О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта





НазваниеО. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта
страница1/4
Дата публикации24.06.2013
Размер0.53 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Спорт > Книга
  1   2   3   4



О. В. Дергунов


КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СПОРТА

О.В. Дергунов


КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СПОРТА


Издательство «Наука»

2010

УДК 1:316 (075)

ББК 60. 028 я 73

Д 36
Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Никитин С.В.

доктор философских наук, профессор Тетюев Л.И.


Д 36 Дергунов О.В. Культурное пространство спорта. Саратов:
ИЦ «Наука», 2010. – 47с.
ISBN 978-5-9999-0397-6


В предлагаемой вниманию читателя книге, раскрывается авторская концепция современного состояния спорта и развития спортивной деятельности, исследуются социокультурные детерминанты спорта, место и роль его в жизни общества.

Книга может представлять интерес для студентов, аспирантов, преподавателей философии, а так же всех, интересующихся вопросами здорового образа жизни.

Работа издана в авторской редакции
УДК 1:316 (075)

ББК 60. 028 я 73

ISBN 978-5-9999-0397-6 ©Дергунов О.В., 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

Глава I. Теоретико-методологические аспекты детерминации культурного пространства спорта 7

Глава II. Духовно-нравственные детерминанты спорта 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

БИБЛИОГРАФИЯ 43

ВВЕДЕНИЕ
Спорт является социокультурным феноменом, который пронизывает буквально все сферы человеческой жизни. Если даже не сам спорт, то принцип состязательности, являющийся онтологической основой спортивной деятельности, с успехом находит свое воплощение в экономике, шоу-бизнесе, в повседневной структуре человеческого бытия. Восприятие спорта как пространственной структуры, представляющей собой совокупность различных уровней проявления принципа состязательности и пронизанной разнонаправленными потоками ценностных ориентаций и интересов современного человека, позволяет дать целостное описание исследуемого феномена. Философская рефлексия феномена культурного пространства спорта находится на начальном этапе. Однако увеличение масштабов спортивной деятельности, расширение культурного пространства спорта, возрастание авторитета спорта и влияния в мире, кризисные ситуации в спорте все более настоятельно требуют теоретического осмысления этого сложного социального явления.

Культурное пространство спорта не остается неизменным на протяжении развития человеческой цивилизации, отдельные его сегменты приобретают большую или меньшую значимость – в зависимости от востребованности структурами социального пространства содержащихся в спортивной деятельности ценностных ориентиров. Таким образом, можно выдвинуть суждение, которое лишь на первый взгляд представляется парадоксальным – пространство спорта включает в себя такие социальные феномены, связь которых с миром спорта является весьма опосредованной.

Ситуация постмодерна демонстрирует кардинальное изменение самой идеи спорта, проявляющееся в расширении его культурного пространства, включении в это пространство все новых сфер человеческого существования. Возникновение экстремальных видов спорта, ставящих «на кон» не только здоровье человека, но и саму человеческую жизнь, позволяет вести речь о том, что спорт не остается неизменным с социальной точки зрения феноменом, а продолжает подвергаться различным влияниям и воздействиям, которые продуцируют изменения в структуре спортивной деятельности и в ее мировоззренческих основаниях. Культурное пространство спорта приобретает отчетливо выраженное рискогенное измерение, становясь следствием трансформации современного общества в сторону «общества риска»1.

Культурное пространство спорта распространяет свое влияние на основные сферы жизнедеятельности общества – образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга, оказывает значительное социализирующее влияние на молодое поколение, на формирование образа и стиля жизни. Принцип состязательности, агонизма, потребности в нахождении потенциального соперника – все эти черты определяют человеческую деятельность, причем сам индивидуум далеко не всегда оказывается в состоянии выявить подобную предопределенность своих действий принципами спортивного состязания.

Особенность современной, если можно так выразиться, «тотальной рискогенности», заключается в том обстоятельстве, что принцип состязательности подразумевает наличие соперника, но в культурном пространстве спорта эпохи постмодерна в роли такого соперника выступает уже не конкретный спортсмен, а образ Человека, определяемый границами физических и духовных возможностей личности. Иначе говоря, современный спорт строится на преодолении человеком тех естественных барьеров, которые поставлены перед его развитием самой природой, а сами занятия спортом в данном случае приобретаю онтологическую характеристику бунта против социобиологической заданности параметров человеческого существования.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕТЕРМИНАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СПОРТА

Исследуя социокультурные детерминанты спорта, место и роль его в жизни общества, необходимо выявить методологические особенности понятия «спорт» в ряду таких понятий как «физическая культура», «физическое воспитание», «спортивная деятельность», «спортивная игра», «досуг», «рекреация», «здоровый образ жизни», «соперничество». Необходимо, одновременно, выявить в какой связи со спортом находятся явления и процессы социокультурной жизни.

Понятие «спорт», прочно вошедшее в повседневную жизнь человека, понимается каждым из нас по-разному, что подчеркивает его емкость и большую смысловую нагрузку. Нередко спорт ассоциируют с физической культурой или с физическим воспитанием и образованием. Многие понимают под спортом тотализатор, азартные игры, экономическую выгоду какого-либо спортивного мероприятия.

В рамках философского осмысления, обращающего внимание на сущностные черты явления, под спортом понимается целенаправленная деятельность, имеющая состязательный (агонистичный) характер, а также система подготовки к данной деятельности, базирующаяся на применении комплексов физических упражнений с целью достижения оптимальных результатов и задействования резервных способностей человеческого организма. Из данного определения можно почерпнуть те черты, которые является фундирующими для понимания спорта в качестве особого вида человеческой деятельности: соревновательность, нацеленность на реализацию биологических и духовных возможностей человека, а также зрелищность спортивной деятельности.

Следует начать с того, что спорт является частью культуры как таковой, более того, понятие «спорт» меньше по своему объему, чем «физическая культура». Поэтому социально-философский анализ спорта следует начинать именно с определения физической культуры, как части социокультурной сферы общества и родового начала спорта.

Физическая культура служит фактором развития человека на всем протяжении его истории, являясь в этом смысле продуктом социокультурных и социально-политических условий, ведь на физическую культуру оказывает влияние не только расширение собственных возможностей человека, но и изменение форм производственной деятельности, социальной структуры и доминирующих в обществе ценностей.

Само понятие «Cultura» дословно в переводе с латинского языка означало обработку, возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В научной литературе культуру подразделяют на определенные виды, представляющие значимость для личности и общества. Однако отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либо определенности, поскольку величина вариативности в определении данного понятия заложена в самой специфике человеческой деятельности.

Первичное понимание культуры, предложенное еще Цицероном, как «возделывания, воспитания», стало онтологическим основанием для возникновения понятия «физическая культура», нацеленным на определение той человеческой деятельности, которая способствует развитию физических способностей человека. Данный термин, возникнув в западной гуманитарной науке в XIX в., достаточно быстро адаптировался и на русской почве – изначально переводясь как «физическое развитие» или «культура тела», он достаточно быстро (к 1911 г.) приобрел современное звучание2.

В дореволюционной науке наиболее распространенным из определений физической культуры было ее понимание как системы физических упражнений, нацеленных на воспитание красоты тела и его здоровья. Немного позднее понятие физической культуры приобретает расширительное толкование, начиная обозначать еще и всю совокупность факторов, которые способны оказать влияние на функционирования и физическое совершенствование человеческого организма – от естественных факторов до специальных методик сна и питания. Следует сразу оговориться, что в настоящее время также не существует общепризнанного толкования термина «физическая культура», поскольку различные исследователи, отталкиваясь от различных методологических предпосылок понимания самого понятия «культура», привносят в анализ физической культуры некоторые разночтения.

С целью устранения возможных неточностей в понимании физической культуры, следует дать рабочее определение данного понятия, которое будет использоваться в диссертационном исследовании. Физическая культура – это особая разновидность культуры, представляющая собой продукт социокультурного развития и служащая ценностным основанием для формирования отношения человека к спортивной деятельности. В этом качестве физическая культура представляет собой многофункциональное социокультурное образование, основной задачей которого становится воспитание и артикуляция определенных ценностных ориентиров, регулирующих спортивную деятельность человека3.

Можно констатировать, что физическая культура представляет собой отдельный сегмент культурного пространства, отличие которого от других сегментов состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Биологические процессы формирования человека не происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на становление физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности4.

В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие и подготовленность, зависит от сознания и воли отдельных людей5. Физическая культура в этом отношении и представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования в обществе, является педагогически организованный процесс передачи и усвоения ее ценностей, т.е. физическое воспитание. По мнению исследователей6, отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что представляют процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. В этом аспекте физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека.

В современной теории физической культуры все четче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в понятии «физическое» традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом аспектах, то в понятии «физкультурное» фундаментальным компонентом становится культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры7.

Говоря о ценностях, артикулируемых физической культуры, необходимо привести их общеупотребимую в источниках в данной теме классификацию. Ценности физической культуры подразделяются на интеллектуальные, двигательные, технологические, интенциональные и мобилизационные.

1. Интеллектуальные ценности вмещают в себя имеющееся у индивидов знание о способах физического укрепления организма, включая методики закаливания, понятие правильного режима, а также сведения о компонентах здорового образа жизни.

2. Двигательные ценности акцентируют внимание на механизмах моторного поведения, достигаемых в процессе длительных тренировок, что позволяет судить как о самостоятельных способностях человека к укреплению собственного организма, так и о имеющихся у него физических возможностях.

3. Технологические ценности включают в себя комплекс тренировочных методик и практических руководств по развитию физических способностей организма, то есть являются продуктом профессиональных исследований специалистов по вопросу модификации человеческого организма в сторону повышение его силовых, скоростных, пластических и прочих характеристик.

4. Интенциональные ценности отражают направленность общественного сознания на вопросы развития физической культуры. Они фокусируют внимание на социокультурном значении физической культуры, заинтересован-ности общества в развитии физкультуры в целом или в стимулировании отдельных направлений ее развития. Именно интенциональные ценности служат индикатором значимости культуры физического развития у предста-вителей различных поколений, так как формируются они на основании понятий престижности и социальной приоритетности.

5. Мобилизационные ценности физической культуры также имеют немаловажное значение в процессе воспитания, прежде всего, подрастающего поколения, поскольку к системе данных ценностей относятся те духовные установки и практические навыки, которые позволяют индивиду распространять благотворное влияние физической культуры на другие сферы собственной деятельности. К мобилизационным ценностям относится пунктуальность, возможность сосредоточения всех резервов организма для решения поставленной задачи, рациональная оценка собственного функционального состояния и, исходя из этого, постановка задач и целей текущей деятельности.

В современных условиях глобализации всех сфер жизнедеятельности, возрастания ситуаций риска и снижения порога стрессоустойчивости человека необходимы не только хорошо отрегулированные механизмы достижения оптимальных духовных и физических состояний, но и способность мобилизовать ресурсы организма для наиболее эффективного поведения в условиях экстремальных ситуаций. Физическая культура способствует развитию подоб-ного потенциала, поскольку на тренировках искусственно воссоздаются экстремальные ситуации и отрабатываются механизмы реакции на эти ситуации человеческого организма, что значительно облегчает мобилизацию физических и духовных ресурсов в момент опасности. «Нет никакого сомнения, что физкультурная и спортивная деятельность облегчает такое формирование, опосредованно влияя на создание «запаса» функциональных и психических возможностей организма и отрабатывая в искусственно создаваемых экстремумах будущие ответы на неожиданные, «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных резервов организма»8.

Формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры в современных условиях связано с гуманизацией общества, обращением к нравственному самоопределению и индивидуальному действию человека. Такой подход влечет за собой отказ от утилитарного использования ценностей физической культуры, коренной пересмотр целей физического воспитания, связанных с общей и профессиональной подготовкой, в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций. Анализируя развитие ценностного потенциала физической культуры, отметим, что его состав остается относительно стабильным. Содержательные же аспекты ценностей постоянно обновляются, дополняются, совершенствуются, по мере того как развивается знание и повышается уровень общественной культуры9. Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в форми-ровании физической культуры личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно – практическую направленность воспита-тельного процесса.

В структуру физической культуры входят компоненты: «физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление), которые полностью удовлетворяют потребности общества и личности в физической подготовке»10.

Проанализируем основные компоненты структуры физической культуры, которые являются базовыми понятиями для разработки феномена культурного пространства спорта.

Физическое образование является в большей степени воспитательным процессом, направленным на развитие разнообразных знаний и умений, которые обеспечивают функциональную подготовленность человека к различным жизненным ситуациям, требующим мобилизации физических сил. Являясь элементом системы образования, физическое образование функционирует как на филогенетическом, так и на онтогенетическом уровнях, сопровождая развитие человечества в целом и процесс физического развития отдельной человеческой личности.

Физическая подготовка представляет собой особый вид физической культуры, нацеленный на формирование специализированных силовых и моторных навыков, необходимых для эффективного выполнения определенного вида деятельности (как правило, трудовой или спортивной). В отличие от физического образования, физическая подготовка не способствует целостному развитию организма, а выявляет и развивает лишь те конкретные функции, которые необходимы человеку для выполнения поставленной задачи.

Особым компонентов физической культуры выступает физическое развитие, которое проявляется в изменении качественных и количественных параметров человеческого организма и является продуктом естественной или искусственной модификации физических характеристик тела. Под естественной модификацией понимается незапрограммированное воздействие на человеческий организм биологических и физиологических факторов – пища, сон, здоровый образ жизни т.д. Под искусственной модификацией понимается целенаправленное воздействие на человеческий организм посредством специальных физических методик и упражнений, которые способствуют фиксируемому изменению физических показателей (увеличение объема бицепсов и т.д.)

Конечным элементом физической культуры является физическое совершенство, определяемое как «исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функции-онального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспе-чивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека»11. Важным в понимании физического совершенства является его социокультурный аспект, поскольку степень соответствия параметров человеческого тела установленным нормативам и ценностям определяется в зависимости от того, какие цели модификации человеческой телесности определяет общество или отдельная социальная группа.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального disport – «игра», «развлечение») представляет, прежде всего, организованную по определенным правилам деятельность людей, состоящую в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовку к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе. Как специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, для улучшения здоровья, получения морального и материального удовлетворения, стремления к совершенству и славе, он представляет необходимый компонент любого прогрессивно развивающегося социума.

Среди множества подходов к спорту, предлагаемых в рамках социальной философии, особое значение имеет пространственный подход, что обусловлено многомерностью исследуемого феномена, принципиальной открытостью и вариативностью онтологических основ спортивной деятельности. В качестве актуального социокультурного системообразующего компонента общества спорт становится важным элементом культурного пространства, которое целесообразно рассматривать, как самостоятельную сферу человеческого бытия в процессе становления и оформления.

С методологической точки зрения культурное пространство спорта строится на пересечении принятых различных оснований структурирования моделей социальной и культурной реальности. В этой связи для построения такого пространства выделяются следующие измерения. Во-первых, социетальное институциональное измерение, которое в социальном аспекте описывается через социальную структуру, а в культурном – распределенностью в ее рамках специализированных культурных кодов. Во-вторых, групповое, измерение, описываемое в социальном аспекте через социальную стратификацию, а в культурном – через обыденный уровень усвоения физической культуры. В рамках социальной философии культурное пространство спорта может трактоваться как совокупность структурных и содержательных сегментов, которые прямо обусловливают трансляцию и освоение ценностных и духовно-нравственных оснований спортивной деятельности.

Научные исследования по данной проблеме позволяют сделать вывод о том, что культурное пространство спорта неразрывно связано с системой ценностей, характеризуемой понятием «олимпизм», и представлено олимпийской культурой12, которую можно определить в качестве специфической философией жизни, включающей духовные ценности спорта. Она несет в себе значительный исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. Уже сейчас олимпийская культура, сложившаяся на основе идеалов Олимпийской Хартии, наполняет физическую культуру и спорт духовным, гуманистическим смыслом, преодолевая практику утилитарного отношения к этим видам деятельности.

Многоуровневая система спорта, рассматривается в качестве следующих компонентов, формирующих культурное пространство спорта.

Во-первых, массовый спорт (народный спорт), представляет широкое спортивное движение, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеет значительное место, но в большей степени он рассматривается как средство физкультурного воспитания. Массовый спорт и массовая физическая культура, представляют близкие по содержанию, реализующие понятия, идею внедрения спорта в массовое сознание и повседневную жизнь, с целью ведения здорового образа жизни. Социальная функция массового спорта сводится к улучшению фенотипа, подготовке к жизни, оздоровлению и отдыху.

Во-вторых, олимпийский спорт, направленный на высокие гуманистические традиции, объединение людей посредством стремления к физическому и духовному совершенству через преодоление уже поставленных олимпийских рекордов, пропагандирует идеалы мира, объединения рас, наций, этносов и является альтернативой войне. Целью олимпийского спорта является достижение высших спортивных результатов во имя Родины и мира на Земле.

В-третьих, профессиональный спорт (Коммерческий спорт) вызван сугубо коммерческими интересами, является для вовлеченных в его пространство основным источником существования и, одновременно, катализатором экономики. Его цель заключается в достижении высшего спортивного результата для получения максимального дохода. Именно профессиональный спорт соответствует древнеримскому слогану «Хлеба и зрелищ» и отвечает формуле «Сделай все, чтобы больше платили».

В-четвертых, элитарный спорт объединяет представителей высшего социального страта, и служит, главным образом, для идентификации их в качестве социальной элиты перед остальными людьми. Элитарный спорт достаточно затратен, основными его видами является: гольф, парусный спорт, конный спорт, большой теннис и т.п.

В-пятых, международный спорт представлен различными международными спортивными движениями, организациями, клубами, осуществляющими деятельность по взаимодействию людей разных стран в тех или иных видах спорта.

В-шестых, национальный спорт, характерен для какой-то определенной народности, этноса, нации, и не встречается в других культурах.

В-седьмых, экстремальный спорт возник в постиндустриальном обществе, и воплощает ситуацию постмодерна в спорте. Он стал наиболее популярным в связи с тотальной компьютеризацией и информатизацией человеческой жизни, что, естественно, привело к снижению физической активности. Экстремальный спорт является попыткой человека сохранить свою биологическую природную идентичность в постсоциальном обществе.

Представленные виды спорта выполняют одни и те же специфические функции, но одни являются главными, другие – второстепенными, одни доминирующими, других – может не быть совсем. Несмотря на определенное внешнее сходство, виды спорта значительно отличаются друг от друга, решая разные задачи. Вместе с тем, важно отметить, что формирование спорта в исторической ретроспективе проходит от массового через олимпийский к профессиональному спорту.

Элитарный, международный и национальный виды спорта являются производными от массового, олимпийского и профессионального. Их ценность и востребованность в развитии спортивной деятельности весьма значительны, но, тем не менее, их роль в спорте определяется именно развитием первых трех компонентов. Элитарный спорт является самовыражением респектабельных слоев общества, дорогим и недоступным рядовому большинству граждан. Национальный спорт представляет интерес, прежде всего, для представителей народа данной страны, реализует ее обычаи и традиции посредством физически активной состязательной деятельности. Международный спорт тесно взаимосвязан с массовым, олимпийским и профессиональным видами и представляет его на международном уровне.

Экстремальный спорт является по своей сути маргинальным и заключает, своего рода, социальный протест против упорядоченности и размеренности бытия. Полная регламентизация всех сфер человеческой жизни, стабильность и упорядоченность массового общества полностью лишают переживания человека жизненного порыва, по А. Бергсону, делают его бытие скучным, заранее спланированным и предсказуемым13. В связи с этим, экстремальный спорт как возможность переживания хайдеггеровского метафизического ужаса, способствуют катарсису, эмоциональному обновлению и очищению, возрождают в человеке желание жить, творить, действовать. Данные компоненты спорта, безусловно, являются взаимодостаточными и образуют его реальное культурное пространство.

Еще один важный методологический аспект исследуемого феномена заключается в его дуалистическом характере. Спорт представляет собой единство интегративных и конфликтных элементов. Представитель французского структурализма К. Леви-Стросс считал, что в спорте проявляется один из наиболее древних принципов архитектоники социального бытия – дуальность, разведенность всякой «социальной группы на две половины, члены которой поддерживают между собой отношения, выражающиеся как в тесном сотрудничестве, так и в скрытой вражде, причем, обычно оба эти типа поведения объединяются»14. Исследователь П. Вайсе указывает на то, что спорт представляет собой «конструктивную активность, в которой агрессия играет роль вместе с самоотверженностью, кооперацией, самообладанием, самоотречением и уважением к правам и достоинству других»15. Этот дуалистический характер спорта интегрирует возможность не только реализации посредством этого социального феномена важнейших гуманистических ценностей, но и его негативное воздействие на личность, и социальные отношения людей.

На противоречивый характер социального потенциала спорта указывал еще основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. Он обращал внимание на то, что «спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть; великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне». Исследователи подчеркивают противоречивое воздействие спорта на субъективный мир спортсмена и болельщика: «Спорт – двусмысленен: с одной стороны, он может иметь антиварварский и антисадистский эффект благодаря «Fair play», рыцарству, вниманию к слабому. С другой стороны, многие его формы и правила способны усиливать агрессию, грубость и садизм, особенно у тех лиц, кто активно не занимается спортом»16.

Особое место в спортивной деятельности принадлежит олимпийскому спорту с его системой ценностей и принципами «Fair play». Олимпийский спорт отличается от массового и профессионального своими высокими идеалами и гуманистическими целями. Действительно, массовый спорт можно приравнять к здоровому времяпрепровождению и рекреации, потому что его основе лежат ценности здорового образа жизни. Безусловно, его роль огромна, так как он является самым демократичным, легко воспроизводимым и малобюджетным. Для реализации на практике массового спорта не нужно отстраивать стадионы, освещать его в СМИ, покупать дорогой инвентарь и совершать прочие ритуалы. В основе массового спорта лежит потребность человека вести здоровый образ жизни. Профессиональный спорт представляет работу, коммерческой деятельности, и не содержит в себе высоких идеалов. Это самый закрытый вид спорта, и его участниками являются исключительно профессиональные спортсмены17.

Олимпийский спорт является именно тем направлением спорта, который интегрирует массовость, профессионализм, гуманизм и позитивную идеологическую основу. Именно Олимпийский спорт способен объединять представителей различных стран и континентов, выступать в качестве интегрирующего социального начала. Олимпийское движение основано на признании того, что спорт, спортивные соревнования и целенаправленная подготовка к ним имеют огромное социально-культурное значение для человека и человечества. Олимпийский девиз «citius, altius, fortius» ориентирует людей на активные занятия спортом, на высокие спортивные достижения, рекорды, победы.

Однако, согласно философии олимпизма, которая зародилась еще в Древней Греции, атлет не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен демонстрировать честное, благородное, рыцарское поведение в спортивных поединках, исходя из убеждения в том, что самое главное в этих соревнованиях – не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемые в ходе борьбы за эту победу, сам дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. «Нет большей победы, чем победа над собой», – писал Платон по поводу этой идеи олимпизма18.

Основоположник современного олимпизма Пьер де Кубертен выступал за поддержку стремления олимпийцев к высшим достижениям в спорте, возражал против «чрезмерного сдерживания» результатов, видя в их постоянном росте «притягательность» спорта и его «право на существование». Вместе с тем он подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда. Такой границей Кубертен считал, прежде всего, этические соображения19. Для выражения набора этических принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом, и используется английское выражение «Fair play», которое переводится как «честная (или справедливая) игра».

Таким образом, рассмотрение теоретико-методологических аспектов проблемы спорта позволяет сделать следующие выводы:

  • Спорт представляет собой сложный социальный феномен, детерминирующийся ценностными основаниями социокультурной сферы общества, проявляющимися в отношении человека к занятиям физической культурой. Спорт как необходимый социальный феномен формирует уникальное культурное пространство, взаимосвязанное и в ряде случаев определяющее многие важные сферы и аспекты человеческой жизнедеятельности: производство, досуг, образование, туризм, здоровье.

  • Спорт имеет двойственную природу, определяемую тенденцией к самореализации в сфере физической культуры, а также – стремлением к состязательности (агонизму). Такая двойственность лежит в основе всех спортивных мероприятий, постоянно ставя спортсмена перед выбором. Нельзя четко провести границу между игрой по правилам и игрой без них. Безусловно, граница есть, но с некоторыми допусками, что делает феномен спорта объектом постоянной критики как со стороны проигравших, так и победителей.

  • Стратегическим направлением спорта, которое следует развивать в первую очередь, является массовый спорт, так как в его основании лежит исключительно гуманистическая система ценностей, лишенная корысти и злого умысла. От уровня развития массового спорта в регионе напрямую зависит здоровье будущего поколения. Чем большее количество людей вовлечено в процесс рекреации, тем более стабильна демографическая ситуация данного региона.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconСеминар «русское культурное пространство»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconМосковский фестиваль «Книги России» на Красной площади: грандиозный...

О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconИнтегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе
Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития...
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconУчебное заведение
Мальтийских рыцарей, которые обосновались здесь в середине 1500-ых годов н э и оставили значительное историческое и культурное наследство....
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта icon«Олимпийские виды спорта»
Ребята называют зимние виды спорта, опираясь на слайды презентации, таблички со словами, иллюстрации зимних видов спорта
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн
Охватывают некоторое пространство. Совершенно иное строение стакана: у него есть свое почти замкнутое внутреннее пространство, сообщающееся...
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ открылся Всероссийский семинар-совещание со специалистами, работающими в сфере...
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconДоклад министерства спорта, туризма и молодежной политики края
По министерству спорта, туризма и молодежной политики в эксперименте по введению новых систем оплаты труда участвуют с 2010 года...
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconКафедра управления физической культуры и спортом
«Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные...
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconУчебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание...
Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconМинистерство спорта российской федерации утвержден
Об утверждении тематического плана государственного задания по выполнению прикладных научных исследований в области физической культуры...
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconОчень часто перед дизайнером ставят следующие задачи
Для тех, кто первый раз сталкивается с вопросом, как поместить фотоизображение в рабочее пространство Coreldraw!!! Я бы должен написать...
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта icon034400. 62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии...
Основная цель дисциплины – изучение учебно-практического материала, необходимого для подготовки тренеров по силовым видам спорта...
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconПримерные темы рефератов по физкультуре
История развития лыжного спорта (конькобежного спорта) 20 века в России и в мире
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта iconSports in great britain
В англии, стране любителей спорта, распространены различные виды спорта и спортивные соревнования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск