Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета,





Скачать 335.82 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета,
страница1/3
Дата публикации14.01.2015
Размер335.82 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2   3
j:\documents and settings\uch\рабочий стол\1520\для сайта с печатью\2013-12-24 123\мхк5 001.jpg

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает:

- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного предмета, описывается его место в учебном плане, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания;

- содержание курса;

- тематическое планирование предмета с характеристикой основных видов деятельности учащихся;

- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Использование данной программы позволяет реализовать требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к результатам и условиям освоения предмета.
Общая характеристика курса
Интегрированный курс ≪Искусство≫ в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.

Учебный предмет ≪Искусство≫ пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных

технологий.

Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами

гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса ≪Искусство≫, выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.

Программа интегрированного курса ≪Искусство≫ предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе

школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс ≪Искусство≫ закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать

их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.

Принцип вариативности. Изучение искусства — процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
Место курса в учебном плане
Изучение искусства в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, своеобразным этапом, готовящим школьников к изучению курса «Искусство» в средней школе.

Главные приоритеты изучения предмета в 5—9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) учащимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

Программа для 5—7 классов основной школы представлена спецкурсами и образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры. Для каждого класса в ней определены содержательные доминанты, имеющие свою специфику, обусловленную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведений искусства. В курсе античной, славянской и библейской мифологии, изучаемом в 5—6 классах, основной акцент ставится на образную и сюжетно-событийную сторону изучаемых произведений, общечеловеческие ценности и моральные нормы.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательных и воспитательных целей и задач курса.

Образовательные цели и задачи курса:

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок

и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;

- развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, создание презентаций, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:

- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

- развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

- накопление опыта эстетического переживания;

- формирование творческого отношения к проблемам;

- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:

- формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

- выявление причинно-следственных связей;

- поиск аналогов в искусстве;

- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

- формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

- применение методов познания через художественный образ;

- использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

- определение целей и задач учебной деятельности;

- выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

- самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:

- наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

- восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

- представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

- представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

- усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;

- различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

- классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

- осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

- уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

- формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;

- развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;

- умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

- реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Содержание курса

5 класс

Вечные образы искусства. Мифология

(34 ч)

На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной и славянской мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость и в наше

время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мирового искусства.

I. Сюжеты и образы античной мифологии (27 ч)

Введение. В мире античной мифологии. Мифология как система образов и представлений о жизни. Мифологические сюжеты и образы в произведениях различных видов искусства. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства.

Сотворение мира. Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия ≪Метаморфозы≫. Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода ≪Теогония≫. Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного греческого бога Зевса. Картины М.Чюрлениса ≪Сотворение мира≫ и И. Айвазовского ≪Хаос≫. Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена ≪Детство Юпитера≫ и характерные особенности интерпретации античного мифа.

Бог-громовержец Зевс. Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода ≪Теогония≫. Алтарь Зевса в Пергаме. ≪Пергамские раскопки≫ И. Тургенева. Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи. Атрибуты Зевса.

Окружение Зевса. Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать богов олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса (≪Илиада≫). Изображение пира богов на западном фризе Парфенона. Орел — исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной группе Б. Торвальдсена ≪Ганимед и орел Зевса≫ и в картинах П. Рубенса и Рембрандта (по выбору). Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в ≪Метаморфозах≫ Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в ≪Одиссее≫ Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана ≪Сизиф≫. Возлюбленные Зевса. Картина В. Серова ≪Похищение Европы≫. ≪Юпитер и Фетида≫ в картине Ж. Д. Энгра.

Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в ≪Метаморфозах≫ Овидия. Рельеф саркофага ≪Прометей, создающий первого человека≫. Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса ≪Прикованный Прометей≫ и в скульптуре Ф. Гордеева ≪Прометей, терзаемый орлом≫. Образ Прометея в ≪Теогонии≫ Гесиода и в трагедии Эсхила ≪Прометей прикованный≫. Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Сравнительный анализ стихотворений ≪Прометей≫ И. Гете и Дж. Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И. Гете ≪Прометей≫ и песни-арии Ф.Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору). Симфония А. Скрябина ≪Прометей≫ (≪Поэма огня≫). Образ Прометея — символ активной энергии Вселенной. Замысел автора и особенности исполнения музыкального произведения.

Посейдон — владыка морей. Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в ≪Илиаде≫ Гомера. Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Образ Посейдона в произведениях искусства. Статуя Посейдона работы неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты». Тритон — сын Посейдона и Амфитриты. «Фонтан Тритона» Л. Бернини. Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. «Владыка морей» в художественном фильме А. Михалкова-Кончаловского ≪Одиссея≫ (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Бог огня Гефест. Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы — помощники Гефеста. Кузница Вулкана в картинах Л. Джордано и Д. Веласкеса (по выбору). Гефест на острове Лемнос. Вулканалии.

Афина — богиня мудрости и справедливой войны. Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина — богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона. Смысл символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки. Картина Д. Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Картина С. Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра».

Лики Аполлона. Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его ироническое отражение в эпиграмме А. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара (Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон Сауроктон). Различия в художественной интерпретации образа. Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Художественное воплощение сюжета в рельефе «Музыкальное состязание Аполлона и Марсия» (школа Праксителя) и картине Х. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» —прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия (≪Метаморфозы≫). Скульптурная группа Л. Бернини ≪Аполлон и Дафна≫. Художественная интерпретация мифа в картинах Н. Пуссена и Поллайоло ≪Аполлон и Дафна≫.

Аполлон и музы Парнаса. Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона — высшая награда поэтам и победителям. Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова ≪Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением≫. Балет И. Стравинского ≪Аполлон Мусагет≫ (хореография Дж. Баланчина). Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Картина А. Мантеньи ≪Парнас≫. Фреска Рафаэля ≪Парнас≫. Картина Н. Пуссена ≪Парнас≫ и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения.

Орфей и Эвридика. Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Скульптура А. Кановы ≪Орфей≫. Рождение оперного искусства. ≪Орфей≫ К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Рок-опера ≪Орфей и Эвридика≫ композитора А. Журбина и поэта Ю. Димитрина.

Артемида — покровительница охоты. Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини. Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона (≪Диана с оленем≫), своеобразие художественной интерпретации образа. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета в скульптурной группе И. Прокофьева ≪Актеон, преследуемый собаками≫. Художественное воплощение мифа о любви богини к простому юноше Эндимиону в картине Н. Калмакова ≪Артемида и спящий Эндимион≫.

Арес — неукротимый бог войны. Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в ≪Илиаде≫ Гомера. Дети Ареса. Картина П. Рубенса ≪Битва амазонок с греками≫. Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в Санкт-Петербурге. Марсово поле — место военных смотров и маневров. Неожиданное решение образа в картине Д. Веласкеса ≪Марс≫.

Триумф Диониса. Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф ≪Рождение Диониса≫. Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя ≪Гермес с младенцем Дионисом≫. Скульптура≪Силен с младенцем Дионисом≫ неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика ≪Дионис, плывущий по морю в ладье≫ Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана ≪Вакх и Ариадна≫. Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве: скульптура Микеланджело и картина Караваджо (по выбору).

У истоков театрального искусства. Свита Диониса. Скульптура Скопаса ≪Менада≫. Скульптура Праксителя ≪Отдыхающий сатир≫. Рождение театра. Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы — песнопения в честь Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и театральные постановки.

Афродита — богиня любви и красоты. Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра ≪Венера Милосская≫. Миф о рождении Афродиты и его вариации. Античный рельеф ≪Трон Людовизи≫. ≪Рождение Венеры≫ С. Боттичелли. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Миф об Адонисе — ≪прекрасном баловне Киприды≫. Адонис — один из самыхпопулярных персонажей античной живописи. ≪Венера и Адонис≫ А. Кановы. Скульптура Д. Маццуоллы ≪Смерть Адониса≫.

Нарцисс и Эхо. Миф о гордом Нарциссе и прекрасной нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа в ≪Метаморфозах≫ Овидия. Картина Н. Пуссена ≪Нарцисс и Эхо≫. Образ Нарцисса в картине К. Брюллова. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье ≪Прекрасный Нарцисс≫.

В сетях Эрота. Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства (юноша, мальчик). Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла ≪Антигона≫) и скульптуры (≪Эрот, натягивающий лук≫ Лисиппа). Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой. Традиционные атрибуты и окружение Амура. Образ Амура, запечатленный в скульптурах Донателло ≪Амур-Атис≫ и Э. Фальконе ≪Грозящий Амур≫ (по выбору). Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки.

Богиня цветов Флора. Флора — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии — празднества в ее честь. Образ жены художника в картине Рембрандта ≪Флора≫. Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия (≪Фасты≫). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли ≪Весна≫. Балет ≪Зефир и Флора≫ в постановке Ш. Дидло.

II. Мифология древних славян (7 ч)

Введение. Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской мифологии. Происхождение языческих славянских богов и особенности их изображения. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А. Афанасьева и стихотворении К. Бальмонта ≪Славянское Древо≫.

Перун — бог грома и молнии. Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Культ Перуна на Руси. Фрагменты из поэмы М. Хераскова ≪Владимириада≫. Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Дуб — священное дерево Атрибуты Перуна. Смысл понятий ≪после дождичка в четверг≫ и ≪чистый четверг≫. Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем.

Велес. Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Причины вражды Велеса и Перуна. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху. Культ святого Власия в Новгороде. Изображение святого на древнерусских иконах. Празднование дня святого Власия на Руси.

Дажьбог. Дажьбог — один из главных богов восточных славян. Версии о происхождении его имени. Народные легенды о Дажьбоге и их символический смысл. Образ Дажьбога как олицетворение правды, запечатленный в русских народных пословицах. Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца.

Макошь. Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изображения. Многочисленные версии происхождения имени Макошь. Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь Макоши с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Параскева Пятница — покровительница хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы на древнерусских иконах.

Лада. Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку. Общность Лады с греческой богиней любви Афродитой. Характерные особенности ее изображения. Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества. Версии происхождения имени. Лада и ее дочь Леля. Переосмысление образа в опере-сказке ≪Снегурочка≫ Н. Римского-Корсакова.

Купало, Ярило, Кострома. Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в образах Купало, Ярило и Костромы представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Версии происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном. Божества в народных обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд ≪похороны Костромы≫ в праздник Петрова дня. Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. Мельникова-Печерского ≪В лесах≫, картинах Г. Семирадского ≪Ночные гуляния на Ивана Купалу≫, С. Судейкина ≪В ночь на Ивана Купалу≫, И. Лысенко ≪Иван Купала≫ (по выбору).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса создана...
Пояснительную записку, в которой указаны нормативные документы, конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на...
Пояснительную записку, в которой указаны нормативные документы, конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconПрограмма состоит из 6 разделов: Пояснительная записка, в которой...
Вклад учебного предмета- географии в достижении целей основного общего образования
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета,...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета,...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconПрограмма по английскому языку для обучающихся V ix классов по умк...
Цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Английский язык»
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа Элективного учебного предмета «Социология» в 11 классе
«Социология», преподаваемого в 10 классе социально-экономического профиля, и включает в себя: пояснительную записку, основное содержание...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconПояснительная записка к разделу «Изобразительное искусство» (8-9 класс)
Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа по литературному чтению создана на основе Примерной...
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального...
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconПрограмма по физике включает три раздела: пояснительную записку;...
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 5 класс≫ включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск