Скачать 141.67 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Техника графики» для специальности подготовки специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Отделение дизайна Программа дисциплины «Техника графики» для специальности 070601.65 «Дизайн» специализация «Графический дизайн» подготовки специалиста Автор программы: Шерифзянов Р.Ш.., к.п.н доцент, rsherifzyanov@hse.ru Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «16» октября 2012 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для специальности 070601.65 "Дизайн" по специализации «Графический дизайн», изучающих дисциплину «Техника графики» на 3-ем и 4-ом курсе обучения. Программа разработана в соответствии с: ВПО 070601.65 "Дизайн" для образовательных программ для направления 070601.65 "Дизайн" «Графический дизайн». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 070601.65 "Дизайн" профили «Графический дизайн», утвержденным в 2011- 2012гг. 1Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Техника графики» являются изучение приемов, методов и технологий работы в классических техниках станковой графики по трем видам печати; теоретическим и практическим инструментарием выполнения произведений в техниках гравюра, офорта и монотипии. 2Дидактические единицы, изучаемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать - историю создания высокой и глубокой печати; - общую структуру технологического процесса, типы производств и их особенности, стадии производства, принципы организации процесса печати; - технологические процессы различных видов печати;
- работать различными инструментами высокой и глубокой печати; - самостоятельно выполнять печать с клише; - переводить рисунок в материал Иметь навыки (приобрести опыт) - владения различными инструментами гравюры; - создания собственных оттисков с гравюрных досок; - переведения наработанного материала в печатную графику; В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие дидактические единицы: историю печатного дела, область применения печатной графики в современном производстве и дизайне структуру технологического процесса при создании печатной книги. 3Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин, федерального компонента. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Рисунок Технологии Основы композиции в дизайне среды Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - знать основы пластики в графическом изображении; - знать основы композиции в пространстве листа; - знать историю и историю искусств; - уметь вести поисково-эскизные работы; - уметь выполнять работы в различных графических материалах; - уметь работать с научной и учебной литературой. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Композиция печатных изданий Предпечатная подготовка 4Тематический план учебной дисциплины
5Формы контроля знаний студентов
5.1Критерии оценки знаний, навыков Зачет 5-го семестра. На зачете студент должен продемонстрировать знания основных понятий и исторического аспекта данной дисциплины, понимание различных приемов создания композиций в в технике печатной графики, продемонстрировать навыки копирования и создания авторских произведений декоративно-прикладного искусства. Оценивание проходит в результате просмотра выполненных в ходе семестра заданий. Формат творческих работ определяется автором, исходя из замысла. Зачет 6-го семестра. На зачете студент должен продемонстрировать знания основных понятий и исторического аспекта данной дисциплины, понимание различных приемов создания композиций в в технике печатной графики, продемонстрировать навыки копирования и создания авторских произведений декоративно-прикладного искусства. Оценивание проходит в результате просмотра выполненных в ходе семестра заданий. Формат творческих работ определяется автором, исходя из замысла. Экзамен. На экзамене студент должен продемонстрировать знания основных понятий и исторического аспекта данной дисциплины, понимание различных приемов создания композиций в в технике печатной графики, продемонстрировать навыки копирования и создания авторских произведений декоративно-прикладного искусства. Оценивание проходит в результате просмотра выполненных в ходе семестра заданий. Формат творческих работ определяется автором, исходя из замысла. В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях техники «офорт», приемах создания различных произведений эстампа, умение использовать различные творческие и технические средства для достижения выразительности произведения Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 5.2Порядок формирования оценок по дисциплине Итоговая оценка по дисциплине формируется на основе оценки зачета.6Содержание дисциплиныРаздел 1. Техника высокой печати Тема 1. Продольная гравюра Техника кьяроскуро Количество часов аудиторной работы – 34 часа Самостоятельная работа – 17 часов Продольная (обрезная) гравюра на дереве - древнейший вид гравюры и печати. Материал, инструменты, техника. Особенности художественного языка. Процесс работы над гравюрой. Основные этапы развития продольной гравюры. Древняя китайская и японская гравюра. Западноевропейская гравюра на дереве XV-XVI вв. Ранние станковые и книжные гравюры. А. Дюрер и период расцвета продольной ксилографии. Начало ее упадка в конце XVI в. Ф. Папийон и книжная ксилография начала XVIII в. Древнерусская гравюра на дереве. И.Федоров, А.Невежа, В.Корень. Киевская и львовская школы. Лубочные картинки XVII-XVIII в.в. Продольная гравюра конца XIX- начала XX веков, её современной развитие. Возрождение продольной гравюры в конце Х1Х-начале XX веков. (П.Гоген, Ф.Валлотон, Э.Мунк, А.Майоль, Э.Вольде и др.). Современная продольная гравюра в странах Западной Европы, Азии и Америки. Советская продольная гравюра. П.Павлинов, А.Кравченко, А.Усачев, В.Домогацкий, И.Голицын, литовские мастера (В.Юркунас и др.) Жизнеспособность старой техники. Возможности ее применения в станковой и книжной графике. Современное состояние отечественной продольной гравюры. Кьяроскуро: вид цветной гравюры. Задание 1. Создание листов в технике продольной гравюры Задание для самостоятельной работы: Поиск аналитического и иллюстративного материала, стилистические изыскания, эскизирование. Форма отчетности: Сбор иллюстративного материала. Эскизы. Аналитика. Тема 2. Гравюра на линолиуме Количество часов аудиторной работы – 34 часа Самостоятельная работа – 17 часов Материал, инструменты. Художественные особенности. Русские и советские мастера линогравюры: И.Павлов, В.Фалилеев, П.Староносов, И.Соколов, М.Маторин, Э.Окас и др. Станковая советская линогравюра (И.Голицын,Г.Захаров, А.Бородин и др.). Линогравюра в зарубежных странах: П.Пикассо, Л.Мендес, А.Гомес и др. Цветная гравюра на дереве и линолеуме. Различные методы цветового решения в гравюре (гравюра с контурным цветом и одной или несколькими подкладками, тональное решение типа "кьяроскуро", собственно цветная гравюра). Процесс работы над цветной линогравюрой. Способы печати. Основные исторические этапы. Китайсккая, японская, цветная линогравюра. Расцвет гравюры в Японии в ХXIII-Х1Х вв. (Утамаро, Хокусай, Харунобу, Хиросиге, Сяраку и др.). Печать водяными красками. Западноевропейская цветная гравюра ХУ1-ХУШ вв. (Уго да Карпи, А.Андреани, Л.Кранах, Г.Бургмаейр, Г.Гольциус, А.Альтдорфер и др.) и ХIХ-ХХ вв. (О.Лепер, У.Никольсон, П.Пикассо, X.Финне и др.) Русская цветная гравюра. Её основоположники (А.Остроумова-Лебедева, В.Фалилеев, И.Павлов). Советская цветная гравюра - станковая (И.Соколов,М.Маторин и др.), книжная (Н.Пискарев, В.Домогацкий, М.Пиков, Г.Елифанов и др.). Задание 1. Создание листов в технике линогравюры Задание для самостоятельной работы: Поиск аналитического и иллюстративного материала, стилистические изыскания, эскизирование. Форма отчетности: Сбор иллюстративного материала. Эскизы. Аналитика. Пробный и финальный отпечатки. Раздел 2. Техника глубокой печати Тема 3. Общие понятия о глубокой гравюре на металле Количество часов аудиторной работы – 34 часа Самостоятельная работа – 11 часов Историческое значение ручных полиграфических техник. Значение ручных полиграфических техник в наше время. Эстамп и его особенности. Роль эстампа в современной графике и книжном искусстве. Общие понятия о глубокой гравюре на металле. Способы механической и химической обработки доски и соответствующие им виды глубокой гравюры. Смешанные техники. Способы корректуры в глубокой гравюре. Резцовая гравюра меди. Материал, инструменты. Особенности техники и художественные средства резцовой гравюры. Основные этапы развития. Происхождение техники. Западноевропейская гравюра на меди XX-ХXI вв. Задание 1. Создание произведения в технике глубокой гравюры. Задание для самостоятельной работы: Начало работы над произведением печатной графики. Форма отчетности: Сбор иллюстративного материала. Эскизы. Аналитика. Тема 4. Виды офорта Количество часов аудиторной работы – 34 часа Самостоятельная работа – 11 часов Основные этапы развития офорта. Возникновение офорта в начале XVI в. Офорты А. Дюрера, А. Альтдорфера. Расцвет офорта XVII века. Рембрант, А.Остаде, Я. Рейсдаль. Офорты А. Ван-Дейка, Д. Рибейры, X. Калло, К. Лоррена. Офорт XVIII в. Офортные серии Ф. Гойи. Офорт XIX-начала XX в., его преимущественно камерный характер. Офорты живописцев. Виды офорта. Чистый офорт (травленый штрих). Технологический принцип. Материал (медь, цинк, жесть и др.) и инструменты. Офортный грунт. Рисование иглой. Последовательное вытравление доски с выкрыванием частей рисунка лаком или с постепенным нанесением рисунка. Художественные средства и возможности штрихового офорта. Мягкий лак. Процесс работы. Художественные возможности этого способа. Акватинта. Запыливание доски порошком. Последовательное травление с выкрыванием. Художественные возможности. Акватинта как дополнение к офорту и как самостоятельная техника. Соляной способ получения зерна. Цветная печать. Другие виды офорта (лавис, резерваж и т.д.), комбинация различных видов. Смешанные техники (пунктир, карандашная манера, офорт с доработкой резцом и т.д.). "Прямой перевод" Е.Тейса, электролитическое травление и т.д. Задание 1. Создание произведения в технике глубокой гравюры. Задание для самостоятельной работы: Продолжение работы над произведением печатной графики. Форма отчетности: Пробный и финальный отпечатки. Раздел 3. Редкие техники эстампа Тема 3. Монотипия Количество часов аудиторной работы – 34 часа Самостоятельная работа – 11 часов Технико-художественные возможности. Работы Е. Кругликовой, А. Шевченко. Другие редкие виды печатной графики Задание 1. Создание произведения в монотипии. Задание для самостоятельной работы: Подготовка печатных форм, печать. Форма отчетности: Отпечатки творческих работ. Литература по разделу 1: Базовый учебник1. Звонцов В. Шистко В. Офорт. Техника. История - СПб.: Аврора , 2006 Основная литература2. Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам своими руками. – М.: АСТ, Астрель, 2004 3. Йорди Катафал, Клара Олива. Гравюра. Техники и приемы высокой и глубокой печати - М.: Художественно-педагогическое издателство, 2008 Дополнительная литература 4. Ковтун Е. Что такое эстамп. – М.: Художник РСФСР, 1963 5. Миролюбова Г. Русская литография. – М.: «Центрполиграф», 2006 6. Успенский М. Японская гравюра. – СПб.: Аврора, 2004 Литература по разделу 2: Базовый учебник1. Звонцов В. Шистко В. Офорт. Техника. История - СПб.: Аврора , 2006 Основная литература2. Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам своими руками. – М.: АСТ, Астрель, 2004 3. Йорди Катафал, Клара Олива. Гравюра. Техники и приемы высокой и глубокой печати - М.: Художественно-педагогическое издателство, 2008 Дополнительная литература 4. Ковтун Е. Что такое эстамп. – М.: Художник РСФСР, 1963 5. Миролюбова Г. Русская литография. – М.: «Центрполиграф», 2006 6. Успенский М. Японская гравюра. – СПб.: Аврора, 2004 Литература по разделу 3: Базовый учебник1. Звонцов В. Шистко В. Офорт. Техника. История - СПб.: Аврора , 2006 Основная литература2. Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам своими руками. – М.: АСТ, Астрель, 2004 3. Йорди Катафал, Клара Олива. Гравюра. Техники и приемы высокой и глубокой печати - М.: Художественно-педагогическое издателство, 2008 Дополнительная литература 4. Ковтун Е. Что такое эстамп. – М.: Художник РСФСР, 1963 5. Миролюбова Г. Русская литография. – М.: «Центрполиграф», 2006 6. Успенский М. Японская гравюра. – СПб.: Аврора, 2004 Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий. 7Образовательные технологииПри реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач. 8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1Тематика заданий текущего контроляТекущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом. Темы заданий соответствуют темам практических занятий: 1. История эстампа 2. Роль эстампа в современной графике и книжном искусстве. 3. Резцовая гравюра меди 4. Основные этапы развития офорта 5. Акватинта 6. Техники продольной гравюры 7. Монотипия 8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныСамопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам: 1. Каково историческое значение ручных полиграфических техник? 2. Каково значение ручных полиграфических техник в наши дни? 3. Назовите особенности эстампа? 4. Перечислите способы механической и химической обработки доски и соответствующие им виды глубокой гравюры? 5. Перечислите способы корректуры в глубокой гравюре? 6. Каковы особенности техники и художественные средства резцовой гравюры? 7. Перечислить основные этапы развития офорта? 8. Какие виды офорта Вы знаете? 9. Какие виды смешанный техник Вы знаете? 10. Назовите ведущих художников, известных работами в технике офорт? 11. Что такое акватинта? 12. Что такое кьяроскуро? 13. Назовите основные техники высокой гравюры? 14. Какие Вы знаете редки техники печатной графики? 15. Что такое монотипия? 9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины9.1Базовый учебник1. Звонцов В. Шистко В. Офорт. Техника. История - СПб.: Аврора , 2006 9.2Основная литература2. Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам своими руками. – М.: АСТ, Астрель, 2004 3. Йорди Катафал, Клара Олива. Гравюра. Техники и приемы высокой и глубокой печати - М.: Художественно-педагогическое издателство, 2008 9.3Дополнительная литература4. Ковтун Е. Что такое эстамп. – М.: Художник РСФСР, 1963 5. Миролюбова Г. Русская литография. – М.: «Центрполиграф», 2006 6. Успенский М. Японская гравюра. – СПб.: Аврора, 2004 9.4Справочники, словари, энциклопедии7. Дизайн. Иллюстрированный словарь – справочник. – М.: «Архитектура - С», 2004 10Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения дисциплины необходима лаборатория, обеспечивающая возможность выполнения эстампов и печати основных техник офорта, гравюры и литографии, а так же возможность просмотра работ – проектор, экран, персональный компьютер. |
Задача изучения дисциплины освоить основные понятия компьютерной... Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с основами компьютерной графики и графическими программами | Задача изучения дисциплины освоить основные понятия компьютерной... Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с основами компьютерной графики и графическими программами | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Векторная и растровая... Цели дисциплины раскрыть сущность и специфику векторной и растровой графики, закономерности ее исторического развития, подготовить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Начертательной геометрии, инженерной графики и компьютерной графики» по направлению «Информатизация образования» является ознакомление... | ||
Программа по дисциплине «Техника графики» Целью настоящего курса является: • приобретение студентами практических навыков работы с раз-личными материалами и инструментами... | Рабочая программа дисциплины объектно-ориентированное программирование... Фгос впо к структуре и результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по Профессиональному циклу по направлению... | ||
Памятка для студентов групп мапп-41-42 по изучению дисциплины «Холодильная техника и технология» Дисциплина «Холодильная техника и технология» изучается в 8-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы | Техника лабораторных исследований Примерная программа учебной дисциплины «Аналитическая химия и техника лабораторных исследований» разработана на основе Федерального... | ||
Программа обучения на курсе Adobe Photoshop Введение в растровую графику. Строение растровой графики. Преимущества и недостатки растровой графики. Источники получения растровых... | Рисунок изображение на плоскости, созданное средствами графики Рисунок – вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основы алгоритмизации и программирования... Фгос нпо, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100... | Исследовательская работа по теме: “Методика преподавания трехмерной... При этом мнений относительно компьютерной графики практически столько же, сколько людей населяет нашу планету | ||
Контрольная работа №1 Тема контрольной работы №1 Базовые основы компьютерной Области применения компьютерной графики; технические средства компьютерной графики: мониторы, графические адаптеры | Рабочая программа по дисциплине В. В основы компьютерной графики Дисциплина «Основы компьютерной графики» является фундаментальной дисциплиной в подготовке бакалавра. Это одна из основных дисциплин... | ||
Учебной дисциплины Фгос) по профессии начального профессионального образования (далее нпо), входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика... | Учебно методический комплекс дисциплины дс. 1 «Устройство и конструкция автомобиля» Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, получаемых при изучении "Машиноведения", "Теоретической механики", "Общей электротехники",... |