ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП. 3 Основы материаловедения
по профессии
210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания группа 312
Белово
2012
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроматериаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования 210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Беловский техникум железнодорожного транспорта» Составитель: Арефьева Людмила Владимировна, преподаватель общетехнических дисциплин.
Рассмотрена
Заседание ПЦК
Протокол №______
___________ __________________
«____»______________ 201__г.
|
| Утверждаю:
Зам. директора по УПР
ГБОУ СПО «БТЖТ»
______ М.М. Пономаренко
«____»______________ 201__г.
| СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации программы учебной дисциплины
| 9
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 10
|
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электроматериаловедения
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих по ОК 016-94
Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания
Электромонтер станционного оборудования радиофикации
Электромонтер станционного оборудования телеграфной связи
Электромонтер станционного оборудования телефонной связи
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1- применять материалы при выполнении работ. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - общие сведения о строении материалов;
З2 - общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалов и изделиях;
З3 - сведения об электромонтажных изделиях;
З4 - назначение, виды и свойства материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 54
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 36
| в том числе:
|
| практические занятия
| 18
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 18
| в том числе:
|
| Выполнение сообщений или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы
Составить кроссворд по теме «Металлы и их свойства»
Подготовка к лабораторно-практическим работам и к защите отчетов по лабораторно-практическим работам
Проработка конспектов учебных занятий
Заполнить таблицу по теме «Классификация электромонтажных изделий», «Свойства полупроводниковых материалов», «проводниковые изделия»
Подготовка к практическим работам по вопросам, подготовленным преподавателем, с целью опережающего освоения материала
| 18
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы электроматериаловедения
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
Общие сведения о материалах
|
| 11
|
| Тема 1.1.
Общие сведения о структуре, составе, свойствах и классификации материалов
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Общие сведения о строении и составе материалов
Предмет и содержание курса. Строение атома, связь с магнитными и электрическими свойствами материалов. Строение молекулы, виды химической связи, влияние на тепловые, механические и электрические свойства материалов(1 час).
Классификация материалов по строению. Фазовый состав материалов. Классификация материалов на основе фазового состава.(1 час)
| 2
| 2
| Классификация материалов на основе их свойств и назначения
Классификация материалов по назначению: электротехнические, конструкционные, триботехнические, технологические (вспомогательные).(1 час)
Теплофизические, физико-химические, механические, электрические, магнитные, технологические свойства материалов. Основные методы измерения параметров и определения свойств материалов.(1 час)
Классификация материалов по электропроводности: проводниковые, полупроводниковые, диэлектрические материалы. Магнитные материалы.(1 час)
| 2
| Практические занятия:
1. Классификация электротехнических материалов (1 час)
2. Определение твердости конструкционных материалов по Бринеллю (2 часа)
| 3
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение сообщений или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы.(2 часа) «Металлы и их свойства», «Свойства неметаллических материалов», «Применение неметаллических материалов в области связи и проводного вещания», «Применение металлических материалов в области связи и проводного вещания»
Составить кроссворд по теме «Металлы и их свойства» (2 часа)
| 4
| Раздел 2.
Основные группы материалов, их свойства и применение
|
| 43
| Тема 2.1 Проводниковые материалы и изделия
| Содержание учебного материла
| 5
| 1.
| Классификация проводниковых материалов. Основные свойства и характеристики проводниковых материалов (1 час)
| 2.
| Материалы с высокой проводимостью. Медь и ее сплавы. Алюминий и его сплавы. Железо и его сплавы. (1 час)
| 3.
| Материалы с высоким сопротивлением. Проводниковые резистивные материалы. Пленочные резистивные материалы. Материалы для термопар (1 час)
| 4.
| Сверхпроводники и криопроводники. Свойства и область применения. (1 час)
| 5
| Проводниковые изделия (1 час)
| Практические занятия:
1. Определение свойств проводниковых материалов
2. Ознакомление со структурой и свойствами материалов с высокой проводимостью.
3. Ознакомление со структурой и свойствами материалов с высоким сопротивлением
4.Сравнительнвая характеристика проводниковых материалов высокой проводимости и высокого сопротивления
5. Определение марок проводниковых изделий
| 8
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение сообщений или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы по теме «Свойства, характеристики и область применения проводниковых материалов» (2 часа)
Подготовка к лабораторно-практическим работам и к защите отчетов по лабораторно-практическим работам (1 час)
Заполнить таблицу «проводниковые изделия» (2 часа)
| 5
|
| Тема 2.2
Полупроводниковые материалы
| Содержание учебного материала
| 3
| 1.
| Свойства полупроводниковых материалов. (1 час)
| 2.
| Простые полупроводники. Германий. Кремний. Селен. Теллур. (1 час)
| 3.
| Полупроводниковые соединения (1 час)
| Лабораторно-практические занятия
1.Ознакомление со структурой и свойствами полупроводниковых материалов.
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение сообщений или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы по теме «Свойства, характеристики и область применения полупроводниковых материалов» (2 часа)
Заполнить таблицу по теме «Свойства полупроводниковых материалов» (1 час)
| 3
| Тема 2.3
Электроизоляционные материалы
| Содержание учебного материала
| 3
| 1.
| Основные свойства диэлектриков (1 час)
Электрические, механические, тепловые, влажностные и химико-физические свойства материалов. Классификация диэлектрических материалов.
| 2.
| Твердые органические и неорганические диэлектрики. Основные свойства и область применения диэлектриков(1 час)
| 3.
| Жидкие диэлектрики. Основные свойства и область применения Газообразные диэлектрики. Основные свойства и область применения (1 час)
| Лабораторно - практические занятия:
1. Определение диэлектрической прочности изоляции
2. Классификация диэлектрических материалов
3. Составление сравнительной характеристики органических диэлектриков
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение сообщений или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы по теме «Свойства, характеристики и область применения электроизоляционных материалов» (2 часа)
Проработка конспектов учебных занятий (1 час)
| 3
| Тема 2.4 Магнитные материалы
| 1.
| Основные свойства магнитных материалов. (1 час)
Характеристики магнитных материалов. Петля Гистериза. Кривая намагничивания
Классификация магнитных материалов. Магнитомягкие, магнитотвердые материалы. Классификация , свойства и область их применения
| 1
| Лабораторно - практические занятия
Определение основных свойств магнитных материалов
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов учебных занятий по теме «Магнитные материалы»
| 1
| Тема 2.5.
Материалы для изготовления электромонтажных изделий
| Содержание учебного материала
| 1
| 1
| Назначение и свойства электромонтажных изделий и материалов для их изготовления
| 2
| Практические занятия:
1.Выбор материалов для изготовления электромонтажных изделий.
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Заполнить таблицу по теме «Классификация электромонтажных изделий»
| 1
|
| Дифференцированный зачет
| 1
| Всего:
| 54
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличие:
лаборатория материаловедения
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор
Оборудование лаборатории материаловедения:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-методической документации;
материалы, оборудование для проведения лабораторных работ;
набор наглядных пособий по материаловедению
комплект учебно-методических материалов по дисциплине;
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
комплекты учебных таблиц по темам;
объемные модели металлических кристаллических решеток;
образцы металлических и неметаллических материалов;
оборудование для проведения тематических лабораторных работ
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Адаскин, А. М. Материаловедение (металлообработка) [Текст]: Учебник для нач. проф. образования. Учеб. пособие для сред. проф. образования [Текст]: А. М. Адаскин, В. М. Зуев. – 4-е изд., доп. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
Журавлева, Л. В. Электроматериаловедение [Текст]: Учебник для нач. проф. образования / Л. В. Журавлева. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
Чумаченко, Ю. Т. Материаловедение [Текст]: Учебник для студентов технич. колледжей и профессиональных лицеев / Ю. Т. Чумаченко, Г. В. Чумаченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 320 с.
Ярочкина, Г. В. Электроматериаловедение [Текст]: Рабочая тетрадь. Начальное профессиональное образование / Г. В. Ярочкина. – М.: Академия, 2008. – 80 с.
Дополнительные источники:
Адаскин, А. М. Материаловедение (металлообработка) [Текст]: Учебник для нач. проф. образования. Учеб. пособие для сред. проф. образования [Текст]: А. М. Адаскин, В. М. Зуев. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 204. – 240 с.
Васильев, Н. П. Лабораторные работы по электроматериаловедению [Текст]: Учебник для средн. проф.- техн. училищ / Н. П. Васильев. – М.: Высш. школа, 1987.
Журавлева, Л. В. Электроматериаловедение [Текст]: Учебник для нач. проф. образования / Л. В. Журавлева. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 352 с.
Никулин, Н. В. Электроматериаловедение [Текст]: Учебник для проф.-техн. училищ / Н. В. Никулин. – М.: Высш. Школа, 1989. – 192 с.
Москаленко, В. В. Справочник электромонтера [Текст]: Учебное пособие для нач. проф. образования / В. В. Москаленко. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Сапожников Ю. И. Основы материаловедения (металлообработка) [Текст]: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Ю. И. Сапожников, В. Н. Заплатин, А. В. Дубов. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
Сапожников, Ю. И. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) [Текст]: Учебное пособие для начального профессионального образования / Ю. И. Сапожников, В. Н. Заплатин., А. В. Дубов. - М.: Академия, 2007. – 224 с.
Чумаченко, Ю. Т. Материаловедение [Текст]: Учебник для студентов технич. колледжей и профессиональных лицеев / Ю. Т. Чумаченко, Г. В. Чумаченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
Материаловедение.– [электронный ресурс]www.supermetalloved.narod.ru Режим доступа: http://www.supermetalloved.narod.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе и результате проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных самостоятельных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Показатели оценки результатов обучения
| Формы и методы
контроля
| Умения:
| -применять материалы при выполнении работ.
| Уметь применять материалы при выполнии лабораторно-практических работ
| - проверка и оценка отчетов по лабораторным работам;
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка выполненных самостоятельных индивидуальных работ
| Знания:
| общие сведения о строении материалов;
| Знать общие сведения о строении материалов и области применения этих материалов
| - оценка ответов по результатам устного и/или письменного опроса;
- проверка и оценка выполненных самостоятельных индивидуальных работ
| - общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалов и изделиях;
| Знать общие сведения о разнообразии материалов, их свойствах и области применения
| - оценка ответов по результатам устного и/или письменного
опроса;
- проверка и оценка выполненных самостоятельных индивидуальных работ
| - сведения об электромонтажных изделиях;
| Знать сведения об электромонтажных изделиях, область применения изделий и их назначений
| - оценка ответов по результатам устного и/или письменного опроса;
- проверка и оценка выполненных самостоятельных индивидуальных работ
| - назначение, виды и свойства материалов.
| Знать назначение, виды и свойства материалов и область применения этих материалов
| - оценка ответов по результатам устного и/или письменного опроса
|
|