Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе





Скачать 85.96 Kb.
НазваниеКалугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Дата публикации19.08.2013
Размер85.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Калугина А.А.

Учитель начальных классов

МОУ Евсеевской средней общеобразовательной школы

Павлово-Посадского района Московской области
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнаружила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Поэтому задачи, которые ставит перед собой школа таковы:

  • разработка мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • помощь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

  • сохранение и укрепление здоровья ребенка, т.е. осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании.

Работая в школе много лет, я пришла к выводу о необходимости решать проблемы в области здоровьесбережения комплексно, вовлекая и родителей.

Изучив эти серьезные проблемы на родительских собраниях, таких как : «Цель лечебной гимнастики», «Стрессовые ситуации в жизни ребенка», «Антистрессовые ситуации» и т. д. родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:

- недостаточная освещенность класса;

- неправильная форма и величина школьных столов;

- несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.

Связи с этим родители приобрели современную магнитную доску, повесили над доской лампу дополнительного освещения, приобрели жалюзи, сделали ремонт класса. В этом году решили заменить освещение кабинета.

Родители принимали активное участие в экспресс - анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам: “В хорошей ли вы форме?”,

“Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?”, “Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?”,“Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?”

В современной школе влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль “внутришкольных факторов”:

  • интенсификация обучения;

  • снижение двигательной активности;

  • увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

  • нарушение зрения, осанки;

  • ухудшение нервно – психического здоровья.

Исходя из этого, в своей работе предпринимаю меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при помощи сочетания двух направлений:

1) уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время;

2) « малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса является:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • нагрузка от дополнительных занятий в школе;

  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

На уроках часто в игровой форме провожу словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Также на здоровье учащихся влияют:

  • психологический климат на уроке ;

  • эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие);

  • распределение интенсивности умственной деятельности:

  • (при организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

  • Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—45-я минута — 10%).

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока, зачастую с музыкальным сопровождением.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы ( ребята кладут на голову маленькие мешочки).

В состав упражнений для физкультминуток включаю:

  • упражнения по формированию осанки,

  • укреплению зрения,

  • укрепления мышц рук,

  • отдых позвоночника,

  • потягивание,

  • психогимнастика,

  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Упражнения на правильное дыхание:

Упражнение «Свеча» (глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя)

На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф-ф-ф… (ж-ж-ж, р-р-р, с-с-с, з-з-з).

Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» учитель предлагает во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад».

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Некоторые особенности этой технологии я применяю в педпрактике. Например, для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, и специальные “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

- учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают и воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес, игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй свой страх».

Периодически проводится цикл классных часов «Путь к здоровью». На занятиях рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

Итак, ожидаемые результаты здоровьесбережения:

1. Снижение заболеваемости среди детей.

2. Создание сплоченного коллектива учащихся.

3. Личностный рост учащихся.

4. Повышение качества обучения.

5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

Естественно, что работу по культуре правильного образа жизни надо начинать со взрослых. Ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьей.
Список литературы:

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

4.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / 5.Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

6.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

7.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

8.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

9.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Павлово-Посадского муниципального района Московской области проведено на основании приказа по моу гимназии от 21. 12. 2012 №420
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconЛитература: 25
Разработчик – Пащенко Ольга Николаевна, учитель информатики моу новогородковской средней общеобразовательной школы Одинцовского района...
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconПавлово-Посадского муниципального района Московской области
Победитель и призёр 2-х предметных муниципальных олимпиад, участник областной олимпиады по русскому языку, Бондарева Евгения стала...
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconПавлово-посадского муниципального района московской области
Реутове по вопросам реализации кпмо в Московской области. Были выслушаны полный исчерпывающий доклад Министра образования мо л. Н....
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование педагогических технологий на примере тренировочного занятия с группой юных баскетболистов дюсш павлово-Посадского района...
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconРабочая программа по технологии (художественная обработка древесины)
Ильин Иван Юрьевич, учитель технологии муниципального общеобразовательного учреждения Итомлинской средней общеобразовательной школы...
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconМодель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель...
«Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок провела учитель начальных классов Сергиево-Посадского района моу «нош №13» Терентьева Светлана Александровна
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconОсновные направления эволюционного процесса (2 часа)
...
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я, Маликова Наиля Талгатовна, учитель начальных классов мбоу средней общеобразовательной русско-татарской школы №13 Вахитовского...
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconПрограмма рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) Цель работы кружка
Автор: учитель изо и черчения моу шолоховской средней общеобразовательной школы Красносельского района Костромской области
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconУрок математики в 1а классе
Исаенкова Елена Владимировна, учитель начальных классов Старской средней общеобразовательной школы
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной школы Павлово-Посадского района Московской области Здоровьесберегающие технологии в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства образования и науки рф, Министерства образования Московской области и Управления образования администрации Павлово-Посадского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск