СОДЕРЖАНИЕ
|
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| условия реализации учебной дисциплины
| 11
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05.МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
1.1 Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок, входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта, в части освоения
а) профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
ПК 1.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и между-народных требований по эксплуатации судна.
ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудо-вания.
ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем обору-дования для замены в процессе эксплуатации судов.
ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной без-опасности.
ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.
ПК 3.1. Планировать работу структурного подразделения.
ПК 3.2. Руководить работой структурного подразделения.
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.
б) общих компетенций (ОК):
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для подготовки специалистов по направлению 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина ОП.05.Метрология и стандартизация входит в профессиональный цикл П.00.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования
к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться средствами измерений физических величин;
соблюдать технические регламенты, правила, нормы и стандарты;
учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений;
пользоваться стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и определения метрологии и стандартизации;
принципы государственного метрологического контроля и надзора;
принципы построения международных и отечественных технических регламентов и стандартов;
область ответственности различных организаций, имеющих отношение к метрологии и стандартизации;
правила пользования техническими регламентами, стандартами и другой нормативной документацией в области водного транспорта;
требования международной системы стандартизации, международной морской организации, международного союза электросвязи и других организаций, издающих стандарты;
основные цели, задачи, порядок проведения освидетельствования и сертификации системы безопасности судоходных компаний.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов;
за счет часов вариативной части 0 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем
часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 90
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 60
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| -
| практические занятия
| 20
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 30
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| -
| другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).
| -
| Аттестация - в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.05.Метрология и стандартизация
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Метрология
|
|
|
| Тема 1.1.
Общие сведения о метрологии
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Сущность и содержание метрологии. Термины и определения.
| 2
| 1
| 2.
| Виды средств измерений.
| 2
| 3.
| Основы технических измерений. Погрешность измерений.
| 2
| Практическое занятие № 1:Средства измерений линейных размеров. Судовые средства измерений.
| 2
|
| Самостоятельная работа: Международная система единиц физических величин.
| 2
| Тема 1.2.
Метрология
в РФ
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Правовые основы метрологической деятельности. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».
| 2
| 1
| 2.
| Государственная метрологическая служба в РФ. Государственный метрологический контроль и надзор. Ответственность за нарушение законодательства по метрологии.
| 2
| 3.
| Калибровка и поверка средств измерений.
| 2
| Практическое занятие № 2: Ознакомление с работой метрологической службы ОАО «СМП».
| 2
|
| Самостоятельная работа: Сертификация средств измерений.
| 2
| Тема 1.3.
Метрология в зарубежных странах
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Метрология в зарубежных странах. Международные организации по метрологии.
| 2
| 1
| Самостоятельная работа: Региональные организации по метрологии.
| 2
|
| Всего:
| 24 ч, в т.ч. 6 чсамостоят. занятия
|
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 2.Стандартизация
|
|
|
| Тема 2.1.
Основы организации о технологии стандартизации
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Сущность и содержание стандартизации. Документы в области стандартизации.
| 2
| 1
| Практическое занятие №3: Ознакомление с указателями стандартов.
| 2
|
| Самостоятельная работа:Технические регламенты. Цели принятия, содержание.
| 4
| Тема 2.2.
Организация работ по стандартизации в РФ
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Нормативные документы по стандартизации. ФЗ «О техническом регулировании».
| 2
| 1
| 2.
| Государственный контроль и надзор за соблюдением регламентов и стандартов.
| 2
| Практические занятия № 4: Порядок разработки технических регламентов и стандартов.
| 2
|
| Самостоятельная работа: Информационное обеспечение работ по стандартизации.
| 2
| Тема 2.3.
Стандартизация в различных сферах
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Стандартизация систем управления качеством.
| 2
| 1
| 2.
| Стандартизация в различных сферах (услуги, экология, маркетинг, кодирование информации о товаре и др.)
| Самостоятельная работа: Цели, задачи и структура ВТО.
| 2
|
| Тема 2.4.
Стандартизация в зарубежных странах
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Международные организации по стандартизации. Актуальные вопросы российской и зарубежной стандартизации.
| 2
| 1
| Самостоятельная работа: Региональные организации по стандартизации.
| 2
|
| Тема 2.5.
Основные сведения
о размерах
и сопряжениях
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Линейные размеры, отклонения и допуски линейных размеров.
| 2
| 1
| 2.
| Посадки. Виды сопрягаемых поверхностей.
| 2
| 3.
| Основные положения о взаимозаменяемости.
| 2
| Практическое занятие №5: Чтение линейных размеров. Определение годности действительных размеров.
| 2
|
| Практическое занятие №6: Графическое изображение посадок.
| 2
|
| Самостоятельная работа:Форма обозначения посадок в системе отверстия и в системе вала.
| 2
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 2.6.
Допуски
и посадки гладких элементов деталей
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Основные сведения о единой системе допусков и посадок. Ряды точности. Квалитеты.
| 2
| 1
| Практическое занятие № 7: Определение группы посадки по чертежам сопрягаемых деталей.
| 2
|
| Практическое занятие № 8: Использование таблиц ЕСКД для определения посадок на примере сборочной единицы двигателя внутреннего сгорания – ЦПГ ДВС.
| 2
| Самостоятельная работа: Ознакомление с ГОСТ 25347-89 «Поля допусков и рекомендуемые посадки.
| 2
| Тема 2.7.
Допуски формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхностей
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Отклонения поверхностей деталей машин. Допуски и отклонения формы поверхностей. Средства их измерений.
| 2
| 1
| Практическое занятие № 9: Изучение средств измерений отклонений от прямолинейности, от плоскостности.
| 2
|
| Самостоятельная работа: Допуски, отклонения и измерения отклонений расположения поверхностей.
| 4
| Всего:
| 54 ч,
в т.ч. 18 ч самостоят. занятия
| Раздел 3.
Сертификация
|
|
| Тема 3.1.
Организационно-методические принципы сертификации соответствия
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Сущность и содержание сертификации. Добровольная и обязательная сертификация.
| 2
| 1
| Самостоятельная работа:Правовые основы сертификации в РФ. ФЗ «О техническом регулировании». ФЗ «О защите прав потребителей».
| 4
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 3.2.
Сертификация на международном уровне
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Сертификация на международном и региональном уровнях.
| 2
| 1
| Практическое занятие № 10: Сертификация систем безопасности на морском транспорте (ИМО). Изучение системы управления безопасности мореплавания в ОАО «СМП» (МКУБ, СУБ).
| 2
|
| Самостоятельная работа: Деятельность ИСО, МЭК в области сертификации.
| 2
| Всего:
| 12 ч, в т.ч. 6 ч самостоят. занятия
| ИТОГО:
| 90 ч,
в т.ч. 30 ч самостоят. занятия
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета лаборатории стандартов.
Оснащение учебного кабинета: плакаты, наглядные пособия.
Технические средства обучения: мультимедийная аппаратура.
Лаборатория имеет библиотеку стандартов и оборудована стеллажами для их хранения, столами для работы курсантов. 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Эрастов В.Е.Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Форум; 2014. - 208 с.
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. - СПб.: Питер; 2010. - 463 с.
Кошевая И. П., Канке А. А. Метрология, стандартизация и сертификация. ИД «Форум», 2009.
Дополнительные источники:
1. Крылова Г.Д.Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Изд-во Юнити-Дана, 2003. – 672 с.
2. Ганевский Г.М., Гользин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. ИЦ «Академия», 1998.
3. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12 2002 г. №184-ФЗ.
4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.№102-ФЗ.
5. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300/1-1.
6. Периодические журналы «Стандарты и качество».
7. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. – М: Юрайт, 2004. – 336 с.
Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология. Учебное пособие. – М: Логос, 2002. – 408 с.
Электронные ресурсы:
Издательство "Лань"
"Университетская библиотека online"
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Уметь:
пользоваться средствами измерений физических величин;
соблюдать технические регламенты, правила, нормы и стандарты;
учитывать погрешности
при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений;
пользоваться стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией.
Знать:
основные понятия и определения метрологии и стандартизации;
принципы государственного метрологического контроля и надзора;
принципы построения международных и отечественных технических регламентов и стандартов;
область ответственности различных организаций, имеющих отношение к метрологии и стандартизации;
правила пользования техническими регламентами, стандартами и другой нормативной документацией в области водного транспорта;
требования международной системы стандартизации, Международной морской организации, Международного союза электросвязи, и других организаций, издающих стандарты;
основные цели, задачи, порядок проведения освидетельствования и сертификации системы безопасности судоходных компаний.
|
Текущий контроль -
в форме оценки результатов
практических занятий.
Итоговая аттестация –
в форме дифференциального зачета.
| |