Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли





Скачать 244.93 Kb.
НазваниеТеории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер244.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3

Теории международной торговли

1.Меркантилистская теория международной торговли

2. Теория абсолютного преимущества


3. Теория сравнительных преимущества

4. Теория Хекшера–Олина

5. Парадокс Леонтьева

6.Теория специфических факторов производства

7. Стандартная модель экономики

8. Внешняя торговля на основе эффекта масштаба


9.Торгуемые и неторгуемые товары и услуги

10. Теорема Рыбчинского

11.Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера

1.Меркантилистская теория международной торговли




Меркантилистская теория появилась и проводилась в жизнь в XVI—XVIII вв.

Меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья) и производить как можно больше самой, а также стимулировать экспорт готовых товаров для притока драгоценных металлов. Накопление капитала в виде золота создает экономический рост, занятость и процветание страны.

Главный недостаток: ошибочные представления меркантилистов об отсутствии выгод от международного разделения труда (экономическая выгода экспортирующих стран оборачивается обязательными потерями стран-импортеров).

Главное достоинство теории: разработанная политика поддержки экспорта, которая сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов.

Примером меркантилистской политики была политика французского государства эпохи Людовика ХІV, российского царя Петра.

По мнению меркантилистов, для укрепления позиций государство должно:



2. Теория абсолютного преимущества

Основы классической теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

Исходным этапом в развитии классической теории международной торговли стали идеи либерализации торговли Смита. В отличие от меркантилистов он утверждал, что как в импорте, так и в экспорте каждое государство имеет абсолютное преимущество. Смит попытался ответить на вопрос, какие товары выгодно экспортировать, а какие – импортировать. Главной в работе А. Смита была идея о том, что основой богатства нации и народов служит разделение труда.

Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.) показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Пример 1.Аргентина и Бразилия производят 2 товара – зерно и сахар. На единицу затрат Аргентина может производить 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов. Бразилия на единицу затрат – 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию.

В этом случае максимальные объемы потребления зерна и сахара в странах будут заданы кривыми производственных возможностей (рис1). Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару.

Рис.1. Теория абсолютного преимущества

Найдем относительные цены на зерно, сопоставив издержки производства:

1 т зерна в Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);

1 т зерна в Бразилии = 2,5 т сахара (100/ 40).

Относительные цены на зерно различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

В Бразилии 1 т зерна стоит дороже, чем в Аргентине в 5 раз (2,5/ 0,5). 

Этот пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии – наоборот.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Допустим, что на мировом рынке цена 1 т зерна = 1 т сахара.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте  потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:

-  изменением структуры потребления;

-  специализацией производства.

В первом случае сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной (точки А и В). Но, продавая часть продукции, по которой страна обладает абсолютным преимуществом, она в обмен получает больше других товаров. Изменяя структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей.

Еще больший выигрыш получает страна от специализации на производстве того товара, по которому обладает абсолютным преимуществом (на графике жирная линия торговых возможностей). В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это можно показать на простом цифровом примере (таблица 2.1).

Таблица 1

До специализации

Страна

Производство

Экспорт(-)/ Импорт (+)

Потребление

Прирост потребления

Аргентина

зерно

сахар

20

15

0

0

20

15




Бразилия

зерно

сахар

12

70

0

0

12

70




После специализации

Аргентина

зерно

сахар

50

0

-20

+20

30

20

+10

+5

Бразилия

зерно

сахар

0

100

+20

-20

20

80

+8

+10

Однако если продолжить идею А. Смита, то можно прийти к парадоксальному выводу: если какая-либо страна может найти за границей за меньшую цену и без ограничений по объему все блага, в которых она нуждается, то в ее интересах приобретать за границей все то, что она должна потреблять. Будет ли она сама иметь что-нибудь для продажи? Каким образом она будет рассчитываться за свои покупки за границей?

3. Теория сравнительных преимуществ

Рикардо в своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками.

Пример 2. Изменим данные примера 1. Теперь Бразилия на единицу затрат может производить 67 т зерна или 100 т сахара,  или любую их комбинацию. Бразилия обладает абсолютным преимуществом и по зерну, и по сахару. Если следовать Смиту, получается, что Бразилия будет продавать на мировом рынке и сахар, и зерно. Аргентина будет ввозить эти товары (рис.2.2).

Рассчитаем относительные цены зерна:

1 т зерна в Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);

1 т зерна в Бразилии = 1,5 т сахара (100/ 67).

Аргентине производство зерна обходится дешевле, чем Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может его экспортировать в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар, и импортировать зерно.

Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того, увеличится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей  мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.

Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ можно проиллюстрировать на цифровом примере (таблица 2.2).

Рис 2. Теория сравнительного преимущества

Таблица 2

До специализации

Страна

Производство

Экспорт (-)/

Импорт (+)

Потребление

Прирост потребления

Аргентина

зерно

сахар

20

15

0

0

20

15

 

Бразилия

зерно

сахар

16

76

0

0

16

76

 

После специализации

Аргентина

зерно

сахар

50

0

-20

+20

30

20

+10

+5

Бразилия

зерно

сахар

0

100

+20

-20

20

80

+4

+4

Сравнение ситуаций абсолютного и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того факта, что соотношения  издержек в отсутствие торговли (наклоны линий производственных возможностей) в разных странах различны, т.е. направления торговли определяются относительными издержками, независимо от того, имеет ли страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет.

Последующее развитие теория сравнительных преимуществ получила в работе Д. Милля «Принципы политической экономии», опубликованной в 1848г. Им было установлено, что относительная цена товара будет стремиться к промежуточному значению между ценами, которые были у товаров до начала торговли. Цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта. Этот закон международной стоимости (или теория международной стоимости) – важная заслуга Милля. Его теория показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами, она зависит от спроса и предложения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconРеферат по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Теория международной...
Международная торговля в системе международных экономических отношений. Основные концепции международной торговли
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconРоль и место международной торговли в системе международных экономических отношений
Структура. Стандартная модель международной торговли. Ценообразование на мировом рынке товаров
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconКатегориальный статус метода проектов в теории и истории технологического
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли icon3 Термодинамика
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconАвтор савранская О. Л
Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли icon2. Пояснительная записка
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconНаучное сообщество и терроризм
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconПрограмма 511620 «Финансы»
Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconПротокол №1 от 27 августа 2012г
Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconАннотация к изучению учебной дисциплины
Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconОб излишних самоуверенностях и непереводимых терминах
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconКонкурс «наука и образование против террора»
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconНазвание: «наука и образование против террора»
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconКритерии оценок при проведении экзамена
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconИнститут Международных Экономических Связей Кафедра международной...
Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Теории международной торговли Меркантилистская теория международной торговли iconЛитература по дисциплине 7 Материально-техническое обеспечение 7...
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск