МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования -
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей»
| Утверждаю
Декан факультета промышленности
и транспорта
_____________ А.В. Спирин «____»______________2009 г.
| Утверждаю
Декан факультета заочного обучения
_________________ И.М. Дребнева «____»________________2009 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Автотранспортная эргономика» Направление подготовки: 190600.65 – Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования
Специальность: 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Специализация: 150201 Техническая эксплуатация автомобилей
Факультет Промышленности и транспорта, Заочного обучения
Форма обучения: очная, заочная
Бузулук 2009
Рецензент: Старший преподаватель кафедры ТЭРА Серпов М.В.
Рабочая программа дисциплины «Автотранспортная эргономика» /сост. В.В. Трунов – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2009 г. –21с.
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины по выбору студентам специальности 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство» очной формы обучения в 9 семестре, очной формы сокращенного срока обучения в 5 семестре, заочной формы полного срока обучения в 9 семестре, заочной формы сокращенного срока обучения в 5 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 190600 -Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования, утвержденного 02.03.2000 Министерством образования Российской Федерации.
Составитель ____________________ В.В. Трунов 30.08.2009 г. (подпись)
| Трунов В.В., 2009 г.
|
| БГТИ (филиал) ОГУ, 2009
|
Содержание
1 Цели и задачи дисциплины 4
2 Место дисциплины в учебном процессе 5
3 Организационно-методические данные дисциплины 5
4 Содержание дисциплины 7
4.1 Утвержденный минимум на заседании кафедры 7
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий 7
5 Тематический план изучения дисциплины 14
5.1 Лабораторные работы 14
5.2 Самостоятельное изучение разделов дисциплины 15
6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 16
6.1 Рекомендуемая литература 16
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины 16
7 Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины 20
8 Методические рекомендации преподавателям по методике преподавания дисциплины 20
8.1 Методика чтения лекций 20
9 Материально-техническое обеспечение дисциплины 21
9.1 Учебно-лабораторное оборудование 21
9.2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов 21
ЛИСТ 21
Дополнения и изменения 23
1 Цели и задачи дисциплины
Специалист должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат, которые требует работа в конкретных организационно – технических условиях, и в соответствии с этим, корректировать свой подход к проектированию соответствующих компонентов, звеньев и взаимодействия в рабочей системе «человек – машина».
Цель учебной дисциплины «Автотранспортная эргономика» формирование у будущих специалистов:
представления о сущности человеческого измерения техники, технологии, программных продуктов;
понимание человекоориентированного эргономического подхода к проектированию таких условий труда, которые способны раскрыть творческие ресурсы человека в единстве с техническими ресурсами машины, обеспечив их эффективное рабочее взаимодействие;
убеждения в том, что безопасное соединение человека с современным миром техники может осуществляться только с опорой на высокую культуру мышления и ответственность;
практических навыков проектирования эргономических решений на рабочем месте.
Основными задачами изучения дисциплины «Автотранспортная эргономика» наряду с реализацией общих требований, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к подготовке специалистов являются следующие:
обеспечить будущего специалиста теоретическими знаниями в области основных направлений и задач эргономического анализа и проектирования;
сформировать навыки практического использования методов изучения и эргономического описания рабочей системы и ее отдельных элементов, разработки мероприятий по повышению эргономичности рабочей системы;
дать представление об основных критериях оценки проекта рабочей системы, а также научить оценивать экономический и социальный эффект эргономических разработок.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
основные содержательные понятия автотранспортной эргономики;
аналитические (описательные), экспериментальные и расчетные методы эргономических исследований;
особенности различных видов трудовой деятельности как предмета управления, проектирования и оценки в эргономике;
понятие систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив-организация" и особенности их проектирования, включая особенности проектирования рабочих систем, связанных с использованием компьютерной техники;
б) уметь:
провести эргономический анализ рабочего места и его элементов, рабочего пространства и рабочей среды;
дать оценку эффективности проекта рабочей системы на основе эргономических критериев;
в) иметь представление:
о научно-технических предпосылках возникновения, истории и перспективах развития эргономики как науки;
о специфике эргономических исследований, их направлениях и задачах в современном производстве и управлении;
об используемых в решении задач эргономики современных технических средствах, базах данных, эргономических стандартах.
|