Скачать 198.27 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.11 Деловые коммуникации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500.62 Бизнес-информатика, профиль Общий (1 курс, 1 семестр) 2. Автор программы: Горбань Л.В., кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры РЯЛиМП 4. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является повышение уровня гуманитарного образования и гуманитарного мышления студентов в сфере профессионального и делового общения путем эффективного использования разнообразные и адекватных вербальных и невербальных средств; раскрытие теоретических и прикладных вопросов деловых коммуникаций. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Деловые коммуникации» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть). Она представляет собой первую часть профессионального модуля, за ней следуют дисциплины – основы бизнес-информатики и введения в специальность. В качестве входных знаний она опирается на курс русского языка и культуры речи, пройденный студентами в средней школе, поэтому студенты должны: иметь представление в объеме школьной программы о системе русского языка, ее уровнях и единицах. В ходе изучения последующих дисциплин общепрофессионального цикла, соответствующих спецкурсов и спецсеминаров, профессионально-творческих практикумов, а также дисциплин профилизации студенты учатся применять полученные знания, относящиеся к нормативным и экспрессивным аспектам делового общения, в контексте задач будущей профессиональной деятельности. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ПК-3: выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом; ПК-6: осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку,приобретение или поставку ИС и ИКТ; ПК-10: организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия; ПК-21: готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований; ПК-25: консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятии. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: требования к оформлению документации и правила ведения профессиональной коммуникации; 2) Уметь: организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами. 3) Владеть: навыками устного профессионального общения и подготовки научно-технической и контрактной документации. 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 108 часов.
8. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины Понятие речевой коммуникации. Основные единицы общения. Виды речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, диалогическая и монологическая. Функционально-смысловые типы речи. Структура речевой коммуникации. Речевой акт и его этапы. Виды слушания. Речь в социальном взаимодействии. Принцип кооперации Г. П. Грайса. Деловые коммуникации. Речевой и профессиональный этикет. Общение и коммуникации. Принципы делового общения. Эффективность коммуникаций. Этикет как система устоявшихся правил речевого поведения в рамках определенной культуры. Нормы и история русского речевого этикета. Коммуникативные качества речи. Культура речи как проблема речевой коммуникации. Коммуникативные качества хорошей речи. Уровни речевого мастерства. Правильность речи. Правильность как базовое коммуникативное качество. Понятие нормы. Виды норм литературного языка. Кодификация литературной нормы. Нормативные словари современного русского языка. Точность речи. Правильное употребление слов в контексте. Проблема выбора точного синонима. Правильное употребление паронимов, омонимов, многозначных слов. Использование в речи фразеологизмов. Логичность речи. Языковые средства организации высказывания и правила их использования в речи. Чистота речи. Проблема использования в литературном языке диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, канцеляризмов. Выразительность речи. Средства выразительности устной и письменной речи. Тропы и фигуры. Основы научно-технической и контрактной документации. Деловая переписка. Официально-деловой стиль русского литературного языка. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Правила оформления документов. Устная деловая речь. Особенности профессиональной риторики. Проведение переговоров с партнером. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Виды ораторских выступлений. Аргументация. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, работа над композицией речи. Словесное оформление публичного выступления: понятность, информативность и выразительность публичной речи. Дебаты с оппонентами. Подготовка и проведение презентации. Общение со СМИ. Интернет как средство коммуникации. 10. Темы для самостоятельного изучения
11. Образовательные технологии При реализации дисциплины используются традиционные образовательные технологии: академические лекции, практические занятия. 9 часов аудиторных занятий будут проведены в интерактивной форме: ролевая игра «Этикет делового общения», тренинги в форме деловых бесед и деловых совещаний, кейс-метод «Деловые переговоры», мозговой штурм и дискуссии. Самостоятельная работа студентов планируется как в традиционных формах (написание рефератов, выполнение упражнений), так и с использованием инновационных технологий: технологии портфолио и аннотирования ЭОР по темам курса. Интерактивные формы занятий:
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тема: Этика делового общения Речевой и профессиональный этикет (ПР, 2 ч.) План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
Литература Основная Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – М., 2007. Дополнительная Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Тема: Устная деловая речь и деловая переписка (ПР, 4 ч.) План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы Подготовьте презентацию «Научно-техническая и контрактная документация» Литература Основная Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – М., 2007. Дополнительная Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001. Тема: Виды и формы делового общения. Тренинг (ПР, 4 ч.) План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
Литература Основная Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – М., 2007. Дополнительная Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001. Тема: Деловые переговоры (ПР, 2 ч.) План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
Литература Основная Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – М., 2007. Дополнительная Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001. Тема: Служебная документация (ПР, 2 ч.) План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
А. Какое письмо направит вам деловой партнер, если вы не подтвердили получение его письма? Б. Вашему предприятию необходимо получить каталог офисной оргтехники. Какое письмо следует направить в соответствующую торговую фирму? В. В университете планируется проведение научной конференции. Какие письма рассылает оргкомитет? Г. На вашем предприятии сломался недавно приобретенный деревообрабатывающий станок. Какое письмо нужно отправить на предприятие-изготовитель? Д. Вы получили письмо от вашего делового партнера. Какое письмо обязательно следует направить партнеру в соответствии с правилами делового этикета?
А. Письмо-просьбу. Ключевой глагол - «просить»; стандартная формула мотивации: «В целях ознакомления с …». Б.Письмо-ответ. Ключевая формула: «В ответ на ваше письмо от…». Литература Основная Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. Дополнительная Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001. Тема: Подготовка публичного выступления (ПР, 6 ч.) План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы Подготовиться к проведению презентации. Литература Основная Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – М., 2007. Дополнительная Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Тема: Подготовка дискуссионного общения (ПР, 6 ч.) План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы Подготовить материал к дискуссии по проблеме. Составьте памятку участнику вебинара: «Как подготовиться к участию в вебинаре» Литература Основная Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации. – СПб., 2008. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. 1998 г. Современные бизнес-коммуникации. / Спивак В. А. - СПб: Питер, 2001. - 448 с. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – М., 2007. Дополнительная Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – Ростов-на -Дону, 1998. 13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины основная литература
дополнительная литература
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ; - «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/, - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/, - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru, - Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527. 15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:
1. Процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка – это… а) речевое общение, б) речевая интенция, в) референция. 2. Желание вступить в общение с другим лицом – это… а) речевое общение, б) речевая интенция, в) референция. 3. Обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств – это… а) социальная роль, б) речевое поведение, в) речевой акт. 4. В понятие речевой ситуации не входит: а) характеристика участников общения, б) обстоятельства, в) код. 5. Установите соответствие между явлениями и признаками. а) рефлексивное слушание, б) нерефлексивное слушание. 1) умение молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника, 2) обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. 6. Специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач – это… а) деловая беседа; б) конференция; в) совещание. 7. Что не относится к особенностям делового общения? а) неподготовленность; б) иерархичность; в) регламентация; г) экспрессивность. 8. Оказывание знаков внимания составляет сущность микротехники а) моделирования мысли; б) «поглаживаний»; в) внимательного выслушивания. 9. Какое из высказываний является верным? а) Профессионализмы служат для обозначения производственных процессов, орудий производства, продукции и т. д. Использование их в речи деловых людей требует большой осторожности или является нежелательным. б) Профессионализмы способствуют лучшему взаимопониманию деловых людей. 10. Какое из высказываний является верным? а) Использование в речи просторечных и жаргонных слов положительно влияет на имидж делового человека. б) Использование просторечных и жаргонных слов снижает точность речи, нарушает ее чистоту.
18. Словарь терминов (глоссарий) Словарь терминов соответствует представленному в пособии Демина Ю.М. Бизнес – PR. - М.: Бизнес – пресс, 2003. 19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История... Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика... | Рабочая программа Учебной дисциплины Деловые коммуникации Для направления... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная реклама и рекламные агентства для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... |