Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий





НазваниеПавел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий
страница1/34
Дата публикации28.09.2014
Размер2.12 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Борис Иванович Багрянцев, Павел Иванович Решетов

Учись морскому делу

Приобщение к одной из лучших профессий

Этот случай произошел несколько лет назад. Флагман флотилии Московского городского клуба юных моряков, речников и полярников теплоход «Москва» шел в водах Черного моря. Мы взяли курс к берегам солнечной Болгарии, куда нас пригласили наши старые друзья — школьники и учителя г. Бургас.

Под вечер навстречу показался греческий сухогруз, направляющийся в один из портов Кавказа. Произошел традиционный диалог с помощью Международного свода сигналов.

— Откуда следуете? — запросили с «иностранца».

— Из Москвы.

— Наименование вашего судна?

— Теплоход «Москва».

На минуту сигнальщики смолкли. Очевидно, на сухогрузе решили, что их разыгрывают. Трудно им было представить себе такое длительное путешествие из «сухопутной» столицы по Москве-реке, Волге, Дону, Цимлянскому и Рыбинскому водохранилищам, через десятки шлюзов и портов, Азовское море и Черное. Но вот флаги вновь взвились на рее.

— Кто владелец судна?

— Передавайте, — приказал стоящий на капитанском мостике командир перехода, — курсанты клуба, учащиеся седьмых — девятых классов московских школ.

Больше с иностранного теплохода не задали ни одного вопроса. Нам просто не поверили: «Разве мальчишки могут быть владельцами большого морского судна?»

Могут! Это доказали энтузиасты всесоюзного движения «Юный моряк», добрым почином которого стало создание в Москве первого клуба юных моряков, речников и полярников. Находились скептики, считавшие эту затею делом пустым и ненужным, даже опасным: «Разве можно доверять подросткам управление судном — сложным техническим сооружением? А штормы, непогода, швартовки, рифы, отмели?»

И эти сомнения были естественными. Ведь дело было новое, неиспытанное. Работа шла туго. Первыми выделенными для клуба плавсредствами оказались старые шлюпки на берегу Химкинского водохранилища.

С тех пор минуло более двадцати пяти лет. Давно прошли те времена, когда клубный флот состоял из одних шлюпок. Лаги учебных кораблей «накрутили» десятки тысяч миль.

До июля 1973 года флагманским кораблем был теплоход «Москва». Он принимал на борт сто человек. Два его двигателя общей мощностью 1618 кВт (2200 л. с.) позволяли ему развивать скорость до 25,9 км/ч (14 узлов). Однако его обитаемость и снабжение спасательными средствами, хотя и соответствовали нормам Регистра Союза ССР, оставляли желать лучшего. Поэтому советом клуба и советом капитанов было принято решение просить Министерство морского флота СССР выделить клубу морское пассажирское судно. Просьбу поддержали Советский райком КПСС столицы и Московский городской комитет комсомола. Министерство пошло навстречу, и в июле 1973 года на водную базу клуба прибыл из Ростова-на-Дону теплоход «Василь Коларов» — самое большое морское судно, когда-либо входившее в Московский порт.

В комфортабельных каютах теплохода можно разместить 130 человек. Имеются просторные кают-компании, музыкальный салон, учебный класс. Камбуз оборудован холодильными установками. Есть все, что нужно для того, чтобы совершать дальние морские походы. Но юные моряки по-прежнему с большим уважением и любовью относятся к старой «Москве» — ведь с ней связана история клуба, первые заграничные походы к юниорам Ростока, Гдыни, Гданьска, Бургаса и Варны.

Самый быстрый корабль клуба — «Ленинград». Бывший большой охотник за подводными лодками служит ребятам более 15 лет. Он может принимать 70 человек. При общей мощности трех двигателей 2427 кВт (3300 л. с.) он развивает скорость до 33,3 км/ч (18 узлов). Экипаж этого корабля под командованием капитана А. Н. Агафонова, отличника народного просвещения РСФСР, неоднократно занимал первые места в социалистическом соревновании среди семи судов клуба.

Учебные суда «Балтиец», «Ласточка», «Юный водник», которые принимают на борт по 50 человек, служат для плавания по внутренним водным путям. Они оборудованы всем необходимым для этих целей. Кроме перечисленных судов, клуб имеет 20 шлюпок, катера, швертботы.

В октябре 1981 года получил московскую прописку теплоход «Сайма», переданный юным морякам по решению Министерства морского флота СССР. «Сайма» стала флагманским судном клуба. Более десяти лет этот теплоход совершал рейсы между Ленинградом и портами дружественной Финляндии. Судно модернизировано, хорошо оборудованы ходовой мостик, машинное отделение, радиорубка, жилые помещения, камбуз, столовая и др. «Сайма» принимает на борт 160 человек и может совершать продолжительные походы.

Вся эта флотилия — гордость юных моряков клуба. Видели бы вы их лица, когда они провожали в последний путь «Кронштадт» и «Севастополь», списанные «по возрасту» на слом учебные суда. Сотни мальчишек и девчонок прошли на них морскую выучку. Сейчас модели этих кораблей занимают почетные места в клубном музее.

Да, клуб достиг успехов. Но это не только его заслуга. Коллектив всегда работал в тесном контакте с партийными, комсомольскими, профсоюзными и общественными организациями, и везде находились люди, готовые помочь своим юным друзьям. Клубу помогают Главный штаб Военно-Морского Флота, Министерство морского флота СССР. Много добрых дел сделал для него и известный советский капитан дальнего плавания Г. А. Мезенцев, участник Великой Отечественной войны.

Бывали трудности, и немалые. Но многое удалось сделать. И теперь приходят письма и радиограммы со всех морей и океанов. Это пишут своим наставникам те, кто впервые познакомился с морем и флотом в клубе, его воспитанники, ставшие профессиональными моряками.

Многих юношей не без основания влечет военно-морская романтика, кругосветные плавания на надводных кораблях и подводных атомоходах. Но есть и другая действительность в профессии моряка — это нелегкие повседневные будни, связанные с учениями и вахтами, тренировками и авралами до крутосоленого пота.

В походной жизни моряку нельзя ни на минуту забывать о том, что море не прощает халатности и беспечности. Только отличное знание своей специальности, четкое и добросовестное исполнение каждым матросом, старшиной, мичманом и офицером своих обязанностей может привести к успешному выполнению стоящих перед кораблем задач.

В клубе, еще задолго до того как парень в первый раз ступит ногой на палубу учебного корабля, он уже не понаслышке, а на собственном опыте узнает, что такое флотская дисциплина и подтянутость.

Откройте дверь в клуб, и с первых шагов вы почувствуете себя словно на настоящем судне. У входа встретит вахтенный, одетый в морскую форму. Все события в жизни клуба заносятся в вахтенный журнал. Дежурная служба пользуется корабельной сигнализацией: звонками, боцманскими дудками, колоколом для отбивания склянок.

Ребята сами обеспечивают и поддерживают дисциплину. Разгильдяй и неряха, случайно затесавшийся в их среду, сразу начинает чувствовать себя белой вороной. У него два выхода: либо уйти из клуба, либо подтянуться, пересмотреть свое поведение, стать достойным своих товарищей. Большинство становится именно на этот путь.

За двадцать пять лет существования столичный клуб юных моряков, речников и полярников подготовил более 12 000 юных моряков. Многие из них уже окончили средние и высшие морские и военно-морские училища и теперь неустанно, со знанием дела, несут вахты на мостиках и у судовых механизмов, ведут наши советские корабли и суда по океанским дорогам.

А. Баннов, И. Иванов, Ю. Суворов, Ю. Кулебякин — те, которым когда-то подставляли ящик, чтобы они могли достать до штурвала, — теперь штурманы дальнего плавания, а Я. Каминский — капитан дальнего плавания. Ю. Юшкин, В. Постников и Ю. Шерстюк стали, как и многие другие выпускники, флотскими офицерами. Некоторые из выпускников, отслужив на флоте, окончив морские училища, сейчас работают в клубе: Ю. Пасма-ник — капитан учебного судна «Ласточка», Н. Наумов — старший механик теплохода «Сайма», П. Юрьев и В. Тарнопольский — механики.

Не так давно в газете «Водный транспорт» была опубликована корреспонденция «Наш третий механик», в которой рассказывалось о выпускнике клуба Валерии Громове. После окончания Ленинградского арктического училища Валерий плавал на большом морском судне Балтийского пароходства судовым механиком, а теперь работает в клубе механиком-наставником юных моряков.

Первым ответственным рейсом будущего моряка было участие в перегоне тральщика, который клуб получил в подарок от военных моряков Балтики. Тральщик предстояло перевести по Волго-Балтийской водной системе в Москву.

На корабле четыре юных моряка — курсанты третьего курса, механик Н. П. Кулагин и капитан. Валерий Громов в этом рейсе отметил свое пятнадцатилетие.

Корабль был оснащен тремя главными двигателями и множеством вспомогательного оборудования, которое тоже требовало обслуживания. Рейс выдался трудным. Шлюзы, швартовки, по утрам и ночью густые туманы, штормовые погоды на Ладоге и Онеге. А экипаж — всего шесть человек! Уже тогда Валерий показал свои хорошие морские качества, которые в дальнейшем подтвердила жизнь.

Давно известно, что большинство подростков мечтают о море, но далеко не все находят дорогу на корабль. Множество юношей каждый год очертя голову кидаются в мореходки, подчас и поступают, а потом, через пять-шесть лет учебы или нескольких лет морской службы, понимают, что, увы, они не для моря и море не для них. Каждый клуб юных моряков — это своеобразный фильтр, дальше которого часть юношей не идет. Однако годы, проведенные в клубе, нельзя считать потерянными — многое узнают они здесь, и эти знания и навыки помогут им в любой области, в которой они будут трудиться.

Зато ребята, прошедшие морскую школу и уверившиеся в своем призвании, — это золотой фонд наших флотов — морского и речного, рыбопромыслового, научного, военного.

Каждый год 1 сентября Московский городской клуб юных моряков, речников и полярников объявляет набор на первый курс. От желающих нет отбоя. Поступающим выдаются специальные бланки-заявления, в которые заносятся анкетные данные, а также отмечается согласив школы, родителей и заключение медицинской комиссии.

Все наши ребята — моряки. Однако каждый изучает морское дело не вообще, а определенную специальность, которой в будущем мечтает себя посвятить. Учеба ведется по детально разработанным программам, и процесс обучения строится так, чтобы каждый мог выбрать работу по душе.

С октября по апрель идут теоретические занятия в специально оборудованных кабинетах-классах, а также практические в кабинетах морской практики, такелажных работ, в столярных и слесарных мастерских.

Занятия начинаются в 16 часов. Звонит колокол громкого боя, и в коридорах клуба наступает тишина. Уроки чередуются с морской практикой непосредственно на кораблях.

В клубе есть, например, группы судоводителей. Три года они изучают основы судовождения: навигацию, технические средства кораблевождения, лоцию, средства навигационного оборудования. Ежегодно ранней весной юные судоводители знакомятся с районами предстоящего плавания, тщательно изучают их навигационную, обстановку.

Судомехаников в клубе восемь групп. В их кабинете есть все, вплоть до дизелей в разрезе. Юные механики досконально осваивают теоретический курс, участвуют в зимнем судоремонте, а перед навигацией сдают специальные экзамены на допуск к самостоятельному несению вахт у действующих механизмов.

Судовые радисты основное время посвящают изучению радиотехники, электротехники, устройству радиоустановок и, конечно же, осваивают прием и передачу радиограмм.

Есть также группы судовых электриков и радиомастеров. Эти специальности необходимы клубу, так как ребята сами ремонтируют и содержат в рабочем состоянии электрику и радиоаппаратуру в кабинетах и на учебных судах.

По специализированным программам занимаются группы боцманов, водителей катеров, старшин шлюпок.

Особое внимание в клубе уделяется подготовке общественных инструкторов по всем специальностям и водным видам спорта. Курсанты много занимаются греблей. По этому виду спорта клуб занимает призовые места, имеет своих разрядников и даже кандидатов в мастера спорта.

Все курсанты клуба проходят морскую практику, во время которой знания, полученные в классах и кабинетах, сливаются с навыками и умениями, необходимыми каждому моряку.

Во время летней практики курсанты совершенствуются в гребле, управлении шлюпкой, вяжут морские узлы, сращивают тросы, плетут кранцы, передают и принимают семафор.

Преподаватели клуба — это капитаны, штурманы, механики, заведующие кабинетами. Наставники — боцманы, мотористы, вахтенные матросы и другие специалисты. Все они — большие энтузиасты своего дела.

Клубная флотилия выросла до неузнаваемости. Но когда в начале осени заявления сыплются словно листья с деревьев, в клубе мечтают еще хотя бы о двух-трех кораблях с более новой техникой и аппаратурой.

Юные моряки исходили множество рек и озер, бороздили Балтику и Черное море. Теперь их манит океан. В него не выйдешь на чем попало, а выйти хочется. Ведь морское дело курсанты клуба изучают без всяких скидок.

Каждый год после окончания теоретических занятий играется сбор, на котором объявляются списки учебных экипажей. Чтобы каждому найти место и никого не списывать на берег, руководству клуба приходится основательно поработать.

Курсанты проходят практическое плавание не только летом, но и зимой. В период зимних школьных каникул группа курсантов из 25–30 человек под руководством одного из капитанов отправляется из Москвы в Одессу проходить практику на пассажирских судах, следующих по маршруту: Одесса — Севастополь — Ялта — Керчь — Новороссийск — Поти — Сухуми — Батуми — Одесса. Штормовые погоды зимнего Черноморья закаляют юных моряков, вырабатывают у них отличные морские качества.

Большую интернациональную работу проводит клуб, поддерживая связи и обмениваясь опытом работы с клубами юных моряков ГДР, НРБ, ПНР, ЧССР, Кубы. Гостями клуба были представители Франции, Японии, Финляндии, стран Ближнего Востока и Америки с целью организации таких же объединений у себя.

Перед клубом стоят большие задачи. Намечается строительство единого комплекса на берегу Химкинского водохранилища — своего рода дворца юных моряков с бассейнами, залами, лабораториями.

Завтрашний день принесет сотням мальчишек и девчонок новую радость открытий, подарит первую встречу с морем, научит быть сильными, умелыми, ловкими.

Глава I

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ КОРАБЛЯ

В этой главе рассказывается, что представляет собой корабль[1] как инженерное сооружение, каким требованиям он должен отвечать, из каких состоит частей, какими оснащен устройствами, системами, механизмами.

1. Общие понятия о корабле

Корабли Военно-Морского Флота отличаются от гражданских морских судов, и назначением, и своим внешним видом (силуэтом).

Корабли — сложные инженерные сооружения. Строят их на судостроительных заводах (судоверфях). При постройке корабля на стапеле и при выполнении работ после спуска его на воду принимают участие десятки предприятий. Они поставляют на судоверфь материалы, вооружение, механизмы, различное оборудование.

Одним из качеств, которым должен обладать корабль, является живучесть. Живучесть корабля (судна) обеспечивается, во-первых, его конструктивными особенностями: корпус корабля разделен водонепроницаемыми переборками на несколько отсеков, в которых имеются аварийные средства, средства корабельной связи и пр. Во-вторых, живучесть корабля обеспечивается организационными мероприятиями: его личный состав обязан зорко следить за прочностью и герметичностью корпуса, палуб, водонепроницаемых переборок, дверей, люков, горловин, иллюминаторов, сальниковых уплотнений, кингстонов, клапанов затопления и их приводов, обеспечивать взрывопожаробезопасность и постоянную готовность к работе технических средств.

Чтобы корабль нормально плавал и выполнял свойственные ему задачи, он должен обладать определенной мореходностью, которая определяется мореходными качествами. Это плавучесть и запас плавучести, остойчивость, непотопляемость, плавность качки, ходкость, маневренность, устойчивость на курсе и управляемость. Они обеспечиваются главными размерениями корабля, обводами корпуса, размещением вооружения, технических средств и др.

Мореходные качества корабля — величины не постоянные. Они зависят от многих факторов и прежде всего от нагрузки и размещения грузов. История мореплавания знает немало случаез гибели кораблей (судов) с неповрежденными корпусами, но имеющих плохие мореходные качества. Поэтому морякам необходимо хорошо знать мореходные качества своего корабля, чтобы понимать и правильно использовать законы, благодаря которым корабль плавает.

2. Краткие сведения из теории корабля

Корабль строится по рабочим чертежам, которые делаются на основе технического проекта. Основой же для составления технического проекта является теоретический чертеж (рис. 1) — плод кропотливой и длительной работы многих инженеров над техническим заданием на постройку корабля. Теоретический чертеж представляет собой изображение наружных очертаний корпуса корабля в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: диаметральной, мидель-шпангоута и грузовой ватерлинии.

Диаметральная плоскость (ДП) — это вертикальная плоскость вдоль всего корабля, делящая его корпус на две симметричные половины — левую и правую. Изображение корпуса в этой плоскости называется боком и представляет часть теоретического чертежа. Параллельно диаметральной плоскости изображают еще несколько плоскостей, линии пересечения которых с наружной обшивкой корпуса называют батоксами.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — это вертикальная плоскость, перпендикулярная к диаметральной плоскости и проходящая через середину длины корпуса. В теоретическом чертеже такое изображение называют корпусом. На полученный разрез наносят еще ряд линий, представляющих собой пересечение обшивки корпуса по длине корабля несколькими вертикальными плоскостями, параллельными мидель-шпангоуту. Полученные линии называются теоретическими шпангоутами. Поскольку левая и правая половины корпуса корабля относительно диаметральной плоскости абсолютно одинаковы, то на правой части корпуса наносятся линии шпангоутов, расположенных к носу от миделя, а на левой стороне — линии шпангоутов, расположенных к корме от него.

Плоскость грузовой ватерлинии (ГВЛ) — это горизонтальная плоскость, совпадающая с поверхностью спокойной воды при плавании корабля с полным грузом. Она условно отделяет надводную часть корпуса от подводной. Ввиду симметричности ватерлинии относительно диаметральной плоскости в плоскости грузовой ватерлинии изображается только одна половина корпуса и называется она полуширотой. На изображении полушироты наносят еще несколько линий, которые представляют собой сечение наружной обшивки подводной части корабля плоскостями, параллельными плоскости грузовой ватерлинии. Их также называют ватерлиниями.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconКафедры
Преподаватель Карасев Павел Иванович доцент, канд техн наук, контактная информация: тел. 79-77-03
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconСвидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ регистрационный...
Алексеевич, Липов Денис Игоревич, Петрик Алексей Николаевич, Лобанов Павел Сергеевич, Семенов Роман Александрович, Киселев Алексей...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconСвидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ регистрационный...
Алексеевич, Липов Денис Игоревич, Петрик Алексей Николаевич, Лобанов Павел Сергеевич, Семенов Роман Александрович, Киселев Алексей...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconПрограмма организации внеурочной деятельности младших школьников...
Программа кружка «Учись учиться» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconБардышев Павел Иванович, учитель биологии моу «Цивильская сош №1...
Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий icon16 февраля 1698 года в маленьком приморском городке Круазик, расположенном...
Круазик, расположенном на северо-западе Франции,родился физик, астроном, геодезист, гравиметрист,гидрограф, крупный специалист по...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология профессий»
Целью освоения дисциплины «Социология профессий» является формирование у студентов представлений о социальной истории, этапах развития,...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий icon37. Личность императора Николая 1
Заговорщики ворвались в спальню Павла и потребовали, чтобы он подписал акт об отречении. Павел отказался. Началась перепалка, и Павел...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconТесты по профессиям. Описание профессий
...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconПрограмма профессионального модуля 16-18 кегль Прописные Между строками...
Для пм «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» оу имеет право выбирать из приложения к...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий icon2 Кодекс чести школьников
Мир профессий.(Кто трудится в нашей школе? Люди каких профессий трудятся по соседству с нашей школой?)
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, фильмы, диафильмы о профессиях
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconЕвгений Иванович Гусев выдающийся отечественный невролог с мировым именем. Под руководство
Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного...
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconТема: «Формирование представлений и понятий в географии»
Конкурса лучших учителей Российской Федерации – 2009, победителя Конкурса лучших учителей Костромской области – 2011
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconОтец павел флоренский: конкретная метафизика отец Павел Флоренский (1882 – 1937)
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Павел Иванович Решетов Учись морскому делу Приобщение к одной из лучших профессий iconО внедрении государственных стандартов по информации, библиотечному...
В целях повышения эффективности и качества библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей, совершенствования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск