Скачать 249.62 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮДекан факультета__________________________ «___ » ____________2011 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДС.02.12 Виды и тенденции развития туризма1. Цели и задачи дисциплиныЦели дисциплины:
Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Знать:
Уметь:
Овладеть навыками:
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины. Тема 1. Введение в курс «Виды и тенденции развития туризма». Предмет курса. Цели и задачи изучаемого курса. Роль и место туризма в сфере услуг. Понятие типа, категории, вида и формы туризма. Классификации видов туризма по различным показателям. Рекомендуемая литература. Тема 2. Индустрия туризма в современных условиях: состояние, проблемы и перспективыФакторы, влияющие на состояние и развитие индустрии туризма. Внешние факторы. Личностно-мотивационные факторы. Состояние индустрии туризма и гостеприимства. Проблемы и перспективы отрасли. Тема 3. Современные тенденции развития мировой индустрии гостеприимства. Распространение сферы интересов туристского бизнеса на услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (досуг, развлечения). Демократизация. Развитие новых видов туризма. Информационные технологии. Тема 4. Международный и внутренний туризм. Понятие международного туризма. Тенденции развития. Внутренний туризм. Тенденции развития. Тема 5. Лечебно-оздоровительный и спортивный виды туризма. Лечебно-оздоровительный, включающий в себя климатолечение, бальнеолечение, грязелечение, купально-пляжные, прогулочные процедуры и др. Спортивный, включающий водный, пешеходный, горнолыжный, велосипедный, автомобильный, альпинизм и др. Тема 6. Познавательный, этнический и культурно-развлекательный туризм. Познавательный, подразделяющийся на знакомство с природными, культурно-историческими, хозяйственными достопримечательностями. Этнический и культурно-развлекательный туризм. Тема 7. Экологический (зеленый) туризм. Агротуризм. Тема 8. Шоп-туры и фестивальный виды туризма. Шоп-туры. Фестивальный туризм . Тема 9. Религиозный, ностальгический и сельский туризм. Религиозный туризм - паломничество к "святым местам". Организованная форма, стихийная форма (Мекка, Лхаса, Иерусалим и др. религиозные центры). Ностальгический туризм - туристские поездки к местам рождения, прошлого проживания, проживания предков. Сельский туризм - рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на "экологическое давление" в городах. Тема 10. Факторы развития международного туризма. Селективные и реализующие. Селективные факторы: социально-экономические, демографические, политические и социально-психологические. Реализующие факторы: материально-технические факторы, объединенные в подкласс общего действия. Локализующие факторы: природные, экологические и медико-биологические, культурно-исторические. Тема 11. Тенденции развития основных туристических регионов мира. Европейский регион. Центральная и Восточная Европа; Западная Европа; Северная Европа; Южная Европа; Восточное Средиземноморье. Тема 12. Тенденции развития основных туристических регионов мира. Американский регион. Северная Америка; Южная Америка; Центральная Америка; Карибский бассейн. Тема 13. Тенденции развития основных туристических регионов мира. Азиатско-Тихоокеанский. Северо-восточная Азия; Юго-восточная Азия; Австралия, Новая Зеландия; Меланезия; Микронезия; Полинезия. Тема 14. Тенденции развития основных туристических регионов мира. Африканский. Восточная Африка; Северная Африка; Западная Африка; Центральная Африка; Южная Африка Тема 15. Тенденции развития основных туристических регионов мира. Ближневосточный. Бахрейн, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Палестина, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен, Египет, Ливия. Тема 16. Тенденции развития основных туристических регионов мира. Южно-Азиатский Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Иран, Мальдивские о-ва, Мьянма, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Тема 17. Тенденции развития туризма в России. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
Электронные ресурсы: 1.Туристические серверы. Режимы доступа: www.tours.ru; http://www.100 dorog.ru; http://www.tarantas.ru; http://www.turgid.ru; 2. Рекламно-информационный сервер "Туристический маяк". Режим доступа: http: //www.mayakinfo.ru 3."Вокруг света". Режим доступа: http: //www. itravel. ru 4. Мегапортал KM "Путешествия и туризм" Режим доступа: http: // www.km.ru/tourism 5. Туристская информационная система. Режим доступа: http: // www.tos.ru 6. Туроператор Natalie-Tours. Режим доступа: http: //www.natalie-tours.ru 7. Туристический еженедельник Инфо-СИТИ. Режим доступа: http: //www.infocity.ru 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, методические материалы преподавателя. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины. 8.1. Методические рекомендации преподавателю Дисциплина «Виды и тенденции развития туризма» принадлежит к блоку дисциплин дополнительной специализации государственного образовательного стандарта. Целью данной дисциплины является подготовка специалистов, владеющих системой знаний о категориях, видах и закономерностях, принципах и тенденциях развития туризма. В ходе преподавания дисциплины необходимо сформировать у студентов представление о современных видах туристского обслуживания, принципах работы учреждений с поставщиками туруслуг и покупателями турпродуктов, ознакомить с основными концептуальными положениями о тенденциях развития туризма. Изучение курса предполагает, что преподаватель читает лекции, проводит семинарские занятия, организует самостоятельную работу студентов, проводит консультации, руководит докладами студентов на научно-практических конференциях, осуществляет текущий, промежуточный и итоговый формы контроля. В лекциях излагаются основы изучаемой дисциплины, рассматривается структура индустрии туризма и гостеприимства, факторы, влияющие на состояние и развитие индустрии туризма, классификация видов и форм туризма, факторы и тенденции развития основных туристических регионов мира и России. Студенты обязаны посещать лекции и вести конспекты, которые могут быть дополнены материалами, изложенными в основной и дополнительной литературе предлагаемой для изучения. По вопросам, обозначенным и раскрытым в лекциях, проводятся семинарские и практические занятия. Студенты обязаны подготовить и усвоить лекционный материал, прочитать учебную литературу, а в случае необходимости и материалы периодических изданий: журналов «Турбизнес: проблемы и перспективы», «Дневник путешественника», «Вояж» и др., а также воспользоваться Интернет-материалами. В процессе проведения практических занятий преподаватель предлагает работу по изучению и самостоятельному описанию отдельных видов туризма, географического изучения региона, усвоения и контроля географической номенклатуры основных туристических регионов мира и России. Текущий контроль подразумевает краткий семинарский опрос в ходе практических занятий, проверку правильности выполнения заданий практических занятий и номенклатурный опрос. Промежуточный контроль – промежуточная аттестация студентов. Итоговый контроль знаний – прием зачета. В результате изучения данной дисциплины у студентов должно сформироваться знание о категориях, видах, тенденциях развития туризма. 8. 2. Методические указания для студентов Дисциплина «Виды и тенденции развития туризма» принадлежит к блоку дисциплин дополнительной специализации государственного образовательного стандарта. Целью данной дисциплины является подготовка специалистов, владеющих системой знаний о категориях, видах и закономерностях, принципах и тенденциях развития туризма. В ходе преподавания дисциплины необходимо сформировать у студентов представление о современных видах туристского обслуживания, принципах работы учреждений с поставщиками туруслуг и покупателями турпродуктов, ознакомить с основными концептуальными положениями о тенденциях развития туризма. Изучение курса предполагает, что преподаватель читает лекции, проводит семинарские занятия, организует самостоятельную работу студентов, проводит консультации, руководит докладами студентов на научно-практических конференциях, осуществляет текущий, промежуточный и итоговый формы контроля. В результате освоения дисциплины студенты должны знать классификации и характеристики и особенности различных видов туризма; современные тенденции развития туризма. Студентам необходимо научиться определять тенденции развития туризма, знать существующие международные и региональные проблемы обслуживания туристов. Овладеть навыками работы с географическими атласами и картами. В лекциях излагаются основы изучаемой дисциплины, рассматривается структура индустрии туризма и гостеприимства, факторы, влияющие на состояние и развитие индустрии туризма, классификация видов и форм туризма, факторы и тенденции развития основных туристических регионов мира и России. Студенты обязаны посещать лекции и вести конспекты, которые могут быть дополнены материалами, изложенными в основной и дополнительной литературе предлагаемой для изучения. По вопросам, обозначенным и раскрытым в лекциях, проводятся семинарские и практические занятия. Студенты обязаны изучить лекционный материал, прочитать учебную литературу, а в случае необходимости и материалы периодических изданий: журналов «Турбизнес: проблемы и перспективы», «Дневник путешественника», «Вояж» и др., а также воспользоваться Интернет-материалами. В процессе проведения практических занятий преподаватель предлагает работу по изучению и самостоятельному описанию отдельных видов туризма, географического изучения региона, усвоения и контроля географической номенклатуры основных туристических регионов мира и России. Студентам необходимо четко знать номенклатуру и сдавать ее в сроки определенные преподавателем. Для успешного изучения дисциплины студентам необходимо заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя ответы на вопросы и тесты, решение задач, написание рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем. Текущий контроль подразумевает краткий семинарский опрос в ходе практических занятий, проверку правильности выполнения заданий практических занятий и номенклатурный опрос. Промежуточный контроль – промежуточная аттестация студентов. Итоговый контроль знаний – прием зачета. В результате изучения данной дисциплины у студентов должно сформироваться знание о категориях, видах и тенденциях развития мирового и внутреннего туризма. 8.2.1.Тематика семинаров и практических занятий
8.2.2. Вопросы для самостоятельной деятельности студентов, подготовки докладов и сообщений
8.2.3. Перечень примерных вопросов к зачету
8.2.4 Список номенклатуры, обязательный для изучения Географическая номенклатура - совокупность названий географических объектов. Знание пространственного положения основных географических объектов необходимо для свободной ориентации в картографическом пространстве. Пространственное положение указанных в списке объектов легче всего найти в географических атласах, на последних страницах которых размещены указатели географических названий. Удобно пользоваться поисковыми сервисами Интернета: www.google.ru, www.wikipedia.org, www.earth.google.com. Проверка знаний номенклатуры будет осуществляться путем индивидуального опроса по мелко-среднемасштабной физико-географической карте. Нужно указать 20 географических объектов по выбору преподавателя. Оценка "принято" ("зачтено") если верно указано положение более 80 % объектов (не более 2 ошибок). Африканский регион: Гибралтарский пролив, Суэцкий какал. Гвинейский залив; полуостров Сомали, остров Мадагаскар; Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро; реки - Нил, Конго, Нигер, Замбези, водопад Виктория; озера - Виктория, Танганьика, Чад; страны - Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Абуджа, Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория, Кейптаун, Иоганесбург). Южноавстралийский регион: Большой Австралийский залив; полуостров Кейп-Йорк; острова - Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские, Новая Каледония, Меланезии, Микронезии, Большой Барьерный риф; Большой Водораздельный хребет. Центральная низменность; река Муррей, озеро Эйр; города Сидней, Мельбурн, Канберра. Южноамериканский регион: Панамский перешеек, Карибское море, Огненная Земля; Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности; реки - Парана, Ориноко; озера-Титикака, Маракайбо; страны - Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима). Североамериканский регион: полуострова - Флорида, Калифорния, Аляска; заливы - Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова - Канадского Арктического архипелага. Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; горные системы Кордильер и Аппалачей, Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба; реки - Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия; озера - Великие Американские, Виннипег, Большое Соленое. Страны - Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана). Европейский, Южноазиатский, ближневосточный регионы: полуострова - Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея; моря - Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское; заливы - Финский, Ботнический, Персидский; проливы - Карские Ворота, Босфор, Малаккский; острова - Новая Земля, Новосибирские, Шри Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины - Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья - Восточносибирское, Декан; горы - Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья - Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; реки - Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг; озера - Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 230500 (100103.65) «Социально-культурный сервис и туризм» Программу составили: ассистент кафедры экономической теории _________________ А. П. Волкова Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры экономической теории Протокол № 8 от «30» августа 2011г. Зав. кафедрой __________________________________________ В.В.Сизов Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета экономики и управления ТГПУ (УМС университета) Председатель методической комиссии ФЭУ __________________ А.Т.Кашенов Согласовано: Декан факультета экономики и управления __________________ И.А.Ромахина |
Рабочая учебная программа по дисциплине Виды и тенденции развития... Виды и тенденции развития туризма для специальности Социально культурный сервис и туризм | Рабочая программа дисциплины «виды и тенденции развития туризма в регионе» Профиль подготовки " Технология и организация туроператорских и турагентских услуг" | ||
Некоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период Аннотация. В статье показан выход мирового международного туризма из кризиса 2007-2009 годов, обозначены основные тенденции в развитии... | Научно-издательский центр априори приглашает Вас принять участие... Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | ||
Примерные вопросы Определение понятия туризм. Перечислить виды туризма. Характеристика видов туризма | Курсы повышения квалификации по программе «Современные тенденции... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Тематика рефератов актуальные проблемы и тенденции развития финансового права Виды правонарушений в бюджетных отношениях и юридическая ответственность за их совершение | Рабочая программа по дисциплине: География туризма по программе базовой... Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития... | ||
Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные... Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную... | Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. N 615-р Основные... Реализация межрегионального проекта развития железнодорожного туризма (туристский поезд «Сияние Севера») 30 | ||
Календарно-тематическое планирование. 11 класс Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические... | Современные тенденции развития системы специального образования Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:... | ||
Дипломная работа на тему: Перспективы развития экскурсионно-познавательного туризма Охватывает основные направления муниципальной политики в области туризма и включает | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство туризма и развития Организация туризма образования и обучения. Салоники, Греция | ||
Урока по физической культуре №79 в 10 классе (девушки) Тема урока: Туризм. Виды туризма Цель: формирование знаний о туризме, как виде активного отдыха, ознакомление с различными классификациями видов туризма, в том числе... | Памятка (силлабус) учебной дисциплины «География туризма» В 4 семестре начинается изучение дисциплины «География туризма». Будут рассмотрены следующие темы |