Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей





Скачать 72.44 Kb.
НазваниеОккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей
Дата публикации17.08.2014
Размер72.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей

Смаракова Т.Н.

Муниципальное бюджетное

специальное (коррекционное) учреждение

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23»
Великая Отечественная война… Для большинства граждан нашего государства это не просто слова, это великое время, когда решалась судьба страны, это целая эпоха, определившая её историю на долгие годы.

Каждый год пятого февраля город Старый Оскол отмечает знаменательную дату – освобождение от немецко-фашистских захватчиков. В 2011 году нашему городу присвоено звание – Город Воинской Славы. Это очень почётно и ответственно. Ответственность за гражданское и патриотическое воспитание молодого поколения старооскольцев ложится, прежде всего, на нас, педагогов и воспитателей, и история Великой Отечественной войны даёт нам массу примеров для этого. Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто!» не утратил своей актуальности и сегодня, хотя мы отметили шестьдесят шестую годовщину Великой Победы.

Много лет работая с детьми, проводя разного рода викторины, конкурсы, воспитательные мероприятия, встречи с участниками ВОВ, посвящённые этой дате, я убедилась в том, что ребятам интересен краеведческий материал.

Во время посещения музея, нам показали странички детских «рукописей», написанные юными жителями Старого Оскол и района в годы войны. Меня, как воспитателя, они очень заинтересовали, я решила их изучить и использовать в своей педагогической деятельности. И не ошиблась. Рукописи вызывают всегда живой, неподдельный интерес у моих воспитанников.

Они легли в основу этого небольшого исследования.
Война по-разному врывалась в жизнь советских людей. Одни гибли в июньскую ночь 1941 года, так и не успев узнать, что же всё-таки случилось, другим суждено было прошагать полземли и всеми силами приближать День Победы, третьи совершали свой подвиг в тылу, а кому-то пришлось томиться в застенках фашистских лагерей и трудиться на благо «великой» Германии.

В жизнь старооскольцев война вошла в жаркий летний день, когда жители возвращались с полей. Как отмечают очевидцы, на улицах стояла тишина, люди стали собираться кучками и тихо разговаривать, многие плакали. Тревога охватила всех и осталась надолго в душе каждого горожанина, как взрослого, так и ребёнка. Вскоре появились первые повестки, за ними – проводы мужчин на фронт. Иногда в воздухе появлялись самолёты, которые сбрасывали бомбы. Затем начались воздушные бои, и любопытные дети наблюдали за падающими самолётами. Что испытывали они, юные мальчишки и девчонки в этот момент? Конечно, радовались и кричали «Ура!», если падал подбитый самолёт фрица, но в начале войны очень часто было наоборот.

Стёкла окон заклеивали бумажными полосками, чтобы не разбило вдребезги, копали в каждом огороде окопы и ждали, что будет дальше. Ожидание – вот, наверное, то чувство, которое постоянно испытывали и взрослые и дети. Ждать, ждать, ждать – удел людей, живущих в тылу.

Вот как описывают первую бомбёжку города дети, в частности Надя Фёдорова, которая проживала в Ямской слободе: «С утра загудели самолёты, их было много, и сразу началась бомбёжка. Мы скрылись в окопе. С нами было ещё две семьи. Так целый день и просидели там. Видели, как из самолётов, с жутким визгом летели вниз бомбы, содрогалась от взрывов земля и тут же осыпалась на наши головы. Кругом пожары, треск железа, грохот обваливающихся крыш, вой собак. Было действительно страшно. А наутро мы услышали рокот мотоциклов, их было много. Это прибыли немцы. Они начали занимать дома, задымились полевые кухни, распространяя запах вкусной еды.

Потом появились машины с фашистами. Так началась наша жизнь в оккупации».[2; 15]

Итак, утром 3 июля 1942 г. в город вошли передовые части противника, а под городом ещё продолжалась героическая борьба воинов 40-й и 21-й армий, которые с боями отходили на восток. В течение недели гремели бои вокруг Старого Оскола. Благодаря их упорству враг не смог отвлечь многие части на взятие Воронежа и форсирование Дона. Своими жизнями воины 6-й, 45-й, 8-й, 62-й, 227-й, 212-й, 297-й и других стрелковых дивизий сдер­живали наступление врага.[3;314] Советские бойцы дорожили честью своих подразделений и ни одно знамя, сражавшихся под Старым Осколом воинских формирований, не попало в руки врага. Дорого достался фашистам небольшой Старооскольский край и маленький городок.

С 3 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. территория района и города находились в зоне оккупации.

Ученица 9-го класса Эльвира Михайлова встретила наступающего врага в школе, в которой шли занятия, несмотря на начало июля. Сидя на уроке, она могла думать лишь об одном: как скоро войдут в город фашисты? И вдруг – оглушительный взрыв бомбы где-то недалеко. Школа в минуту опустела: все выбежали во двор и укрылись, кто в подвале, кто в убежище. В своём дневнике девочка пишет о том, как долго сидела в убежище, потом торопилась домой уставшая, будто после тяжёлой работы. А вокруг стояли изуродованные дома: в одних не было стёкол, в других - оторванные двери, вздутые крыши.

Чёрными днями называет дни фашистского наступления на одну из деревень ученица 9 класса Аношина – Набережных (имя девочки не сохранилось). Солнечный июльский день не радует никого, на сердце тоска, враг приближается. Гремят раскаты орудийных выстрелов, затем наступает жуткая тишина. Все ждут…

«Неожиданно быстро врываются мотоциклисты, проносятся, как вихрь и возвращаются обратно. Вскоре одна за другой пролетают автомашины, нагруженные немцами и награбленными русскими вещами. Как голодные звери – пишет девочка, - начали рыскать фрицы по избам. Только слышишь: «Матка! Яйко! Млеко!». Забирались в амбары и сараи, кладовые, забивая на ходу рты. Ловили кур, гусей, мелкий домашний скот. Голова шла кругом, хотелось закрыть глаза и уши, чтобы ничего не видеть и не слышать».[2; 19]

Так наступала армия «Великой Германии», которая несла за собой «освобождение» советскому народу.

Похожую картину описывает ещё одна старооскольская школьница Аня Клюкина, не успевшая эвакуироваться, вынужденная переносить все невзгоды, которые несли за собой враги. В своих записях она отмечает, что немцы ворвались в город третьего июля 1942 года, сразу начался грабёж и произвол. На стенах домов и заборах появлялись приказы, которые заканчивались фразами: «Казнь через повешение!», «Расстрел!». Читая эти приказы, местные жители испытывали ненависть к врагам, а так же страх, страх за себя и своих близких.

По воспоминаниям детей, немцы никакого внимания не обращали на разрушения в городе. Здесь они чувствовали себя полными хозяевами, а к местным жителям испытывали дикую злобу. Они уничтожали советских людей, не считаясь ни с положением, ни с возрастом. Так они убили известного врача, старика восьмидесяти пяти лет.

Аня так описывает эти события: «Никогда не забуду эту картину, которой я была свидетелем: известного врача вели на расстрел. Он шёл, опираясь на палку, еле-еле передвигая ноги. За ним шли два жандарма, которые и расстреляли его у нас на Гумнах, в одном из садов. Немцы также убили хорошего часового мастера и других советских граждан».[2; 32]

Фашистам помогали полицаи: указывали, кого арестовать, кого расстреливать. По ночам в Гуменском лесу и на городском кладбище расстреливали мирных граждан. В центре Старого Оскола была установлена виселица, чтобы знали и помнили, кто в городе хозяин.

Детей очень часто гоняли на заготовку хвороста в Ямской лес. Среди них был и Миша Поваляев, который до прихода немцев, вместе с отцом трудился в паровозном депо. Однажды в этом лесу он увидел то, что навсегда врезалось в его память: под деревьями, на полянах лежали убитые красноармейцы. Кое-кто сжимал оружие в руках, будто и мёртвый не сдавался врагу.

В годы войны многие советские граждане сотрудничали с немецко-фашистскими оккупантами. Историки называют разные причины этого явления, а к этим людям отношение было различным в разные периоды советской послевоенной истории. Как же относились дети к таким людям? На этот счёт интересны записки Тани Золотых.

Однажды всех жителей села Кладовое выгнали на уборку урожая, вышли и Таня с мамой. К работающим женщинам и детям подъехала машина, а в ней – немец и переводчица. Он приказал, чтобы работающие стали около скирдов и их сфотографировали. На скирдах в это время мальчишки, один из которых сказал: «Вот дожили, смеются над русским народом». Переводчица, буквально озверев, стала кричать «Кто сказал?! Кто это сказал?!» Ребята усмехаются, поглядывают на Таню, переводчица тоже уставилась на девочку. Наступила тишина. Когда немец перестал фотографировать, его спутница передала суть конфликта. Девочка немного знала немецкий язык и поняла суть разговора. Наступила тишина. Таня и её мама замерли в ожидании наказания, а, может быть и смерти. К счастью, фашист не разделил гнева переводчицы, и она была обескуражена.

Осенью 1943 года Таня пошла в седьмой класс. Старый Оскол и район был очищен от оккупантов. Налаживалась мирная жизнь. Подошёл урок немецкого языка. «Мы ожидали учительницу. И вдруг!!! Кого я вижу?! Ту самую переводчицу, которая была с немецким офицером. Звали её Лидия Сергеевна. Фамилию я не успела узнать». [2; 45]

Потеряв дар речи, охваченная неприязнью, девочка не стала оскорблять горе-учительницу, а молча вышла из класса.

В период оккупации дети были свидетелями не только предательства, но и жестокой расправы с партизанами и подпольщиками, советскими разведчиками.

Люда Афанасьева в то тяжёлое время проживала в слободе Казацкой. Её отец был служащим-партийцем, ушёл в партизаны. Старшая сестра Соня, которую Люда в своих записках называет Валей и выдаёт за подругу, добровольно ушла в Красную Армию и была зачислена в разведку.

В одну из осенних ночей Валя с заданием появилась в окрестностях города. О её действиях узнали немцы, начались слежки, облавы. Однажды Валя была схвачена и оказалась за решёткой. Её допрашивали и били. Но, самое страшное, о чём вспоминала Люда, была очная ставка с матерью и сёстрами, самыми дорогими и близкими людьми. На вопросы фашистов все отвечают одинаково: «Не знакомы. Не знаем. Не видели». [2; 12]

Мы, живущие ныне, можем только догадываться, как тяжело было матери смотреть на избитую фашистами дочь и говорить «Нет!», как больно было детским сердцам, смотреть в глаза родному человеку и хладнокровно утверждать, что они не знакомы. Ведь все в эти тяжёлые минуты понимали, что единственный выход и так велит долг перед Родиной.

Таким предстаёт перед нами оккупационный режим нашего города глазами его юных граждан.

Что принесла им война? Разруху и голод, разлуку с близкими и родными людьми, бомбёжки, горечь предательства, бесчестие. Эти дети очень рано стали взрослыми, ответственными.

Что читается в этих небольших «мемуарах»? Ответ, пожалуй, один: горечь, страх за свою жизнь, ненависть к захватчикам. Однако, несмотря на всё пережитое, этих детей нельзя назвать жестокими. Да, война нанесла огромный урон несформировавшейся детской психике, но они смогли сохранить в себе милосердие и сострадание к ближнему, родному человеку, окружающим их людям, пронести в своём сердце любовь к Родине.
Список литературы:


  1. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1985.

  2. В оккупированной местности. Сборник работ учащихся Старооскольской средней школы за 1943/44 г. СОКМ.

  3. Никулов А.П. Оскольский край.

  4. Старый Оскол. Краеведческий сборник. Белгород, 1958г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconПриказ № г. Петропавловск-Камчатский 2013 года Об утверждении Порядка...
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconПравительство российской федерации постановление от 29 марта 2000...
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей icon«Природные зоны Краснодарского края»
Уточнить, обобщить и расширить знания детей о формах поверхности территории Краснодарского края
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconИванов Иван Иванович
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconРасписание действительно с 01. 06. 2013 по 01. 07. 2013
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconРекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconПриложение к постановлению администрации муниципального образования
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconМинистерство образования и науки пензенской области письмо от 21...
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconО выполнении Плана мероприятий I этапа реализации стратегии действий...
«О выполнении Плана мероприятий I этапа реализации стратегии действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012-2017...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconМинистерство образования и науки красноярского края приказ от 28...
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconПостановление Правительства камчатского края 29. 03. 2013 №126-п...
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, в целях своевременного принятия мер по профилактике и предотвращению лесных...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconПеречень коррупционно опасных функций Министерства образования и науки Республики Марий Эл
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconПриморский край наименование субъекта Департамент образования и науки...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение о конкурсе творческих работ среди школьников «Конституция глазами детей» определяет порядок и сроки организации...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconПеречень типов учреждений социальной сферы и науки для сбора и разработки...
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Оккупационный режим на территории Оскольского края глазами детей iconУчебник Физика-8, автор Новиков В. В
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск