Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание





Скачать 119.6 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание
Дата публикации02.03.2015
Размер119.6 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2. Функции органов управления олимпиады
3. Принципы формирования олимпиадных заданий
4. Система оценивания олимпиадных заданий, их проверка
5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета.

1. Основы всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Основными нормативными документами по проведению олимпиад школьников являются:

- «Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285).

- «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286).

Содержание заданий олимпиады определяются:

- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);

- школьным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии обсуждения.

На основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» выстраивается следующая вертикаль олимпиад по обществознанию.


Этапы

Участники

Сроки

Подготовка

заданий

Школьный

6-11 кл.

Октябрь

Предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады

(с учетом рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии)

Муниципальный

7-11 кл.

Ноябрь-декабрь

Предметно-методическая комиссия регионального этапа олимпиады

(с учетом рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии)

Региональный

9-11 кл.

Январь-

февраль

Центральная предметно-методическая комиссия

Заключительный

9-11 кл.

Определяет Рособр.

Центральная предметно-методическая комиссия


Олимпиады являются предметными, о чем говорят названные выше нормативные документы:

- «Олимпиада проводится по общеобразовательным предметам…» ( из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (п. 6);

- «Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (там же, п.7).

Отмечается важнейшее требование к олимпиадам, последовательное выполнение которого приводит к сохранению различия олимпиады от различных форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся в образовательном учреждении: в п. 20 «Порядка проведения олимпиад школьников», когда речь идет об условиях формирования перечня олимпиад, говорится о творческом характере олимпиадных заданий и других видов испытаний.

Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются отражение:

- нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческого характера соревнований;

- общей культуры участников, их эрудированности.

Центральная предметно-методическая комиссия всероссийской олимпиады школьников по обществознанию предлагает следующие основные подходы к ее проведению:

  1. сочетание разнообразных целей:

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению обществознания;

- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействие обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами;

- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо выделяется цель – отбор учащихся-победителей для формирования портфолио успешности и, в конечном счете, создания для них льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа всероссийской олимпиады с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3) на школьном и муниципальном этапах олимпиады по обществознанию большое значение имеет отражение в ее материалах краеведческого материала как регионального компонента школьного курса обществознания.
2. Функции органов управления олимпиады
Проведение олимпиады организуют: оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри этапа (см. соответствующие статьи нормативных документов о проведении олимпиады).

Оргкомитет этапа олимпиады:

- решает вопросы организации олимпиады (выделение необходимых помещений, размещение учащихся и жюри, контроль за выполнением санитарных норм, охрана и обеспечение в случае необходимости медицинской помощи участникам олимпиады, ведение документации олимпиады, организация просмотра работ и апелляции и т.д.);

- утверждает итоги олимпиады на основании предложений жюри;

- организует оповещение о результатах олимпиады;

- на муниципальном этапе проводит шифровку работ участников, хранение шифров отдельно от работ и их дешифровку после завершения проверки;

- организует проведение разбора заданий и апелляции.

Жюри этапа олимпиады:

- организует инструктаж участников олимпиады;

- проверяет работы и оценивает их;

- предлагает для утверждения оргкомитету олимпиады ее итоги;

- проводит разбор заданий;

- участвует в апелляции;

- предоставляет материалы по итогам олимпиады для аналитической работы предметно-методической комиссии.

Предметно-методическая комиссия этапа олимпиады:

- готовит комплекты заданий для проведения этапа олимпиады;

- определяет порядок проведения олимпиады и правила работы жюри;

- предлагает систему оценивания зданий;

- проводит анализ итогов этапа на основе материалов, составленных жюри.
3. Принципы формирования олимпиадных заданий
Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:

1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.

6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.

7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

8. Опора на межпредметные связи в части заданий.
4. Система оценивания олимпиадных заданий, их проверка
Предметно-методическая комиссия каждого этапа олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.

Необходимо создание ее дифференцированной шкалы, позволяющей учитывать различные нюансы ответов участников соревнований. В значительном числе случаев итог выполнения задания не подводится через дихотомию: «решил – не решил», а требуют оценивать отдельные их стороны, нередко автономно.

Среди особенностей содержания предмета «обществознание» – дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий: учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, а оценивается уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др.

Уже названная особенность предмета приводит к выводу о необходимости принимать как правильные ответы те из них, которые даны не предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по-сути.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на этапе олимпиады.
Сравнительная характеристика школьного и муниципального этапов олимпиады


Вопросы для сравнения

Школьный этап

Муниципальный этап

Параллели участников.

6-11 классы

7-11 классы

Рекомендуемое время для проведения.

45 мин. для 6 – 7 классов.

60 мин. для 7-8 классов.

1 час. 20 мин. для 9-11 классов.

1 час. 20 мин. для 7-8 классов.

1 час. 30 мин. для 9-11 классов.

Использование заданий со значительным развернутым текстом (сочинение-эссе, и т.д.).

Рекомендуется для учащихся 9-11 классов.

Обязательно провести для учащихся 9-11 классов.


Сочинение-эссе представляет собой наиболее сложное, но и очень важное для представления уровня подготовленности участника олимпиады, его творческого потенциала задание. При оценивании этой работы рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Знание социальных фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание мнений ученых-обществоведов.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

Проверка сочинения-эссе как творческого задания требует обращения к работе каждого участника не менее двух членов жюри при подключении дополнительного эксперта (экспертов) в случае резкого расхождения выводов проверяющих по оцениванию работы.
5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета
Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по обществознанию. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.

- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

- Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.
* * *

http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ

http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы

http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями)

http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике

http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика и управление»

http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь»

http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии

http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества

http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература

http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии

http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление»

http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юрист, 2002

http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России»

http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995

http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно-логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник

http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы

http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября»

http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История мировых цивилизаций»

http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной «Культурология»

http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы

http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке

http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др.

http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И., Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX вв. – Киров: ВГГУ, 2002

http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconО проведении школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников
Пермского края от 03. 10. 201 № сэд-26-01-20-682 «О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного...
Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году в Республике Мордовия содержание iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск