ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Проведение санитарно-просветительской деятельности
2012г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 111801 Ветеринария и примерной программы профессионального модуля, рекомендованной ФГУ ИОЦ «Новый город». Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» им. И. А. Стебута в Тульской области» Разработчики:
Азаренко А. И. – Почетный работник СПО РФ – заведующий ветеринарным отделением, преподаватель ветеринарных дисциплин,
Безбородова Т. В. – преподаватель ветеринарных дисциплин,
Ермилина В. А. – Заслуженный учитель РФ – преподаватель ветеринарных дисциплин,
Севастьянова Л. Д. - преподаватель ветеринарных дисциплин,
Чуриков В. А. – методист, преподаватель ветеринарных дисциплин. Составитель Базарова И.Г. преподаватель ветеринарных дисциплин ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум» Эксперты:
Рецензент: Рекомендовано областным Экспертным советом по экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования Иркутской области.
Заключение экспертного совета №
от
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| стр. 4
| 2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 5
| 3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
| 6
| 4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 10
| 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
| 12
|
1. Паспорт программы профессионального модуля ПМ 04.
Проведение санитарно-просветительской деятельности 1.1. Область применения программы. Программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 111801 «Ветеринария» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Проведение санитарно-просветительской деятельности
Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных, инфекционных и инвазионных болезней, а так же их лечения
Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных, инфекционных и инвазионных болезней
Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным
Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей
Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области ветеринарии при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля. С целью овладения указанным видам профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
иметь практический опыт:
проведения информационно-просветительских бесед с населением
подготовки информационных материалов ветеринарной тематики
уметь:
определять задачи, содержание, методы и формы санитарно-просветительской деятельности
знать:
направления, методы и формы санитарно-просветительской деятельности
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля. Всего 120 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,
включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, самостоятельной работы обучающегося 16 часов,
учебная и производственная практика 72 часов. 2. Результаты освоения профессионального модуля ПМ 04.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:
Проведение санитарно-просветительской деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
КОД
| НАИМЕНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
| ПК 4.1
| Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных, инфекционных и инвазионных болезней, а так же их лечения
| ПК 4.2
| Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных, инфекционных и инвазионных болезней
| ПК 4.3
| Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным
| ПК 4.4
| Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей
| ПК 4.5
| Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3.
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6.
| Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, потребителями.
| ОК 7.
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| ОК 9.
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 10.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1 Тематический план профессионального модуля
Код профе-ссиональ-ных компетен-ций
| Наименование раздела профессионального модуля
| Всего часов
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
| Практика
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
| Самостоятельная работа обучающегося
| Учебная, часов
| Произ-водственная (по профилю специаль-ности), часов
| Всего, часов
| в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов
| в т.ч. курсовая работа (проект), часов
| Всего, часов
| в т.ч. курсовая работа (проект), часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| ПК 4.1 – 4.5
| Планирование и проведение технологических и санитарных мероприятий
| 22
| 14
|
|
| 8
|
|
|
| ПК 4.1 – 4.5
| Проведение санитарно-просветительской деятельности
| 62
| 18
| 2
|
| 8
|
| 36
|
|
| Производственная (по профилю специальности)
| 36
|
|
|
|
|
|
| 36
|
| Всего
| 120
| 32
| 2
|
| 16
|
| 36
| 36
|
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел ПМ 1
Планирование и проведение технологических и санитарных мероприятий
|
| 22
|
| МДК 04.01
Основные методы и формы санитарно-просветительской деятельности.
|
| 22
| Тема 4.1
Производственная
санитария и санитарно-технологические мероприятия
| Содержание
| 14
| 1
| Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений:
- уровень шума;
- освещение рабочих мест;
- температура воздуха;
- относительная влажность воздуха;
- предельно допустимая концентрация пыли и вредных веществ;
- допустимая скорость движения воздуха.
|
| 1
|
| 2
| Санитарно-технологические мероприятия, направленные на соблюдение санитарных норм содержания животных и на профилактику профессиональных заболеваний и производственного травматизма работников животноводства.
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
Роль информационно-консультативной службы в профессиональной деятельности ветеринарного специалиста:
Влияние санитарно-гигиенических норм для производственных помещений на здоровье обслуживающего персонала.
Профессиональные болезни работников животноводства.
Профилактика профессиональных болезней работников животноводства.
| 8
|
|
| Раздел ПМ 2
Проведение санитарно-просветительской деятельности.
|
| 62
|
| МДК 04.01
Основные методы и формы санитарно-просветительской деятельности.
|
| 26
|
Тема 2.1
Организация санитарно-просветительской работы
| Содержание
| 16
|
| 1
| Подготовка и проведение консультаций для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных и мелких домашних животных по вопросам профилактики инфекционных болезней животных, зоонозных инфекционных и инвазионных болезней.
|
| 3
| 2
| Подготовка информационных бюллетеней об общественной и личной гигиене, гигиене тела и одежды, требованиях гигиены к таре, посуде при хранении и реализации продуктов питания животного и растительного происхождения.
| 3
| 3
| Подготовка информационных материалов о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных, зоонозных инфекций и инвазионных болезней.
| 3
| 4
| Ознакомление работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных и мелких домашних животных с приемами первой помощи животным.
| 3
| 5
| Разработка рекомендаций по содержанию, кормлению и использованию животных-производителей.
| 3
| 6
| Информирование населения о планируемых и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.
| 3
|
| Практические занятия
| 2
|
|
| Приготовление информационного материала в виде лекций с элементами презентаций.
| Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела ПМ 2
История ораторского искусства.
Методика написания информационных статей.
Понятие о презентации, методика составления.
Стандарты оформления печатных материалов.
| 8
|
| Учебная практика
Виды работ:
1. Подготовка информационных материалов.
2. Составление презентаций.
3. Изготовление информационных стендов.
| 36
| Производственная практика
1. Мониторинг эпизоотической ситуации региона по заразным болезням.
2. Проведение беседы с работниками производства на тему: «Правила личной гигиены и техника безопасности при работе с животными», «Профилактика зооантропонозов».
3. Информирование населения о проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических мероприятиях.
4. Оформление информационных стендов.
| 36
| Всего
| 120
|
4. Условия реализации программы профессионального модуля
4.1.Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
Социально-экономических дисциплин;
Организации ветеринарного дела.
Залы:
- библиотека, читальный зал с выходом в сеть «Интернет»,
оборудование учебных кабинетов и рабочих мест при лабораториях, ветеринарной клинике;
- компьютер,
- компьютерные диски.
- DVD-плеер,
- ксерокс
- комплекты учебно-методической документации; 4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
Акбаев М.Ш. Балагула Т.В. Василевич Ф.И. Паразитология и инвазионные болезни животных: Учебник средних специальных учебных заведений (под ред. Акбаева М.Ш.)Колос 2001.
Акбаев М.Ш. Васильев Ф.И. Меньшиков В.Г. Практикум по диагностике инвазионных болезней животных: Учебное пособие для вузов (под ред. Акбаева М.Ш.) КолосС 2006
Васильев М.Ф., Воронин Е.С., Дугин Г.Л. и др. Практикум по клинической диагностике болезней животных. 2003
Виноградова Н.А., Борикова Л.В., пишем реферат, доклад, выпускную работу: учебное пособие для студентов сред. проф.учеб, заведений.- М.: издательский центр «Академия», 2007
Григорьева Т.Е. Никитин В.Я. Храмцов В.В. Акушерство и гинекология сельскохозяйственных животных: КолосС 2007
Кисленко В.Н. Колычев Н.М. Ветеринарная микробиология и иммунология: Ч. 2: Иммунология: Учебник для вузов КолосС 2007
Кисленко В.Н. Колычев Н.М. Ветеринарная микробиология и иммунология: Ч. 1: Общая микробиология: КолосС 2006
Кисленко В.Н. Колычев Н.М. Суворина О.С. Ветеринарная микробиология и иммунология: Ч. 3: Частная микробиология: Учебник для студентов вузов КолосС 2007
Кондрахин И. П., Таланов Г. А., Пак В. В. Внутренние незаразные болезни животных. КолосС, 2005
10. Кузнецова Н.В., русский язык и культура речи: Учебник-М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М,2008
Лебедев А.В. Лукьяновский В.А. Семенов Б.С. Общая ветеринарная хирургия: Учебник (под ред. Лебедева А.В., Лукьяновского В.А., Семенова Б.С.) Колос 2000
Порфирьев И. А., Петров А. М. Акушерство и биотехника репродукции животных. Лань 2009.
13. Соколов В.С. Документационное обеспечения управления: Учебник,-М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М,2005
Стекольников А. А., Семенов Б. С.,. Молоканов В. А, Веремей Э. И. Ветеринарная ортопедия. КолосС 2009 ВУЗ
Студенцов А.П., Шипилов В.С., Никитин В.Я. и др. Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника размножения. Колос, 2000 г.
Уша Б.В., Беляков И.М., Пушкарев Р.П. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных: 2003 г
Дополнительная литература:
Тарасов И.И., Кондрахин И.П., Ильин В.Г. Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1987.
Краснов И.П., Матюшин В.В. Практикум по внутренним незаразным болезням сельскохозяйственных животных. –0 М.: Агропромиздат, 1986.
Интернет-ресурсы:
www.allvet.ru, www.VetClud.ru, http://webmvc.com, http://www.vetdoctor.ru, http://www.zoovet.ru, http://www.evrovet.ru, http://meduniver.com, http://www.booksmed.com, http://www.vetobzor.ru, http://www.vetport.ru, http://www.veterinar.ru,www.InFoVet.ru.
Отечественные журналы - «Ветеринария», «Ветеринарная газета».
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Занятия планируются в соответствии с учебным планом, расписанием. Учебная практика проводится в соответствии с графиком учебного процесса. Условием к допуску к практике по профилю специальности в рамках профессионального модуля является освоение теоретического материала и учебной практики.
Дисциплинами, предшествующими изучению данного модуля являются: «анатомия и физиология животных», «ветеринарная фармакология», «основы зоотехнии», «информационные технологии в профессиональной деятельности», «основы микробиологии».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: – преподаватели междисциплинарных курсов с высшим образованием, по профилю модуля с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04 (ВИДА ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
| Основные показатели оценки результата.
| Формы и методы контроля и оценки.
| Готовить и проводить консультации и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных, инфекционных и инвазионных болезней, а так же их лечения
| планирование проведения консультаций;
| оценка на практическом занятии
| написание рефератов и докладов по темам и вопросам по профилактике лечению с различной этиологией заболеваний животных
| оценка выполнения практического задания
| Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных, инфекционных и инвазионных болезней
| проведение консультаций по информационному материалу профилактики и лечения инфекционных вирусных и инвазионных болезней;
| оценка защиты презентации
| Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным
| демонстрация приемов, методов фиксации животных
| оценка выполнения практического задания
| демонстрация приемов терапевтической техники, необходимой при оказании первой помощи животным
| оценка выполнения практического задания
| Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей
| составление рекомендаций по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей
| оценка защиты практической работы
| Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях
| Изготовление информационных материалов о планируемых мероприятиях
| оценка выполнения практического задания
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
| Основные показатели оценки результата
| Формы и методы контроля и оценки
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| Понимание значения ветеринарно-санитарной экспертизы для здоровья человека.
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
|
Проявление интереса к будущей профессии
| Положительные отзывы с места прохождения производственной практики
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
| выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;
| Наблюдение за решением конкретных практических заданий.
| самоанализ эффективности и качества выполнения профессиональных задач;
| Оценка анализа выполнения практического задания.
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
| решение стандартных и нестандартных профессиональных задач;
понимание меры ответственности за принятое решение.
| Оценка анализа выполнения практического задания.
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
| эффективный поиск необходимой информации; с использованием различных источников, включая электронные.
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
| рациональное использование информационных технологий при подборе и оформлении материала.
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
| Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
| толерантное и активное поведение в коллективе;
продуктивное взаимодействие с обучающимися, руководителем практики, коллегами
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
| самоанализ и коррекция результатов собственной работы
| Экспертная оценка самоанализа выполнения практического задания.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
| организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
| анализ инноваций в области технологических процессов в животноводстве
ориентация в современных видах средств массовой информации.
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей)
| - участие в военно-полевых сборах.
| Наблюдение за деятельностью обучающегося во время проведения сборов.
|
|