ПРИНЯТО
решением педагогического совета
«31»августа 2009 г. № 1
| Утверждаю
приказ № ___ от ____
директор ________
| Положение
об элективных курсах 1. Общие положения. 1.1 Настоящее положение определяет порядок получения дополнительного образования в форме прохождения элективного курса (курса по выбору), предусмотренного законодательством об образовании в РФ и разработано на основании:
Типового положения об общеобразовательном учреждении (в ред.постановлений Правительства РФ от 23.12.2002г. №919, от 01.02.2005г №49);
Приказа Минобразования России от 09.04.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Письма Минобразования России от 13.11.2003 № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН
1.2 Элективные курсы - это курсы, избираемые обучающимися в обязательном порядке для данного направления подготовки. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.
1.3 Элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.
1.4 Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой (школьный компонент).
1.5. Основные мотивы выбора элективных курсов:
приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход традиционного школьного «академизма»;
возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
любопытство;
поддержка изучения базовых курсов;
профессиональная ориентация;
интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
1.6. Цели элективных курсов:
развитие любознательности как основы познавательной активности;
развитие способностей, склонностей, интересов обучающихся;
формирование творческого воображения;
развитие ключевых компетенций;
систематизация знаний и углубление умений учащихся на уровне, предусмотренном программой вступительных экзаменов в вузе соответствующего профиля и требуемом при подготовке ЕГЭ.
1.7. Задачи элективных курсов:
способствовать самоопределению ученика и/или выбор дальнейшей профессиональной деятельности;
создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
познакомить обучающихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся.
1.8. Программы элективных курсов, разработанные педагогами получают рецензию экспертного совета школы. 2.Организация и проведение элективных курсов
2.1. Количество элективных курсов должно быть исчерпывающим, предоставляющим обучающимся возможность выбора.
2.2. Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся
2.3. Наполняемость групп для изучения элективных курсов осуществляется в соответствии с действующими нормативами, т.е не более 25 человек.
2.4. Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию, причем разрешается их проведение не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока.
2.5.Продолжительность элективного курса - 45 минут.
2.6. Система оценивания в школе - безотметочная. Возможные варианты отметок: прослушан курс; сдан зачет; защищен реферат; разработан проект; выполнены творческие задания .
2.7.Ведение элективного курса фиксируется в отдельном журнале занятий.
2.8. Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы
3. Структурные элементы программ элективных курсов.
3.1 Титульный лист - включает в себя наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; срок реализации программы; Ф. И. О., должность автора (авторов) программы или на основании чего составлена; название населенного пункта; год разработки программы.
3.2 Пояснительная записка - аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе; указание на место и роль курса в профильном/предпрофильном обучении какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса обучающихся, цель и задачи элективного курса. Возможные варианты отметок (прослушан курс; сдан зачет; защищен реферат; разработан проект; выполнены творческие задания). Формы организации занятий. Формы и методы работы с учащимися.
3.3. Тематический план - включает в себя перечень разделов, тем; количество часов на изучение каждой темы, вид деятельности(теория и практика), форма контроля
3.4 Содержание изучаемого курса - включает перечень тем и их описание.
3.5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
учащиеся должны:
знать - перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения
уметь - владение конкретными навыками данного курса, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности.
3.6 Список литературы - включает в себя литературу, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для обучающихся. При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности электронные учебные пособия (использование качественных CD-дисков, электронной библиотеки и т. п.). 4. Заключительные положения. 4.1 Прохождение элективных курсов - это начало перехода на предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени и является предварительным этапом профильного обучения.
4.2 Построение курса по выбору основанного на данном подходе предполагает учет склонностей обучающихся к соответствующим способам деятельности.
4.3 В деятельности школы элективные курсы рассматриваются как механизм актуализации и индивидуализации процесса учения; как важное условие развития успешности старшеклассников, как средство реализации индивидуального учебного плана внутри школы.
4.4 Введение элективных курсов не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а обучающегося в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию, профессиональное самоопределение.
4.5 Перед введением данного вида обучения в школе проводятся работы по обеспечению предстоящего выбора обучающимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.).
4.6 Программы по элективным курсам рассматриваются на школьных методических объединениях, согласовываются заместителем директора по УВР, утверждаются директором школы.
|