План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л





Скачать 122.45 Kb.
НазваниеПлан-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л
Дата публикации27.09.2013
Размер122.45 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Туризм > План-конспект
Здоровый образ жизни

и его составляющие.

План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И.Л.
Цели: 1.Дать представление об основах здорового образа жизни.

2.Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.

3.Развивать познавательный интерес к здоровьесберегающим техноло-

гиям.

Вопросы:1.Здоровье и здоровый образ жизни: определение понятий

факторов, определяющих здоровье человека.

2.Основные составляющие здорового образа жизни.

Оборудование:1.Конспект урока. Плакаты. Кодоскоп с демонстрирующими материалами .Видеотехника. Список литературы для внеклассного чтения по теме здорового образа жизни (составляется совместно с сотрудниками детской библиотеки).

Время: 3 часа.

Заранее предоставить возможность подготовиться докладчикам, осветить основные составляющие здорового образа жизни:

  • Режим дня;

  • Личная гигиена;

  • Здоровое питание;

  • Оптимальная физическая активность;

  • Достаточный отдых;

  • Закаливание;

  • Отсутствие вредных для здоровья зависимостей (курение, алкоголь, наркотики и т. т.)

Во время занятия предложить докладчикам за 5 – 7 мин доказать важность того или иного составляющего здорового образа жизни.

После каждого доклада желательно провести 3 – 5 минутное обсуждение, дискуссию.

Ход урока.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Здоровье-это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949). Определение здоровья с позиции ВОЗ ориентирует на идеальный случай, что по своей сути недостижимо. Всегда имеются объективные причины для того, чтобы в одной, а то и в двух – трех перечисленных сферах имелись какие – либо проблемы. Однако это еще не говорит о человеческом не здоровье. Можно найти массу фактов, когда и физические дефекты, и психические расстройства не нарушали ощущения здоровья. Таким образом, необходимо относиться к определению здоровья, данному ВОЗ, как к эталонному. В связи с этим можно привести еще несколько определений в той или иной степени раскрывающие сущность этого понятия. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова здоровье определяется как «нормальное состояние правильно функционирующего, не поврежденного организма».

Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Различают здоровье индивида, т.е. отдельного человека, и здоровье общества. Здоровье индивида и общества теснейшим образом взаимосвязано между собой, так как только здоровое (заботящееся о своих членах) общество способно иметь здоровых индивидов. Составными частями индивидуального здоровья являются здоровье физическое, представляющее собой оптимально функционирование органов и систем человеческого тела, и здоровье душевное, т.е. отсутствие каких – либо интеллектуальных и психических расстройств, а также негативных мыслей и желаний.

Общественное здоровье является определяющим фактором индивидуального здоровья, поэтому важно иметь хорошо продуманную государственную систему, направленную на сохранение и укрепление здоровья населения, а также выделять достаточно финансовых средств на её осуществление. Эта задача для России была и остается чрезвычайно актуальной.

По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение:

  • На 50% и более – здоровье обусловлено образом жизни;

  • На 20 – 25% – состоянием (загрязнением) внешней среды;

  • На 20% – генетическими факторами;

  • На 8 – 10% – состоянием здравоохранения.

Однако мнение о том, что здоровье определяется только на 8 – 10% развитием системы здравоохранения, по современным представлениям не имеет реального подтверждения, это лишь условная оценка. По данным академика РАМН О.П. Щепина, роль здравоохранения, по-видимому, существенно выше. Причем, правильно организованное, оно приносит пользу людям, а неправильно организованное – вред, который сложно оценить. Современное состояние здравоохранения в России оставляет желать лучшего.

Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Нельзя рассматривать здоровый образ жизни с позиций разрешения и запрещения чего-либо, «полезных» и «вредных» поступков. К сожалению, постоянно борясь с собой и преодолевая свои недостатки, человек находится в состоянии длительного существующего эмоционального стресса. Стресс является чрезвычайно негативным фактором, разрушающим здоровье. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.

Здоровый образ жизни позволяет избежать коренных перемен в укладе жизни человека при возникновении болезней и отдаляет их наступление.

Человек, начинающий формировать здоровый образ жизни в раннем возрасте, достаточно быстро и хорошо к нему адаптируется. Если же это происходит позднее, под влиянием болезни или каких-то других факторов, то ломка сложившихся привычек и стереотипов негативно сказывается на человеке. К сожалению, стоит признать, что на фоне существующей болезни изменение образа жизни оказывается не таким эффективным, так как механизмы развития болезни уже были запущены и не скоро затормозятся или направятся вспять.

Наиболее легко формируется здоровый образ жизни, если в обществе имеется культура здорового образа жизни.

Культура здорового образа жизни – это устоявшиеся в обществе представления о высокой ценности здоровья, поощряющие усилия людей по достижению, сохранению и развитию норм и правил этого образа жизни. Проще говоря, если в вашей семье, классе, в подъезде, во дворе активно занимаются физкультурой и спортом, закаляются, правильно питаются, достаточно отдыхают, редко ссорятся и тем самым подают пример окружающим, то и вам будет намного легче начать следовать этим принципам. Гораздо сложнее преодолевать себя, глядя на соседей или друзей, которые курят, злоупотребляют алкоголем, имеют избыточную массу теля, мало двигаются. Их вредные привычки могут легко заразить вас.

Основные составляющие здорового образа жизни.

В результате заслушивания докладов и их обсуждения учащиеся должны хорошо представлять основные составляющие здорового образа жизни, их нормы, правила и утвердиться в желании, строго следовать этим положениям.

РЕЖИМ ДНЯ.

Правильный режим дня - это оптимальное распределение в течении суток труда, сна, питания, отдыха, двигательной активности и т.д. Необходимость организации режима дня обусловлена наличием у человека суточных биологических ритмов. Чаще всего эти ритмы организованы выработкой гормонов железами внутренней секреции, например, эпофиз выделяет мелатонин – гормон сна. В течение суток имеются периоды максимальной работоспособности – с 8 до 13 часов и с 16 до 19 часов. Вот почему учиться в первую смену намного эффективнее, чем во вторую. Если присмотреться внимательно, то в период с 13 до 16 часов – это самое подходящее время для обеда и послеобеденного сна, который организуется в больницах, детских садах, санаториях.

Активная деятельность в часы сниженной работоспособности способствует переутомлению. В течении дня необходимо избегать спешки и суеты, вставать утром с расчётом, чтобы успеть сделать гигиеническую гимнастику, принять водные процедуры, поесть и в спокойном темпе добраться до школы, работы. Обед должен быть всегда примерно в одно и то же время, на него необходимо выделять достаточно времени, после обеда непродолжительный отдых, а уж потом активная деятельность. Сон должен занимать в нашем ежедневном расписании не менее 7 – 8 часов.

( Составление режима дня.)

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.

Человеческий организм – это своеобразная фабрика, в которой предусмотрено активное выделение продуктов производства. Благодаря кожным покровам удаляется существенная часть продуктов усвоения белка в организме, усиливается эта функция при повышенной температуре окружающей среды. Поверхность кожи подвержена загрязнению пылью, микробами и т.п. При загрязнении кожи на 10-15 % снижается кожное дыхание, нарушается испарение пота, ухудшается теплообмен, усиленно пачкается бельё. После приёма пищи загрязняются зубы, а так как в ротовой полости всегда очень много микробов, то они усиленно начинают размножаться там и способствуют развитию кариеса, воспаления десен, слизистой ротовой полости.

В связи с этим рекомендуется ежедневно принимать душ, чистить зубы два раза в день после приёма пищи по 3-5 мин, пользоваться зубной нитью для очистки межзубных промежутков, полоскать рот. Зубную щётку стоит регулярно мыть, особенно при появлении признаков изношенности щетины. Каждые шесть месяцев необходимо проходить профилактические осмотры ротовой полости у стоматолога.

(Практическая работа по обработки полости рта.)

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.

Питание человека должно соответствовать определённым требованиям:

- покрывать ежедневные энергетические затраты;

-содержать достаточное количество строительных материалов (белков, жиров и углеводов), а также витаминов, макро- и микроэлементов;

- удовлетворять вкусы человека:

- способствовать укреплению здоровья и долголетия.

Особенности питания изменяются с возрастом. Например, новорожденные и груднички должны получать материнское молоко, так как оно оптимально подходит для роста организма, его развития и содержит антитела, предупреждающие возникновение некоторых инфекционных заболеваний. В детском и подростковом возрасте необходимо оптимальное питание для роста и развития организма, в зрелом возрасте – для поддержания стабильного состояния и компенсации знергозатрат, связанных, например, с тяжёлым физическим трудом, в старости – питание должно способствовать долголетию.

Одним из показателей правильности питания является нормальная масса тела. Расчёт её проводится различными способами. Наиболее распространённый и простой следующий: от величины роста человека минусуется число сто.

В целом некоторые постулаты здорового питания можно свести к следующим требованиям:

- не есть с избытком, выходя из-за стола необходимо испытывать лёгкое насыщение;

- есть нужно регулярно (3-4 раза в день примерно в одни и те же часы);

- не есть обильно перед сном;

- ограничить употребление соли, сахара, животных жиров;

- не допускать полного вегетарианства;

- тщательно пережёвывать пищу, не торопиться во время еды;

- стараться употреблять только свежие продукты после тщательного мытья или иной обработки.

Составление оптимального рациона питания. Работа с раздаточным материалом парами: на карточках предложены различные продукты питания. Дети составляют понравившийся им рацион питания и обсуждают его.

ОПТИМАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

АКТИВНОСТЬ.

Известный немецкий поэт и публицист Г.Гейне как-то заметил, что «сто лекарств может заменить движение, но движения не заменит ни одно лекарство». Мышечная активность обеспечивает энергетический обмен, движение крови в организме, способствует формированию физического облика человека и т.д. Гиподинамия (недостаточная физическая активность в течение дня) – это фактор риска развития многих заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистых.

Чтобы избежать пагубного воздействия гиподинамии, в режим дня нужно ввести ежедневные пешие прогулки, например 10-20 минут, по утрам по пути в школу или на работу и вечерние перед сном. Необходимо каждый день заниматься утренней гигиенической гимнастикой в течение 10 15 минут, днём при сидячей деятельности, стараться периодически делать двигательные пятиминутки, во время которых можно сделать несколько упражнений.

Очень полезным во всех отношениях является плавание, оно благоприятно для исправления мышечного корсета, развития физической силы и выносливости.

ДОСТАТОЧНЫЙ ОТДЫХ.

Отдых включает в себя не только здоровый ежедневный 7-8 часовой сон, но и постоянное использование выходных и праздничных дней, каникул, отпуска для отвлечения от привычной трудовой и учебной деятельности. Желательно, чтобы ежедневно каждый человек имел возможность заниматься активным отдыхом:

- участвовать в спортивных играх;

- купаться в бассейне или реке, отдыхать на пляже;

- совершать лыжные прогулки, кататься на санях и

другие мероприятия.

Лучше отдыхать с семьёй или друзьями, так как в одиночку бывает очень трудно собраться и настроиться на определённый лад. Активный отдых является одним из факторов закаливания организма, поддержания физической формы. Посвящать ему время необходимо постоянно, чтобы отвлекаться от каждодневных забот и проблем, получать психическую релаксацию (отдых), хороший эмоциональный заряд.

ЗАКАЛИВАНИЕ.

Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на адаптацию

(привыкание) человеческого организма к разностороннему воздействию внешних факторов. При систематическом закаливании некоторые экстремальные воздействия помогают противостоять развитию болезней. Закалённый человек отличается не только устойчивостью к болезням, но и высоким жизненным тонусом, хорошим аппетитом, высокой работоспособностью и т.п.

К закаливающим факторам относятся: воздушные, водные, солнечные. Чаще всего используется сочетание этих факторов. Во время проведения закаливания необходимо соблюдать некоторые общие правила:

1. Закаливание нужно начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и другие процедуры) и только после этого постепенно увеличивать время закаливающих процедур и переходить к более сложным формам.

2. В тёплые погожие дни хорошо чаще обнажать тело, подвергая его воздействию воздуха и солнца в пределах времени, допускаемого состоянием здоровья и степенью закалённости.

3. Полезно чаще и дольше находится на свежем воздухе. При этом одеваться следует так, чтобы не испытывать продолжительное время ни ощущения холода, ни излишнего тепла.

4. Спать следует в не слишком мягкой и тёплой постели, круглый год оставлять форточку открытой, а в сильные морозы – полуоткрытой, но без сквозняков.

5. Важно приучить себя ежедневно утром и вечером обмывать ноги, умываться и полоскать носоглотку холодной водой. Не менее 2-3 раз в неделю плавать в прохладной воде или принимать такой душ.

6. Ни в коем случае не следует злоупотреблять закаливанием. При воздействии холода не допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении – покраснения кожи и перегрева тела.

Отсутствие вредных

для здоровья зависимостей.

Ни для кого, ни секрет, что в настоящее время широко распространены пагубные для человека пристрастия: курение табака, употребление алкоголя, наркотическая зависимость. Все эти негативные явления разрушительно воздействуют на здоровье самого индивида и его потомков. Так, например, в случае «пассивного курения» окружающие могут невольно пострадать, когда вдыхают табачный дым. Риск заболеваний сердечно-сосудистой системы и возникновения раковых опухолей у пассивных курильщиков не ниже чем у активных.

Очень часто алкоголь, курение и наркотики являются для молодых людей фактором, позволяющим заслужить определенный авторитет в компании. Многих, нежелающих следовать этим пагубным пристрастиям, пугают изгнанием из «дружеской» среды. Необходимо самостоятельно принимать решения, не бояться утраты таких связей.

В этой связи нелишне будет напомнить учащимся о негативных последствиях от пристрастия к наиболее распространенным вредным привычкам.

Курение.

Табачный дым состоит как минимум из 200 вредных веществ, среди которых никотин, угарный газ, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы. Считается, что выкуривание одной сигареты соответствует пребыванию на оживленной автостраде в течении 1,5 суток, при этом снижается насыщение крови кислородом, так как гемоглобин необратимо химически связывается с угарным газом и тем самым не может переносить кислород.

Курение является доказанным фактором риска многих сердечно-сосудистых заболеваний (гипертоническая болезнь, атеросклероз и т.д.), рака (легких, губы, языка, гортани, пищевода и желудка), воспалительных заболеваний дыхательной системы (хронический бронхит, туберкулез) и др.

Курение на 4 – 8 лет сокращает продолжительность жизни активного и пассивного курильщика. Некоторые считают, что курение позволяет уменьшить психологический дискомфорт, снимает стрессы. На самом деле это лишь кажущееся явление, курение позволяет восполнить потребность организма в никотине, и связанный с этим, а ни чем-то иным, дискомфорт на какое-то время проходит.

Алкоголь.

Пристрастие к алкоголю является чрезвычайно пагубным явлением. На сегодняшний день не определена безопасная доза или безопасный алкогольный напиток. Мнение о защитном действии некоторых видах алкоголя (красное сухое вино) в небольших дозах в отношении заболеваний сердечно – сосудистой системы многими экспериментами ставится под сомнение. Существуют исследования, показывающие благоприятное действие виноградного сока, а не собственно алкоголя. Иначе говоря, по всей видимости, именно виноград, а не алкоголь продляет человеку жизнь. Стоит подчеркнуть, что алкоголь может вызвать серьезные заболевания: алкогольную болезнь сердца («пивное сердце», «винное сердце»), болезни печени (алкогольный цирроз печени), поджелудочной железы (панкреатит) и т.д.

Употребление алкоголя ведет к росту преступности, разрушению семьи, увеличению числа брошенных детей …

и в конечном счете к снижению потенциала нации.

Наркотические препараты.

Созданные с благородной целью уменьшить боль, эти препараты стали широко использоваться для получения удовольствия. Современные наркотические препараты вызывают тяжелое пристрастие уже после первого – второго употребления, требуют постоянного повышения дозы, вызывают серьезные изменения психики. Опасными являются все виды наркотических препаратов: вводимые внутривенно, принимаемые внутрь или используемые для курения. Нельзя покупаться на заверения о том, что это «легкий» наркотик и не вызывает зависимости. При возникновении наркотической зависимости полного излечения нет. Достаточно возобновить прием препаратов, как зависимость быстро возвращается. Наркотические средства, прежде всего, разрушают психику и нервную систему, наряду с этим они могут стать причиной врожденных уродств у потомства, с ними ассоциировано много опасных инфекционных заболеваний (прежде всего ВИЧ и вирусные гепатиты). Широко распространено явление вовлечения в число потребителей наркотиков с целью получения наживы.

Основное препятствие на пути сокращения производства и продажи табака, алкоголя, наркотиков – это их прибыльность. Люди, занимающиеся их выпуском, зарабатывают большие деньги, а потому не жалеют средств на производство и распространение своих товаров.
Итогом третьего часа работы является создание макета газеты «Мы за здоровый образ жизни», которую изготавливают на следующем классном часе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconПлан-конспект классного час по теме «Год российской истории» Выполнили...
Тип классного часа: комбинированный, ознакомление с историческими событиями страны
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект разработки классного часа на тему
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»
Семейный кодекс рф, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconГ. Тамбова Конспект классного часа «Имя твое назову и не смогу забыть»...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования для школ с родным (нерусским) языком обучения
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconПлан-конспект классного часа для обучающихся 5 класса
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект классного часа в 5 классе. Дата: 09. 2012г. Учитель: Енина...
Познакомить с особенностями Олимпийских игр, формировать стремление вести здоровый образ жизни
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект классного часа в 11 классе Наливкина Любовь Александровна...
Планирование составлено на основе программы средней школы по русскому языку для 5-11 классов татарских школ. Авторы-составители:...
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект классного часа «давайте никогда не ссориться!» для учащихся 1 класса
Создание благоприятной атмосферы в классе и формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект открытого урока по русскому языку в 4 классе Автор-составитель
План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект урока истории в 6 классе по теме «Первые русские князья»
План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект классного часа «Организация досуга учащихся» классного руководителя...
Научить их самостоятельно планировать свою деятельность и нести ответственность за выполнение задуманного
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconКонспект классного часа Тема: «Все профессии нужны все профессии важны»
Автор Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconПриложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией...
Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»...
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconУрок английского языка во 2 классе по теме «Профессии»
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
План-конспект классного часа в 4 классе, учитель Лазукова И. Л iconУрок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск