Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов





Скачать 102.69 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Дата публикации13.07.2014
Размер102.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым

Ж.-Ж. Руссо

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

В ходе работы по здоровьесбережению, мы, учителя начальной школы, часто применяем игровую технологию. Я часто использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др. В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье используются и на других уроках.

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. После прочтения русской народной сказки «Колобок» дети легко приходят к заключению:

- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети делают выводы:

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. После еды прополощите рот.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Физкультминутки – элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Так, например, при изучении темы: «Однокоренные слова» во время физкультминутки дети выполняют задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «гриб». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права, – наклон назад». Очень нравятся ребятам физкультминутки в стихотворной форме.

К здоровьесберегающим приемам относятся:

-  пальчиковые, дыхательные гимнастики,

-  релаксация,

-  гимнастики для глаз,

-  ситуация успеха,

-  «минутка здоровья»,

-  определение своего эмоционального состояния на начало и конец урока,

-  «Цветок здоровья».

Цветок здоровья сделан в виде семицветика. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течение года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

С помощью подобных тренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развивается зрительно-моторная реакция. На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»). Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»).

Систематически в процессе обучения в 1 классе проходят динамические паузы, в ходе которых дети совершают прогулки и игры на свежем воздухе.

Выработке внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это классные часы: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, встречи с фельдшером, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, походы, прогулки. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная, и наша задача – выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся извлечению только совместными усилиями матери, отца и учителя».

Что же может сделать учитель начальных классов? Ответ один: правильно организовать педагогический процесс.

Статистика свидетельствует, что число здоровых дошкольников сократилось в среднем по России до 15 %, (т. е. один здоровый ребенок – на шесть больных), но стоит переступить порог школы, соотношение ухудшается.

Очевидным явился поиск путей решения проблемы сохранения и улучшения здоровья младших школьников, подготовки их к здоровому образу жизни.

Здоровье человека – это главная ценность жизни и одна из важных проблем современного общества. Но при её решении возникают некоторые противоречия:

-  между потребностью общества в здоровых кадрах и ростом заболеваемости среди населения (за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза);

-  между желанием родителей иметь здорового ребёнка и невозможностью обеспечить его полноценным питанием, так как денежный доход многих семей учащихся моего класса едва превышает прожиточный минимум;

-  между желанием младших школьников вести здоровый образ жизни и незнанием его практических аспектов (образ жизни родителей не является здоровым: родители курят, злоупотребляют спиртными напитками, большую часть свободного времени проводят перед экранами телевизоров);

-  между необходимостью усвоения все большего объёма информации и ухудшающимся состоянием здоровья детей.

Естественно, настала пора современному человеку учиться и обучаться здоровью, здоровому образу жизни, навыкам по формированию своей оздоровительной культуры. Нужно было решать главное противоречие: между необходимостью проведения этой работы и ее реализацией в школьной практике.

В этом помогает применение здоровьесберегающих технологий на уроках.

Это позволяет решить многие задачи:

-  способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании;

-  содействовать развитию мышления, внимания, памяти в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

-  создавать условия реализации потребности в двигательной активности на различных этапах урока математики;

-  формировать привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений;

-  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Для достижения целей и решения обозначенных задач были выделены следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы.

Средства двигательной направленности: оздоровительная гимнастика (пальчиковая, дыхательная, зрительная, слуховая; эмоциональные разрядки и «минутки покоя», игры, тренинги).

Оздоровительные силы природы (проведение уроков или некоторых этапов уроков на свежем воздухе) способствуют активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена (чистота мест занятий, проветривание помещений, привитие детям элементарных гигиенических навыков).

Концепцию здоровьесберегающего обучения я выстроила следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение

-  направлено на обеспечение психического здоровья учащихся;

-  опирается на природосообразность, преемственность, вариативность, практическую ориентацию;

-  достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся;

-  приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Конечно, здоровье учащихся определяется его исходным состоянием на момент поступления в школу, но, тем не менее, я всегда придерживаюсь рациональной организации урока, а именно:

·  строгая дозировка учебной нагрузки;

·  построение урока с учетом работоспособности учащихся;

·  соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

·  благоприятный эмоциональный настрой;

·  проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

В соответствии со шкалой трудностей предметов более трудный предмет я ставлю на те уроки, когда работоспособность детей максимальна – это 2 и 3 уроки. Причём оптимальная работоспособность – на 2 уроке.

Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности – 6 – 8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

Во время урока применяю не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.

С первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т. к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Учу детей своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел) и всегда помогаю им в решении этих задач. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. На каждом уроке провожу по две физкультминутки. Одну через 15 – 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физкультминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, или гимнастику для глаз, или в зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Например, во время урока я использую элементы методики офтальмолога Базарного «Зрительные тренажеры». По рекомендации В. Ф. Базарного, они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением их на листе ватмана. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.

На уроках учу ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.

Хорошие результаты даёт и использование на уроках подвижных игр, например, при проведении устного счёта или опроса детей я использую игру «Пересадки».

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, рассматриваю на уроках естествознания понятия: «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни».

И хотя данная работа ведётся мной второй год, использование здоровьесберегающих технологий на уроках уже привело к положительным результатам:

·  учащиеся стали меньше болеть и пропускать занятия;

·  у детей с нарушением зрения на данный момент отмечается улучшение остроты зрения (по данным медицинского осмотра);

·  улучшилась успеваемость и качество знаний учащихся по предметам;

·  повысилось количество родителей желающих вести здоровый образ жизни.

Хочется надеяться, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconСамостоятельная работа -64час
Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя начальных классов
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconИнновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconЗдоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconТематическая физминутка как средство закрепления знаний на уроках окружающего мира
В преподавании курса «Окружающий мир» в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconКалугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык)
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconНовинки библиотеки
Благодарим за подаренные книги Кашину В. П., зам директора по учебно-воспитательной работе, Сыропятову Н. Е., учителя русского языка...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconПервая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов
План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов...
В течение этого учебного года было проведено пять заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconНаправления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных...
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconПлан-конспект урока Тебеньковой Маргариты Васильевны, учителя начальных...
Применяемые технологии: технология деятельностного метода, технология проблемного диалога, элементы игровой технологии
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconПлан работы методического объединения начальной школы №446 на 2013-2014...
Методическая тема объединения:«Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconШ международный конкурс «Современные образовательные технологии в...
Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск