Областное образовательное автономное учреждение
среднего профессионального образования
«Липецкий медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЛАТНСКОГО ЯЗЫКА
С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ для специальности
060501 Сестринское дело
2011 год
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
и утверждена на заседании ЦМК ОПД и МОЕНД
№__» _______20___г
Председатель ЦМК
____________Тюменцева Л.В.
Автор: преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории ООАУ СПО «ЛМК» Тюменцева Л.В. Рецензенты
Директор «НПЦ традиционной медицины и гомеопатии» Милов В.В. Преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории ООАУ СПО «ЛМК» Бегун Н.Н.
| Составлена в соответствии с ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 Сестринское дело
Заместитель директора
по учебной работе
____________Корнаухова Т.А.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| стр.
| 4
5 10
12
|
1. ПаСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы латинского языка с медицинской терминологией 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060501 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке младшей медицинской сестры, сиделки. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 060501 Сестринское дело дисциплина Основы латинского языка с медицинской терминологией относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские
(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному
образцу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности. 1.4. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ: максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов (теория - 18 часа, практические занятия - 20 часов); самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 57
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 38
| в том числе:
|
| практические занятия
| 20
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 19
| в том числе:
|
| индивидуальное проектное задание (лингвистический проект)
| 6
| работа со словарем и справочниками
| 2
| выполнение упражнений по образцу
| 2
| составление таблиц
| 2
| составление тематических кроссвордов
| 1
| подготовка докладов
| 4
| подготовка эссе
| 1
| выполнение заданий по контрольным вопросам
| 1
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
| Фонетика.
| 8
|
| Тема 1.1.
Латинский алфавит. Произношение букв и буквосочетаний
| Содержание учебной дисциплины
| 2
| 2
| Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии.Фонетика. Латинский алфавит. Правила чтения. Произношение гласных, согласных и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.
| Лабораторная работа не предусмотрена
| -
| Контрольная работа не предусмотрена
| -
| Практическое занятие
| 4
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
|
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1): (Приложение 1)
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
- «Латынь Эпохи Возрождения»;
- «История развития латинского языка»;
- «Non est medicina sine lingua latina» – «Нет медицины без латинского языка»;
- «Латинская терминология как зеркало истории медицинской науки».
«Латинский язык в лексике современного медицинского образования»;
- «Латынь и современность».
Подготовка эссе:
-«Клятва Гиппократа в континууме профессиональной деятельности специалиста-медика».
4. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями.
| 2
| Раздел 2. Анатомическая терминология.
|
| 18
| 2.3.
| Тема 2.1.
Существительные 1-го 2-го, 4-ое и 5ое склонения.
| Содержание учебной дисциплины
| 2
|
| Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.Определение склонения.
Существительные 1-го склонения.
Существительные 2-го склонения. Латинизированные греческие существительные на –on. Название лекарственных препаратов
4-ое и 5ое склонение существительных.
Несогласованное определение. Структура анатомических терминов.
| Лабораторная работа не предусмотрена
|
|
| Контрольная работа не предусмотрена
|
|
| Практическое занятие.
| 2
|
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся: (Приложение 1)
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
|
|
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1): (Приложение 1)
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Анатомическая номенклатура».
Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка эссе «Популярные латинские выражения в моем лексиконе».
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями
| 2
|
| Тема 2.1.2
| Содержание учебной дисциплины
| 2
|
| 3-е склонение имен существительных
| 3-е склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.
|
| Лабораторная работа не предусмотрена
|
|
| Контрольная работа не предусмотрена
|
|
| Практическое занятие.
| 2
|
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений.
|
|
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1):
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме
«Синонимы в анатомической терминологии».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными».
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями
| 2
|
| Тема 2.2.
Имя прилагательное
| Содержание учебной дисциплины
| 2
|
| Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой группы
Прилагательные второй группы. Словарная форма.
Согласованное определение. Согласование прилагательных с существительными 1-5 склонения.
Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии.
Причастие.
| Лабораторная работа не предусмотрена
|
|
| Контрольная работа не предусмотрена
|
|
| Практическое занятие.
| 2
|
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений
|
|
|
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1):
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Синонимы в анатомической терминологии».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными».
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
| 2
|
| Раздел 3.
Фармацевтическая терминология
|
| 19
|
| Тема 3.1.
Глагол.
| Содержание учебной дисциплины
|
|
| Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.
| 2
| 2
| Лабораторная работа не предусмотрена
|
|
| Контрольная работа не предусмотрена
|
|
| Практическое занятие.
| 2
|
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений, в том числе, перевод и оформление рецептов.
|
|
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1):
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Развитие фармацевтической терминологии».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Подготовка иллюстраций лекарственных растений, частей растений.
6. Составление тематических кроссвордов.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
| 1
|
| Тема 3.2.
Краткие сведения о рецептуре
| Содержание учебной дисциплины
|
|
| Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения.
| 2
|
| Лабораторная работа не предусмотрена
|
|
| Контрольная работа не предусмотрена
|
|
| Практическое занятие.
| 2
|
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений, в том числе, перевод и оформление рецептов.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1):
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов по теме «Синонимы в фармацевтической терминологии»
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Подготовка иллюстраций лекарственных растений, частей растений.
6. Составление тематических кроссвордов.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
| 2
|
| Тема 3.3.
Химическая номенклатура, частотные отрезки в названии лекарственных препаратов
| Содержание учебной дисциплины
Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).
Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Греческие приставки – числительные.
| 2
|
| Лабораторная работа не предусмотрена
|
|
| Контрольная работа не предусмотрена
|
|
| Практическое занятие.
| 2
|
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений, в том числе, перевод и оформление рецептов.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1): (Приложение 1)
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/рефератов по теме
«Химическая номенклатура на латинском языке»
«Частотные отрезки, характеризующие фармакологическое действие лекарственного средства». 4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Подготовка иллюстраций лекарственных растений, частей растений.
6. Составление тематических кроссвордов.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
| 2
|
| Раздел 4. Клиническая терминология.
|
| 12
|
| Тема 4.1.
Приставки и суффиксы в клинической терминологии
| Содержание учебной дисциплины
|
|
| Терминологическое словообразование. Состав слова. Важнейшие латинские и греческие приставки. Префиксация. Суффиксация. Суффиксы -oma, -itis-, -iasis-, -osis-, -ismus - в клинической терминологии.
| 2
|
| Лабораторная работа не предусмотрена
|
|
| Контрольная работа не предусмотрена
|
|
| Практическое занятие.
| 2
|
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений, в том числе, перевод и оформление рецептов.
|
|
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1):
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
- «Развитие клинической терминологии»;
- «Медицинская терминология в континууме «от античных времен до современности».
«Латинские афоризмы, изречения, пословицы в произведениях русских и зарубежных писателей».
Подготовка эссе «Популярные латинские выражения в лексиконе студента-медика».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
| 2
|
| Тема 4.2
Терминологи
ческое словообразование
| Содержание учебной дисциплины
|
|
| Терминологическое словообразование (продолжение).
Особенности структуры клинических терминов. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении. Названия медико-биологических наук, специальностей и разделов клинической медицины.
Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы.
| 2
|
| Лабораторная работа не предусмотрена
|
|
| Контрольная работа не предусмотрена
|
|
| Практическое занятие.
| 2
|
| Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:
- выполнение индивидуальных заданий и упражнений, в том числе, перевод и оформление рецептов.
|
|
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся (элективно, кроме п.1):
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
- «Структура клинических терминов»;
- «Древние о мудрости здоровой жизни».
- «Медицинская терминология в названиях специальностей и разделов клинической медицины»;
«Медицинская терминология в названиях методов обследования, лечения, патологических процессов и состояний, хирургических операциях».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
| 2
|
|
| зачет
|
|
|
| Всего: в том числе
практические занятия
лекционные занятия
самостоятельная работа обучающихся
| 57
20
18
19
|
| 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.
Оборудование учебного кабинета
Наглядные пособия: таблицы (фонетические, морфологические, грамматические), плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы), слайды, компакт-диски с учебным материалом. Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 315 с. Гриф МО РФ.
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Дополнительные источники:
Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – Москва «Медицина». – 2004.
Лекарственные средства: 5 000 наименований лекарственных препаратов и их форм / Под ред. М.А.Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2008.
Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2006.
Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2005.
Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2002.
Информационные электронные ресурсы: справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов /блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, эссе, лингвистического проекта.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| - правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
| - блиц-опрос, контроль навыков чтения и письма, тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы;
| - объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
| - тестирование лексики и грамматики, контроль навыков словообразования, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;
| - переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;
| - тестирование, выполнение контрольных заданий/ упражнений по чтению, переводу и оформлению рецептов;
| - знание элементов латинской грамматики и способы словообразования;
| - тестирование, контроль лексического минимума, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;
| - знание 500 лексических единиц;
| - тестирование, контроль лексического минимума, терминологический диктант/блиц-опрос, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы (докладов, эссе, промежуточных и итоговых результатов проекта);
|
| Дифференцированный зачет.
|
|