-2013г.)
Второй этап: Практический (2012-2016г.). Реализация Программы «Крепкое здоровье – это здорово» Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2014-2016г.).
Публикации, распространение опыта 7.Модель личности ученика. По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
8. Предполагаемый результат:
Конечный продукт: выпускник ОУ № 37 владеет знаниями, умениями и навыками ЗОЖ, имеет внутреннюю потребность применять их в повседневной жизни. Критериями эффективности реализации Программы являются: - положительная динамика состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в ОУ №37. - сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни. - сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья учащихся. - организация в школе валеологически целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса. - удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей. Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
|
Заседание клуба Здоровье Тема: «ЗдорОво есть жить здорОво и здОрово» Развивать мышление через умение классифицировать (выделение главного, анализ, сравнение, обобщение) | Научно-исследовательская работа на тему: «Современные технологии... Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения,... | ||
Урок с позиций здоровьесбережения Кафедра здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса | Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, здоровье.... Недаром в народе говорят: "Здоровому все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты,... | ||
Программа курса внеурочной деятельности «разговор о здоровье» спортивно-оздоровительное... И. Ю. Абросимова, ст преподаватель кафедры здоровьесбережения в образовании гоу дпо ниро | Пояснительная записка Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,... | ||
Методический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье... | ||
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Все используемые учителем на уроке технологии и педагогические приемы могут быть оценены (количественно и качественно) по критерию... | Комплексно-целевая программа «Здоровье» “Забота о здоровье детей это важнейший труд воспитателя Все это приводит к необходимости комплексного подхода к проблемам образования и здоровья. Данная программа разработана в соответствии... | ||
Рабочая программа по физической культуре 5-11 классы Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слагаемым физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,... | ||
Реферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника» Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,... | Всероссийский урок «Здоровые дети в здоровой семье» посвящённый открытию XXII олимпийских игр Здравствуйте, дорогие ребята! Говорить друг другу «Здравствуй» – это, значит, желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность... | ||
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской... Ьтуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень... | «Здоровье не все, но все без здоровья ничто» «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических... |