Социально-педагогическая поддержка детей группы риска





Скачать 293.14 Kb.
НазваниеСоциально-педагогическая поддержка детей группы риска
страница1/3
Дата публикации03.04.2015
Размер293.14 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Военное дело > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2012

УДК 364.614(07)+376(07)

ББК 60.542.14я73+74.24(2я73)

С692

Составители Жижко, Е.В., Гончарова, А.Н.
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е.В. Жижко, А.Н. Гончарова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 21 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012
ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания курса. Успешное освоение курса предполагает наличие прочных знаний по предшествующим курсам психолого-педагогического блока, включенным в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана. От студентов требуется углубленное изучение предложенных в рамках курса тем, чтение основной литературы, а также желательно знакомство с дополнительной литературой.

Успешное освоение содержания курса предполагает не только наличие прочных теоретических знаний, но и умение анализировать конкретные жизненные ситуации для решения вопроса о социально-педагогической поддержке несовершеннолетних.

Форма итогового контроля. По окончании курса студенты сдают зачет.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ



Тема 1. Социально-педагогическая поддержка детства: сущность, принципы и нормативно-правовое обеспечение
Развитие учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России. Категории детей, являющиеся объектом социально-педагогической деятельности. Задачи социально-педагогической поддержки детей-инвалидов. Задачи социально-педагогической поддержки детей-сирот. Задачи социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Задачи социально-педагогической поддержки детей группы риска. Основные направления социально-педагогической поддержки детей группы риска. Принципы социально-педагогической работы с детьми группы риска. Нормативно-правовое обеспечение деятельности социально-педагогических учреждений.
Тема 2. Социально-педагогические причины формирования

группы риска среди детей и подростков
Комплексный характер причин попадания детей в группу риска. Психологические характеристики детей, испытывающих семейное неблагополучие. Понятие психической депривации. Оценка характера детско-родительских отношений. Психологические особенности детей группы риска. Последствия психотравмирующей ситуации в семье. Недостатки психосоциального развития детей раннего и дошкольного возраста. Недостатки психосоциального развития детей младшего школьного возраста. Недостатки психосоциального развития детей подросткового возраста. Недостатки психосоциального развития несовершеннолетних старшей возрастной группы (юноши и девушки).
Тема 3. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска

детей
Причины неблагополучия современной российской семьи. Проблема гуманизации семейных отношений и ее проявление в качестве факутора социально-педагогического неблагополучия детей. Проблема защиты прав ребенка в семье. Уровни семейного неблагополучия. Особенности поведения членов неблагополучных семей. Социально-педагогическая поддержка семьи. Алгоритм работы с неблагополучной семьей. Виды помощи неблагополучным семьям. Принципы организации социально-педагогической работы с неблагополучными семьями. Методы работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Тема 4. Система учреждений социально-педагогической

поддержки детства
Региональные и муниципальные учреждения системы социально-педагогической поддержки детства. Функции учреждений системы социально-педагогической поддержки детства. Принципы построения муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства. Взаимодействие региональных и муниципальных органов управления образованием в области социальной и психолого-педагогической поддержки детей группы риска. Основные направления деятельности органов управления образованием в области социальной и психолого-педагогической поддержки детей группы. Взаимодействие органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения в рамках межведомственных программ поддержки детства. Организация медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей группы риска. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска.
Тема 5. Организация деятельности по социально-педагогической поддержке детства
Организация работы по созданию муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства. Разработка концепции социально-педагогической поддержки детства в муниципальном образовании. Подготовка кадров для учреждений социально-педагогической поддержки детства. Организация социально-педагогической работы в школах. Особенности решения социально-педагогических проблем за рубежом.


Тема 6. Методики и технологии социально-педагогической работы с детьми группы риска
Организация психологической службы в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей группы риска. Задачи психологической службы в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей группы риска. Координирующее и посредническое направления в социально-педагогической поддержке детей группы риска. Стратегии психологической и социально-педагогической работы с детьми группы риска. Взаимодействия специалистов в оказании помощи и поддержки детям группы риска. Организация «аутрич-работы» (работа на улице) с детьми группы риска. Организация групп само- или взаимопомощи детей группы риска. Организация работы с детьми группы риска в летней школе-интенсиве или летнем лагере.
Тема 7. Мониторинг деятельности социально-педагогических

учреждений
Оценка показателей деятельности муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства. Методы выявления неблагополучных детей и оценка результатов социально-педагогической работы с неблагополучными семьями. Оценка успешности работы по профилактике социального сиротства. Оценка успешности работы по социальной адаптации детей группы риска.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие / Л.И. Акатов. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.

  2. Олиференко Л.Я. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: «Академия», 2004. 254 с.

