Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Учебно-методическое пособие
для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ
специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
Красноярск
СФУ
2012
УДК 364.614(07)+376(07)
ББК 60.542.14я73+74.24(2я73)
С692
Составители Жижко, Е.В., Гончарова, А.Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е.В. Жижко, А.Н. Гончарова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 21 с. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)
© Сибирский
федеральный
университет, 2012 ВВЕДЕНИЕ
Требования к уровню освоения содержания курса. Успешное освоение курса предполагает наличие прочных знаний по предшествующим курсам психолого-педагогического блока, включенным в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана. От студентов требуется углубленное изучение предложенных в рамках курса тем, чтение основной литературы, а также желательно знакомство с дополнительной литературой.
Успешное освоение содержания курса предполагает не только наличие прочных теоретических знаний, но и умение анализировать конкретные жизненные ситуации для решения вопроса о социально-педагогической поддержке несовершеннолетних.
Форма итогового контроля. По окончании курса студенты сдают зачет.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Тема 1. Социально-педагогическая поддержка детства: сущность, принципы и нормативно-правовое обеспечение Развитие учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России. Категории детей, являющиеся объектом социально-педагогической деятельности. Задачи социально-педагогической поддержки детей-инвалидов. Задачи социально-педагогической поддержки детей-сирот. Задачи социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Задачи социально-педагогической поддержки детей группы риска. Основные направления социально-педагогической поддержки детей группы риска. Принципы социально-педагогической работы с детьми группы риска. Нормативно-правовое обеспечение деятельности социально-педагогических учреждений. Тема 2. Социально-педагогические причины формирования
группы риска среди детей и подростков Комплексный характер причин попадания детей в группу риска. Психологические характеристики детей, испытывающих семейное неблагополучие. Понятие психической депривации. Оценка характера детско-родительских отношений. Психологические особенности детей группы риска. Последствия психотравмирующей ситуации в семье. Недостатки психосоциального развития детей раннего и дошкольного возраста. Недостатки психосоциального развития детей младшего школьного возраста. Недостатки психосоциального развития детей подросткового возраста. Недостатки психосоциального развития несовершеннолетних старшей возрастной группы (юноши и девушки). Тема 3. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска
детей Причины неблагополучия современной российской семьи. Проблема гуманизации семейных отношений и ее проявление в качестве факутора социально-педагогического неблагополучия детей. Проблема защиты прав ребенка в семье. Уровни семейного неблагополучия. Особенности поведения членов неблагополучных семей. Социально-педагогическая поддержка семьи. Алгоритм работы с неблагополучной семьей. Виды помощи неблагополучным семьям. Принципы организации социально-педагогической работы с неблагополучными семьями. Методы работы социального педагога с неблагополучной семьей. Тема 4. Система учреждений социально-педагогической
поддержки детства Региональные и муниципальные учреждения системы социально-педагогической поддержки детства. Функции учреждений системы социально-педагогической поддержки детства. Принципы построения муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства. Взаимодействие региональных и муниципальных органов управления образованием в области социальной и психолого-педагогической поддержки детей группы риска. Основные направления деятельности органов управления образованием в области социальной и психолого-педагогической поддержки детей группы. Взаимодействие органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения в рамках межведомственных программ поддержки детства. Организация медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей группы риска. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска. Тема 5. Организация деятельности по социально-педагогической поддержке детства Организация работы по созданию муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства. Разработка концепции социально-педагогической поддержки детства в муниципальном образовании. Подготовка кадров для учреждений социально-педагогической поддержки детства. Организация социально-педагогической работы в школах. Особенности решения социально-педагогических проблем за рубежом.
Тема 6. Методики и технологии социально-педагогической работы с детьми группы риска Организация психологической службы в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей группы риска. Задачи психологической службы в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей группы риска. Координирующее и посредническое направления в социально-педагогической поддержке детей группы риска. Стратегии психологической и социально-педагогической работы с детьми группы риска. Взаимодействия специалистов в оказании помощи и поддержки детям группы риска. Организация «аутрич-работы» (работа на улице) с детьми группы риска. Организация групп само- или взаимопомощи детей группы риска. Организация работы с детьми группы риска в летней школе-интенсиве или летнем лагере. Тема 7. Мониторинг деятельности социально-педагогических
учреждений Оценка показателей деятельности муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства. Методы выявления неблагополучных детей и оценка результатов социально-педагогической работы с неблагополучными семьями. Оценка успешности работы по профилактике социального сиротства. Оценка успешности работы по социальной адаптации детей группы риска. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие / Л.И. Акатов. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
Олиференко Л.Я. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: «Академия», 2004. 254 с.
Опыт социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Е.В. Жижко и М.М. Хохловой. Красноярск: СФУ, 2010. 124 с.
Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. М.: «Дашков и К», 2008. 260 с.
Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Савинова. М.: «Дашков и К», 2005. 216 с.
Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова. М.: Социальный проект, 2004. 272 с.
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия», 2002. 208 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков/ Л.С. Алексеева. Семья в России. 1995. № 2. С. 146– 166.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/ Б.Н. Алмазов. Свердловск, 1986.
Антонов А.И. Кризис семьи и пути его преодоления/ А.И. Антонов, В.А. Борисов. М.,1990.
Байярд Р. Ваш беспокойный подросток/ Р. Байярд, Дж. Байярд. М.: Семья и школа, 1995.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П. Беспалько. М., 1995.
Бестужев-Лада И.В. Школа 21 века: Размышление о будущем / И.В. Бестужев-Лада //Педагогика. 1990. №8.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы/ В.Г. Бочарова. М.,1994.
Бранд Ф. Социальная работа в Голландии/ Ф. Бранд// Бюллетень научной информации. 1992.
Брутман В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей: Кн. 1/ В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.Г. Панкратова. М., 1994.
Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков/ А.В. Быков, Т.И. Шульга. М., 2001.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ М.И. Буянов. М., 1988.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.
Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всерос. конф. М.,1996.
Выготский Л.С. Педология подростка/ Л.С. Выготский //Собр.соч. Т.4. М., 1984.
Газман О.С. Воспитание: Цели, средства, перспективы/ О.С. Газман// Новое педагогическое мышление. М.,1989.
Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде/ Ю.В. Гербеев// Сов. педагогика. 1989. №7.
Горшкова Е.А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика: История и современность/ Е.А. Горшкова, Р.В. Овчарова. М., 1992.
Гуманизация воспитания в современных условиях/ Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. М., 1995.
Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. СПб., 1998.
Доэл М. Практика социальной работы: Пер. с англ./ М. Доэл, С. Шадлоу; Под ред. Б.Ю. Шапиро. М., 1995.
Дубровский А.А. Лечебная педагогика: Метод. пособие для учителей, врачей, воспитателей/ А.А. Дубровский. М., 1993.
Егошина В.Н. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России/ В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова. М., 1993.
Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей/ А.Н. Елизаров// Социс. 1995. №7.
Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие/ Е.С. Жигарев. М., 1990.
Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность/ И.А. Зимняя// Социальная работа и проблемы подготовки кадров. М., 1992.
Зимняя И.А. Социальный педагог: проблемы и деятельность/ И.А. Зимняя// Социал. работа. 1994. № 2 – 5.
Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям/ В.А. Иванников// Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992.
Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям/ Н.А. Катаева. Киров, 1997.
Кле М. Психология подростка/ М. Кле. М.: Педагогика, 1991.
Ковалёва А.И. Социализация личности: норма и отклонение/ А.И. Ковалева. М., 1996.
Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989.
Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. М., 1993.
Кузнецова Л.В. Положение детей в мире и современные международные документы в защиту их здоровья, прав и развития/ Л.В. Кузнецова. М., 1991.
Кухтевич Т.Н. Социология воспитания: Учеб. пособие/ Т.Н. Кухтевич. М., 1989.
Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума/ Э. Ле Шан. М.: Педагогика, 1990.
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М., 1991.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик. М., 1997.
Мудрик А.В.Социализация и воспитание/ А.В. Мудрик. М., 1997.
Нечаева А.М. О правовой незащищенности несовершеннолетних и путях ее устранения/ А.М. Нечаева// Сов. государство и право. 1990. № 5.
Новая модель службы охраны детства: Поиск, опыт, проблемы. Тюмень, 1998.
Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства/ Л.Я. Олиференко. М., 1998.
Олиференко Л.Я. О создании муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства/ Л.Я. Олиференко// Дети группы риска. СПб., 1998.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогические учреждения в системе образования/ Л.Я. Олиференко. М., 1999.
Панов А.М. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом/ А.М. Панов. М., 1994.
Панов А.М. Положение детей в Российской Федерации/ А.М. Панов// Государство и дети: Реальности России. М., 1995.
Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков/ М.М. Плоткин// Педагогика. 1994. № 3.
Плоткин М.М. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением/ М.М. Плоткин, Г.И. Камаева// Семья в России. 1995. № 1, 2.
По неписаным законам улицы .../ Под ред. И.А. Кудрявцева. М.: Юридическая литература, 1991.
Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие. Ярославль, 1997.
Прихожан А.М. Дети без семьи/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 1990.
Проблемы , методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях/ Под ред. Г. Иващенко, М. Плоткина. М., 1994.
Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы. М., 2000.
Работа отдела народного образования по охране прав несовершеннолетних. М., 1989.
Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./ М. Раттер. М., 1987.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности/ Х. Ремшмидт. М.: Мир, 1994.
Сафонова Т.Я. Жестокое обрашение с детьми/ Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал, Л.Я. Олиференко и др. М., 1993.
Система социальной защиты в Федеративной Республике Германии. М., 1993.
Служба семьи: Изучение опыта и принципов организации. М., 1991.
Смит Э.У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье / Э.У. Смит. М.: Просвещение, 1991.
Снайдерс М. Ребенок как личность/ М. Снайдерс, Р. Снайдерс. М.: Просвещение, 1995.
Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире/ В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. М.: Педагогика, 1991.
Социальные проблемы сиротства: Сб. ст./Ин-т социологии РАН; Отв. ред. И.Ф. Дементьева. М., 1992.
Территориальные социальные службы: Теория и практика функционирования / Сост. В.Б. Корняк и др. М., 1995.
Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков/ Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. № 1.
Типовое положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей/ Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1994. № 3.
Трудные судьбы подростков: кто виноват?/ Под ред. С.Н. Чихалова. М.: Юридическая литература, 1991.
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д.И. Фельдштейн. М., 1995.
Харрис Т.А. Я благополучен – ты благополучен/ Т.А. Харрис. Красноярск: Гермес, 1993.
Цымбал Е.И. Нарушение прав детей, оставшихся без попечения родителей / Е.И. Цымбал// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1998.
Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога/ М.В. Шакурова. СПб., 2002.
Шульга Т.И. Методика работы с детьми группы риска/ Т.И. Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот. М., 2000.
Методическое обеспечение самостоятельной работы и контрольных работ студентов очной и заочной форм обучения
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» включает в себя:
самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям;
выполнение реферативной работы.
Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска», в библиотеке на студенческом абонементе, в электронной библиотеке СФУ. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов можно разделить на два смысловых блока: «Вопросы для самоконтроля», «Контрольные работы». Блок 1: «Вопросы для самоконтроля»
Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу.
Блок 2: «Контрольные работы»
В Блоке 2 представлены задания и пояснения для результативного выполнения контрольной работы. Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, обязаны успешно защитить свою контрольную работу до начала зачетной недели в сроки, предусмотренные графиком защит контрольных работ.
|