Уроки толерантности Тема. "Урок толерантности"





Скачать 309.4 Kb.
НазваниеУроки толерантности Тема. "Урок толерантности"
страница1/3
Дата публикации16.09.2014
Размер309.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3

Уроки толерантности

Тема. "Урок толерантности".

Цели. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность".
Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

– Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Высказывания детей.

– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет...

!Это неважно.
?Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

?Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
!Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

!Ты пытаешься защитить его.
?Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте поиграем в игру.

1. Для того чтобы больше не было войны.
1. Нужно понимать, почему она происходит.
2. Ничего нельзя сделать.
3. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.
1. Ты об этом услышал и забыл.
2. Ты ищешь возможность проявить солидарность.
1. Ты все-таки слушаешь его.
2. Ты не даешь ему говорить.
4. В классе ты уже ответил.
1. Тебе хочется отвечать еще
2. Ты предоставляешь другим.

Подведение итогов игры.

У. Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

Тема. "Мы – команда одного корабля".

Цели. Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

Оборудование. Рисунок с изображением Земли (вид из космоса); карта полушарий; таблица "Самые многочисленные народы"; изображение человека; древо класса "Какой национальности были наши предки".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня необычный урок. Мы будем коллегами. На уроке будем рассуждать, доказывать, наблюдать.

У. Прочитайте тему урока.

Дети. "Мы – команда одного корабля".
В конце урока ребята должны ответить на вопрос, почему урок получил такое название.
На доске появляется рисунок с изображением Земли; карта полушарий. Дети работают по вопросам.

II. Сообщение темы

1. Как называется наша страна?
2. Сколько материков на Земле?
3. Сколько океанов?
4. На каком материке живем мы?
5. Как называется наша планета?
6. Как называется народ, который живет в России?

III. Вступительная беседа

У. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по-порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.

Д. Австралийские аборигены верят, что вначале, "в эпоху сновидений", Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия.
– В Библии – священной книги иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, под самый конец сотворил человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

У. Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые доказывают, что человек произошел от волосатого, четвероногого и хвостатого животного. Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды.

Д. Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

mhtml:file://c:\documents%20and%20settings\пользователь\рабочий%20стол\уроки%20толерантности.mht!http://nsc.1september.ru/2002/21/11.jpg

У. Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?

Д. По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

У. Сколько сейчас на Земле народов?
Ответы учеников.
– На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире?
Ответы учеников.

IV. Практическая работа

Укажите место каждого народа в таблице. Это поможет определить численность населения.

Самые многочисленные народы

mhtml:file://c:\documents%20and%20settings\пользователь\рабочий%20стол\уроки%20толерантности.mht!http://nsc.1september.ru/2002/21/20.gif

 Дети выполняют задание. Таблица вывешивается на доску.
 Подведите итог.

Д. В конце ХХ века все население планеты составляло чуть меньше 6 млрд человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы.

У. Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ?

Д. Язык, культура, национальный характер, религия, традиции…

У. Давайте перенесемся в нашу страну. Назовите главный город России. Назовите город, который является малой родиной.

Учащиеся дают справку о своем городе.

У. Что привело в эти глухие места много лет назад людей?

Д. По приказу царя людей отправили осваивать новые земли.

У. Назовите фамилии первых поселенцев.

Д. Сорокины, Медведевы, Курочкины, Аверины, Струнины.

У. Какие же народы живут в нашем городе?

Дети перечисляют.

VI. Работа с диаграммой

У. Посмотрите на диаграмму, и вы увидите, каких народов больше.

mhtml:file://c:\documents%20and%20settings\пользователь\рабочий%20стол\уроки%20толерантности.mht!http://nsc.1september.ru/2002/21/21.gif

– А теперь посмотрите, что представляет наш класс. Какая кровь течет в учениках нашего класса?
Учитель показывает рисунок дерева, где ветви дерева – фамилии учеников класса. Дети рассказывают о своей родословной.
Учитель обобщает ответы учеников.
 Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?
Высказывания детей.
– В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

VII. Групповая работа

У. Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.
– Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.
Каждая группа выступает.

VIII. Подведение итога

У. А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой.
На доске дети создают силуэт человека.
На доске.

Добрый,
Умный,
Смелый,
Сильный,
Улыбчивый,
Преданный,
Честный…

Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.
– Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.
– Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

IХ. Итог урока

У. Объясните, почему урок носил название "Мы – команда одного корабля".

Д. "Команда" – люди, "корабль" – Земля.

Тема. "Беженцы в России".

Цели. Формировать и развивать гуманное отношение, чувство альтруизма к людям, нуждающимся в помощи; познакомить учащихся с терминами "беженцы", "толерантность"; выявить уровень (диагностика) толерантности с помощью теста; воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Формы работы. Игровая: групповая и индивидуальная; игра "Странные гости".

ХОД УРОКА

Занятие начинается с ролевой игры "Странные гости". Несколько человек из класса, переодетые в мусульманскую одежду, стучатся и входят в класс. Класс представляет собой Дворец милосердия.
Гости рассказывают о том, как в их замечательной и красивой сказочной стране начались раздоры между злыми волшебниками, и разразилась такая буря, что земля затряслась, дома рухнули. Каждый день гремит гром, сверкает молния, которая убивает жителей этой страны. Поэтому, чтобы их не постигла эта страшная участь, они вынуждены были собрать свои семьи и бежать куда глаза глядят. Так они попали в нашу волшебную страну.

Гости. Нас в вашей стране называют беженцами. Нам нужна помощь, и поэтому мы пришли к вам во Дворец милосердия.

