Скачать 461.51 Kb.
|
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 924 ЮАО г. Москва Педагогический совет: «Преемственность между ступенями школы как условие получения нового образовательного результата в условиях освоения ФГОС» (семинар-практикум) Пояснительная записка к педагогическому совету: «Преемственность между ступенями школы как условие получения нового образовательного результата в условиях освоения ФГОС» (семинар-практикум) Авторы-составители разработки педагогического совета : Директор ГБОУ СОШ №924: Бордовская Ольга Геннадьевна,заместитель директора по УВР 2-3- Мещерякова Наталья Александровна Предложенная разработка педагогического совета была апробирована в ГБОУ СОШ № 924 ЮАО города Москвы в 2010-2011 учебном году при проведении августовского педагогического совета Цель работы педагогического совета: обобщение и распространение опыта работы по ФГОС НОО учителей начальной школы ГБОУ СОШ № 924 Задачи работы педагогического совета:
План работы педагогического совета:
Примерный текст выступления директора школы Бордовской О.Г. 1.«Преемственность между ступенями школы как условие получения нового образовательного результата в условиях освоения ФГОС» - обоснование темы педсовета Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. В стране происходят позитивные изменения, ведущие к экономическому росту, укреплению государственности и международного престижа России. Масштабы социально-экономических преобразований и решаемых задач особенно ярко проявляются в Москве- экономически мощном и динамично развивающемся регионе Российской Федерации. Здесь же и наиболее зримы тенденции выхода российской школы на качественно новый уровень. Идея новой школы, новая программа столичного образования, буквально витает в воздухе. В разговоре с учителями, работниками народного образования, преподавателями ВУЗов, даже в выступлениях президента Российской Федерации все чаще звучит идея новой школы и программа столичного образования. Почему эта идея становится всё более актуальной? Конечно, не от хорошей жизни. Если в школе все хорошо и с каждым годом становится все лучше, как об этом пишется в ярких изданиях органов народного образования, то зачем же стремиться к преобразованию школы. « От добра добра не ищут!»,-справедливо говорит мудрая русская пословица. А если быстро нарастает потребность в преобразовании школы, и все большее число учителей, родителей, деятелей народного образования это чувствуют, то значит , «в нашем королевстве» что-то не так. Думаем, что так оно и есть. Поэтому нам сегодня полезно разобраться, каковы недостатки и достоинства работы нашего педагогического коллектива, и определить , какие перемены совершенно необходимы. Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении - это показатели ЗУН, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования? Разве среди тех, кто проявил себя интеллектуально, нет потенциальных или явных негодяев? И разве те, кто пошли получать профессию не в вуз, не могут представлять категорию лучших российских граждан? Понимание качества образования претерпело на протяжении последних лет существенные изменения. Традиционно оно рассматривалось как достижение запланированных результатов, отраженных в образовательных программах, и приравнивалось к уровню обученности учащихся, имело количественное выражение. В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании (В. М. Полонский) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Таким образом, понятие «качество образования» предстает как соотношение цели и результата, мера выполнения цели. Иначе говоря, образование, полученное школьником, признается качественным, если учащиеся достигли высоких результатов в достижении поставленных целей, которые формулируются обычно в модели выпускника. Модель выпускника - примерный, желаемый образ личности школьника. Это тот идеал выпускника, на достижение которого направлена деятельность педагогического коллектива нашей школы. Для получения образования высокого качества в воспитательных, образовательных и развивающих целях, реализуемых в деятельности педагогов, должно учитываться, что педагогический коллектив нашей школы готовит ученика к будущей взрослой жизни. А потому и цели должны ставиться прогнозом в будущее, в зоне потенциального развития выпускника школы. Несомненно, школа главным образом призвана формировать интеллектуальную сторону школьника. Поэтому в первую очередь диагностируется качество образования школьников. Качество образования в узком смысле состоит из 5 составляющих: • качество обученности школьников по образовательным областям; • качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.); • качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам); • качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.); • качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе). Качество образования есть качество не только конечных результатов, то есть качества обученности школьников, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Поэтому в обобщенном виде качество образования можно представить в виде схемы:
Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Таким образом, качество образования - это соответствие образовательных результатов запросам потребителя. Кто же он такой, потребитель общего образования? Это сам ученик, удовлетворяющий свои потребности в получении определенных знаний, умений и в развитии; это социум, нуждающийся в новом поколении активных членов общества, обеспечивающих его прогресс; это и государство, для которого система образования является компонентом национальной безопасности. Пока только государство более или менее определенно формулирует свой заказ к образованию Поэтому необходимо создание механизма обмена информацией с внешними заказчиками. Этому способствует анкетирование родителей учащихся нашей школы по различным вопросам, связанным с образованием их детей. Образовательный процесс многосторонен, сложен и противоречив. А потому и его результаты тоже разносторонне сложны, противоречивы, диалектически взаимосвязаны. Говоря о результатах образования в нашей школе, нужно различать результаты собственно школьного образования и результаты образования самой личности, так как образование личности начинается до школы, протекает в школе и вне ее. В связи с необходимостью осуществления качества образования наше образовательное учреждение в 2010/2011 учебном году призвано было решать следующий комплекс задач: 1.Моделирование желаемого уровня качества образования на основе анализа существующих достижений, проблем и прогноза перспективных требований 2. Диагностирование имеющегося уровня качества образования. 3. Обеспечение такого функционирования образовательной системы, которое в свою очередь обеспечивает достижение заданного уровня качества. 4. Обеспечение повышения качества образования, то есть смена требований к существенным свойствам результатов образования и переход их в новое качество (организация инновационного процесса). Работа педагогического коллектива ГОУ СОШ №924 в 2010-2011 учебном году была направлена на реализацию Закона РФ « Об образовании», задач, стоящих перед администрацией и педагогами, решение методической проблемы школы Стратегическими и тактическими ориентирами обновления содержания образовательного процесса являлось: в основе отбора содержания - принцип «от человека образованного к человеку культурному». Одной из главных задач образовательной политики школы являлось достижение нового качества образования, его соответствие актуальным и перспективным требованиям общества и государства. По итогам последних 4-х лет успеваемость учащихся 2-11 классов составляет 100%, в период с 2007 по 2009 год рост качества по итогам года составлял от1 до 2-х %, по итогам истёкшего учебного года повышение уровня успешности составляет 9%, количество отличников увеличилось на 12 учащихся, стабильной остается ситуация по поступлению выпускников 9-х, 11 классов в Вузы и колледжи В течение последних трёх лет остается высокий уровень успешности в начальной, средней и старшей школе, такой уровень образования в школе подтверждается результатами образовательной деятельности, включающими итоговые учебные результаты обучающихся и выпускников, результаты промежуточного контроля, результаты участия в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Это свидетельствует о том, что педагогический коллектив выработал верную стратегию работы на 2010/2011 учебный год, школа находится в развитии, выполняет социальный заказ на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. Что же такое Федеральные образовательные стандарты второго поколения? Это прежде всего общественный договор между государством, школой и семьей о требованиях к результату общего образования В связи с этим от школы требуется новый образовательный результат, т.к. поменялась цель образования. Сравним ФГОСы первого и второго поколений. Мы видим, что в ФГОСах первого поколения основная задача - Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ, во ФГОСах второго поколения происходит смена образовательной парадигмы и вместо передачи суммы знаний на первый план выходит РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности», т.е базируется на основе системно-деятельностного подхода Такие цели образования возникли неслучайно. Поскольку школа выполняет государственный заказ и является гарантом его выполнения между государством и обществом, эта цель была определена на основе запроса родителей, которым был задан вопрос: Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Обратим внимание, что лишь одно из перечисленных качеств соотносится с прочностью знаний, а все остальные связаны с развитием личности, умением адаптироваться в мире, сохранением здоровья.Школа как сфера услуг, должна перестроить свою работу для выполнения государственного заказа Что же такое новый образовательный результат Прежде всего – это изменение конечной цели - портрета выпускника, который в первую очередь - гражданина России: Патриот, уважающий ценности иных культур, креативный, мотивированный, уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения. Эта цель достигается с одной стороны через предметные результаты, знания умения, опыт творческой деятельности и др. Такие результаты учителя стремятся достичь уже много лет, еще с истоков создания педагогики. Однако вот на первый план выходят метапредметные результаты - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Реализация этого направления связана непосредственно с ФГОСами второго поколения. Какие факторы мешают получить новый образовательный результат? По данным международного исследования PISA, проведенного в 2008 году….. 1) Нацеленность на старый результат, т.е. на предметные знания. 2) Неэффективность и слишком большое разнообразие использования разных методов обучения, приемов воспитания, разностильных учебников, приказов администрации. Образовательный процесс часто бывает как сломанный автомобиль, а учитель даже в такой ситуации старается вытянуть образовательный процесс, затрачивая при этом значительно больше жизненных ресурсов 3)В основной школе этому мешает перегруженность информацией, отсутствие логической цепочки в составлении школьных программ, преемственности между 1 и 2 ступенями обучения. Каждый учитель-предметник тащит свой воз как лебедь, рак и щука, а движение вперед получается очень медленно. На какие вопросы надо дать новые ответы, чтобы получить НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Зачем учить? – Цель обучения. Чему учить?- Содержание школьных программ. Как учить?- Технологии и методики обучения и воспитания. Образовательный результат определяет не один педагог, а вся образовательная среда школа Поэтому очень важно создав коллектив единомышленников, на основе новых образовательных технологий изменить систему отношений к учащимся и обеспечить преемственность целей и средств обучения от 1 до 11 класса. Опыт подобной перестройки и организации непрерывного образовательного процесса имеется в образовательных системах «Школа 2100» и «Начальная школа XXI века» Готов ли наш коллектив к подобным изменениям? Я передаю слово… 2.Примерный текст выступления педагога-психолога Батюта О.В. школы «Психологическая готовность педагогического коллектива к переходу на обучение по ФГОС второго поколения» Любые изменения в жизни человека требуют от него мобилизации сил и энергии. Для того, чтобы это сделать, надо быть психологически готовым к такому шагу. Психологическая готовность – это особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность. Это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности. Понятие психологической готовности к любым новшествам включает в себя такие понятия как: -интеллектуальная готовность; - личностная готовность; - эмоционально-волевая готовность. Исходя из диаграммы, можно уверенно сказать, что наш педагогический коллектив интеллектуально готов к изменениям. О личностной готовности говорят данные, полученные при анкетировании. Педагогам было предложено подумать над вопросом о том, в какое время им работалось комфортнее и интереснее. А вот эмоционально волевой готовности может помешать такое явление, как синдром эмоционального выгорания. Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека, реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. |
2011-2015 уч год Пояснительная записка Статус нашей школы как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар Проблемно-диалогическая технология как средство получения нового образовательного результата | ||
«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | Доклад к педагогическому совету «Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2012-2013 учебном году Муниципальная научная лаборатория на базе моу-сош с. Подлесное работала по теме «Компетентностно -деятельностный... | Рабочая программа по физической культуре 5 класс Пояснительная записка Программа предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе с целью сохранения ими единого образовательного... | ||
Программа по литературе Пояснительная записка Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в основной школе, а также предоставляет возможность для получения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения... | ||
Рабочая программа по химии (10 класс) по программе О. С. Габриеляна.... Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С этим вопросом обратились мы к ребятам, готовясь к педагогическому совету «Современные инновационные педагогические технологии как... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучение проводится с использованием государственных программ, интеграции некоторых предметов. При составлении учебного плана соблюдается... | Выступление руководителя секции «Преемственность между начальной и средней школой при формировании метапредметных умений в условиях реализации фгос второго поколения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального инновационного проекта рао и ос "Школа 2100" по теме «Реализация фгос и достижение нового образовательного результата... | Базовой площадки «Резервы качества образования» «Педагогические технологии деятельностного типа как средство достижения нового образовательного результата» | ||
Индивидуальный план работы на 2014-2015учебный год Методическая тема: «Инновационные образовательные технологии как средство достижения нового образовательного результата» | Пояснительная записка Статус маоу «Ушаровская сош» Статус маоу «Ушаровская сош» как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации... |