Скачать 230.44 Kb.
|
Приложение 17.1 Формы рабочей программы дисциплины Базовая рабочая программа (разрабатывается при проектировании новых ООП на все годы обучения преподавателем, которого руководитель ООП назначил ответственным за разработку содержания данной дисциплины / корректируется при модернизации реализуемых ООП / хранится в ИПК «Фонд ООП») Рабочая программа на учебный год (разрабатывается на текущий (последующий) учебный год на основе базовой рабочей программы преподавателем, обеспечивающим дисциплину / хранится в ИПК «Информационный центр дисциплины» (после введения его в эксплуатацию))
УТВЕРЖДАЮ Проректор-директор ИСГТ ____________Чайковский Д.В. «___»_____________201___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД _____________________ ФИЛОСОФИЯ _______________________ Направление (специальность) ООП __для всех направлений ООП ТПУ____ Номер кластера (для унифицированных дисциплин)___1______________ Профиль(и) подготовки (специализация, программа) ___________________________________________________________ Квалификация (степень) ___бакалавр___________________ Базовый учебный план приема _2013____ г. Курс_2______ семестр _4__ Количество кредитов _3___ Код дисциплины__ГСЭЦ.Б.3.0______
Вид промежуточной аттестации ___экзамен_______________ Обеспечивающее подразделение__кафедра философии______________ Заведующий кафедрой_____________ __Корниенко А.А.__________ (ФИО) Руководитель ООП _______________ Ардашкин И.Б.___________ (ФИО) Преподаватель ___________________ _Макиенко М.А.__________ (ФИО) 201__г. 1. Цели освоения модуля (дисциплины) Цели освоения дисциплины: формирование у обучающихся Ц1 - приобщить студентов к историческому опыту мировой философской мысли; Ц2 - способствовать формированию и совершенствованию навыков самостоятельного аналитического мышления, овладению принципами рационального философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества; Ц3 - стимулировать потребность в философских оценках истории и действительности и привить им навыки обосновывать свою точку зрения по проблемам современности. 2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП Дисциплина (модуль) «Философия» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла Дисциплине «Философия» предшествует освоение дисциплин (ПРЕРЕКВИЗИТЫ):
Содержание разделов дисциплины (модуля) «Философия» согласовано с содержанием дисциплин, изучаемых параллельно (КОРЕКВИЗИТЫ):
Для изучения дисциплины студент должен знать:
3. Результаты освоения дисциплины (модуля) В соответствии с требованиями ООП освоение дисциплины (модуля) направлено на формирование у студентов следующих компетенций (результатов обучения), в т.ч. в соответствии с ФГОС: Таблица 1 Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении данной дисциплины
В результате освоения дисциплины (модуля) «Философия» студентом должны быть достигнуты следующие результаты: Таблица 2 Планируемые результаты освоения дисциплины (модуля)
(Формулируются преподавателем на основании таблицы 1) 4. Структура и содержание дисциплины Раздел 1. Предмет философии. Аннотированное содержание раздела Смысл и предназначение философии. История развития философской мысли. Виды учебной деятельности: Лекции (2 часа): Специфика философского знания. Философия как любовь к мудрости. О природе философских проблем. Философия и наука. Начало философии. Исторические формы мировоззрения. Предмет философии в дисциплинарной структуре философского знания. Предмет философии в человеческой деятельности. Функции философии. Практические занятия (2 часа): Предмет философии в истории философии (исторические типы философии). Философские школы Античной философии. Основные направления Средневековой философии. Характеристики философской мысли эпохи Возрождения. Эмпиризм и рационализм. Современная западная философия. Философия Востока. Специфика русской философии. Раздел 2. Учение о бытии. Аннотированное содержание раздела Виды учебной деятельности: Лекции (2 часа): Понятие о мире и картинах мира. Научная, религиозная и философская картины мира. Бытие как основная категория философской картины мира. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материя и сознание. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие. Практические занятия (2 часа): Диалектика и законы развития. Самоорганизация бытия. Системность и уровни структурной организации. Типы целостных материальных систем. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические законы детерминации. Раздел 3. Человек, общество, культура Аннотированное содержание раздела Виды учебной деятельности: Лекции (2 часа): Природа, человек, культура. Единство и многообразие культур: дальневосточно-конфуцианская, индо-буддистская, арабо-мусульманская, европейско-христианская, русская. Культура и цивилизация. Культура и общество. Культура и контркультура. Особенности развития современной культуры. Виртуальность как новое измерение культуры. Практические занятия (2 часа): Человек в системе социальных связей. Личность как субъект общественного развития. Проблема личности в философии. Типология и индивидуализация личности. Свобода и ответственность. Отчуждение личности в обществе. Раздел 4. Человек и исторический процесс Аннотированное содержание раздела Виды учебной деятельности: Лекции (2 часа): Философия истории как раздел философского знания. Функции, которые выполняет философия истории. Концепции философии истории однолинейного развития – Гегель, Маркс, Ростоу. Общее и различное. Концепции циклического развития. Шпенглер, Тойнби. Гумилев и его вклад в отечественную и мировую философию истории. Понятие пассионарности. Практические занятия (2 часа): Концепция Сорокина. Теория конвергенции. Ясперс и Вебер в философии истории. Понятие осевого времени. Теория открытого общества Карла Поппера. Понятие социальной инженерии. Раздел 5. Смысл человеческого бытия Аннотированное содержание раздела Виды учебной деятельности: Лекции (2 часа): Многообразие интерпретаций природы и сущности человека. Философская антропология как наука. Человек как космопланетарный феномен. Человек в теории психоанализа. Человек в теории зкзистенциализма. Духовная сущность человека. Смысл жизни человека. Цели и смысл человеческой жизни. Практические занятия (2 часа): Многообразие интерпретаций в русской религиозной философии, экзистенциализме, персонализме, ницшеанстве и др. Проблемы пола и любви в философии, метафизика пола и любви в русской философии. Проблемы жизни, смерти, воскрешения и бессмертия: интерпретация проблем в русской философии. Раздел 6. Сознание и познание Аннотированное содержание раздела Виды учебной деятельности: Лекции (2 часа): Сознание, самосознание и личность. Гносеологическая версия философской интерпретации знания. Чувственные и рациональные формы познания. Рациональное, нерациональное и иррациональное в познании. Практические занятия (2 часа): Концепции истины в философии. Истина и заблуждение, правда и ложь. Интуиция и методология – каркас нового научного творчества. Методология – «ядро» философии науки. Субъект, объект и предмет познания. Основные методы современной науки. Раздел 7. Философские проблемы науки и техники. Аннотированное содержание раздела Философские проблемы науки и техники. Основные этапы развития науки. Виды учебной деятельности: Лекции (2 часа): Понятие науки. Критерии научного знания. Методы научного знания: общенаучные и частнонаучные. Научные революции и смены типов рациональности. Развитие науки и человечество: наука, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, кризис науки, гуманистические критерии научности. Практические занятия (2 часа): Философские проблемы техники. Отношение «человек-техника» в современном мире: техника, технофобия, техницизм, техносфера, технический прогресс. Информационная революция и человек: информация, информационно-компьютерная революция. Раздел 8. Перспективы современной цивилизации Аннотированное содержание раздела Философские проблемы современного общества. Виды учебной деятельности: Лекции (2 часа): Глобальные проблемы современности. Римский клуб и перспективы современной цивилизации. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Проблемы и перспективы информационного общества. Практические занятия (2 часа): Футурология как наука о прогнозировании будущего. Философские аспекты футурологии: концепции Э.Тоффлера, М.Маклюэна, Ф.Фукуямы и др. 5. Образовательные технологии При изучении дисциплины «Философия» следующие образовательные технологии: Таблица 3 Методы и формы организации обучения
* – Тренинг, ** – мастер-класс, ***– командный проект (Приводится описание образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения дисциплины. Согласно ФГОС, доля интерактивных занятий должна составлять 20-30% временного ресурса дисциплины. Специфика сочетания методов и форм организации обучения отражается в матрице (табл. 3), которую преподаватель изменяет по своему усмотрению. Преподаватель указывает только используемые формы организации обучения для своей дисциплины из предложенных. Перечень методов обучения и форм организации обучения может быть изменен) 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1. Виды и формы самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР). Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает2:
Творческая самостоятельная работа включает3:
6.2. Содержание самостоятельной работы по дисциплине Темы индивидуальных заданий:
Темы, выносимые на самостоятельную проработку:
6.3. Контроль самостоятельной работы Оценка результатов самостоятельной работы организуется следующим образом:
При выполнении самостоятельной работы рекомендуется использовать:
http://portal.tpu.ru/SHARED/m/MMA1252/UMKD_electronics 7. Средства текущей и промежуточной оценки качества освоения дисциплины Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам следующих контролирующих мероприятий:
(выполнение и защита лабораторных работ и практических заданий, защита индивидуальных заданий, презентации по тематике исследований во время проведения конференц-недели, результаты участия студентов в научной дискуссии, тестирование, экзамен и др.) Для оценки качества освоения дисциплины при проведении контролирующих мероприятий предусмотрены следующие средства (фонд оценочных средств4) (с примерами): Вопросы входного контроля 1.Важнейшие характеристики философских проблем
2. Проблемы, касающиеся системы «мир – человек» в целом имеющие всеохватывающий, планетарный характер
Контрольные вопросы, задаваемые при проведении практических занятий
Вопросы тестирований 1.Учение о причинной связи вещей, процессов и явлений реального мира
2. Концепция, рассматривающая время и пространство как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами
Вопросы, выносимые на экзамен 1. Мифология как форма мировоззрения современного человека. 2. Роль религии в формировании мировоззрения. 3. Философия и наука. 4. Предмет философии в истории философии. 5. Диалектический и метафизический методы философии. 6. Основные тенденции развития современной философи. 7. Основные направления и идеи Античной философии. 8. Основные направления и идеи Средневековой философии. 9. Основные направления и идеи философии Нового времени и Просвещения. 10. Основные идеи русской философии. 11. Основные направления восточной философии. 12. Проблема материи в науке и философии. 13. Проблема пространства и времени в философии и науке. 14. Проблема бытия и небытия в философии. 15. Плюрализм теоретических представлений о сознании и его причины. 16. Человек и его сознание как миропроявление. 17. Научная картина мира и её особенности. 18. Философские проблемы познания. 19. Формы и уровни познавательного процесса. 20. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 21. Проблема объективности научного знания. 22. Концепции истины в истории философии. 23. Концепции роста научного знания. 24. Корреляция философских идей и научного знания в культуре. 25. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. 26. Понимание смысла жизни в религии и в философии. 27. Развитие представлений о природе и сущности человека в истории философии. 28. Проблема личности в истории философии. 29. Личность: грани свободы и ответственности. 30. Понимание личности в психоанализе. 31. Теория этногенезеза Н.Гумилева. 32. Общество и природа в философских идеях. 33. Глобальный характер экологических проблем в современном мире. 34. Формационный подход к пониманию исторического процесса. 35. Цивилизационный и культурологический подходы к пониманию исторического процесса. 36. Определения культуры в философии и антропологии. 37. Понятие ценности. Виды ценностей. 38. Проблема свободы и ответственности в истории философии. 39. Философские проблемы техники и способы их решения. 40. Понятие общества, его типы и структура. 41. Трактовка отношений личности и общества в истории философии. 42. Философские подходы к определению культуры. 8. Рейтинг качества освоения дисциплины (модуля) Оценка качества освоения дисциплины в ходе текущей и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Руководящими материалами по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета», утвержденными приказом ректора № 77/од от 29.11.2011 г. В соответствии с «Календарным планом изучения дисциплины»:
Итоговый рейтинг по дисциплине определяется суммированием баллов, полученных в ходе текущей и промежуточной аттестаций. Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
Internet–ресурсы (в т.ч. Перечень мировых библиотечных ресурсов):
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Указывается материально-техническое обеспечение дисциплины: технические средства, лабораторное оборудование и др.
Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки … Программа одобрена на заседании кафедры __философии ИСГТ______________________________ (протокол № ____ от «___» _______ 201__ г.). Автор(ы) ___Макиенко М.А.______________ Рецензент(ы) __Вторушин Н.А.________________________ 1 Для конкретной формы обучения (ОФ, ОЗФ, ЗФ) 2 Текущая самостоятельная работа может включать следующие виды работ:
3 Творческая самостоятельная работа может включать следующие виды работ по основным проблемам курса:
4 Элементы фонда оценивающих средств:
|
Программа Европейские исследования общенаучный цикл Базовая часть... Данная дисциплина преподается в разделе «Общенаучный цикл», базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для работы по учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Структура рабочей учебной программы... | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины основы строительного... Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с... | Аннотация рабочей программы дисциплины латинский язык В соответствии с фгос впо дисциплина латинский язык относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, базовая... | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины латинский язык В соответствии с фгос впо дисциплина латинский язык относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, базовая... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация... Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)» | ||
Аннотация дисциплины вариативной части цикла гсэ рабочей программы... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины в пгсга Для кафедр и ппс вуза наличие рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием, допускающим чтение курса по данной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 080114 аннотация... В результате изучения учебной дисциплины Информатика и икт студент должен обладать общими компетенциями | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | Рабочая программа дисциплины Форма рабочей программы дисциплины утверждена Методическим советом академии 03. 10. 2011 г | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 140448 аннотация... Специальность Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) | ||
Пример аннотация рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос для... | Содержание рабочей программы Пояснительная записка 2 Содержание учебного предмета, курса 20 В соответствии с Положением моу гимназия «О механизме создания рабочей программы» утверждённым 14. 09. 2009 г., составлена рабочая... |