Здесь представители Дворца милосердия (остальные ученики) предлагают гостям присесть, отдохнуть, выпить чаю. А сами члены Дворца милосердия собрали консилиум, на котором решали вопросы относительно гостей.
Игра проводится в виде эстафеты: весь класс делится на две команды. У каждой команды несколько воздушных шариков, в которых находятся вопросы, записанные на бумаге. Чья команда правильно ответит на все вопросы, та и побеждает

Учитель. Беженцы, кто они такие?

Дети. Люди, которые вынуждены были покинуть свою страну по причине угрозы их здоровью и жизни.

У. Почему им необходимо оказать помощь?

Д. Многие из них не знают русского языка – они не могут объясниться.

– У беженцев нет крова – им негде жить.
– Им нечего кушать, так как у них нет денег и они не могут купить себе еду.
– У них нет работы, чтобы обеспечить свою семью.
– Их детям негде учиться.
– Если они больны, то никто не может оказать им первую медицинскую помощь.

У. Беженцы, какие они?

Д. Такие же люди, как и мы, у которых должен быть свой дом, где они живут со своими семьями.

– У некоторых есть дети, они другой национальности.

У. Почему им необходимо оказывать помощь?

Д. Мы должны быть милосердны друг к другу. Сострадать и оказывать помощь, если человек в беде.

– Может случиться так, что в нашей стране будет разруха и нам некуда будет бежать, негде будет укрыться от беды. А люди из другой страны нам помогут.

У. Члены Дворца милосердия узнали, кто такие эти странные гости. Они из другой страны, другой национальности, другого вероисповедания, но им нужна помощь. И совет решает очень важный вопрос, зашифрованный на доске.
На доске.

mhtml:file://c:\documents%20and%20settings\пользователь\рабочий%20стол\уроки%20толерантности.mht!http://nsc.1september.ru/2002/21/26.gif

– Вопрос расшифровать трудно, и дело, которое мы должны делать, помогая другим, тоже очень трудное.
Чтобы ответить на этот вопрос, члены Дворца милосердия должны составить реестр (перечисление) оказываемой помощи.

mhtml:file://c:\documents%20and%20settings\пользователь\рабочий%20стол\уроки%20толерантности.mht!http://nsc.1september.ru/2002/21/27.gif

Ребята могут продолжить свои мысли. Совет Дворца милосердия объясняет гостям, что на это нужно неимоверно много денег, сил и времени, но так как страна наша добрая, то волшебники, обычные люди и Дворец милосердия помогут вам, чем могут.

Далее Совет Дворца милосердия выдвигает свои требования к гостям:

  • уважать и ценить людей нашей страны;

  • жить среди нас и принимать законы нашей страны;

  • быть трудолюбивыми, благодарными и честными жителями;

  • помогать всем, нуждающимся в помощи.

Для совета выдвигается еще одна задача. Какими качествами должен обладать человек, который стремится оказать помощь? Предлагается "колесо волшебных слов", которое надо прочитать.

mhtml:file://c:\documents%20and%20settings\пользователь\рабочий%20стол\уроки%20толерантности.mht!http://nsc.1september.ru/2002/21/28.gif

Д. Доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость, помогать в беде…

У. Принятие людей таковыми, каковы они есть + все эти качества + терпение, уважение их чувств и интересов – это все называется толерантностью.

Проводится проверка, толерантны ли члены Совета Дворца милосердия и насколько!
Предлагается поднять карточки с ответами на вопросы.

  • Вызывают ли у вас неприязнь люди другого цвета кожи?

  • Легко ли вам найти контакт с людьми другой национальности, веры?

  • Примите ли вы предложение человека, который вам неприятен, но его предложение лучше вашего?

  • Как вы отреагируете на то, если вас попросили помочь, а у вас нет времени?

mhtml:file://c:\documents%20and%20settings\пользователь\рабочий%20стол\уроки%20толерантности.mht!http://nsc.1september.ru/2002/21/29.gif

Совету Дворца милосердия и гостям предлагается вместе нарисовать символ толерантности.

Подводится итог занятия

У. Что значит быть толерантным по отношению к людям, нуждающимся в помощи?

Д. Быть терпимым к людям, которые вынуждены покинуть свою землю, свой дом.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconИсследовательская работа по теме: Роль спорта в формировании толерантности...
Их влияние на развитие толерантности с. 8
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconРодителям о воспитании толерантности у подростков
Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе...
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconМетодические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября...
Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской...
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconМетодические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября...
Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской...
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" icon«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во...
Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский...
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconПрактическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения
Данная методическая разработка не затрагивает вопросов этнической толерантности как таковой. Одним из направлений является выстраивание...
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconУрок Тема: «Иван Грозный и его время»
Воспитательные: формировать чувства уважения к общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права, толерантности
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconУрок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Воспитание чувства уважения к старшим поколениям, толерантности к людям, имеющим другую систему ценностей
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconТема. "Урок толерантности". Цели
...
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconУрок английского языка в 9 классе. Тема: Конфликты в современной истории. Как их предотвратить?
Воспитание толерантности, уважения прав человека как условия предотвращения конфликтов
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconМетодические рекомендации классным руководителям для проведения единого...
Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила...
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconВнеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов...
Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нравственное и духовное воспитание школьников в рамках конкурса рисунков "Уроки Холокоста – путь к толерантности"
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconТема урока : «Межнациональные отношения»
Воспитание уважения и толерантности к народам нашего многонационального государства
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconКлассный час на тему: «Урок мира. Толерантность»
Литература: Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24
Уроки толерантности Тема. \"Урок толерантности\" iconУрок русского языка с элементами проектной деятельности. Тема: «Закрепление...
Цели урока: Закреплять орфографический навык письма и умения применять полученные знания в практической деятельности. Работать над...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск