|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зав.каф. терапевтической стоматологии, д.м.н. _____________________
А.С. Оправин «____» ________ 2013 г.
|
| «УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета, д.м.н. _____________________
А.С. Оправин «____» ________ 2013 г.
|
| РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
|
|
| По дисциплине
| «Эндодонтия»
| По направлению подготовки
| 060201 – Стоматология
| Курс
| III, IV, V
| Вид промежуточной аттестации
| Экзамен
| Кафедры
| Терапевтической стоматологии
| Трудоемкость дисциплины 315 час. / 8,75 зач. ед.
|
|
Архангельск 2013
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью эндодонтии является овладение студентами теорией и практикой, основными профессиональными мануальными навыками врача-стоматолога-терапевта при лечении осложненного кариеса.
1.2 Задачи:
обучение студентов современным представлениям об анатомии и морфологии системы корневого канала, методикам подготовки зубов к эндодонтическому лечению, обработки и дезинфекции системы корневых каналов, методикам и системам для обтурации корневых каналов;
освоение студентами методов диагностики, используемых при обследовании пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта;
изучение показаний для терапевтического лечения пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта;
освоение планирования терапевтического лечения заболевания пульпы и периодонта;
формирование практических умений по терапевтическому лечению пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта в амбулаторно-поликлинических условиях;
обучение профилактике, выявлению и устранению осложнений при лечении заболеваний пульпы и периодонта.
формирование у студентов общекультурной и профессиональной компетенции;
обучение студентов основам врачебной деонтологии;
формирование у студентов навыков организации мероприятий по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима в стоматологических учреждениях, соблюдение техники безопасности при работе с различными стоматологическими материалами;
Рабочая программа модуля составлена на основании: 1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности 060201 Стоматология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №16 от 14 января 2011 г.
2. Основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 060201 Стоматология, квалификация «специалист», специальное звание Врач.
3. Учебного плана и графика учебного процесса СГМУ по специальности 060201 Стоматология
4. Квалификационной характеристики по специальности 060201 Стоматология. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП: Учебный модуль «Эндодонтия в терапевтической стоматологии», являясь частью основной профессиональной образовательной программы дисциплины «Стоматология», относится к числу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся с общими целями образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по направлению подготовки 060201 - «Стоматология».
Учебная программа модуля «Эндодонтия в терапевтической стоматологии» предназначена для подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике и ориентирована на обучение студентов комплексному подходу при оказании эндодонтической стоматологической помощи.
Преподавание модуля «Эндодонтия в терапевтической стоматологии» на кафедре терапевтической стоматологии ставит своей конечной целью усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в клинике и обучения на последующих курсах по направлению подготовки (специальности) 060201 – «Стоматология»: «Пародонтология», «Геронтология и заболевания слизистой оболочки полости рта», «Клиническая стоматология». 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты освоения основной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями – его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. 3.1. Компетенции, формируемые при изучении дисциплины. Студент должен обладать:
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением (ПК-1);
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);
способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований (ПК-5);
способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);
способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть основами техники ухода за больными (ПК-7);
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способен и готов осуществить уход за больными (ПК-10);
профилактическая деятельность:
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12);
способностью и готовностью проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-13);
способностью и готовностью формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики (ПК-15);
способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-17);
способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур (ПК-18);
диагностическая деятельность:
способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта (ПК-19);
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-21);
выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-22);
способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-23);
способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов (ПК-24);
лечебная деятельность:
способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27);
способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-28);
способностью и готовностью к проведению премедикации, инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства (ПК-29);
способностью и готовностью к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста (ПК-30);
способностью и готовностью к проведению несложного эндодонтического лечения болезней пульпы и периодонта у пациентов различного возраста (ПК-31);
способностью и готовностью провести первую офтальмологическую помощь при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-37);
способностью и готовностью к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-38);
способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-39);
организационно-управленческая деятельность:
способностью и готовностью оформлять текущую документацию, использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 48);
психолого-педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49);
научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 50);
способностью и готовностью к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-51);
способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК- 52).
3.2. Студент, изучивший дисциплину, должен: знать:
Основные принципы организации стоматологической помощи.
Оснащение стоматологического кабинета и основные правила техники безопасности.
Основные стоматологические инструменты и приспособления и правила их дезинфекции и стерилизации. Обязанности медсестры и санитарки.
Анатомо-физиологические особенности строения зубочелюстной системы.
Классификации, этиологию, патогенез заболеваний пульпы и периодонта.
Этиологические факторы, приводящие к развитию заболеваний пульпы и периодонта.
Схему обследования стоматологического больного, этапы диагностического процесса. Правила заполнения медицинской карты стоматологического больного.
Методы обследования, диагностики, профилактики и терапевтического лечения пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта.
Методы и этапы эндодонтического лечения пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта. Манипуляции в полости зуба, корневых каналах.
Материалы и методы для обработки и пломбирования корневых каналов.
Причины осложнений в терапевтической практике при лечении пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта и способы их предупреждения.
Ошибки, возникающие при лечении пульпы и периодонтита, и методы их профилактики и устранения.
уметь:
1. Правильно спланировать работу врача-стоматолога и выявить недостатки в организации стоматологического кабинета.
2. Проводить обследование пациента с заболеваниями пульпы и периодонта, определять этиологические факторы, приводящие к развитию заболеваний пульпы и периодонта.
3. Использовать для постановки диагноза лабораторные и лучевые методы исследования.
4. Планировать лечение пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта.
5. Заполнять медицинскую карту стоматологического больного и другую медицинскую документацию.
6. Работать со стоматологическим оборудованием и инструментами с соблюдением правил эргономики и техники безопасности.
7. Выбирать метод эндодонтического лечения заболеваний пульпы и периодонта.
8. Выявить, устранить и предпринять меры профилактики осложнений при лечении пульпы и периодонта.
9. Развивать клиническое интегрированное мышление. владеть:
1. Методами обследования пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта.
2. Методами лечения воспаления пульпы с сохранением ее жизнеспособности.
3. Методами лечения воспаления пульпы с применением девитализирующих средств.
4. Методами лечения воспаления пульпы с применением анестезии (методами витальной ампутации и экстирпации).
5. Методами лечения острого и хронического апикального периодонтита.
6. Консервативно-хирургическими методами лечения хронического апикального периодонтита.
7. Методами реставрации зубов после эндодонтического лечения.
8. Методами отбеливания девитальных зубов. |