Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»





Скачать 240.87 Kb.
НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
страница1/3
Дата публикации08.07.2013
Размер240.87 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)


Факультет социальных и гуманитарных наук

Кафедра лингвистики
УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе
___________С.В. Моржухина
«_____»___________2012 г.

П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы
Основы лингвистических исследований

(наименование дисциплины)
по направлению 035700Лингвистика

(№, наименование направления, специальности)

Форма обучения: очная
Уровень подготовки: бакалавр

Курс (семестр): 1(2)

г. Дубна, 2012 г.

Автор программы:

Проф., д.ф.н. Шатуновский Илья Борисович

кафедра лингвистики /_______________________ /


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки

035700 – Лингвистика_______________

(код и наименование направления подготовки (специальности))


Программа рассмотрена на заседании кафедры лингвистики
Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 2012 г.
И.о. зав. кафедрой к.ф.н. доцент /_______________/ Морозов В.В.


Рецензент:
/_______________/

(подпись)

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета ФСГН к. филос.наук /_______________/ Боклагов Е.Н.

Руководитель библиотечной системы / ___________________ / Черепанова В.Г.

(подпись)

Содержание
Цели и задачи освоения дисциплины

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Содержание и структура дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Содержание курса

Структура дисциплины

Тематика лекций

Тематика и планы семинаров

Тематика курсовых работ

Образовательные технологии

Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

Материально-техническое обеспечение дисциплины



  1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Дать представление о специфике науки как особой формы отражения мира и деятельности человека, особенностях научного подхода к явлениям действительности и научного мировоззрения, о месте лингвистике среди других наук, познакомить студентов с основными этапами, формами, методами и приемами работы с научной литературой и научных исследований в области лингвистики, научить студентов применять эти методы, формы и приемы в своей научной работе, в частности при подготовке курсовых и бакалаврских работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Профессиональный цикл. Вариативная часть для профиля «Теория и практика межкультурной коммуникации».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.

Курс представляет собой необходимую базу для изучения всех последующих теоретических языковедческих курсов, проведения собственных лингвистических исследований и написания курсовых и бакалаврских работ.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения данного курса формируются следующие компетенции:

  • ОК-1 (ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме);

  • ОК-2 (руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума);

  • ОК-6 (владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач);

  • ОК-7 (владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи);

  • ОК-9 (способен занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях);

  • ОК-11 (стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития);

  • ОК-12 (понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности);

  • ДОК-2 (владеет нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке);

  • ПК-1 (владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей);

  • ПК-5 (умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации);

  • ПК-21 (умеет работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза и распознавания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности);

  • ПК-22 (владеет методами формального и когнитивного моделирования естественного языка и методами создания метаязыков);

  • ПК-25 (имеет навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией);

  • ПК-26 (умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний);

  • ПК-27 (обладает способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях);

  • ПК-28 (умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач);

  • ПК-36 (умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач);

  • ПК-37 (умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач);

  • ПК-38 (умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности);

  • ПК-39 (владеет основами современной информационной и библиографической культуры);

  • ПК-40 (умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту);

  • ПК-41 (владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования);

  • ПК-42 (обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования);

  • ДПК-3 (имеет представление о логико-семантических особенностях и основных коммуникативно-лингвистических принципах порождения текстов различного назначения и владеет навыками практического создания таких текстов);

  • ДПК-4 (владеет базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов);

  • ДПК-8 (имеет представление о специфике науки как особого вида духовной деятельности человека, основных этапах, принципах и методах лингвистического исследования);

  • ДПК-9 (владеет навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по различным научным проблемам и темам, приемами библиографического описания; умеет использовать для поиска информации по различным проблемам различные библиографические источники и поисковые системы);

– ДПК-10 (обладает навыками участия в научных дискуссиях, выступлений с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения, изложенные в содержании программы.

Уметь: применять полученные знания в своей научно-исследовательской и практической профессиональной деятельности.

Владеть: базовыми терминами и понятиями, относящимися к области лингвистических исследований и научных исследований в целом.

Приобрести опыт составления библиографических описаний, рефератов, обзоров и аннотаций, поиска материала и научной литературы по проблемам исследования


  1. Содержание и структура разделов дисциплины.
    1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




№ п/п

Раздел (тема) дисциплины и его содержание

Форма текущего контроля

1

Наука как особый вид духовной деятельности человека. Наука как деятельность и наука как результат — совокупность научных знаний. Наука как специфическая форма познания и отражения действительности. Наука и религия, наука и искусство. Научная и бытовая, «наивная» картины мира. Особенности научного знания: объективность, верифицируемость, (относительная) точность, обобщенность. Наука как способ достижения новых знаний. Вопрос о достоверности научного знания. Виды наук. Естественные и гуманитарные науки. Точные науки. Место лингвистики среди других наук.

Т

2

Новое и старое в науке. Наука и критика. Научная дискуссия и полемика. Научная этика. Способы и приемы научного доказательства и аргументации.

О, К

3

Основные логические методы исследования: индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод. Индуктивные и дедуктивные науки.




4

Основные этапы научного исследования. Сбор (открытие) новых фактов, описание, объяснение. Классификация (таксономия) как тип научного описания. Типы объяснений. Телеологические и каузальные объяснения. Функциональные объяснения.

К

5

Семантическое описание и объяснение. Метод толкований. Виды толкований. Метод перефразировок. Компонентный анализ.

КР

6

Методы наблюдения и эксперимента. Эксперимент в языкознании.

КР

7

Понятия научной теории и научной модели. Типы моделей в науке. Лингвистические теории и модели. Лингвистические концепции и положения. Относительная условность и произвольность лингвистического описания. Соотношение объективного и субъективного в научных описаниях. Понятие научного конструкта. Критерии выбора теории. Критерии внешней оправданности — согласованность с данными наблюдения и эксперимента, возможность предсказания новых фактов. Критерии внутреннего совершенства — непротиворечивость, полнота, простота и красота описания.

К

8

Язык описания. Естественный язык и метаязык. Особенности метаязыка лингвистики. Разграничение языка и метаязыка в научном тексте.

О

9

Объект и предмет научного исследования. Тема и проблема (проблемы) исследования. Выбор темы исследования. Постановка целей и задач исследования.

О

10

Научно-исследовательская работа как процесс. Поиск литературы по теме. Научное чтение: формы, цели, результаты. Работа с языковым материалом. Способы сбора языкового материала. Электронные корпуса и поисковые системы. Анализ языкового материала.

О, КР

11

Научно-исследовательская работа как зафиксированный результат научного поиска. Жанры и виды научных текстов. Стандартная структура и традиционные компоненты научного текста. Введение, основная часть, заключение. Справочный аппарат работы. Список литературы. Цитирование и ссылки.

КР

12

Реферирование, принципы написания реферата и аннотации. Стилистические особенности языка науки. Композиция научного текста.

Р

13

Способы отсылки к автору при цитировании и выражение оценки истинности вводимой мысли.

КР, Р

14

Основные принципы и способы построения начала текста. Интродукция новой темы. Интродуктивные предложения. Типы и способы интродукции. Бытийные предложения. Сокращенная интродукция. Номинация. Номинативные предложения. Определения. Характеризация. Характеризующие предложения. Способы перехода к новой теме. Принципы построения связного текста. Подведение итогов и выводы. Закономерности и принципы построения завершающей части текста.

Р

15

Логико-семантическая структура научного текста. Основные логико-синтаксические операции, используемые при создании научного (а также научно-популярного, официально-делового, публицистического) текста.

Э
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconПрограммадисциплин ы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconПрограммадисциплин ы логика
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconПрограммадисциплин ы маркетинг территорий
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconПрограммадисциплин ы социология управления
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconПрограммадисциплин ы налоговое планирование на предприятии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Форма обучения очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный)....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconМинистерство науки и образования Российской Федерации Государственное...
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconПрограмма учебной дисциплины русский язык
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна» – Дмитровский институт непрерывного образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconВ. Г. Самоделов, глава городского округа Балашиха Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconРоль интернета в жизни общества и человека
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Теоретические основы обучения теме «Алгебраические дроби»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск