Скачать 499.33 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА Направление подготовки 050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Горина Наталья Вячеславовна, старший преподаватель, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии НОУ ВПО МПСУ. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Логопедическая ритмика» являются: - формирование у студентов знаний и умений, направленных на усвоение методов темпо-ритмической регуляции и координации артикуляционной, мелкой и общей моторики посредством специальных упражнений под музыку; - дальнейшее совершенствование профессиональных практических умений и навыков по коррекции нарушений речи, по организации логоритмической работы в группе специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи. - знание принципов и методов логоритмического воздействия; возможных стратегий умения составлять характеристику особенностей моторики детей, подростков и взрослых с ринолалией, дизартрией, заиканием, алалией, афазией; - определять специфику логоритмического воздействия исходя из логопедического диагноза, типа специализированного учреждения; планировать и осуществлять профилактику речевых нарушений. - формирование профессиональных компетенций в диагностике и коррекции речевых нарушений. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Логопедическая ритмика» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.2.). Теоретической базой курса является успешное освоение дисциплин: «Педагогика», «Специальная педагогика», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», «Логопедия», «Невропатология», «Специальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи» и дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии». Курс «Логопедическая ритмика» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Логопедические технологии», «Методика развития речи», «Организация логопедической работы в детских учреждениях», «Индивидуальные формы логопедической работы», «Фронтальные формы логопедической работы», «Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми-инвалидами», «Логопедическая помощь в раннем возрасте», дисциплины специализации, а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Логопедическая ритмика». В результате освоения дисциплины «Логопедическая ритмика» студенты овладевают следующими компетенциями: общекультурными компетенциями (ОК): способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7); профессиональными компетенциями (ПК): способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); в области коррекционно-педагогической деятельности: способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); в области диагностико-консультативной деятельности: способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); в области исследовательской деятельности: готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); в области культурно-просветительской деятельности: готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13); способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). В результате освоения дисциплины «Логопедическая ритмика» обучающиеся должны: - Знать:
- Иметь профессиональные умения, оперировать базовыми терминами дисциплины:
- Владеть навыками:
Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:
4. Структура и содержание дисциплины «Логопедическая ритмика». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)
Очно – заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Учебно-тематический план
5. Образовательные технологии При прохождении дисциплины «Логопедическая ритмика» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия, лабораторный практикум. Предусмотрены встречи с представителями дошкольных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают зачет. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестирования и ответов на вопросы по разделам. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им. Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины «Логопедическая ритмика». Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, решение тестовых заданий, подготовка к семинарским и практическим занятиям. Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса. Проработка отобранного материала обязательно должна идти с одновременным ведением записей прочитанного и своих замечаний. Запись может иметь как форму конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученного материала. Такого рода записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материал, одной из обязательных форм организации умственного труда. Формы текущего контроля успеваемости Самостоятельная работа выполняется студентами всех форм обучения в течение семестра и представляется преподавателю на проверку. Промежуточный контроль состоит в оценке нескольких блоков заданий. 1 блок. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы по проблеме логоритмического воздействия. Студент должен представить на проверку не менее 5 рукописных конспектов. Конспекты оформляются в отдельной тетради. 2 блок. Подготовка реферата по выбранной студентом теме. Темы рефератов распределяются между студентами всей группы. 3 блок. Решение тестовых заданий (студенты очного отделения выполняют тестирование во время текущего контроля). 4 блок. Выполнение практических заданий для самостоятельной работы студентов. Практические задания для самостоятельной работы студентов. Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляется преподавателю на проверку при сдаче реферата. Темы рефератов:
Внеаудиторные тесты по разделу «Средства и методы логопедической ритмики». Обоснуйте выбор средств логопедической ритмики, учитывая особенности организации и проведения логоритмических занятий с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Приведите примеры упражнений по каждому средству логопедической ритмики. Тема 1. Ходьба как средство логопедической ритмики. Тема 2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса Тема 3. Упражнения на развитие дыхания. Тема 4. Упражнения для развития голоса. Тема 5. Упражнения для развития дикции и артикуляции. Тема 6. Упражнения для развития навыков движения и действий в коллективе. Тема 7 . Упражнения для развития музыкального темпа. Тема 8. Упражнения для развития чувства музыкального размера. Тема 9. Упражнения для развития чувства ритма. Тема 10. Упражнения на координацию речи с движением. Тема 11. Упражнения, активизирующие внимание. Тема 12. Упражнения для развития мимической моторики. Тема 13. Упражнения для развития мелкой моторики. Тема 14. Упражнения с предметами. Тема 15. Использование средств хореографии. Тема 16. Пение. Тема 17. Мелодекламации. Контрольные вопросы внутрисеместровой аттестации.
|
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | «московский психолого-социальный университет» факультет логопедии... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... |