Скачать 0.83 Mb.
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахская академия образования им. Ы. Алтынсарина Программа Начальная военная подготовка для 10 – 11 классов общеобразовательных школ Алматы 2006 Утверждено Приказом № от 653 от 28.09.2005 г. МОиН Республики Казахстан Согласовано с Министерством обороны Республики Казахстан Министерством здравоохранения Республики Казахстан, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Начальная военная подготовка. Программа для 10-11 классов общеобразовательной школы. Авторы: Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Начальная военная подготовка. Программы для 10-11 классов общеобразовательной школы. - Алматы, 2006. - 50 с.© Казахская академия образования им. Ы. Алтынсарина, 2006 10 КЛАСС Пояснительная записка Основанием для организации и проведения начальной военной подготовки молодежи в организациях образования Республики Казахстан являются:
4. Приказ Министерства образования и науки «О внесении дополнений в учебную программу начальной военной подготовки». Начальная военная подготовка является составной частью государственной системы подготовки граждан Республики Казахстан к военной службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Начальная военная подготовка является обязательным предметом изучения учащейся молодежи допризывного и призывного возраста в общеобразовательных школах всех типов, средних специальных учебных заведениях (колледжах) и профессионально-технических школах (профессиональных школах) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Начальная военная подготовка молодежи проводится в целях:
-освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях. Военно-патриотическое воспитание тесно увязывается с начальной военной подготовкой и должно способствовать лучшему овладению молодежью военным делом, средствами и способами защиты в чрезвычайных ситуациях. Настоящая программа состоит из следующих разделов:
На изучение начальной военной подготовки общеобразовательных школ отводится 68 учебных часов на учебный год. Занятия по начальной военной подготовке проводятся в объеме 2 -х часов в неделю во время всего периода обучения. Занятия по начальной военной подготовке с девушками проводятся совместно с юношами за исключением отдельных занятий. Совместные и раздельные занятия с юношами и девушками представляются в таблице 1. С целью привития и совершенствования практических навыков и умений обучаемых, предусматривается дополнительное время в объеме 4 часов для контрольных занятий с целью проверки выполнения нормативов и практических упражнений. Материалы контрольных занятий предлагаются перечнем нормативов и упражнений по начальной военной подготовке в таблице 2. Начальная военная подготовка осуществляется как на теоретических, так и на практических занятиях. Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Практические занятия направлены на закрепление изучаемого материала с использованием вооружения и военно-технического имущества, приборов и другого оборудования. Содержание и структура учебного предмета включает вводное занятие, главы по основам военного дела, гражданской обороне и медицинских знаний. При проведении вводного занятия особое внимание обращается на роль подготовки молодежи к военной службе и защите Республики Казахстан, на необходимость концентрации моральных, нравственных, психологических и физических сил для выполнения требований учебной программы начальной военной подготовки. Основы военного дела являются базовой частью учебной программы начальной военной подготовки, и состоит из следующих глав:
В процессе изучения основ военного дела преподаватель - организатор начальной военной подготовки решает одну из главных задач воспитания и обучения молодежи - формирование мировоззрения гражданственности у обучаемой молодежи, убежденности в необходимости защиты суверенитета Республики Казахстан, сознательной готовности к ответственному отношению военной службе. На каждом занятий необходимо добиваться осмысления обучаемой молодежью роли и значения военной присяги, развивать здоровый интерес к Вооруженным Силам Республики Казахстан, их традициям, особенностям службы в видах и родах войск, к военной профессии, стимулировать стремление молодежи к получению военных знаний, а также разъяснять, что уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан — это свод законов, регламентирующий жизнь и быт Вооруженных Сил, а выполнение требований уставов - это обязанность каждого военнослужащего. Тактическая подготовка является одним из основополагающих глав обучения. Она обеспечивает комплексное изучение содержания учебного материала начальной военной подготовки. Темы занятий по тактической подготовке направлены на изучение основ общевойскового боя, обучение действиям в бою, приобретение навыков применении оружия и гранат для уничтожения живой силы и боевых машин противника. В ходе занятий обучаемые получают прочные навыки по технике применения оружия и ручных осколочных гранат. Для практических занятий по тактической подготовке необходимо предусмотреть наличие макетов винтовок, учебных автоматов (пулеметов), а также сумок для учебных гранат (болванок). Учащиеся должны быть одеты так, чтобы могли совершать практические приемы и действия на местности. Основное внимание при проведении занятий по огневой подготовке должно быть обращено на меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. В ходе занятий обучаемые изучают основы устройства стрелкового оружия, порядок их подготовки к стрельбе и правила стрельбы, порядок сбережения и хранения. Занятия по строевой подготовке проводятся на специальной площадке (на плацу). При проведении практических занятий особое внимание обращается на методику обучения учащихся: показ строевого приема преподавателем - организатором в целом и по элементам разучиваемых строевых приемов и тренировка обучаемых. Привитие навыков к обучаемым в выполнении элементов строевой подготовки должно продолжаться и на занятиях по другим предметам, а также на мероприятиях внеклассной работы по начальной военной подготовке. Занятия по военной топографии - предусматривают обучение учащихся к ориентированию на незнакомой местности без карты, определению на ней своего местоположения и выбору маршрута движения к цели по заданному азимуту с помощью компаса. Занятия по гражданской обороне и основам медицинских знаний знакомят обучаемых с мероприятиями, осуществляемыми в мирное и военное время по защите населения Республики Казахстан от последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и применения противником современных средств поражения. Кроме того, с правилами проведения спасательных и других неотложных аварийно - восстановительных работ в районах возникновения чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, а также способами и приемами оказания первой медицинской помощи людям, получившим ранения и травмы. Планирование начальной военной подготовки осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Программы. Оно должно быть направлено на качественную подготовку юношей и девушек к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан, обеспечить полное выполнение объема программы, комплексное изучение всех ее разделов в тесной связи с другими школьными предметами. В каждом учебном заведении разрабатываются понедельный план прохождения начальной военной подготовки на весь учебный год. Занятия по начальной военной подготовке включаются в общее расписание и проводятся по классам и учебным группам. Классы и учебные группы именуются взводами и делятся на три отделения. Из числа лучших учащихся приказом директора учебного заведения в каждом классе или учебной группе назначаются командиры взводов и отделений. Занятия по начальной военной подготовке начинаются с построения учебного взвода в двухшереножном строю и доклада о готовности к занятиям. На занятиях до начальной военной подготовке взаимоотношения между учащимися и преподавателем-организатором начальной военной подготовки строятся в соответствии с требованиями уставов Вооруженных Сил Республики Казахстан. Учащиеся обязаны приходить на занятия подготовленными и аккуратно одетыми. Преподаватель-организатор начальной военной подготовки предварительно до начала занятий, должен довести до личного состава взвода или учебной группы форму одежды. В общеобразовательных школах создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база НВП, которая включает:
- место для практического изучения обязанностей дневального и часового, учебный городок для занятий по тактической подготовке и изучению приемов и правил стрельбы (стрелковый тир); - учебно-наглядные пособия и технические средства обучения. Обеспечение учебных заведений учебным оружием, военно-техническим имуществом и пособиями осуществляется по табелям, разработанным и утвержденным Министерством обороны Республики Казахстан, Министерством образования и науки Республики Казахстан, Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ПРОГРАММЕ НВП ДЛЯ 10 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТАБЛИЦА 1
Введение Цели, задачи и содержание начальной военной подготовки молодежи. Законы Республики Казахстан: «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», «О воинской обязанности и воинской службе», «О национальной безопасности», «О гражданской обороне». Содержание, задачи программы и учебника начальной военной подготовки (НВП). Права и обязанности обучаемых на занятиях по НВП. Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан Обретение государственной независимости Республикой Казахстан. Конституционные основы устройства государства и перспективы развития. Общие принципы военной политики Казахстана и роль Вооруженных Сил в обеспечении национальной безопасности. Место Вооруженных сил в обществе и государстве. Военно-прикладные виды спорта - основа подготовки молодежи к службе в армии. Виды Вооруженных Сил Республики Казахстан их назначение и состав. Военная служба - школа воспитания у воинов качеств патриота и интернационалиста. Государственные символы Республики Казахстан. Боевое знамя воинской части. Военная присяга военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан. Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан. Сущность и значение дисциплинарного устава, обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Сущность и значение устава внутренней службы, общие обязанности и поведение военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Сущность и значение устава гарнизонной и караульной службы. Обязанности лиц суточного наряда. Организация и задачи караульной службы. Ограждение и оборудование постов для несения караульной службы. Обязанности часового. Тактическая подготовка Развитие военного искусства и тактики ведения военных действий подразделениями. Развитие нового оружия и тактики ведения общевойскового боя. Цели, задачи и характеристика современного общевойскового боя. Принципы ведения боя и средства поражения противника. Организация мотострелкового отделения. Боевые задачи и возможности мотострелкового отделения в бою. Отделение в обороне. Отделение в наступлении. Походный, предбоевой и боевой порядок мотострелкового отделения. Действия солдата в бою. Солдат - наблюдатель. Солдат в обороне. Солдат в наступлении. Огневая подготовка Основы стрельбы. Назначение и боевые свойства автомата (пулемета). Понятие об общем устройстве и работе автомата (пулемета) и его частей. Разборка и сборка автомата (пулемета). Работа частей и механизмов автомата (пулемета). Задержки при стрельбе из автомата (пулемета) и способы их устранения. Назначение, боевые свойства гранат РГД - 5, Ф -1, РГО, РГН. Меры безопасности при обращении с оружием, боеприпасами и гранатами. Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия и метание ручных осколочных гранат Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия и метание ручных осколочных гранат. Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия и при метании ручных осколочных гранат. Наблюдения в бою и способы определения расстояний. Строевая подготовка Строй и элементы. Предварительная и исполнительная команды. Строевая стойка. Выполнение команд "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Заправиться!". Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Воинское приветствие на месте и в движении. Строй отделения. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. Построения отделения в развернутый и походный строй. Строевая стойка с оружием. Выполнение команд: "Ремень - отпустить (подтянуть)", "Автомат - на грудь!"," Оружие - за спину!"," На ремень!", "Поправить оружие!". Повороты и движение с оружием. Выход из строя и возвращение в строй. Военная топография Ориентирование на местности без карты. Определение своего местоположения. Изучение местности, выбор маршрута движения и определение ориентиров в маршруте. Движение по азимутам. Движение на местности с помощью компаса и обход препятствий в маршруте. Гражданская оборона Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Формирования гражданской обороны, создающиеся в учебных заведениях и их цели. Организация и задачи медицинской службы гражданской обороны. Мероприятия, проводимые санитарными дружинами и санитарными постам в мирное и военное время. Работа санитарных дружин (постов) в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. Характеристика основных групп инфекционных болезней и очагов бактериологического (биологического) поражения. Понятие о карантине и обсервации. Виды медицинской помощи населению в системе гражданской обороны. Характеристика основных стихийных бедствий и организация спасательных работ. Основы медицинских знаний Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни. Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал. Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки. Ушибы, вывихи, растяжения связок, их признаки. Общие правила оказания первой медицинской помощи при открытых и закрытых переломах. Основные положения наложения шины. Способы оказания первой медицинской помощи (ПМП) при переломах костей черепа, ключицы, ребер, позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей (с использованием табельных и подручных средств иммобилизации). Первая медицинская помощь при травматическом токсикозе, ушибах, вывихах и растяжениях связок. Первая медицинская помощь при различных несчастных случаях. Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Вводное занятие |
Рабочая программа по дисциплине сп 2 Начальная военная подготовка и го Целью освоения дисциплины «Начальная военная подготовка и го» являются формирование необходимых знаний, умений, навыков и качеств... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ или... | ||
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным... | Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального... Программы по геометрии к учебнику для 10— 11 классов общеобразовательных школ авторов c. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева,... | ||
Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального... Программы по экономике: «Современная экономика» для 9 – 11 классов общеобразовательных школ (авторы: С. Равичев, Т. Протасевич "Вариант-170"... | Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального... Планирование составлено на основе Программ для общеобразовательных школ по геометрии | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной... А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии... | Методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей... | Начальная школа Сборник информационно-методических материалов для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений | ||
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (уровень: базовый) Примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной государственной программы для общеобразовательных школ Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. —... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк: Программы для общеобразовательных школ; Литературное чтение. 2 кл. Авт- сост.; Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вента-Граф,... | Программа для 10 11 классов общеобразовательных школ Рассмотрено на заседании методического объединения учителей нравственности на основах православия | ||
Авторская программа по технологии для 5 11 классов общеобразовательных... Авторская программа по технологии для 5 – 11 классов общеобразовательных школ при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках... | Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных... Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей)... |