Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ярославской области
Угличский индустриально-педагогический колледж
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ) для специальности 050146 Преподавание в начальных классах Углич, 2011 г.
УТВЕРЖДАЮ:
_______________Т.М. Смирнова
Заместитель директора
по учебной работе Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050146 Преподавание в начальных классах.
Организация-разработчик: ГОУ СПО ЯО Угличский индустриально-педагогический колледж Разработчики: Лукьянчикова Алла Евгеньевна, Федорова Ольга Николаевна, преподаватели методической цикловой комиссии иностранного языка
Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык (немецкий)
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке специалистов в области образования в образовательных учреждениях СПО. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебный цикл ОГСЭ.04 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины максимальной учебной нагрузки обучающегося 264 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 176 часов;
самостоятельной работы обучающегося 88 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 264
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 176
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| 150
| контрольные работы
| 26
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 88
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
| -
| Домашняя работа
Подготовка проектов
Самостоятельное изучение материала
| 50
16
22
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Иностранный язык (немецкий)
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| Раздел 1.
| Я и моя учеба
| 50
|
| Тема 1.1.
Я и моя семья. Свободное время и досуг. Увлечения, хобби
| Содержание учебного материала
| 26
| 1
2
3
4
5
| Я и мои родители. Братья и сестры. Настоящее время глагола. Спряжение возвратных глаголов.
Моя биография. Простое прошедшее время глагола.
Организация свободного времени. Сложное прошедшее время.
Досуг немецкой молодежи. Управление глаголов.
Увлечения, интересы.
| 2
| Практические занятия
| 15
| Контрольные работы: тест по грамматическим темам, словарный диктант, устный зачет, защита проекта.
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся: изучение лексики, выполнение грамматических упражнений, написание сочинения, подготовка проекта «Семейное древо»
| 8
|
| Тема 1.2.
Я – студент педагогического колледжа.
Моя учеба. Наш колледж
| Содержание учебного материала
| 24
| 1
2
3
| Педагогический колледж.
Учеба на отделении «Преподавание в начальных классах». Спряжение модальных глаголов.
Учебный день студента. Синтаксические конструкции с инфинитивом (без частицы „zu“).
| 2
| Практические занятия
| 14
| Контрольные работы: тест по грамматическим темам, словарный диктант, устный зачет
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: изучение лексики, выполнение грамматических упражнений, написание сочинения в форме письма, реферирование статей по теме, зачет по пройденным темам
| 8
|
| Раздел 2.
| Образование и профессия
| 66
| Тема 2.1.
Значение изучения иностранного языка.
Урок иностранного языка
| Содержание учебного материала
| 33
| 1
2
3
| Значение владения иностранным языком для современного человека.
Урок немецкого языка в колледже. Инфинитивные обороты и конструкции.
Учись учиться (основные приемы, помогающие в изучении иностранного языка: способы запоминания иноязычных слов, правила перевода текста, умения находить выделять основную информацию, готовить пересказ). Словообразование, сложные существительные.
| 2
| Практические занятия
| 19
| Контрольные работы: тест по грамматическим темам, словарный диктант, устный зачет, защита проекта
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся: изучение лексики, выполнение грамматических упражнений, написание сочинения, реферирование статей по теме, подготовка проекта (компьютерной презентации) «Мы и иностранный язык»
| 11
|
| Тема 2.2.
Мир профессий. Выбор профессии. Моя будущая профессия – учитель.
Великие педагоги
| Содержание учебного материала
| 33
| 1 2 3
| Мир профессий (какие профессии существуют, какие из них связаны с образованием и воспитанием детей). Проблемы выбора профессии у немецкой молодежи. Прилагательные, их склонение, наречия.
Профессия учителя, роль учителя в воспитании подрастающего поколения, преимущества и недостатки работы педагога. Степени сравнения прилагательных и наречий.
Жизнь и деятельность великих педагогов Германии, Швейцарии и России. Причастия 1 и 2.
| 2
| Практические занятия
| 20
| Контрольные работы: тест по грамматическим темам, словарный диктант, устный зачет
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: составление интервью, сочинение по теме, доклад о жизни одного из известных педагогов, дифференцированный зачет по пройденным темам.
| 11
|
| Раздел 3.
| Литература и изобразительное искусство
| 78
| Тема 3.1.
Чтение и книги в моей жизни. Библиотека нашего колледжа
| Содержание учебного материала
| 30
| 1
2 3
| Чтение и книги в моей жизни. Чтение и книги в моей жизни. Любимый автор. Любимое произведение. Библиотека нашего колледжа. Систематизация знаний по темам «Система времен немецкого глагола» и «Управление глаголов».
Любимый автор. Любимое произведение. Словообразование: основные суффиксы и префиксы существительных, прилагательных, глаголов.
Библиотека нашего колледжа.
| 3
| Практические занятия
| 16
| Контрольные работы: тест по грамматическим темам, словарный диктант, устный зачет, подготовка проекта
| 4
| Самостоятельная работа обучающихся: написание сочинения-рассуждения о роли чтения, подготовка пересказа статьи, написание аннотации книги. Подготовка проекта (компьютерной презентации) «Мой любимый писатель (поэт)»
| 10
|
| Тема 3.2. Изобразительное искусство. Посещение галереи, выставки
| Содержание учебного материала
| 24
| 1
2
3
| Виды искусства. Жанры изобразительного искусства. Виды простых предложений. Порядок слов в повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях.
Описание картины. Выражение оценки и впечатления. Сложное предложение. Сочинительная и подчинительная связь.
Посещение картинной галереи, выставки. Диалог-обмен мнениями. Порядок слов в придаточном предложении.
| 2
| Практические занятия
| 14
| Контрольные работы: словарный диктант, устный зачет (монолог и диалог)
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: изучение лексики, составление диалога, подготовка сочинения-описания картины, написание реферата
| 8
|
| Тема 3.3. Великие художники России и Германии. Альбрехт Дюрер
| Содержание учебного материала
| 24
| 1
2
3
| Известные художники Германии. Придаточные предложения причины, цели и следствия.
Биография и творчество Альбрехта Дюрера. Дополнительные и условные придаточные предложения.
Русский художник. Придаточные предложения времени. Правило согласования времен.
| 2
| Практические занятия
| 13
| Контрольные работы: словарный диктант, контрольная работа по теме «Придаточные предложения», устный зачет.
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся: чтение и перевод текстов, подготовка доклада о художнике, выполнение лексико-грамматических упражнений.
| 8
|
| Раздел 4.
| Путешествие по городам
| 70
| Тема 4.1. Жизнь в городе и деревне. Мой родной город. Углич
| Содержание учебного материала
|
27
| 1
2 3
| Особенности жизни человека в городе и деревне. Урбанизация и последствия этого процесса.
Мой родной город: деревня. Сочинительная связь в предложении, порядок слов, основные сочинительные союзы.
Углич: основные исторические события, культурные памятники, современная жизнь. Грамматический разбор предложения.
| 2
| Практические занятия
| 16
| Контрольные работы: словарный диктант, устный зачет, защита проекта.
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: изучение лексики, написание сочинения о родном городе, чтение и реферирование статьи, составление плана Углича на немецком языке (проект), экзамен по пройденным темам.
| 9
|
| Тема 4.2. Города Германии. Столица ФРГ – Берлин. Идштайн – город-побратим
| Содержание учебного материала
|
21
| 1
2
3
| Немецкий город. Крупнейшие города и их достопримечательности. Повторение причастий.
Столица Германии: географическое положение, основные исторические факты, культурные ценности Берлина. Понятие распространенного определения, образование и способы перевода на русский язык.
Город-побратим Углича – Идштайн (федеральная земля Гессен).
| 2
| Практические занятия
| 12
| Контрольные работы: словарный диктант, устный зачет, контроль перевода и реферата.
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: изучение лексики, чтение и реферирование текста лингвострановедческого содержания, подготовка доклада о немецком город, дифференцированный зачет по теме.
| 7
|
| Тема 4.3. Путешествие. Подготовка к путешествию
| Содержание учебного материала
|
22
| 1 2
3
| Планирование поездки: выбор цели путешествия, маршрута, вида транспорта. Работа с туристическим проспектом. Понятие пассивного залога. Образование пассива. Способы перевода на русский язык.
Подготовка к путешествию. Сборы в дорогу. Временные формы пассива.
Ориентация в незнакомом городе. План города.
| 3
| Практические занятия
| 11
| Контрольные работы: словарный диктант, устный зачет (монолог и диалог), тест по грамматическим темам, дифференцированный зачет
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся: изучение лексики, написание сочинения, подготовка диалога, подготовка к тесту по грамматике
| 8
|
| Всего:
| 264
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета иностранного языка.
Оборудование учебного кабинета: комплект карт, сборники дидактических материалов, видео и аудиоматериалы по изучаемым темам, компьютерные обучающие программы.
Технические средства обучения: аудиомагнитофон, телевизор, DVD-плеер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Басова Н.В. Немецкий язык для колледжей (Deutsch für Colleges): учебник. – изд.17-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, РиД, 2011.
Дополнительные источники:
Базовый курс „Hallo, Nachbarn!“. – М., 2005.
Завьялова В., Ильина Л. Практический курс немецкого языка. – М., 2005.
Козлова С.В. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка. – Санкт-Петербург, Лингва, 2011.
Постникова Е.М. Тексты для чтения на немецком языкею. – Киев, 2001.
Соколова Н., Молчанова И. Немецкая грамматика с упражнениями. – М., 1989.
Шульц Х., Зундермайер В. Немецкая грамматика с упражнениями. – М., Айрис Пресс, 2004.
Benito J.S., Oberberger C.S., Dreke M. Spielend Deutsch lernen. Interaktive Arbeitsblätter fuer Anfänger und Fortgeschrittene. – Langenscheidt, 1997.
Rusch P., Schmity H. Einfach Grammatik. Übungsgrammatik Deutsch A1 bis B1. – Langenscheidt, 2007.
Swerlowa O. Grammatik & Konversation 1. Arbeitsblätter für den Deutschunterricht für die Niveaustufen A1, A2, B1. – Langenscheidt, 2002.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты (освоенные предметные компетенции)
| Основные показатели оценки результата
| Формы и методы контроля и оценки
| Речевая компетенция
| Сформированность на базовом уровне коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умения планировать, контролировать и корректировать свое речевое и неречевое поведение.
| Текущий контроль в форме: устный опрос, сочинение, письменный опрос, наблюдение и оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.
Итоговый контроль: экспертная оценка проекта, устного и письменного монологического высказывания и диалога, перевода текста
| Языковая компетенция
| Овладение новыми языковыми средствами (лексическими единицами и грамматическими структурами) в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами и грамматическими структурами в коммуникативных целях; сформированность фонетического навыка.
| Текущий контроль в форме: словарный диктант, лексико-грамматический тест/ контрольная работа, наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях
| Социокультурная компетенция
| Увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка.
| Текущий контроль в форме: страноведческий тест, викторина, наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях
| Компенсаторная компетенция
| Дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; развитие языковой догадки и умений антиципации в чтении, аудировании, говорении.
| Текущий контроль в форме: наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции)
| Основные показатели оценки результата
| Формы и методы контроля и оценки
| ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| Эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников.
| Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики
| ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
| Работа с Интернет ресурсами; взаимодействие с обучающимися, преподавателями, администрацией, родителями и внешними субъектами воспитания.
| Презентация методических разработок с ИКТ.
| ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
| Самоанализ и коррекция результатов собственной работы
| Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики.
| ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| Организация самостоятельных занятий при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей
| Рефлексивный анализ (личный маршрут студента)
|
|