Методическая разработка олимпиады по русскому языку





Скачать 122.25 Kb.
НазваниеМетодическая разработка олимпиады по русскому языку
Дата публикации11.12.2014
Размер122.25 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Спорт > Методическая разработка
Министерство образования и науки Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Саратовской области

«Марксовский электротехнический колледж»

Методическая разработка

олимпиады по русскому языку

Подготовила и провела

Преподаватель Терёхина С. Г.

2012
Дата: 28.11.12
Аудитория: кабинет № 22
Преподаватель: Терёхина С. Г.
Участники: студенты 1-4 курсов (по 1 человеку от каждой группы)
Цели проведения мероприятия:

- повышение интереса молодёжи к русскому языку и его изучению;

- проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по предмету;

- оценка уровня владения студентами речевыми навыками;

- развитие творческого потенциала.
Задачи:

- выявить одаренных, творчески мыслящих людей;

- способствовать развитию творческого потенциала;

- углубить знания учащихся по предмету, расширить кругозор учащихся;

- проверка орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков;

- формирование умений применять полученные знания на практике.
Подготовительная работа:

При подготовке к проведению олимпиады была проведена работа: разработка олимпиадных заданий; определение темы сообщения; консультации со студенткой по подготовке сообщения на тему «Возникновение письменности»; совместное создание со студенткой презентации, дополняющей сообщение; создание презентации, разъясняющей олимпиадные задания.
Материалы и оборудование:

- презентация «Возникновение письменности»;

- реферат «Возникновение письменности»;

- презентация объяснения олимпиадных заданий;

- компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска;

- раздаточный материал с заданием олимпиады.
Ход занятия
1. Организационный момент

Постановка цели, задач, описание методов работы:

Добрый день, дорогие участники олимпиады и гости!

Мы собрались здесь для того, чтобы попутешествовать по страницам истории русского языка, русского алфавита и письменности. Сегодня мы проведем олимпиаду по русскому языку, чтобы оценить знания и умения участников, которые они получили в процессе обучения, оценить уровень владения речевыми навыками, углубить знания по предмету и выявить одарённых, творчески мыслящих людей.

Для начала предлагаем вам прослушать сообщение о возникновение письменности вообще и появления письменности на Руси, а затем приступить к выполнению олимпиадных заданий.
2. Сообщение доклада студентки Свитковой Елены с демонстрацией презентации.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ
Моя работа называется «Возникновение письменности». Целью работы является изучение процесса появления письменности – от наскальной живописи через пиктографию и буквенно-слоговое письмо – к современным алфавитами и выявление вклада святых Кирилла и Мефодия в развитии письменности на Руси.

В начале 21 столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, журналов, указателей, потока информации. Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, компьютер и конституцию. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имён мы никогда не узнаем, не изобрёл земледелие, обработку металлов и письменность.

Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути эволюции человечества. Создание письменности считается началом цивилизации. Это очень непростой процесс, длившийся тысячелетия и подразделявшийся на несколько этапов.

Первый этап – наскальная живопись – 14 тысяч лет назад. Именно в эту эпоху древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо передавшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Наскальные рисунки чаще всего помещались в доступных местах, на высоте полутора – двух метров. Основная их тематика – изображение животных и быта первобытного человека. Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Весьма многочисленны рисунки и гравюры лошадей. Но излюбленным сюжетом являются бизоны. Реже встречаются изображения северного оленя.

Пиктография – 6 тысяч лет назад. Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается еще в палеолите – «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо. Письмо это, конечно же, несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, пиктографию далеко не все специалисты признают началом письменности. Использую пиктографию, сообщения передавались при помощи рисунков. Пиктография – внеязыковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке означает, что поблизости находится пункт приема пищи – это самая натуральная пиктограмма. Другой пример – обозначение видов спорта на спортивных соревнованиях.

Иероглифы. В 4 – 3 тысячелетиях до нашей эры в Древнем Шумере, в Древнем Египте, а потом и во 2 тысячелетии в Древнем Китае возникает новый способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным. Иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Сложность чтения идеографического письма заключается в том, что каждый знак может обозначать слово в любой грамматической форме в предела круга ассоциаций. Например, знак, изображающий «ногу», может означать слова «ходить», «стоять», «приносить». В настоящее время идеографически построенное письмо встречается в службах контроля и организации дорожного движения, в системе нашивок в армии и на флоте.

Словесно-слоговое письмо – 4-5 тысяч лет назад. Его изобретение происходило на протяжении 3 – 2 тысячелетия до нашей эры. Фразы стали делиться на слова, а затем и на слоги. Среди наиболее известных слоговых письменностей является клинопись. Таким письмом могли передаваться тексты любого содержания, так как такое письмо обеспечивало достаточно адекватную фиксацию речи и надежное воспроизведение текста при чтении. Единственная существующая ныне система словесно-слогового типа – «китайская». Только китайское письмо не изменяется со временем.

Первые алфавиты. При таком письме каждому звуку речи соответствует свой знак. Одними из первых буквенным звуковым письмом стали пользоваться те народы, в языке которых гласные звуки оказались не столь важными, как согласные. Так, в конце 2 тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев и арамейцев. В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они располагались в определённом порядке от «алеф», «бет» до «тав». Каждая буква имела осмысленное название: «алеф» - вол, «бет» - дом, «гимель» - верблюд и т. д. Название букв как бы рассказывают о создавшем алфавит народе: народ жил в домах (бет) с дверьми (далет), при постройке которых использовались гвозди (вав). Он занимался земледелием, используя силу волов (алеф), скотоводством, рыбной ловлей (мем – вода, нун – рыба) или кочевал (гимель – верблюд). Кстати, древние евреи и финикийцы писали строчки справа – налево.

От финикийского письма образовалось греческое. Греческий – это язык Платона, Гомера, Софокла, Архимеда.

От греческих букв произошли латинские. Их принципиальный порядок не изменился. На латинском писали Цицерон, Овидий, Гораций, Вергилий и другие.

А между тем еще до того, как в Европе распространилась латинская азбука, некоторые европейские варвары уже имели в том или ином виде свою письменность. Довольно самобытное письмо сложилось, например, у германских племён. Это так называемое «руническое» письмо. В такой письменности каждому звуку речи соответствует определённый знак, но эти знаки получили простое, стройное и строгое начертание – только из вертикальных и диагональных линий.

Когда и как письменность на Руси?

Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер – одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Господствующей была традиционная точка зрения, согласно которой письменность была принесена на Русь из Болгарии в связи с официальным принятием христианства в 988г. После Крещения на Руси появились рукописные книги. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название «глаголица» происходит от славянского слова «глаголати», что означает говорить. Вторая азбука была названа «кириллицей» по имени одного из двух братьев – славянских просветителей, живших в 9 веке на территории нынешней Болгарии.

Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Мефодий сначала был в военном звании и был правителем в одном из княжеств Византии. Прожив там около 10 лет, святой Мефодий принял монашество. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями. Он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. За свой ум получил прозвание Филосова, что значит «мудрый». Для написания церковных книг на основе знаков азбуки Кирилл и Мефодий создали алфавитную систему из 38 букв. Буквы должны были отобразить тончайшие нюансы славянских звуков. Эта система и стала называться «глаголицей». Предполагается, что работа по созданию глаголицы была завершена в 863 году.

В конце 9 – начале 10 веков последователями славянских просветителей был создан славянский алфавит на основе греческого. Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы» в честь Святого Кирилла.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского письма, остальные 19 изобретены заново. На Руси кириллица была введена в 10-11 веках. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков.

Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянский письменности и литературы. После смерти братья были причислены к лику святых и на иконах их всегда изображают вместе. В Москве есть памятник великим славянским просветителям, установленный в 1992 г. Скульптурная композиция находится в центре Москвы на Славянской площади.

Постепенно кириллица изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание. Из алфавита были устранены юсы (большой и малый), кси, фита, ижица, зело, ять. Но ввели в алфавит буквы э, й, я. Так создавалась русская азбука (от начальных букв древнеславянского алфавита – аз, буки) или алфавит (название двух греческих букв – альфа, вита), насчитывающий 33 буквы.

Таким образом, можно сделать вывод, что буквы алфавита являются не случайными фигурами, произвольно намеченными изобретателями. Каждая буква современного алфавита представляет собой результат длительного, иногда весьма сложного развития.
3. Объяснение заданий олимпиады (с показом презентации)
Олимпиадные задания
1. Спишите слова, расставляя в них ударение:

Положил, цемент, премировать, ходатайствовать, хозяева, мозаика, корысть, индустрия, эксперт, диспансер, свекла, досуг, алфавит, красивее, щавель, километр, коклюш, столяр, каталог, некролог.
2. Образуйте от существительных форму родительного падежа множественного числа по образцу: килограмм – (много чего?) килограммов, осетин – (много кого?) осетин.

Кадеты, томаты, туфли, чулки, граммы, очистки, носки, простыня, лезгины, солдаты, баклажаны, вафля, апельсины, колготки, каникулы.
3. Раскройте смысл народных сравнений.

Свалился как снег на голову - …

Вертится как белка в колесе - …

Набито как сельдей в бочке - …

Пишет как курица лапой - …

Нужен как телеге пятое колесо - …

Скалилось как гора с плеч - …

Человек мухи не обидит - …

Как собак нерезаных - …
4. Определите род существительных

Бандероль, бистро, вуаль, депо, какаду, картофель, кашне, мозоль, салями, тюль, шампунь, шоссе, манго.
5. Просклоняйте количественное числительное 96 843.
6. Вспомните и запишите как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов русского языка, в которых есть числительные.
7. Как называются люди, живущие в Петербурге, Туле, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?
8. Спишите текст, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания.

Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошёл в ту сторону где разв…вался вдали пёстрый плащ то откидывающ…йся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгнове…о покрывающ…ся тьмою по удалении от него. Сердце его билось и он невольно ускорял свой шаг. Он не смел и думать о том чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей вдали красавицы тем более допустить такую чёрную мысль о какой намекал ему пору…чик Пирогов но ему хотелось только увидеть дом где имеет ж…лище это прелес…ное создание которое казалось слетело с неба прямо на Невский проспект.

(Н. В. Гоголь)
4. Выполнение студентами заданий (30 мин)
5. Рефлексия

Дорогие участники!

Я рада, что вы приняли участие в олимпиаде по русскому языку. Сегодня мы не просто проверили ваши орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, но и узнали много интересного из появления письма, первых алфавитах, вклада святых Кирилла и Мефодия в появлении письменности на Руси.

В ходе проведения олимпиады я уже увидела, что вы все справились с заданиями олимпиады. Но, победителя мы выявим после того, когда проверим ваши работы.

Спасибо за участие! До новых встреч!

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку
Расставьте ударение в словах:

ПоложИл, цемЕнт, премировАть, ходАтайствовать, хозЯева, мозАика, корЫсть, индустрИя, экспЕрт, диспансЕр, свЕкла, досУг, алфавИт, красИвее, щавЕль, киломЕтр, коклЮш, столЯр, каталОг, некролОг.
2. Образуйте от существительных форму родительного падежа множественного числа по образцу: килограмм – (много чего?) килограммов, осетин – (много кого?) осетин.

Кадеты - кадет, томаты - томатов, туфли - туфель, чулки - чулок, граммы - граммов, очистки - очистков, носки - носков, простыня - простынь, лезгины - лезгин, солдаты - солдат, баклажаны - баклажанов, вафля - вафель, апельсины - апельсинов, колготки - колготок, каникулы - каникул.
3. Раскройте смысл народных сравнений.

Свалился как снег на голову – неожиданно, негаданно

Вертится как белка в колесе – суетиться, хлопотать

Набито как сельдей в бочке – в тесноте, давке

Пишет как курица лапой – некрасиво, коряво

Нужен как телеге пятое колесо – бесполезный, лишний, без надобности

Скалилось как гора с плеч – облегчение после забот, тревог

Человек мухи не обидит – безобидный, добродушный, кроткий

Как собак нерезаных – немало, не счесть
4. Определите род существительных

Бандероль (женский), бистро (средний), вуаль (женский), депо (средний), какаду (мужской), картофель (мужской), кашне (средний), конферансье (мужской), мозоль (женский), салями (женский), тюль (мужской), шампунь (мужской), шоссе (средний), манго (средний).
5. Просклоняйте количественное числительное 96 843
И.п. девяносто шесть тысяч восемьсот сорок три

Р.п. девяноста шести тысяч восьмисот сорока трёх

Д.п. девяноста шести тысячам восьмистам сорока трём

В.п. девяносто шесть тысяч восемьсот сорок три

Т. п. девяноста шестью тысячами восьмистами сорока тремя

П.п. о девяноста шести тысячах восьмистах сорока трёх
6. Вспомните и запишите как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов русского языка, в которых есть числительные.
7. Как называются люди, живущие в Петербурге, Тулы, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

Петербург – петербуржцы, Тула – туляки, Одесса – одесситы, Томск – томичи, Харьков – харьковчане, Псков – псковичи, Курск – куряне, Ярославль – ярославцы.
8. Спишите текст, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания.

Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошёл в ту сторону, где развевался вдали пёстрый плащ, то откидывающийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгновенно покрывающийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось, и он невольно ускорял свой шаг. Он не смел и думать о том, чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей вдали красавицы, тем более допустить такую чёрную мысль, о какой намекал ему поручик Пирогов, но ему хотелось только увидеть дом, где имеет жилище это прелестное создание, которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль»
Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили...
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка урока по русскому языку
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconЗадания олимпиады «Будущие исследователи – будущее науки» по русскому языку Демоверсия
Обучающая программа – тренажер по русскому языку – 4000 заданий. Вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в вуз. Фраза
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи»
Дать представление об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли наречий
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 бу-2
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме...
Познакомить учащихся с определенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип...
Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconПавлово-Посадского муниципального района Московской области
Победитель и призёр 2-х предметных муниципальных олимпиад, участник областной олимпиады по русскому языку, Бондарева Евгения стала...
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconЗадания и ответы для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 7-8 классах

Методическая разработка олимпиады по русскому языку icon«Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода
Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием...
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка урока по английскому языку

Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы...
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка серии уроков по русскому языку для учащихся...
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск