Скачать 49.52 Kb.
|
УДК 796.011.1 ЗДОРОВЬЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ – ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕГО Галушка А.В., Бакулина Ю.С. научные руководители канд. мед. наук Симакова Л.Н., канд. пед. наук Данилова Е.Н. Сибирский федеральный университет Вопрос о здоровом образе жизни (ЗОЖ) активно обсуждается в обществе на протяжении последних нескольких лет. Государство и общество инициируют и реализуют различные проекты на эту тему, такие как: «Здоровье», «Дай сердцу твоему коснуться сердца», «Беги за мной» и т.д. [9, 10, 12] Все больше населения страны, детей, подростков и молодежи, приобщается к активному образу жизни, создаются спортивные сооружения, физкультурно-оздоровительные клубы, специализированные информационные ресурсы. В ходе изучения специальной литературы и интернет-ресурсов, освещающих различные аспекты здорового образа жизни [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 11], нами установлено, что большинство авторов отмечают, несмотря на некоторые положительные тенденции, пренебрежительное отношение определенной части россиян к своему здоровью, широкое распространение вредных привычек, ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи. Для выявления соответствия данного факта и образа жизни окружающих было организовано педагогическое наблюдение, в котором оценивалось поведение молодежи в свободное время в местах отдыха. Отмечено широкое распространение курения и употребления алкоголя, в том числе среди девушек и подростков. Место наблюдения – набережная в районе Театральной площади, время – после 17 часов, выходной день. В течение 15 минут – 27 курящих, 8 человек – с алкогольными напитками в руках (пиво, коктейли). При наблюдении посещения гражданами мест активного отдыха в городской рекреационной зоне (березовая роща Студенческого городка) было установлено, что не менее половины активно отдыхающих и тренирующихся – лица зрелого возраста и семьи с детьми, то есть молодежь не является наиболее массовым контингентом. Также за 15 минут наблюдения, время – после 17 часов, в выходной день: молодежи – 5 человек, семейных пар с детьми – 2 (всего 7 человек – 4 взрослых и 3 детей), ветеранов – 8 человек. С целью исследования уровня информированности молодежи о факторах, влияющих на здоровье человека, и степени сформированности потребности в ЗОЖ, нами было проведено анкетирование. Опрошены студенты Сибирского федерального университета технических специальностей и Института физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ). Анкета, включавшая 8 вопросов, предлагала респондентам выбрать предлагаемые варианты ответов или указать собственные. Установлено, что 32% студентов технических специальностей получают знания о ЗОЖ из Интернета, из телевидения – 18%, и 10% – из литературы. Респонденты ИФКСиТ большую часть информации берут из Интернета (29%) и телевидения (21%), хотя немалое значение приложили и сами родители (семейные традиции продолжаются у 16% опрошенных). Советам авторитетных людей и учебной программе следуют 38% студентов технических направлений, студенты ИФКСиТ к авторитетному мнению со стороны прислушиваются в 13% случаев, и в 10% случаев источник знаний – учебная программа.
Свой уровень знаний о формировании и укреплении здоровья 66% опрошенных студентов технических специальностей сочли достаточным, и 24% респондентов указали, что нуждаются в обогащении знаний. Из них спортсмены составляют 15%; а 25% целью своих тренировок называют здоровье и бодрость. Предпочитают тренировке прогулки на свежем воздухе и активный отдых 24% студентов. Студенты ИФКСиТ, несмотря на специфику своего института, лишь в 68% случаев остаются действующими спортсменами, остальные же тренируются регулярно для поддержания здоровья (28%). На вопрос об оптимальном питании 68% всех респондентов сказали, что выбрали бы рациональное питание и натуральные продукты. Результаты анкетирования показали, что курят 75% студентов технических специальностей и 4% студентов ИФКСиТ; из числа курящих 10% выкуривают более 1 пачки в день. Алкоголь употребляют 50% студентов технических специальностей, в то время как респонденты ИФКСиТ указали, что вообще не употребляют спиртные напитки в 56% случаев и только 20% выпивают исключительно по праздникам. На вопрос о здоровье и ЗОЖ респонденты ИФКСиТ ответили, что это требует совместных усилий, как самого гражданина, так и общества, а вот студенты технических специальностей считают наоборот, что это его личное дело, которое не терпит вмешательства со стороны.
Проанализировав результаты опроса в целом, мы выявили наличие двух групп респондентов. Первая – ведущие здоровый образ жизни, желающие формировать вокруг себя здоровое общество, и вторая – мало знающие о важности здоровья и недостаточно объективно оценивающие уровень своих знаний. Мы считаем целесообразным при пропаганде ЗОЖ применять дифференцированный подход. Ответственно относящихся к своему здоровью, ведущих активный образ жизни, отказывающихся от вредных привычек, привлекать на основе волонтерства к участию в массовых проектах, давая понять и оценить, как важны их пример и деятельность для здорового общества будущего. Работу с немотивированной частью предлагаем начинать со снабжения знаниями о здоровье, о методах его укрепления и сохранения, а также о важности здоровой жизни современной молодежи для будущих поколений. Еще Л.Н. Толстой писал: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» [6] . По нашему мнению необходима непосредственная целевая пропаганда с использованием личного примера «мотивированной» молодежи и введением в учебную программу предметов, информирующих об основах ЗОЖ, формирующих умения и навыки здоровья. При формировании и внедрении такой программы считаем целесообразным планировать следующие результаты:
- повышение социальной инициативы студентов Университета (в том числе – в организации альтернативных, здоровье-формирующих форм досуга). Список литературы:
|
«Семья и психическое здоровье» Общественный совет по вопросам психического здоровья Т. А. Солохина (составление, обобщение, анализ, общая редакция); канд мед наук Э. Г. Рытик; канд экон наук Л. С. Шевченко; канд мед... | Под общей редакцией С. А. Ляшко Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин... | ||
Союза сср Н. И. Надарейшвили; М. В. Сланская; В. М. Казарская; В. С. Горбаченко, канд пед наук; Н. Н. Павлов; А. А. Гончарова; Л. П. Сераева;... | Вестник балтийской педагогической академии Доктор психол наук, проф. И. П. Волков; доктор мед наук, проф. Ю. А. Горяев, канд мед наук, доц. А. Н. Калягин, доктор мед наук,... | ||
Система менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы Солодков А. П., д б н., профессор Прищепа И. М., канд пед наук, доцент Турковский В. И., канд пед наук, доцент Ракова Н. А., канд... | Отечественная история В. Гермизеева, канд ист наук, доцент; А. Ф. Букин, канд ист наук, доцент; Т. В. Глазунова, ст преп.; М. Т. Когут, канд ист наук,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины интегрированная защита садовых... Составители: Попов С. Я., доктор биолог наук, проф., Поддымкина Л. М., канд с. Х наук, Попова Т. А., канд биолог наук, доц., Егорова... | Воздействие экспериментальных соединений цефтриаксона с аминокислотами... Учебная программа Санитария и гигиена парикмахерских услуг является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения... | ||
Н. И. Иголкина, канд пед наук, Р. М. Базылева, канд филол наук (отв... Лингвометодические проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе: Межвуз сб науч тр. / Под ред. Л. И. Сокиркиной. – Саратов:... | Социология О. А. Логунова, канд филос наук, доцент; С. П. Печерских, канд филос наук, доцент; М. А. Полищук, канд филос наук, доцент; Л. А.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология... Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель | К пенополистиролу Журба О. В., -аспирант, Архинчеева Н. В., канд хим наук, доц., Щукина Е. Г., канд техн наук, доц., Константинова К. К., канд хим... | ||
Игорь Киселёв Трансцендентальная прикладная Космоэнергетика — ключ к тайнам Вселенной Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных... | Зачем нужен компьютер и что он может делать? Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных... | ||
Канон чисел. Из Диктовки Творца от 21. 02. 13г Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных... | Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных... |