СОДЕРЖАНИЕ
|
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| условия реализации учебной дисциплины
| 10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
1.1 Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта, в части освоения
а) профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.
ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном.
ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.
ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.
ПК 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса.
б) общих компетенций (ОК):
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для подготовки специалистов по направлению 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина ОП.05. Метрология и стандартизация входит в профессиональный цикл П.00. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться средствами измерений физических величин;
соблюдать технические регламенты, правила, нормы и стандарты;
учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений;
пользоваться стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и определения метрологии и стандартизации;
принципы государственного метрологического контроля и надзора;
принципы построения международных и отечественных технических регламентов и стандартов;
область ответственности различных организаций, имеющих отношение к метрологии и стандартизации;
правила пользования техническими регламентами, стандартами и другой нормативной документацией в области водного транспорта;
основные понятия и определения метрологии;
виды погрешностей измерений, погрешности определения навигационных параметров.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося57 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося19 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 57
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 38
| в том числе:
|
| лабораторные работы
|
| практические занятия
| 12
| контрольные работы
|
| курсовая работа (проект)
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 19
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
|
| другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).
|
| Аттестация - в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.05.Метрология и стандартизация
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.Метрология
|
| 27
|
| Тема 1.1.
Общие сведения
о метрологии
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Сущность и содержание метрологии. Термины и определения. Виды средств измерений.
| 2
| 1
| 2.
| Основы технических измерений. Погрешность измерений.
| 2
| Практическое занятие №1:Судовые средства измерений.
| 2
|
| Самостоятельная работа: Международная система единицфизических величин.
| 1
| Тема 1.2.
Метрология
в РФ
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Правовые основы метрологической деятельности. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».
| 2
| 1
| 2.
| Государственная метрологическая служба в РФ. Государственный метрологический контроль и надзор. Ответственность за нарушение законодательства по метрологии.
| 2
| Практическое занятие №2: Ознакомление с муниципальным центром метрологии, стандартизации и сертификации в городе Архангельске (ЦССМ).
| 2
|
| Самостоятельная работа: Калибровка и поверка средств измерений.
| 2
| Тема 1.3.
Метрология
в зарубежных странах
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Метрология в зарубежных странах. Международные организации по метрологии.
| 2
| 1
| Самостоятельная работа: Региональные организации по метрологии.
| 2
|
| Тема 1.4.
Допуски
и посадки
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Линейные размеры, отклонения и допуски линейных размеров. Посадки. Взаимозаменяемость.
| 2
| 1
| 2.
| Единая система допусков и посадок (ЕСДП).
| 2
| Практическое занятие №3: Чтение линейных размеров. Определение годности действительных размеров.
| 2
|
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Самостоятельная работа:Ознакомление с ГОСТ 25347-89 «Поля допусков и рекомендуемые посадки.
| 2
|
| Всего:
| 27
|
| Раздел 2.Стандартизация
|
| 20
|
| Тема 2.1.
Основы организации
и технологии стандартизации
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Сущность и содержание стандартизации. Документы в области стандартизации.
| 2
| 1
| Практическое занятие №4: Ознакомление с указателями стандартов.
| 2
|
| Самостоятельная работа: Технические регламенты. Цели принятия, содержание.
| 2
| Тема 2.2.
Организация работ по стандартизации в РФ
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Нормативные документы по стандартизации. ФЗ «О техническом регулировании».
| 2
| 1
| Практическое занятие №5: Порядок разработки технических регламентов и стандартов.
| 2
|
| Самостоятельная работа: Государственный контроль и надзор за соблюдением регламентов и стандартов.
| 2
| Тема 2.3.
Стандартизация в различных сферах
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Стандартизация систем управления качеством. Стандартизация в различных сферах (услуги, экология, маркетинг, кодирование информации о товаре и др.)
| 2
| 1
| Самостоятельная работа: Цели, задачи и структура ВТО.
| 2
|
| Тема 2.4.
Стандартизация в зарубежных странах
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Международные организации по стандартизации. Актуальные вопросы российской и зарубежной стандартизации.
| 2
| 1
| Самостоятельная работа: Региональные организации по стандартизации.
| 2
|
| Всего:
| 20
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 3.
Сертификация
|
| 10
|
| Тема 3.1.
Организационно-методические принципы сертификации соответствия
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Сущность и содержание сертификации. Добровольная и обязательная сертификация.
| 2
| 1
| Самостоятельная работа: Правовые основы сертификации в РФ. ФЗ «О техническом регулировании». ФЗ «О защите прав потребителей».
| 2
|
| Тема 3.2.
Сертификация на международном уровне
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Сертификация на международном и региональном уровнях.
| 2
| 1
| Практическое занятие № 6:Сертификация систем безопасности на морском транспорте (ИМО). Изучение системы управления безопасности мореплавания в ОАО СМП (МКУБ, СУБ).
| 2
|
| Самостоятельная работа:Деятельность ИСО, МЭК в области сертификации.
| 2
| Всего:
| 10
|
| ИТОГО:
| 57
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории стандартов.
Оснащение учебного кабинета: плакаты, наглядные пособия.
Технические средства обучения: мультимедийная аппаратура.
Лаборатория имеет библиотеку стандартов и оборудована стеллажами для их хранения, столами для работы курсантов.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Эрастов В.Е.Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Форум; 2015. - 208 с.
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. - СПб.: Питер; 2010. - 463 с.
Кошевая И. П., Канке А. А. Метрология, стандартизация и сертификация. ИД «Форум», 2009.
Дополнительные источники:
Ганевский Г.М., Гользин И.И.Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. ИЦ «Академия», 1998. – 288 с.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300/1-1.
Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12 2002 г. №184-Ф
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.№102-ФЗ.
Крылова Г.Д.Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Изд-во Юнити-Дана, 2003. – 672 с.
Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. – М: Юрайт, 2004. – 336 с.
Периодические журналы «Стандарты и качество».
Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология. Учебное пособие. – М: Логос, 2002. – 408 с.
Электронные ресурсы:
Издательство "Лань"
"Университетская библиотека online"
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Уметь:
пользоваться средствами измерений физических величин;
соблюдать технические регламенты, правила, нормы и стандарты;
учитывать погрешности
при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений;
пользоваться стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией.
Знать:
основные понятия и определения метрологии и стандартизации;
принципы государственного метрологического контроля и надзора;
принципы построения международных и отечественных технических регламентов и стандартов;
область ответственности различных организаций, имеющих отношение к метрологии и стандартизации;
правила пользования техническими регламентами, стандартами и другой нормативной документацией в области водного транспорта;
основные понятия и определения метрологии;
виды погрешностей измерений, погрешности определения навигационных параметров.
|
Текущий контроль:
Устный опрос, экспертное наблюдение выполнения и оценка результатов практических занятий.
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет.
| |