  3. Опыт социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Е.В. Жижко и М.М. Хохловой. Красноярск: СФУ, 2010. 124 с.

  4. Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. М.: «Дашков и К», 2008. 260 с.

  5. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Савинова. М.: «Дашков и К», 2005. 216 с.

  6. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова. М.: Социальный проект, 2004. 272 с.

  7. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия», 2002. 208 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков/ Л.С. Алексеева. Семья в России. 1995. № 2. С. 146– 166.

  2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/ Б.Н. Алмазов. Свердловск, 1986.

  3. Антонов А.И. Кризис семьи и пути его преодоления/ А.И. Антонов, В.А. Борисов. М.,1990.

  4. Байярд Р. Ваш беспокойный подросток/ Р. Байярд, Дж. Байярд. М.: Семья и школа, 1995.

  5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П. Беспалько. М., 1995.

  6. Бестужев-Лада И.В. Школа 21 века: Размышление о будущем / И.В. Бестужев-Лада //Педагогика. 1990. №8.

  7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы/ В.Г. Бочарова. М.,1994.

  8. Бранд Ф. Социальная работа в Голландии/ Ф. Бранд// Бюллетень научной информации. 1992.

  9. Брутман В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей: Кн. 1/ В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.Г. Панкратова. М., 1994.

  10. Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков/ А.В. Быков, Т.И. Шульга. М., 2001.

  11. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ М.И. Буянов. М., 1988.

  12. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

  13. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всерос. конф. М.,1996.

  14. Выготский Л.С. Педология подростка/ Л.С. Выготский //Собр.соч. Т.4. М., 1984.

  15. Газман О.С. Воспитание: Цели, средства, перспективы/ О.С. Газман// Новое педагогическое мышление. М.,1989.

  16. Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде/ Ю.В. Гербеев// Сов. педагогика. 1989. №7.

  17. Горшкова Е.А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика: История и современность/ Е.А. Горшкова, Р.В. Овчарова. М., 1992.

  18. Гуманизация воспитания в современных условиях/ Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. М., 1995.

  19. Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. СПб., 1998.

  20. Доэл М. Практика социальной работы: Пер. с англ./ М. Доэл, С. Шадлоу; Под ред. Б.Ю. Шапиро. М., 1995.

  21. Дубровский А.А. Лечебная педагогика: Метод. пособие для учителей, врачей, воспитателей/ А.А. Дубровский. М., 1993.

  22. Егошина В.Н. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России/ В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова. М., 1993.

  23. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей/ А.Н. Елизаров// Социс. 1995. №7.

  24. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие/ Е.С. Жигарев. М., 1990.

  25. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность/ И.А. Зимняя// Социальная работа и проблемы подготовки кадров. М., 1992.

  26. Зимняя И.А. Социальный педагог: проблемы и деятельность/ И.А. Зимняя// Социал. работа. 1994. № 2 – 5.

  27. Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям/ В.А. Иванников// Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992.

  28. Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям/ Н.А. Катаева. Киров, 1997.

  29. Кле М. Психология подростка/ М. Кле. М.: Педагогика, 1991.

  30. Ковалёва А.И. Социализация личности: норма и отклонение/ А.И. Ковалева. М., 1996.

  31. Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989.

  32. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. М., 1993.

  33. Кузнецова Л.В. Положение детей в мире и современные международные документы в защиту их здоровья, прав и развития/ Л.В. Кузнецова. М., 1991.

  34. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания: Учеб. пособие/ Т.Н. Кухтевич. М., 1989.

  35. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума/ Э. Ле Шан. М.: Педагогика, 1990.

  36. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М., 1991.

  37. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик. М., 1997.

  38. Мудрик А.В.Социализация и воспитание/ А.В. Мудрик. М., 1997.

  39. Нечаева А.М. О правовой незащищенности несовершеннолетних и путях ее устранения/ А.М. Нечаева// Сов. государство и право. 1990. № 5.

  40. Новая модель службы охраны детства: Поиск, опыт, проблемы. Тюмень, 1998.

  41. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства/ Л.Я. Олиференко. М., 1998.

  42. Олиференко Л.Я. О создании муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства/ Л.Я. Олиференко// Дети группы риска. СПб., 1998.

  43. Олиференко Л.Я. Социально-педагогические учреждения в системе образования/ Л.Я. Олиференко. М., 1999.

  44. Панов А.М. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом/ А.М. Панов. М., 1994.

  45. Панов А.М. Положение детей в Российской Федерации/ А.М. Панов// Государство и дети: Реальности России. М., 1995.

  46. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков/ М.М. Плоткин// Педагогика. 1994. № 3.

  47. Плоткин М.М. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением/ М.М. Плоткин, Г.И. Камаева// Семья в России. 1995. № 1, 2.

  48. По неписаным законам улицы .../ Под ред. И.А. Кудрявцева. М.: Юридическая литература, 1991.

  49. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие. Ярославль, 1997.

  50. Прихожан А.М. Дети без семьи/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 1990.

  51. Проблемы , методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях/ Под ред. Г. Иващенко, М. Плоткина. М., 1994.

  52. Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы. М., 2000.

  53. Работа отдела народного образования по охране прав несовершеннолетних. М., 1989.

  54. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./ М. Раттер. М., 1987.

  55. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности/ Х. Ремшмидт. М.: Мир, 1994.

  56. Сафонова Т.Я. Жестокое обрашение с детьми/ Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал, Л.Я. Олиференко и др. М., 1993.

  57. Система социальной защиты в Федеративной Республике Германии. М., 1993.

  58. Служба семьи: Изучение опыта и принципов организации. М., 1991.

  59. Смит Э.У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье / Э.У. Смит. М.: Просвещение, 1991.

  60. Снайдерс М. Ребенок как личность/ М. Снайдерс, Р. Снайдерс. М.: Просвещение, 1995.

  61. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире/ В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. М.: Педагогика, 1991.

  62. Социальные проблемы сиротства: Сб. ст./Ин-т социологии РАН; Отв. ред. И.Ф. Дементьева. М., 1992.

  63. Территориальные социальные службы: Теория и практика функционирования / Сост. В.Б. Корняк и др. М., 1995.

  64. Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков/ Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. № 1.

  65. Типовое положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей/ Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1994. № 3.

  66. Трудные судьбы подростков: кто виноват?/ Под ред. С.Н. Чихалова. М.: Юридическая литература, 1991.

  67. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д.И. Фельдштейн. М., 1995.

  68. Харрис Т.А. Я благополучен – ты благополучен/ Т.А. Харрис. Красноярск: Гермес, 1993.

  69. Цымбал Е.И. Нарушение прав детей, оставшихся без попечения родителей / Е.И. Цымбал// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1998.

  70. Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога/ М.В. Шакурова. СПб., 2002.

  71. Шульга Т.И. Методика работы с детьми группы риска/ Т.И. Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот. М., 2000.


Методическое обеспечение самостоятельной работы
и контрольных работ студентов очной и
заочной форм обучения



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» включает в себя:

  • самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям;

  • выполнение реферативной работы.

Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска», в библиотеке на студенческом абонементе, в электронной библиотеке СФУ. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов можно разделить на два смысловых блока: «Вопросы для самоконтроля», «Контрольные работы».
Блок 1: «Вопросы для самоконтроля»

Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу.

Блок 2: «Контрольные работы»

В Блоке 2 представлены задания и пояснения для результативного выполнения контрольной работы. Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, обязаны успешно защитить свою контрольную работу до начала зачетной недели в сроки, предусмотренные графиком защит контрольных работ.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска icon«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное...
Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе детей ««группы риска»».[2]
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconОбразование детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогическая...
В 2012-2013 учебном году на пмпк обследовано 693 ребенка дошкольного и школьного возраста. Из них: 639 человек – организованные дошкольники,...
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconАнализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
Реализация Программы поддержки детей группы «риска», детей из социально незащищенных семей в образовательных учреждениях города Костромы...
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconАнализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
Реализация Программы поддержки детей группы «риска», детей из социально незащищенных семей в образовательных учреждениях города Костромы...
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПлан курсов ироипк на июнь 2014 года в рамках Международного Летнего Института. Проблемные курсы
В рамках мли. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconЛитература по педагогике: воспитание и обучение одаренных детей
Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. – М., 2005
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и...
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПедагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к обучению в школе
Фгаоу дпо академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание, обучение, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной,...
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Школы Урока является социально-педагогическая поддержка становления и...
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПрограмма дисциплины Социология риска для специальности 040201. 65...
Экономический, психологический и социально-психологический подход к исследованию риска
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПлан работы воспитателя группы №2 социальной гостиной моу сош №1...
Образовательная поддержка детей (помощь в выполнении домашних заданий, дополнительные консультации)
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПриказ №40/6-0 от 01. 09. 2013 г. План работы школьного наркопоста на 2013-2014 учебный год
Выявление детей «Группы риска», склонных к злоупотреблению психоактивных веществ
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школе Урока маоу «Гимназия №42» является социально-педагогическая поддержка становления и развития у младших школьников знаний, установок,...
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconАктуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
Ельного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся...
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска iconУрок эстетики для молодёжи февраль тиш «Информационно- правовая поддержка...
«Информационно- правовая поддержка социально- незащищенных групп населения и молодёжи»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск