Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год





Скачать 184.74 Kb.
НазваниеУправление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год
Дата публикации18.08.2013
Размер184.74 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Спорт > Пояснительная записка


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
ГЛАВЫ ГОРОДА АСБЕСТ


Фестиваль

«Юные интеллектуалы Среднего Урала»

2006 - 2007 учебный год

Комплект материалов

для проведения городской олимпиады

по физике

г. Асбест

2006 г

Подготовлено программным комитетом проведения городских Олимпиад.

Составитель:

Толкачёв Вячеслав Владимирович, учитель физики средней школы №24 г. Асбеста Свердловской обл., I квалификационная категория


Содержание
Пояснительная записка……………………………………...

9 класс…………………………………………………………..

10 класс…………………………………………………………

11 класс…………………………………………………………
Уважаемые коллеги!

Замечания и предложения по качеству заданий и технологии проведения Олимпиады по физике направляйте представителю программного комитета городского тура Олимпиад по электронной почте: tolk@intersat.ru


Пояснительная записка

Комплект материалов включает в себя набор зада­ний, ре­шения предложенных задач, методические рекомендации и кри­терии оценивания работ участников олимпиады.

Задания городского тура Олимпиады по физике состав­лены в соответствии с минимумом содержания образования по физике, но рассчитаны на учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета, занимающихся на факультативных и элективных курсах. Содержание заданий для всех параллелей имеет практическую направлен­ность, что обусловлено внедрением в систему школьного обра­зования компетентностного подхода, который предполагает раз­витие у учащихся навыков адекватного реагирования на нестан­дартные, но важные с практической точки зрения, ситуации.

На выполнение работы участникам олимпиады отводит­ся ЧЕТЫРЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСА. Все необходимые для решения задач данные приведены в условиях и на рисунках. В части задач необходимо получить расчетную формулу и вы­числить искомую величину. Ряд задач требуют лишь качествен­ного анализа ситуации, логичного и физически корректного обоснования выбранного ответа.

В связи с внедрением стандартизованных подходов к оцениванию учебных достижений и перспективой введения Единого государственного экзамена, а также учитывая положи­тельный опыт и отзывы педагогов в прошлом учебном году ключи составлены с подробной разбалловкой по этапам реше­ния. Такой подход необходим по целому ряду причин. Во-первых, работы окружного тура проверяет жюри городской олимпиады и таким образом определяются не только победители и призеры городского тура, но и участники окружного, что требует единого стандартизованного подхода к оцениванию работ учащихся. Немаловажным является идеологический ас­пект технологии стандартизованного оценивания учебных дос­тижений, сформированности ключевых компетентностей уча­щихся, что является неотъемлемой частью реализации норм НРК ГОС.

Хорошо было воспринято участниками олимпиады и введение в оценивание олимпиадных работ «бонусных» 5 бал­лов за каждую полностью решенную задачу. Практика проверки работ учащихся показывает, что набирая по нескольку баллов за каждую задачу, но не доводя их решение до логического завер­шения, учащиеся имеют возможность стать призерами олимпиа­ды. Социально значимой компетентностью напротив является способность доводить начатое дело до конца. Возможность за­работать дополнительные баллы, решая даже не самую сложную задачу, способствует при проведении олимпиады созданию ат­мосферы успешности. В то же время такой подход отсекает от пьедестала почета тех, кто не в состоянии решать физические задачи олимпиадного уровня.

Олимпиада по физике, 9 класс
1. Автомобиль первую треть пути проехал со скоростью 60 км/ч, а оставшееся расстояние со скоростью 90 км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля.

20 баллов

2. Товарный поезд идет со скоростью 10 м/с. Спустя 30 минут с той же станции по тому же направлению вышел экспресс со скоростью 72 км/ч. Через какое время после выхода товарного поезда и на каком расстоянии от станции экспресс нагонит товарный поезд?

15 баллов

3. Амперметр, включенный в цепь, состоящую из источника тока и электрической лампы а, показывает не­которую силу тока. Как изменится показание амперметра, если в эту цепь включить еще одну лампу б?

15 баллов

4. Ледяной кубик с воздушными пузырьками аккуратно положили в кастрюлю, доверху заполненную водой. Часть воды вылилась через край, и верхняя грань кубика, параллельная поверхности воды, стала выступать над ней на высоту h = 2 см. Какой объем  V1 воды вылился из кастрюли сразу после опускания кубика? Какой объем  V2 воды дополнительно вытечет из кастрюли к тому времени, когда кубик полностью расплавится?

(Плотность воды 1000 кг/м3, средняя плотность кубика - 800 кг/м3).

25 баллов

5. Молодые люди решили на Новый год угостить своих друзей коктейлем со льдом и 31 декабря в 23.00 поставили ван­ночку с водой в морозильник. Через 15 минут они заглянули в морозильник и обнаружили, что за это время температура во­ды понизилась с 16 до 4 ° С. Успеет ли замерзнуть вся вода до на­ступления Нового года? Когда же будет готов лед?

(Удельная теп­лоемкость воды 4,2 • 103 Дж/кг • оС, удельная теплота плавле­ния льда 3,35 • 105 Дж/кг.)

25 баллов


1. Автомобиль первую треть пути проехал со скоростью 60 км/ч, а оставшееся расстояние со скоростью 90 км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля.

20 баллов




4

S1 = S/3; S2 = 2S/3

1

;

5



7

получен результат vср ≈ 77 км/ч

3

итого

20

бонус за полностью решённую задачу

5


2. Товарный поезд идет со скоростью 10 м/с. Спустя 30 минут с той же станции по тому же направлению вышел экспресс со скоростью 72 км/ч. Через какое время после выхода товарного поезда и на каком расстоянии от станции экспресс нагонит товарный поезд?

15 баллов

графическое решение

10 м/с = 36 км/ч; 72 км/ч = 20 м/с; 30 минут = 0,5 ч

3

по графику:

время встречи - 1 час;

расстояние до встречи 36 км

12

итого

15

бонус за полностью решённую задачу

5

аналитическое решение

10 м/с = 36 км/ч; 72 км/ч = 20 м/с; 30 минут = 0,5 ч

3

к моменту встречи поезда пройдут одинаковое расстояние S = v1t = v2(t - 0,5)

5

; t = 1 час

4

S = v1t = 36 км

3

итого

15

бонус за полностью решённую задачу

5


3. Амперметр, включенный в цепь, состоящую из источника тока и электрической лампы а, показывает не­которую силу тока. Как изменится показание амперметра, если в эту цепь включить еще одну лампу б?

15 баллов


При включении второй лампы уменьшится сопротивление данного участка цепи, т.к. соединение параллельное.



7

Напряжение на участке цепи не изменится, поэтому сила тока должна возрасти



8

итого

15

бонус за полностью решённую задачу

5


4. Ледяной кубик с воздушными пузырьками аккуратно положили в кастрюлю, доверху заполненную водой. Часть воды вылилась через край, и верхняя грань кубика, параллельная поверхности воды, стала выступать над ней на высоту h = 2 см. Какой объем  V1 воды вылился из кастрюли сразу после опускания кубика? Какой объем  V2 воды дополнительно вытечет из кастрюли к тому времени, когда кубик полностью расплавится?

(Плотность воды 1000 кг/м3, средняя плотность кубика - 800 кг/м3).

25 баллов


При опускании тела в жидкость вытесняется такой объём, вес жидкости в котором равен весу тела. Поэтому первоначально выльется вода в объёме V1 равном объёму кубика, находящегося под водой

5

Из условия плавания тел: mлg = ρвgV1

mл = ρлVл = ρлa3

V1 = a2(a - h)

6

по 2 балла за каждую формулу

ρлa3 = ρв a2(a - h)

Решено уравнение и получено значение a = 10 см

3

V1 = 800 см3

3

При таянии лёд превращается в воду, т.е. в жидкость, которая находится в кастрюле. После таяния вес получившейся воды будет равен весу ледяного кубика, поэтому талая вода заполнит объём вытесненной кубиком воды при погружении. Значит после таяния льда ни капли воды из кастрюли не выльется.

8

итого

25

бонус за полностью решённую задачу

5


5. Молодые люди решили на Новый год угостить своих друзей коктейлем со льдом и 31 декабря в 23.00 поставили ван­ночку с водой в морозильник. Через 15 минут они заглянули в морозильник и обнаружили, что за это время температура во­ды понизилась с 16 до 4 ° С. Успеет ли замерзнуть вся вода до на­ступления Нового года? Когда же будет готов лед?

(Удельная теп­лоемкость воды 4,2 • 103 Дж/кг • оС, удельная теплота плавле­ния льда 3,35 • 105 Дж/кг.)

25 баллов


Зная скорость остывания воды определили количество теплоты, теряемое водой за 1 минуту



7

Для застывания льда необходимо количество теплоты



7

Для застывания льда потребуется время

120 минут

8

Вся вода замёрзнет только к 1 часу ночи

3

итого

25

бонус за полностью решённую задачу

5


Олимпиада по физике, 10 класс
1. Начиная движение автомобиль двигался 5 секунд с ускорением 2 м/с2, а затем проехал с набранной скоростью 200 метров. Определите среднюю скорость автомобиля.

15 баллов




2. Три одинаковые лампы и амперметр включены так, как показа­но на рисунке. Во сколько раз отличаются показания амперметра при разомкнутом и замкнутом ключе? Напряжение поддерживается постоянным.

20 баллов
3. Небольшое тело пустили вверх по наклонной плоско­сти, составляющей угол α = 30° с горизонтом. Найдите коэффи­циент трения тела о плоскость, если время его подъема в два раза меньше времени спуска.

30 баллов
4. На наклонную плоскость, составляющую с гори­зонтом угол α = 30о, опирается стержень, который может перемещаться только по вертикали благодаря направ­ляющему устройству АВ. С какой скоростью поднимается стержень, если наклонная плоскость движется влево со скоростью u = 10 м/с?

15 баллов
5. Для измерения температуры воды, имеющей массу 66 г, в нее погрузили термометр, который показал температуру 32,4°С. Какова действительная температура воды, если те­плоемкость термометра СТ= 1,9 Дж/оС и перед погружени­ем в воду он показывал температуру помещения 17,8°С? (Теплоёмкость – это величина, показывающая какое количество тепловой энергии необходимо для изменения температуры всего тела на 1оС, равна произведению удельной теплоёмкости тела на его массу)

20 баллов

1. Начиная движение автомобиль двигался 5 секунд с ускорением 2 м/с2, а затем проехал с набранной скоростью 200 метров. Определите среднюю скорость автомобиля.

15 баллов




3



3

; v2 = at1

6

получен результат vср ≈ 77 км/ч

3

итого

15

бонус за полностью решённую задачу

5




2. Три одинаковые лампы и амперметр включены так, как показа­но на рисунке. Во сколько раз отличаются показания амперметра при разомкнутом и замкнутом ключе? Напряжение поддерживается постоянным.

20 баллов


При разомкнутом ключе ;

При замкнутом ключе

5

;

10

найдено отношение сил тока



5

итого

20

бонус за полностью решённую задачу

5

3. Небольшое тело пустили вверх по наклонной плоско­сти, составляющей угол α = 30° с горизонтом. Найдите коэффи­циент трения тела о плоскость, если время его подъема в два раза меньше времени спуска.

30 баллов

при движении тела вверх по наклонной плоскости действуют следующие силы (см. чертёж)

3



2

Силы разложены на проекции и получено выражение



4

;

4

при движении тела вниз по наклонной плоскости действуют следующие силы (см. чертёж)

3

Силы разложены на проекции и получено выражение



4

;

4



3

учитывая, что sin 30o = ; cos 30o = ;

получен результат μ =

3

итого

30

бонус за полностью решённую задачу

5


4. На наклонную плоскость, составляющую с гори­зонтом угол α = 30о, опирается стержень, который может перемещаться только по вертикали благодаря направ­ляющему устройству АВ. С какой скоростью поднимается стержень, если наклонная плоскость движется влево со скоростью u = 10 м/с?

15 баллов


Скорость подъёма стержня равна скорости набора высоты наклонной плоскости



4



5



3



3

итого

15

бонус за полностью решённую задачу

5


5. Для измерения температуры воды, имеющей массу 66 г, в нее погрузили термометр, который показал температуру 32,4°С. Какова действительная температура воды, если те­плоемкость термометра СТ= 1,9 Дж/оС и перед погружени­ем в воду он показывал температуру помещения 17,8°С? (Теплоёмкость – это величина, показывающая какое количество тепловой энергии необходимо для изменения температуры всего тела на 1оС, равна произведению удельной теплоёмкости тела на его массу)

20 баллов

Правильно записано уравнение теплового баланса или аналогичное уравнение, учитывающее обмен энергией между телами cвmв(t2 - tв) - Cт(t2 - tт) = 0

12

Подставлены известные значения (в единицах СИ), решено уравнение и получен правильный результат

tв ≈ 32,5оС

8

итого

20

бонус за полностью решённую задачу

5


Олимпиада по физике, 11 класс
1. Начиная подъём, ракета движется 10 секунд вертикально вверх с ускорением 3g, после чего перестают работать двигатели. Через какое время с момента старта ракета упадёт на землю?

20 баллов

2. Тело 1 начинает дви­гаться из точки А по направ­лению к точке В со скоростью v1 = 10 м/с; одновременно тело 2 начи­нает двигаться из точки В по направлению к точке С со скоростью v2 = 14 м/с. Расстояние АВ = 200 метров. Угол α = 45о. В какой момент времени t расстояние l между телами 1 и 2 будет минимальным и каково это расстояние?

25 баллов

3. Давление воздуха в шинах автомобиля 500 кПа при темпе­ратуре 14°С. Во сколько раз уменьшится площадь сопри­косновения колес с дорогой, если после поездки темпера­тура в шинах повысилась до 57°С? Атмосферное давление 100 кПа. Изменением объема шины можно пренебречь.

25 баллов

4. В цепь включены две одинаковые лампы. При положении ползунка реостата в точке В ам­перметр А1 показывает силу тока 0,4 А. Что показывают амперметры А и А2? Изменятся ли показания ампермет­ров при передвижении ползунка к точке А?

15 баллов

5 На какую высоту можно было бы поднять груз массой mгр = 103 кг, если бы удалось полностью использовать энергию, освобождающуюся при остывании 1 кг воды от 100° С до 20° С? (удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг оС)

15 баллов

1. Начиная подъём, ракета движется 10 секунд вертикально вверх с ускорением 3g, после чего перестают работать двигатели. Через какое время с момента старта ракета упадёт на землю?

20 баллов


Определено, что полёт ракеты состоит из двух фаз: подъём вверх с ускорением 3g (ускорение направлено вверх) и свободное падение с начальной скоростью направленной вверх и ускорением g (ускорение направлено вниз)

2

За время разгона ракета поднимется на высоту



4

При этом скорость ракеты будет равна

v1=3gt1

4

На втором участке ракета движется согласно уравнению



3

Учитывая, что ракета должна упасть получаем уравнение



Решая уравнение получаем t2 ≈ 65 c

5

Время всего полёта t = t1 + t2 = 75 c

2

итого

20

бонус за полностью решённую задачу

5


2. Тело 1 начинает дви­гаться из точки А по направ­лению к точке В со скоростью v1 = 10 м/с; одновременно тело 2 начи­нает двигаться из точки В по направлению к точке С со скоростью v2 = 14 м/с. Расстояние АВ = 200 метров. Угол α = 45о. В какой момент времени t расстояние между телами 1 и 2 будет минимальным и каково это расстояние?

25 баллов

Рассмотрим движение тела 2 относительно тела 1. Расстояние между телами будет минимально в точке D, если отрезок AD перпендикулярен линии BD

5



2



8



4

Прировняв правые части, подставив значения и решив уравнение

(200 - 20t)2 - 100t2 = 2002 - (400t2 + 100t2)

получаем t = 8 c

3

AD = ≈ 90 м

3

итого

25

бонус за полностью решённую задачу

5


3. Давление воздуха в шинах автомобиля 500 кПа при темпе­ратуре 14°С. Во сколько раз уменьшится площадь сопри­косновения колес с дорогой, если после поездки темпера­тура в шинах повысилась до 57°С? Атмосферное давление 100 кПа. Изменением объема шины можно пренебречь.

25 баллов



Колесо давит на опору весом автомобиля, значит на колесо, по III закону Ньютона, действует сила равная по модулю и противоположная по направлению, т.е. сила реакции опоры. Эта сила действует на некоторую площадь S и оказывает на колесо давление p = F/S. Кроме того, снаружи на шину действует постоянное атмосферное давление pА. Изнутри на шину оказывает давление газ, которым её накачивали. Давление изнутри и снаружи совпадает (иначе шина бы раздувалась, что технически невозможно (по условию объём шины не меняется))

pА + F/S = pВ

7

Получено выражение для площади соприкосновения шины с опорой F/S1 = pВ1 - pА ;

2

; ;

5

T1 = 287 К; T2 = 330 К;

2



2



4

Получен числовой результат 1,2

3

итого

25

бонус за полностью решённую задачу

5

4. В цепь включены две одинаковые лампы. При положении ползунка реостата в точке В ам­перметр А1 показывает силу тока 0,4 А. Что показывают амперметры А и А2? Изменятся ли показания ампермет­ров при передвижении ползунка к точке А?

15 баллов


Если ползунок реостата расположен в точке А, то реостат в цепь не включен, т.к. лампочки соединены параллельно, то напряжение на них одинаковое; т.к. лампочки одинаковые, то сила тока в них одинакова

I1 = I2 = 0,4 A

4

Io = I1 + I2 = 0,8 A

4

При движении ползунка к точке А увеличивается сопротивление верхней ветви цепи. Если напряжение на участке цепи не изменяется, то показания А1 уменьшаются, показания А2 не изменяются, Показания амперметра А уменьшаются

7

итого

15

бонус за полностью решённую задачу

5


5 На какую высоту можно было бы поднять груз массой mгр = 103 кг, если бы удалось полностью использовать энергию, освобождающуюся при остывании 1 кг воды от 100° С до 20° С? (удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг оС)

15 баллов


Представлен закон сохранения энергии

Ер + Q = 0




Ер = mтgh




Q = cmв(t2 - t1)




Получена расчётная формула




Получен числовой результат h = 33,6 м




итого

15

бонус за полностью решённую задачу

5




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconДля жюри Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Муниципальный...
В международную и Российскую Красную книгу исчезающих животных из представителей фауны В. О. включено
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconДля жюри Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Муниципальный...
Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования,...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconПоложение о проведении XXXV
Свердловской области №684-и от 31. 10. 2012г. «Об организации и проведении XIII областного Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconО проведении 19-й открытой городской олимпиады школьников по геологии в 2012/2013 учебном году
«Юные интеллектуалы Среднего Урала». Ответственность за организацию и проведение олимпиады возлагается на мбоу дод горсютур
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconКонкурс проводится с 1 сентября 2010 года по 15 февраля 2011 года
Новоуральской городской территориальной избирательной комиссией и Управления образования Новоуральского городского округа в рамках...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconДоклад асбестовского муниципального общеобразовательного учреждения...
Место нахождения школы (юридический и фактический адрес): 624260 Свердловская область, город Асбест, улица Садовая, дом 11. телефон...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconОтчет о работе образовательного учреждения за 2006-2007 учебный год....
Школьное методическое объединение учителей естественно – гуманитарного цикла работало по плану, намеченному на 2006-2007 учебный...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconОтчет «Итоги учебно-методической работы за 2006/2007 учебный год...
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconПубличный отчет директора Гимназии №15 за 2011-2012 учебный год Общая характеристика учреждения
«Гимназия №15» города Костромы функционирует на основе лицензии Департамента образования и науки Костромской области (№167279 Серия...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconСоциологи я планы и программа практических занятий на 2007/2008 учебный год Пермь, 2007
Социология: Планы и программа практических занятий на 2006/07 учебный год / Составители: В. Д. Разинская, О. В. Борисова, О. С. Беляева,...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconДоклад о состоянии образовательного процесса гимназии №18 за 2006-2007...
Состав учащихся (основные количественные данные, в том числе по классам, возрастам, социальным особенностям семей) 3
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconП ланирование работы математического научного общества учащихся на 2006 – 2007 учебный год
Планирование работы математического научного общества учащихся на 2006 – 2007 учебный год
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconДоклад директора гоу сош №867 Островской Л. Т. "Результаты работы...
«Столичное образование – 4» по следующим направлениям: дополнительное образование, профильное обучение, образовательная подготовка,...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconПостановление от 29. 05. 2013 №1056 о кадровом резерве в администрации...
О кадровом резерве в администрации города Нижневартовска и о признании утратившими силу распоряжений Главы города от 29. 12. 2007...
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Утвердить следующий годовой календарный учебный график гбоу средней общеобразовательной школы №915 на 2013-2014 учебный год
Управление образованием главы города асбест фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 2007 учебный год icon2006-2007 учебный год
С 01. 09. 1995 школа переименована из основной общеобразовательной в среднюю (полную) общую школу. С 01. 09. 2001 года школа получила...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск