Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме





Скачать 160.25 Kb.
НазваниеИнформационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме
Дата публикации02.01.2015
Размер160.25 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Туризм > Методические указания


Министерство по образованию и науке Российской Федерации

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра СКТ

Информационные технологии и системы в социально-культурном

сервисе и туризме


Методические указания и материалы к лабораторным работам для студентов специальности 100100, 100400 «Социально-культурный сервис и туризм»

Екатеринбург - 2010

Задания необходимо сдать в деканат на диске.
Введение

Информационные технологии являются одной из наиболее важных составляющих социально-культурного сервиса и туризма. Эффективность их применения во многом определяет продуктивность деятельности в сфере туристского бизнеса, для которого надежность и оперативность обработки и передачи информации становятся все более актуальными. Успешная работа современной туристической фирмы или предприятия социально-культурного сервиса невозможна без использования специализированных программных ресурсов по их автоматизации, а также применения глобальных и локальных компьютерных сетей для более сложных целей (резервирование и бронирование туров, мест в гостиницах). Именно поэтому подготовка специалистов в области туристского бизнеса предполагает освоение дисциплины «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме».

В ходе изучения данного курса студент должен овладеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в СКС и туризме, получить устойчивые навыки работы с необходимым для этих целей программным обеспечением, освоить интернет-технологии, используемые в данной сфере.

Разнообразные практические навыки, полученные в результате лабораторных занятий, позволят студентам не только ориентироваться в современных компьютерных разработках в области сервиса и туризма, но и подготовят основу для успешного освоения постоянно обновляющихся программных решений для туристского бизнеса.

Наряду с практическими работами, выполняемыми каждым студентом, методические указания содержат дополнительные задания к первой теме, не требующие наличия специального программного обеспечения. Они предназначены для самостоятельной работы студентов, которая осуществляется ими вне аудиторных занятий и способствуют лучшему усвоению знаний по отдельным темам.

Одновременно предполагается написание каждым студентом небольшого реферата по предлагаемым темам. Реферат должен состоять из 10-12 страниц (Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал), ссылаться на пять и более наименований литературы или интернет-материалов, содержать введение и заключение. Запрещается сдавать готовые работы из Интернета.


Занятие 1. Проектирование и создание баз данных средствами Microsoft Access

Сфера туристского бизнеса связана с хранением и обработкой больших объемов информации, где требуется не только автоматизация документации турифирм, осуществляемая с помощью программ Microsoft Word и Microsoft Excel, но и управление производственными процессами предприятия. В большинстве случаев это становится возможным благодаря построению информационной модели организации посредством баз данных (БД).

Microsoft Access - это функционально полная реляционная система управления базами данных (СУБД). Кроме того, Access одна из самых мощных, гибких и простых в использовании СУБД. Она позволяет создать большинство приложений, не написав ни единой строчки программы и потому доступна широкому кругу пользователей.

База данных Microsoft Access представляет совокупность объектов различного типа и назначения, которые используются для хранения, отображения и вывода на печать информации, а также содержат созданный пользователями программный код.

СУБД Access работает со следующими основными типами объектов:

• таблицы - структурированные объекты, состоящие из строк (записей в терминологии СУБД Access) и столбцов (полей) и предназначенные для хранения информации;

• формы - создаваемый разработчиком БД интерфейс для ввода и просмотра данных;

• запросы - специальные средства отбора записей, содержащие точную формулировку критерия отбора, заданного пользователем;

• отчеты - специальные средства для вывода данных на экран, в принтер, в файл, позволяющие придать информации определенную форму.

Разработка структуры БД предусматривает определение состава и взаимосвязи реляционных таблиц, описывающих предметную область, а также характеристику этих таблиц по входящим в них реквизитам (качественная или количественная характеристика объекта, отраженная в названии столбца).

Создание базы данных проходит три этапа:

        1. концептуальное описание - определение информации, которая должна храниться в базе, а также форм и отчетов, которые могут потребоваться пользователю;

        2. логическое проектирование - выбор подходящей СУБД, т.е. создание логической схемы, структуры, ориентированной на конкретную базу данных;

        3. физическое проектирование - определение способов и мест размещения базы данных, оценка ее объема и других параметров.

Затем созданная информационная модель реализуется на компьютере с помощью Microsoft Access.

Практическое задание №1:


Туры

Необходимо разработать простейшую модель деятельности турфирмы, включающую следующие реквизиты: код туриста, ФИО, адрес и телефон туриста, код тура, название, продолжительность и стоимость тура. Основное условие: один тур могут выбрать несколько туристов, но каждый турист должен выбрать только один тур. Затем - создать базу данных, содержащую сведения о туристе и действующих турах (этапы создания приводятся ниже):


Код тура

Название тура

Продолжи­тельность тура

Цена тура, евро

EG-1

Хургада

10

560

EG-2

Древности Каира

10

700



RUS-1

оз. Байкал

5

250

RUS-2

Золотое кольцо

4

180

TR-1

Солнечная Анталия

8

300

TR-2

Пляжи Турции

10

480

UA-1

Древний Киев

6

250




Туристы

Код туриста

ФИО

Адрес

Телефон

Код тура

Т-1

Петров П.П.

Промышленная, 10, кв. 18

295-87-68

UA-1

Т-2

Сидоров С. С.

Октябрьская, 107, кв.90

226-98-65

TR-2

Т-3

Добрынин Д.Д.

Свободы, 178, кв.13

336-90-43

EG-1

Т-4

Степанов В.В.

Пролетарская, 11, кв. 90

243-78-65

RUS-2

Т-5

Истомин И.И.

Фрунзе, 98, кв. 1.

228-98-54

RUS-1






Этапы работы:

            1. Создайте таблицу «Туристы» (только реквизиты) с помощью мастера, переименовав необходимые поля в категории «Деловые» - «Клиенты»;

            2. Создайте таблицу «Туры» (только реквизиты), используя режим конструктора (код тура - текстовый тип данных (ТД), название тура - текстовый ТД, продолжительность тура - числовой ТД, цена - денежный ТД (формат поля - евро));

            3. Постройте схему данных через меню «Сервис» - «Схема данных» с помощью переноса ключевых полей (при этом обеспечьте целостность данных и их каскадное обновление);

            4. Создайте с помощью мастера форму «Туры», выбрав все доступные поля, выровненный вид формы и международный стиль;

            5. Заполните форму «Туры» приведенными в таблице данными;

            6. Аналогично создайте и заполните форму «Туристы» (ленточный вид формы ленточный, стандартный стиль);

            7. С помощью мастера составьте запрос, содержащий сведения о ФИО туриста, его телефоне и названии тура;

            8. Сформируйте запрос в режиме конструктора на основе таблиц «Туры» и «Туристы», используя поля ФИО туриста, название тура, цена тура. Условие отбора - цена тура не превышает 300 евро;

            9. С помощью мастера создайте отчет, содержащий сведения о ФИО туриста, его телефоне, названии и цене тура (ступенчатый макет, деловой стиль).

Практическое задание №2:

Создайте модель организации размещения и учета проживающих в некоторой гостинице граждан (клиентов). Гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса и, соответственно, оплаты. Одной из характеристик номера является его тип. Предположим, что существуют следующие типы номеров: люкс - многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс - номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; одноместный или двухместный номер с минимальным уровнем сервиса. Стоимость для номеров типа люкс и полулюкс устанавливается как стоимость всего номера (в сутки), независимо от количества проживающих в номере. Стоимость проживания в одно- и двухместных номерах устанавливается для одного человека (в сутки). Все прибывающие в отеле клиенты проходят обязательную процедуру регистрации и заносятся в карту клиента и карточку регистрации.

1. База данных состоит из следующих таблиц:


Номерной фонд

Код комнаты

Номер комнаты

Тип номера




Стоимость (руб.)/сутки




Л-1

1

люкс




1500




ПЛ-1

2

полулюкс




1200




ПЛ-2

3

полулюкс




1200




2М-1

4

двухместный




800




2М-2

5

двухместный




800




1М-1

6

одноместный




600









Таблица «Номерной фонд» создается в режиме конструктора и сразу заполняется необходимыми сведениями. Тип данных: код комнаты - текстовый, номер комнаты - числовой, тип номера - текстовый, стоимость - денежный (рубли).


Клиенты

Код клиента

ФИО

Паспорт

Дата рождения

Адрес

Телефон
























Таблица «Клиенты» создается в режиме конструктора, но имеет только поля (информация о клиентах заносится позднее). Тип данных: код клиента и ФИО - текстовый, паспорт - тестовый, размер поля 10 (по количеству цифр в номере паспорта), дата рождения - дата/время (краткий формат даты), адрес и телефон - текстовый.


Расчетные карточки

Код карточки

Код клиента

Код комнаты

Дата заезда

Дата выезда

Сумма оплаты

(руб)
























Таблица «Расчетные карточки» создается в режиме конструктора (только поля). Тип данных: код карточки, код клиента, код комнаты - текстовый, дата заезда и выезда - дата/время (краткий формат даты), сумма оплаты - денежный (рубли).

              1. Создайте схему базы данных, объединив между собой три таблицы;

              2. С помощью мастера форм создайте многотабличную форму «Размещение клиентов» на основе таблиц «Клиенты» и «Расчетные карточки» (вид представления данных - подчиненный, внешний вид - табличный, стиль - стандартный, код комнаты редактируется с помощью конструктора и должен выдаваться как поле со списком).


Форма «Размещение клиентов»






              1. С помощью формы «Размещение клиентов» произведите заселение трех клиентов:

                1. № Л-1 - Иванов И.И., паспорт - 5467847804, дата рождения - 21.09.1960, адрес - г. Киров, ул. Свободы, 12, кв. 1, тел. 555567, код карточки

  • 1, дата заезда 21.07.2007, дата выезда - 23.07.2007, сумма оплаты - 3000 руб.;

    1. № ПЛ-2 - Петров П.П., паспорт - 7658467802, дата рождения - 30.01.1984, адрес - г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 10, кв. 67, тел. 786590, код карточки - 2, дата заезда 22.07.2007, дата выезда - 26.07.2007, сумма оплаты - 4800 руб.;

    2. № 1М-1 - Степанов С.С., паспорт - 5467327802, дата рождения - 15.01.1976, адрес - г. Ярославль, ул. Панина, д. 67, кв. 13, тел. 569021, код карточки - 3, дата заезда 21.07.2007, дата выезда - 28.07.2007, сумма оплаты

  • 5600 руб.;

  1. Используя режим конструктора, составьте запрос о всех клиентах:

  • заехавших в гостиницу 21.07.2007;

  • сумма оплат за гостиницу у которых превышает 5000 руб.

  1. С помощью меню «Правка» - «Найти» - «Заменить» найдите в таблице клиента Степанов С. С. и исправьте его фамилию на «Степашин С.С.»;

  2. Создайте отчет о занятых номерах гостиницы, который содержит следующие поля: код клиента, ФИО клиента, код комнаты, дата заезда, дата выезда, сумма оплаты (альбомная ориентация страницы).

Дополнительное задание:

Разработайте базу данных для страхования туристов:

1. Составьте таблицу «Тарифы страхования» для получения страховой суммы в 10000 евро:


«Тарифы страхования»

Код тарифа

Название тарифа

Сумма платежа €

Д1-15

поездка длительностью 1-15 дней

6.60

Д16-30

поездка длительностью 16-30 дней

12.20

Д31-60

поездка длительностью 31-60 дней

24.40

Д61-365

поездка длительностью 61-365 дней

48.80






    1. Составьте таблицу «Клиенты», содержащую поля: код клиента, ФИО клиента, адрес и телефон;

    2. Составьте таблицу «Оформление страховки» со следующими полями: код страховки, код клиента, код тарифа, дата страхования (краткий формат даты);

    3. Создайте схему базы данных, связав между собой три таблицы;

    4. Создайте многотабличную форму «Клиенты», с помощью которой можно было бы на основе трех связанных таблиц фиксировать не только реквизиты клиентов, но и выбирать код тарифа из поля со списком, автоматически получая расчет суммы платежа (вид представления данных - подчиненный, внешний вид - табличный, стиль - международный):


Форма «Клиенты»






6. С помощью формы «Клиенты» занесите в базу данных трех туристов, желающих оформить страховку:

      1. № 1 - Иванов И.И., адрес - г. Киров, ул. Свободы, 12, кв. 1, тел. 555567, код страховки - 1, код тарифа Д16-30, дата страхования - 23.07.2007, сумма платежа появляется автоматически;

      2. № 2 - Петров П.П., адрес - г. Ярославль, ул. Машиностроителей, д. 10, кв. 67, тел. 786590, код страховки - 2, код тарифа Д1-15, дата страхования - 24.07.2007, сумма платежа появляется автоматически;

      3. № 3 - Степанов С.С., адрес - г. Ярославль, ул. Панина, д. 67, кв. 13, тел. 569021, код страховки - 3, код тарифа Д61-365, дата страхования - 27.07.2007, сумма платежа появляется автоматически;

        1. Составьте запрос о клиентах:

  • оформивших страховку 24.07.2007;

  • сумма платежа за страховые услуги у которых превышает 20 €;

        1. Создайте отчет о застрахованных клиентах, который содержит следующие поля: код клиента, ФИО клиента, код тарифа, название тарифа, дату страхования и сумму платежа (альбомная ориентация страницы).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconУчебно-методический комплекс менеджмент в социально-культурном сервисе...
Е. М. Кузьмина. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconПрограмма по дисциплине «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме»
Предназначена студентам специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconСоциально-культурный сервис и туризм
В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы теоретической части курса «Менеджмента в социально-культурном сервисе...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные условия инновационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconТестирование: тест включает 10 вопросов типа «Верно/Неверно»– 1 балл
...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconПрограмма по дисциплине «Инновации в социально- культурном сервисе и туризме»
Предназначена студентам по специальностям 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 100201. 65 «Туризм»
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconМетодические указания адресованы студентам всех форм обучения специальности...
Маркетинг сегодня представляет важнейший инструмент координации всех аспектов деятельности организаций социально-культурного сервиса...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconГосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального...
...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconЗадания областной студенческой олимпиады среди студентов образовательных...
...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство
Опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconРабочая программа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме»
Рабочая программа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме» составлена в соответствии с требованиями ооп...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconРабочая программа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме»
Рабочая программа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме» составлена в соответствии с требованиями ооп...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconФгбоу впо «ргутиС» Факультет сервисных технологий Кафедра технологий...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технологий в сервисе и туризме
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Еланцева О. П. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме учебно-методический комплекс. Рабочая...
Информационные технологии и системы в социально-культурном сервисе и туризме iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск