Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста





Скачать 52.85 Kb.
НазваниеРоль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста
Дата публикации01.08.2013
Размер52.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы

Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста


Мурзина Ольга Борисовна,
кан. пед. наук, доцент
кафедра социально-культурной деятельности
ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»


392000, Тамбов, ул. Советская, 6.
iscusstvo_tgy@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности туризма в адаптации людей третьего возраста, а также организационно-методические особенности экскурсионной деятельности.

Ключевые слова: туризм, адаптация, досуг, люди третьего возраста.
Туризм – сложный феномен общественной жизни, выступающий в разнообразных формах туристской деятельности различной функциональной направленности: рекреационной, оздоровительной, познавательной, спортивно-оздоровительной, приключенческой, ностальгической, религиозной и др. Все, выше названные, виды туристской деятельности обладают, на наш взгляд адаптационным потенциалом. В данном случае процесс адаптации в сфере туризма можно представить как взаимодействие различных видов туристской деятельности, которые в комплексном использовании позволяют удовлетворить социально-духовные потребности, мотивировать социальную активность у пожилых людей, тем самым, способствуя преодолению адаптационных барьеров, типичных для периода поздней взрослости.

Универсальной организационной формой, включающей в себя возможность удовлетворения разнообразных потребностей представителей различных демографических групп, является экскурсия.

Организация экскурсионной деятельности может быть адаптирована к представителям группы, вступившим в период поздней взрослости, при определенных организационно-методических условиях. К ним можно отнести следующие:

  • методы и средства организации экскурсионной деятельности должны быть адекватны актуальной социально-культурной характеристике объекта адаптации, представляющего социальную группу людей третьего возраста;

  • необходимо учитывать индивидуальные социально-психологические характеристики данной группы, а так же их ценностные ориентации;

  • при разработке экскурсионного маршрута определить доминирующий вид и содержание деятельности, для данной группы, способствующей успешной адаптации.

Социокультурные характеристики групп людей третьего возраста определялись всегда в зависимости от социально-экономического этапа развития общества. Социокультурный «портрет» данной социальной группы, как свидетельствует история человечества, достаточно противоречив. Выражается это в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли. XX к унаследовал стереотипический образ старика, сформировавшийся в ходе исторического развития. Стереотипы восприятия пожилых людей далеко не адекватно отражают их реальные социально-психологические и культурные характеристики. Увеличение продолжительности жизни, рост числа и доли стареющих людей способствовали серьезным ее изменениям. Среди представителей данной группы возрастает доля людей с относительно хорошим здоровьем [3]. Так по данным исследований Института социологии РАН проблем труда, быта и отдыха пенсионеров г. Пскова – 53,8% из них работающие были в возрасте 55-56 лет, 28% - 60-64 года и 1702% в возрасте 65-69 лет. В связи с этим, они отмечали, что величина их свободного времени уменьшилась, в том числе на общение, физкультуру и спорт, и другие виды туристской деятельности [2].

Возросший образовательный уровень пожилых людей так же способствует усложнению потребностей, усилению в их структуре интеллектуального, культурного компонента. По мнению В.Д. Шапиро, в сознании пожилых людей не происходит какой-либо кардинальной переоценки ценностей: только изменяется несколько «сила» ориентации на ту или иную социальную или психологическую ценность [4].

Адаптационная политика должна отражать новую презентацию старости в публичном социокультурном пространстве, подчеркивая признание равноценности ее с другими этапами жизненного пути, обладающей своими достоинствами и преимуществами.

Изменения характеристик пожилых и старых групп населения актуализировали важные для них самих смысложизненные вопросы, ибо действительные положения стареющих в обществе очень часто не соответствует ни их физическому состоянию, ни культурным потребностям, ни возможностям самореализации, не реальному поведению и функциям в сфере досуга. Таким образом, важно осознавать, что пожилые люди это возрастная группа, которая имеет специфические социокультурные особенности и потребности.

Таким образом, выбор методов и средств организации экскурсии должны соответствовать новой модели, позволяющей преодолеть геронтологические стереотипы о старости, в частности о несовместимости позднего возраста с широким спектром различных видов экскурсионной деятельности.

Следует отметить, что процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Среди немногочисленных публикаций, посвященных своеобразию протекания изменений индивидуально-психологического развития лиц послепенсионного возраста, особенно обращают на себя внимание работы В.В. Болтенко, подкрепленные солидным экспериментальным исследованием. Данная в нем классификация несет в себе достаточно полную информации о ценностных ориентациях, потребностях, интересах, а следовательно и социально-психологических барьерах, препятствующих успешной адаптации. Как видно из приведенной классификации – низкое качество жизни многих пожилых людей, в сочетании с малыми доходами заставляет их заботиться, в первую очередь, об удовлетворении повседневных потребностей, а духовные, культурные интересы отодвигаются на второй план.

Альтернативная стратегия адаптации, когда пожилой человек стремится сохранить себя как личность, связана с поддержанием и развитием его связей с обществом. В типологии Ф.Гизе, построенной на основе отношения человека к собственному старению, выделяют три типа пожилых людей: 1 – негативист, отрицающий у себя какие – либо признаки старости; 2 – экстраверт, признающий наступление старости через внешние влияние и наблюдение за изменениями; 3 – интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения [1].

Выше сказанное позволяет отметить важность дифференцированного подхода, при комплексном использовании разнообразных видов туристской деятельности в экскурсионных маршрутах, в целях активизации индивидуально-личностного адаптационного потенциала.

Степень социальной адаптации к пенсионному периоду зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельности, отыскать новые сферы и области, в которых он может активно реализовать свою социальную роль. В этой связи перед организаторами экскурсионной работы стоит задача поиска механизмов переключения на те виды деятельности, которые ряд исследователей определяют как «ведущий вид адаптационной деятельности». Ведущую деятельность они рассматривают как общение, и связывают ее с целью сокращения позитивного образа «Я», выступающего в качестве защитного механизма от проблем, характерных для периода старости (одиночества, непонимание и др.), которые человеку, так или иначе предстоит решать.

Выполнение данных условий требует от организатора экскурсионной работы высокого уровня профессиональных знаний, умений, позволяющих использовать богатый адаптационный потенциал различных видов туристской деятельности, их комплексного применения при проведении экскурсий для людей третьего возраста.
Список литературы

  1. Гамезо, М.В. Возрастная психология. М.,1999. – С.235-240.

  2. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии // Материалы международного семинара по проблемам пожилых. – Самара, 1996.

  3. Патрушев, В.Д. Пенсионер: его труд, быт, отдых // Социологические исследования. – 1998. – № 10. – С.105.

  4. Шапиро, В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни), М., 1980. – С.106.

  5. Жилкина, Н.В. Реинкультурации людей пожилого возраста через экстремальность в творчестве // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. – 2008. – № 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconПостановление От 17 мая 2011 г n 156 о республиканской целевой программе...
В целях реализации распоряжения Президента Республики Башкортостан от 29 ноября 2010 года n рп-186 "О республиканской целевой программе...
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconТеоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к...
Психологические особенности детей раннего возраста
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconАссертивность как один из психологических механизмов развития социальной...

Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconКонспект физкультурного досуга для детей младшего дошкольного возраста «Весенние встречи»
Научить их самостоятельно планировать свою деятельность и нести ответственность за выполнение задуманного
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconПрограмма «Волшебный квиллинг» помогает детям достичь того уровня...
Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconПлан мероприятий по подготовке и проведению Месяца пожилых людей согласно приложению №2
В связи с празднованием Международного дня пожилых людей, в целях повышения качества жизни ветеранов и привлечения внимания общественности...
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconАдаптация детей раннего возраста к условиям доу
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconКонспект физкультурного досуга на воде с участием родителей и детей...
Доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в играх, эстафетах на воде
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconИнновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи
Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов...
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconПримерная тематика рефератов
Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению. Профилактика тяжелой формы адаптации
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconГрафик мероприятий на интерактивной площадке «Дитячья поляна» у городка...
До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается...
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconВопросы к экзамену и список обязательной литературы по темам курса...
Современное понимание, состояние к тенденции развития театрализованных форм досуга
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconКонспект досуга для детей раннего возраста «Развлечение с увлечением»
По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения...
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconЗадача: повысить информированность населения о деятельности объединений...
Цель: Организация досуга и приобщение жителей Белоярского района к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому...
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconФедеральным Законом «Об образовании»
Мосош играет значительную роль в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи, являясь демократичным...
Роль туристского досуга в адаптации людей третьего возраста iconТематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение...
Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск