ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дороге и улице.
Содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожно-транспортного процесса.
Что способствует формированию сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Образовательная программа строится на основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах. Это позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную систему безопасности дорожного движения, обеспечивать преобразование знаний в прочные умения и навыки в этой области, а также постепенно углублять межпредметные связи содержания курса.
Дорожные ситуации – процесс динамичный, все эти этапы должны укладывать в промежуток времени. Поэтому очень важно уметь предвидитесь развитие ситуации и своевременно выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Этому нужно школьников учить, рассматривая и детализируя разнообразные ситуации. Для успешной реализации этого подхода использовать активные методы обучения:
игра,
мозговой штурм,
групповая дискуссия,
анализ потенциально опасных ситуаций,
другие.
Для успешной реализации программы необходимо обновить и оборудовать кабинеты по безопасности движения, транспортные площадки, наглядный материал, пополнить содержание кабинетов новыми методическими разработками уроков и внеклассных мероприятий.
Классификация программы – рабочая.
Уровень освоения программы – углубленный.
Это уровень компетенции обучающихся в отдельной области, сформированности навыков, умений на уровне практического применения. Конечный результат предполагает расширение базового компонента.
Тип программы – ориентированная.
Основное назначение связано с формированием личностных ориентаций обучающихся в сфере дорожного движения.
Программа актуальна, она направлена на создание в детском коллективе психологически комфортной атмосферы занятий и подготовку детей к социальной адаптации, самоутверждению их в микросоциуме.
Основные формы работы; беседа, диалог, учебная игра, конкурс, викторина, соревнование.
Технологии обучения:
Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и обеспечивает:
1) развитие различных сторон психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;
2) развитие личности – общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные потребности; общая культура;
3) развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.
Способы, методы, средства обучения: объяснительно-иллюстративные: проблемного обучения; диалогические; игровые; творческие.
Основная цель программы:
формирование навыков безопасного поведения на дороге;
развитие умений, навыков, способностей быстро реагировать в сложных, экстремальных ситуациях на дороге;
формирование бережного, уважительного отношения к окружающим, к участникам дорожного движения;
знакомство с историей развития ПДД, историей регулирования дорожного движения, историей развития дорог, транспорта в стране, в регионе, за рубежом;
приобщение к музыкально-эстетической деятельности.
Прогнозируемые результаты
Знатоки правил дорожного движения к концу обучения должны знать:
правила дорожного движения, основы безопасного поведения на дороге;
основные термины и понятия, используемые в ПДД;
историю развития ПДД, регулирования дорог, развития дорог, транспорта в стране, в регионе, за рубежом.
Владеть:
навыками оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
навыками безопасного поведения на дороге. Умение быстро ориентироваться в сложных, экстремальных дорожных ситуациях.
обладать навыками и умениями коллективного и индивидуального исполнения.
Программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся в течение 9 месяцев с сентября по май с периодичностью 2 часа в неделю. учебно-тематический план занятий
с юными инспекторами движения
№ занятия
| Наименование разделов, тем
| Всего часов
| Теория
| Практика
|
| Введение
| 2
| 2
|
|
| Правила дорожного движения
Правила дорожного движения – законы улиц и дорог. Для чего нужно соблюдать ПДД. История возникновения ПДД.
| 2
| 2
|
|
| Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Разбор ситуаций-ловушек.
| 2
| 2
|
|
| Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика.
| 2
| 1
| 1
|
| Дорожные знаки. Дорожная разметка.
| 4
| 1
| 1
|
| Обязанности водителей. Движение велосипедистов.
| 2
| 2
|
|
| Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств.
| 1
|
| 1
|
| Маневрирование, обгон.
| 3
| 2
| 1
|
| Проезд перекрестков.
| 6
| 4
| 2
|
| Движение через ж/д переезды, в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств.
| 2
| 1
| 1
|
| Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, применение спецсигналов.
| 2
| 1
| 1
|
| Буксировка, перевозка людей и грузов.
| 2
| 2
|
|
| Решение задач, повторение изученного.
| 4
| 2
| 4
|
| Зачет.
| 2
| 2
|
|
| Основы доврачебной помощи
Травмы: ушибы, переломы, вывихи.
| 2
| 1
| 1
|
| Раны и кровотечения.
| 2
| 2
|
|
| Ожоги.
| 2
| 2
|
|
| Комплектация индивидуальной аптечки.
| 2
| 2
|
|
| Обморок, стресс.
| 2
| 2
|
|
| Алгоритм оказания помощи при ДТП. Сердечно-легочная реанимация.
| 2
| 1
| 1
|
| Отравление.
| 2
| 2
|
|
| Устройство и вождение велосипеда
Общее устройство велосипеда.
| 2
| 2
|
|
| Учебная езда. Вводный инструктаж.
| 2
| 1
| 1
|
| Фигурное вождение велосипеда.
| 8
|
| 8
|
| Творческая деятельность.
Подготовка к выступлению на конкурсе-фестивале «Безопасное колесо». Подготовка этапа «Визитная карточка».
| 6
|
| 6
|
| Участие в соревнованиях «Безопасное колесо»
| 4
|
| 4
|
| Итого:
| 72ч
| 39ч
| 33ч
|
Занятия организуются школьным инструктором по безопасности дорожного движения. Привлекаются в помощь работники ГИБДД, Дружинники, актив родителей, члены общества BOА, врачи.
