Скачать 207.43 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы Московский Городской Педагогический Университет Института педагогики и психологии образования Кафедра раннего изучения английского языка Учебно – методический комплекс Учебной дисциплины Лексикология (английский язык) Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины Факультет начальных классов 031200.00а «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью « Иностранный язык» Очная форма, полный срок обучения Факультет начальных классов Курс IV, семестр 8. Общая трудоемкость 8 семестра - 80 часов Самостоятельная работа 8 семестра - 56 часов Аудиторная нагрузка 8 семестра – 24 часов Экзамен по окончании 8 семестра. Москва - 2010 Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры РИИнЯз Протокол № 6 от 18 февраля 2010 года Составитель - ст. преподаватель кафедры РИИнЯз, кандидат педагогических наук Ю.И. Апарина Заведующий кафедрой – профессор, доктор педагогических наук, профессор С.Я. Ромашина Часть II. Методические рекомендации и план усвоения учебной дисциплины Описание учебно-методического комплекса дисциплины Лексикология (английский язык) В работе со студентами необходимо учитывать, что по содержанию курс является междисциплинарным и предполагает объединение знаний из курса стилистики, языкознания, практики устной и письменной речи, а также базируется на среднем уровне овладения студентами английским языком (intermediate). Лекции и практические занятия ведутся преподавателем на английском языке, не переходя на родной язык. Это, в известном смысле, осложняет процесс преподавания, но вместе с тем делает его более творческим и прогрессивным с точки зрения коммуникативной направленности, а потому и более интересным. Междисциплинарный подход позволяет продемонстрировать студенту различные лексические явление в их становлении и развитии, как сложную, многогранную проблему. Дает возможность наглядно показать, что формирование и развитие любого языка неотделимо от истории и культурных традиций народа. Необходимо обратить внимание на то, чтобы студенты ясно понимали связи между различными лексическими явлениями, могли провести параллель и сравнить с подобными явлениями в других языках. Занятия по данному курсу проводятся в традиционном для вуза, лекционно-семинарском режиме. Студенты изучают литературу и другие первоисточники, посещают лекции, на этой основе формируют собственное мнение о той или иной проблеме исторического развития лексикологии и формирования языка. На семинарских занятиях их основная задача изложить свою точку зрения, аргументировано доказать её правильность. При планировании семинаров целесообразно учесть, что каждый студент в течение семестра должен подготовить, как минимум одно сообщение (примерно 7-10 минут). Примерная тематика сообщений изложена ниже. В программе предусмотрены лабораторные работы. К их проведению необходимо подойти творчески, подобрав наиболее качественные методические инструменты из имеющего арсенала. Лексикология – одна из самых интересных дисциплин, читаемых на английском языке. Изучение проблем формирования лексического строя языка имеет долгую историю, поэтому многие источники могут оказаться трудно доступными и мало понятными с точки зрения современных представлений о лексикологии. Поэтому необходимо обратить особое внимание на работу с первоисточниками. Курс интегрированный, он объединяет целый ряд относительно автономных отраслей знаний, необходимо учиться ассоциировать информацию из разных научных отраслей знаний. Виды учебной работы
Тематический план курса (полный срок обучения)
Тема 1. Цели и задачи курса современной английской лексикологии. Лекция (2часа) Определение лексикологии. Определение понятия «слово». Общая и специфическая лексикология. Синхронический и диахронический подходы к изучению языка. Связь с другими областями лингвистики: фонетикой, грамматикой, стилистикой, историей языка и социолингвистикой. Теоретическое и практическое значение лексикологии. Понятие морфемы, понятие мотивации, виды мотивации. Денотата и колоната. Основные разделы лексикологии. Основные понятия: лексикология, Синхронический и диахронический подходы, морфема, понятие мотивации, виды мотивации, денотата и колоната. Практическое занятие (2 часа) 1. Определение лексикологии. Определение понятия «слово». 2. Синхронический и диахронический подходы к изучению языка. 3. Связь с другими областями лингвистики: фонетикой, грамматикой, стилистикой, историей языка и социолингвистикой. 4. Понятие морфемы, понятие мотивации, виды мотивации. 5. Денотата и колоната. 6. Основные разделы лексикологии. Задания для самостоятельной работы (4 часа):
Литература:
2.Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 2. Этимология английского языка. Лекция (2 часа) Источники истории языка. Эволюция языка. История английского языка. 1-ый век нашей эры, 5-ый век нашей эры, 7-ой век и влияние христианства, 8-11 века и влияние скандинавских завоеваний, середина 11века. Эволюция в Англии и его влияние на лексикологию. Ренессанс, новые заимствованные термины в английском языке. Что считать настоящим английским языком. Основные понятия: Эволюция, билингвизм, заимствованные термины, источники языка. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
Литература:
2.Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 3. . Семасиология английского языка. Лекция (2 часа) Семасиология, как отрасль лингвистики, изучающая значение слов. Предметный подход к определению значения английских слов. Функциональный подход к значению слов. Типы значений: грамматический и лексический. Главное и второстепенное значение слов. Моносемантические и полисемантические подходы к изучению полисемии. Причины изменения значений слов. Результаты семантических изменений. Основные понятия: семасиология, предметный подход, функциональный подход, денотационное и коннотационное значения слов, моносемантические и полисемантические подходы, семантические изменения. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа): 1.Определить основные признаки слова в английском языке. 2. Определить аспекты и виды значений в структуре значения слова. Литература:
2. Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 4. Синонимия английского языка. Лекция (2 часа) Моносемантические и полисемантические подходы к изучению полисемии. Причины изменения значений слов. Критерии синонимии. Типы синонимов. Типы дополнений. Формирующий синоним. Эуфимизмы. Основные понятия: синонимия, доминирующий синоним, типы синонимических коннотаций, эуфимимы. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
Литература:
2.Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 5. Омонимия английского языка. Лекция (2 часа) Омонимия, ее место в системе лексикона английского языка. Пути становления и классификации омонимов в английском языке. Сравнительная характеристика омонимии и полисемии. Семантическая неоднозначность и ее типы. Смысловая структура слова в современном английском языке. Основные понятия: омонимия, семантическая неоднозначность, полисемия. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
Литература:
2. Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 6. Антонимия английского языка. Лекция (2 часа) Антонимия как лингвистическая проблема. Место антонимии в системе лексикона английского языка. Типы антонимов. Основные понятия: антонимия. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
Литература:
2. Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 7. Фразеологические обороты и идиомы в современном английском языке. Лекция (2 часа) Свободные и устойчивые словосочетания. Фразеологическая устойчивость. Классификация фразеологических единиц. Коммуникативно -прагматические свойства фразеологических единиц. Пословицы. Специфика семантики фразеологических единиц в английском и русском языках. Основные понятия: словосочетания, фразеологические единицы, семантика фразеологических единиц, пословицы. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
Литература:
2.Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 8. Словообразование в английском языке. Лекция (2часа) Морфемы. Принципы и методы морфемного анализа слова. Словообразовательная структура слова. Аффиксы. Принципы классификации аффиксов. Конверсия. Виды словообразования. Словообразование как основной способ лексической номинации в современном английском языке. Когнитивная и коммуникативная значимость производного слова: прагматика лингвокреативной деятельности Составные слова, полусоставные слова, слова – сокращения, слова – звукоимитаторы. Редупликация, реверсия. Основные понятия: морфемы, словообразовательная структура, аффиксы, конверсия, словообразование, лексическая номинация, составные слова, полусоставные слова, слова – сокращения, слова – звукоимитаторы, редупликация, реверсия. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
Литература:
2.Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 9. Стили речи. Лекция (2часа) Общая характеристика стилей речи. Неформальный стиль. Общеупотребляемые слова. Диалекты. Научный стиль. Профессионализмы. Архаизмы. Разговорный стиль. Базовая лексика. Публицистический стиль. Сленг. Основные понятия: общеупотребляемые слова, диалекты, профессионализмы, архаизмы, сленг. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
Литература: 1.Антрушина. Лексикология английского языка. Учебное пособие для студентов. Москва. Дрофа.2008.-288с. 2.Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Тема 10. Социальная и территориальная дифференциация современного английского языка. Лекция (2часа) Территориальная дифференциация лексико-семантической системы английского языка как проявление пространственной временной вариативности. Диалектная вариативность. Лексические особенности английского языка в США, Канаде, Австралии, Индии и в других странах распространения английского языка, их историческая обусловленность и взаимопроникновение. Основные понятия: территориальная дифференциация, лексико-семантическая система, временная вариативность, диалектная вариативность, взаимопроникновение лексики. Практическое занятие (2 часа)
Задания для самостоятельной работы (4 часа): 1. Привести примеры территориальной дифференциации лексико-семантической системы английского языка. 2. Причины взаимопроникновения вариантов английского языка. Литература: 1.Антрушина. Лексикология английского языка. Учебное пособие для студентов. Москва. Дрофа.2008.-288с. 2.Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. Примерная тематика докладов (рефератов) - Сущность современных теорий о происхождении слов. - Подходы к изучению семасиологии английского языка. - Коммуникативный и проблемный метод изучения Лексикологии. - Заимствованные слова, преимущества и недостатки. - Значение науки Лексикологии для педагогов, лингвистов, филологов. - Сравнительная характеристика английского языка, употребляемого в разных странах (Великобритания, США, Канада, Индия, Новая Зеландия, Австралия). Требования и примерные вопросы к экзамену Критерии оценки: Ответ на «отлично»: студент владеет понятийным аппаратом, легко дает определения, знает закономерности функционирования того или иного лексического явления или свойства. Знаком с основными исследованиями в области лексикологии. Умеет сформулировать собственную позицию и отношение к рассматриваемым вопросам. Способен обозначить значение изученного материала для профессиональной деятельности в сфере образования. Ответ на «хорошо»: студент владеет понятийным аппаратом, легко дает определения, знает закономерности функционирования того или иного лексического явления. Знаком с основными исследованиями в области общей лексикологии. Умеет сформулировать собственную позицию и отношение к рассматриваемым вопросам. Способен обозначить значение изученного материала для профессиональной деятельности в сфере образования. Однако допускает небольшие неточности в изложении материала. Ответ на «удовлетворительно»: студент не может самостоятельно (без помощи преподавателя) изложить материла, нуждается в наводящих вопросах. Примерные вопросы для самоконтроля: - Какие разделы изучает Лексикология. - Возможно ли завершение процесса развития языка. - Основные источники появления новых слов и понятий в языке. - Сравнительная характеристика омонимии и полисемии в английском языке. - Антонимия в английском языке. - Эуфимизмы как лексикологическое явление. - Различные пути изменения семасиологических значений английских слов. - Классификация английских идиом. - Сравнительная характеристика английского и американского языков. Средства обеспечения освоения дисциплины. Учебные и методические пособия (учебники, учебно–методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.) Материально – техническое обеспечение дисциплины. Для обеспечения данной дисциплины необходимо: - оборудованные аудитории; - различные технические средства обучения; - аудио и видео аппаратура; - наглядные пособия. Примерный перечень вопросов к зачету.
5.Теоретическое и практическое значение лексикологии. 6. Денотатационное и кононатационное значения слов. 7. Источники истории языка. Эволюция языка. 8. История английского языка. 1-ый век нашей эры, 5-ый век нашей эры. 9. История английского языка. 7-ой век и влияние христианства, 8-11 века и влияние скандинавских завоеваний. 10. История английского языка. Середина 11 века билингвизм в Англии и его влияние на лексикологию. Ренессанс, новые заимствованные термины в английском языке. Что считать настоящим английским языком. 11. Семасиология, как отрасль лингвистики, изучающая значение слов. 12. Предметный подход к определению значения английских слов. 13. Функциональный подход к значению слов. Типы значений: грамматический и лексический. 14. Моносемантические и полисемантические подходы к изучению полисемии. Причины изменения значений слов. Результаты семантических изменений. 15. Синонимия как лингвистическая проблема. Критерии синонимии. 16. Типы синонимов. Типы дополнений. Формирующий синоним. 17. Эуфимизмы. Антонимы. 18. Омонимы и многозначные слова. 19. Фразеологизмы. 20. Словообразование в английском языке. Морфемы. Аффиксы. 21. Словообразование в английском языке. Конверсия. Виды словообразования. 22. Словообразование в английском языке. Составные слова, полусоставные слова, слова – сокращения, слова – звукоимитаторы. Редупликация, реверсия. 23. Стили речи. Общая характеристика стилей речи. Научный стиль. 24. Стили речи. Разговорный стиль. Публицистический стиль. Сленг. 24. Тенденции развития современной английской лексикологии. 25. Различие между британским и американским вариантами английского языка. Список рекомендуемой литературы Основная литература
2. Федюковский А.А. Тесты по лексикологии английского языка. Пособие для студентов филологических факультетов. Санкт-Петербург, 2002. 3. Longman Dictionary of Contemporary English. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 4. Longman Dictionary of English Language and Culture. Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 5. Longman Language Activator, Издательство «Longman» (Pearson Education), 2005. 6. Белеский Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова.//Структуры представления знаний в языке. М., 1994. 7. Орилмор Ч. Основные проблемы лексической семантики.// Новое в зарубежной лингвистике. М.,1984, с.с 74-122. Дополнительная литература 1. Апресян Ю.Д.. Ботякова В.В. Англо-русский синонимический словарь. М.,1998. 2. Аракин В.Д. Англо-русский словарь. М., 1998. 3. Гальперин И.Р. Большой Англо-русский словарь. М., 1974. 4. Комиссаров В.Н. Словарь антонимов современного английского языка. М., 1999. 5. Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. М.,1998. 6. Смит Л.П. Английские идиомы. Л., 1922. Список интернет-ресурсов по дисциплине 1. Ведется активное взаимодействие студентов и преподавателя посредством электронной почты: APARINA JULIA.@mail.ru. 2.Студенты имеют возможность обращаться к преподавателю по электронному адресу. 3. В начале обучения каждому студенту преподаватель отправляет по электронной почте содержание лекций «Лексикология английского языка». Материально-техническое обеспечение дисциплины или отдельных разделов (тем) – На лекционных и семинарских занятиях активно используются мультимедийные средства, электронные версии лекций по каждой теме и в целом учебного пособия «Лексикология английского языка». |
Самостоятельная работа Балльная структура оценки Распределение часов: лекции 18, практические 36, самостоятельная работа 18, экзамен 36 часов | Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 030501 «Юриспруденция» по дисциплине «Культурология» предусмотрена... | ||
Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080105 «Финансы и кредит» по дисциплине «Культурология» предусмотрена... | Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» Речи” изучается на I курсе в течение одного семестра. Основными видами занятий являются лекции, семинары и самостоятельная работа.... | ||
Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» по дисциплине... | Самостоятельная работа обучающихся 34 часа Аудиторная работа по дисциплине... Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии | ||
Дисциплины Распределение часов: лекции 16 часов, лабораторные работы 34 часа, самостоятельная работа 58 часов | Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» Дисциплина «История архитектуры, градостроительства и дизайна» имеет общий объем 108 часов, в 3 семестре 41 часов (17 – лекционных... | ||
Самостоятельная работа 36 часов, в том числе аудиторная индивидуальная... Самостоятельная работа – 36 часов, в том числе аудиторная индивидуальная работа (контактные часы) – 10 часов | Программа дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)... Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям... | ||
1. Сущность, формы, функции исторического знания Модуль 2 Структура дисциплины включает в себя лекции – 18 часов, семинары – 36 часов, самостоятельная работа – 54 часа | 1. Сущность, формы, функции исторического знания Модуль 2 Структура дисциплины включает в себя лекции – 18 часов, семинары – 36 часов, самостоятельная работа – 54 часа | ||
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную... Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс 3, семестр Лекции 10 часов, семинары 4 часа, самостоятельная работа 70 часов | ||
Дисциплины Распределение часов: лекции 54 часа, практические работы 52 часа, самостоятельная работа 38 часов | Дисциплины Распределение часов: лекции 54 часа, лабораторные занятия 52 часа, самостоятельная работа 38 часов |