Скачать 119.6 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия СОДЕРЖАНИЕ 1. Основы всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2. Функции органов управления олимпиады 3. Принципы формирования олимпиадных заданий 4. Система оценивания олимпиадных заданий, их проверка 5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета. 1. Основы всероссийской олимпиады школьников по обществознанию Основными нормативными документами по проведению олимпиад школьников являются: - «Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285). - «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286). Содержание заданий олимпиады определяются: - обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56); - школьным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089). При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии обсуждения. На основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» выстраивается следующая вертикаль олимпиад по обществознанию.
Олимпиады являются предметными, о чем говорят названные выше нормативные документы: - «Олимпиада проводится по общеобразовательным предметам…» ( из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (п. 6); - «Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (там же, п.7). Отмечается важнейшее требование к олимпиадам, последовательное выполнение которого приводит к сохранению различия олимпиады от различных форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся в образовательном учреждении: в п. 20 «Порядка проведения олимпиад школьников», когда речь идет об условиях формирования перечня олимпиад, говорится о творческом характере олимпиадных заданий и других видов испытаний. Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются отражение: - нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету; - творческого характера соревнований; - общей культуры участников, их эрудированности. Центральная предметно-методическая комиссия всероссийской олимпиады школьников по обществознанию предлагает следующие основные подходы к ее проведению:
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; - выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению обществознания; - анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся; - накопление научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах; - содействие обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами; - подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы. Особо выделяется цель – отбор учащихся-победителей для формирования портфолио успешности и, в конечном счете, создания для них льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты); 2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа всероссийской олимпиады с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний; 3) на школьном и муниципальном этапах олимпиады по обществознанию большое значение имеет отражение в ее материалах краеведческого материала как регионального компонента школьного курса обществознания. 2. Функции органов управления олимпиады Проведение олимпиады организуют: оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри этапа (см. соответствующие статьи нормативных документов о проведении олимпиады). Оргкомитет этапа олимпиады: - решает вопросы организации олимпиады (выделение необходимых помещений, размещение учащихся и жюри, контроль за выполнением санитарных норм, охрана и обеспечение в случае необходимости медицинской помощи участникам олимпиады, ведение документации олимпиады, организация просмотра работ и апелляции и т.д.); - утверждает итоги олимпиады на основании предложений жюри; - организует оповещение о результатах олимпиады; - на муниципальном этапе проводит шифровку работ участников, хранение шифров отдельно от работ и их дешифровку после завершения проверки; - организует проведение разбора заданий и апелляции. Жюри этапа олимпиады: - организует инструктаж участников олимпиады; - проверяет работы и оценивает их; - предлагает для утверждения оргкомитету олимпиады ее итоги; - проводит разбор заданий; - участвует в апелляции; - предоставляет материалы по итогам олимпиады для аналитической работы предметно-методической комиссии. Предметно-методическая комиссия этапа олимпиады: - готовит комплекты заданий для проведения этапа олимпиады; - определяет порядок проведения олимпиады и правила работы жюри; - предлагает систему оценивания зданий; - проводит анализ итогов этапа на основе материалов, составленных жюри. 3. Принципы формирования олимпиадных заданий Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне: 1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся. 2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии. 3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий. 4. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий. 5. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников. 6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий. 7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.). 8. Опора на межпредметные связи в части заданий. 4. Система оценивания олимпиадных заданий, их проверка Предметно-методическая комиссия каждого этапа олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания. Необходимо создание ее дифференцированной шкалы, позволяющей учитывать различные нюансы ответов участников соревнований. В значительном числе случаев итог выполнения задания не подводится через дихотомию: «решил – не решил», а требуют оценивать отдельные их стороны, нередко автономно. Среди особенностей содержания предмета «обществознание» – дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий: учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, а оценивается уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др. Уже названная особенность предмета приводит к выводу о необходимости принимать как правильные ответы те из них, которые даны не предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по-сути. Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на этапе олимпиады. Сравнительная характеристика школьного и муниципального этапов олимпиады
Сочинение-эссе представляет собой наиболее сложное, но и очень важное для представления уровня подготовленности участника олимпиады, его творческого потенциала задание. При оценивании этой работы рекомендуется руководствоваться следующими критериями: 1. Знание социальных фактов. 2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.). 3. Аргументированность суждений и выводов. 4. Знание мнений ученых-обществоведов. 5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме. 6. Оригинальность решения проблемы, аргументации. Проверка сочинения-эссе как творческого задания требует обращения к работе каждого участника не менее двух членов жюри при подключении дополнительного эксперта (экспертов) в случае резкого расхождения выводов проверяющих по оцениванию работы. 5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по обществознанию. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями. - Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003. - Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005. - Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006. - Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008. - Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008. * * * http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России. http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями) http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика и управление» http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь» http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление» http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юрист, 2002 http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России» http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995 http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно-логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября» http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История мировых цивилизаций» http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной «Культурология» http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др. http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И., Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX вв. – Киров: ВГГУ, 2002 http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии |
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с... | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих... | ||
О проведении школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников Пермского края от 03. 10. 201 № сэд-26-01-20-682 «О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников... | Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного... Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии | ||
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... |