Занятие № 1 Введение. Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда. Задание: изготовить и вывесить в школе многоцветный плакат о целях и задачах ЮИД. Приобрести брошюры с текстом Правил дорожного движения, форму для ЮИД, рабочие тетради.
Занятие № 2 Правила дорожного движения. История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. Задание: прочтение пособия М.Л. Форштат «Учись быть пешеходом», энциклопедия из серии «Я познаю мир» – «Автомобили» и др. Сфотографировать на улицах города или села автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии автомобилей в рабочие тетради или на стенд. Провести с учащимися 1 – 2-х классов беседы по истории советских и российских автомобилей, сопроводить беседы фотоснимками.
Знакомство с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина (п. 1 ПДД).
Занятие № 3 Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов. Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД). Обязанности пассажиров (п. 5 ПДД). Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги. Разбор ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено», «Середина проезжей части», «Пустынная улица» и др. (Использование плакатов или стендов «Кажется безопасно? Нет – опасно!», плакатов «Улица без опасности» – изд. «Третий Рим»).
Занятие № 4 Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора (п. 5 ПДД). Предложить темы доклада, реферата, беседы, сообщения по правилам дорожного движения для детей. Тема определяется учителем в соответствии с желанием ребенка. С разработками учащиеся выступают перед школьниками младших классов и сверстниками. Выступления проходят в период подготовки к школьным каникулам в ходе «Недели безопасности дорожного движения».
Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и детском саду. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Предупредительные сигналы автомобиля.
Задание: изучение и тренировка подачи сигналов регулировщика Наблюдение за работой регулировщика.
Патрулирование отряда ЮИД по улицам микрорайона. Посещение ГИБДД и присутствие на разводе инспекторского состава.
Занятие № 5 Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Разметка дороги (проезжей части).
Занятие № 6 Обязанности водителей (п. 2 ПДД). Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом, мопедом, возраст, разрешающий движение по проезжей части, движение колонн велосипедистов (п. 24 ПДД).
Занятие № 7 Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств (П. 14 ПДД). Виды пешеходных переходов. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Задание: начертить перекресток с пешеходными переходами и изучить с детьми Правила перехода дороги. Сфотографировать пешеходов, пользующихся подземными переходами, придумать под этим снимком интересную подпись. Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД, и придумать под снимками интересные подписи. Из картона изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожными знаками, использовать макет при проведении занятий и игр с учащимися младших классов по безопасности движения.
Занятие № 8 Маневрирование, обгон. Начало движения. Сигналы велосипедиста при поворотах, разворотах и остановке. Перестроение (п. 8 ПДД). Расположение транспортных средств на проезжей части. Особенности движения по узкой проезжей части, многополосной дороге, дороге с тремя полосами движения (п. 9 ПДД). Обгон, встречный разъезд (п. 11 ПДД).
Занятие № 9 Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков (п. 13 ПДД). Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Придумать и провести в подшефном классе игру «Наш перекресток». Написать в школьную газету заметку под названием «На перекрестке».
Занятие № 10 Движение через ж/д переезды (п. 15 ПДД), в жилых зонах (п. 17 ПДД). Приоритет маршрутных транспортных средств (п. 18 ПДД).
Занятие № 11 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (п. 19 ПДД), применение спецсигналов (п. 3 ПДД).
Занятие № 12 Буксировка, перевозка людей и грузов (п. 24).
Занятие № 13 Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо»: методическое пособие для руководителей отрядов ЮИД/Авт.-сост. Хамитова Э.А., Митрофанова О.Н. – Самара, 2007).
Занятие № 14 Зачет.
Занятие № 15 Основы доврачебной помощи. Травмы (открытые, закрытые): ушибы, переломы, вывихи. Первая помощь при переломах. Транспортная иммобилизация (наложение шин), правила ее проведения, особенности иммобилизации при различных повреждениях. Правила переноски пострадавшего. Задание: наложение шин.
Занятие № 16 Раны и кровотечения. Виды ран. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечения. Наложение повязок. Правила бинтования, виды повязок. Задание: наложить различные виды повязок.
Занятие № 17 Ожоги. Виды ожогов. Степени поражения при термических ожогах. Первая помощь при ожогах.
Занятие № 18 Комплектация индивидуальной аптечки.
Занятие № 19 Обморок, стресс. Тепловой и солнечный удары. Холодовая травма.
Занятие № 20 Алгоритм оказания помощи при ДТП. Оценка тяжести состояния пострадавшего. Сердечно-легочная реанимация. Проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
Занятие № 21 Отравление. Первая медицинская помощь при отравлении.
Занятие № 22 Устройство и вождение велосипеда. Общее устройство велосипеда. Классификация велосипедов. Основные части велосипеда, их назначение, расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт велосипеда.
Занятие № 23 Учебная езда. Вводный инструктаж. Ознакомление с условиями соревнований «Безопасное колесо» (трассой, системой штрафов).
Занятие № 24 Фигурное вождение велосипеда. Установка трассы для фигурной езды на велосипеде. Ускорение, замедление. Правила вождения велосипеда по пересеченной местности. Вождение велосипеда в автогородке. Отработка упражнений «Змейка», «Качели», «Узкий проезд», «Габаритные ворота», «Проезд по ребристой доске», «Проезд через песок» и др.
Занятие № 25 Творческая деятельность. Подготовка выступления для этапа «Визитная карточка» конкурса-фестиваля «Безопасное колесо».
Занятие № 26 Участие в соревнованиях «Безопасное колесо». |