Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»





Скачать 161.57 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Дата публикации03.05.2015
Размер161.57 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Военное дело > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки магистра




Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук

Программа дисциплины

«Политическая лингвистика»

для направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки магистра

для магистерской программы «Политическая лингвистика»

Авторы программы:

Н.Э.Гронская – д. полит.н., проф. (ngronskaya@hse.ru)

Н.Н.Морозова – PhD, доцент ( nnmorozova@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «28»августа 2014 г.

Зав. кафедрой В.Г. Зусман
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «28»августа 2014 г.

Председатель В.Г. Зусман
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013 г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________


Нижний Новгород, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по магистерской программе «Политическая лингвистика», изучающих дисциплину «Политическая лингвистика».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом НИУ ВШЭ;

Образовательной программой направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (магистерской программой «Политическая лингвистика»).

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» магистерская программа «Политическая лингвистика», утвержденным в 2013г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Политическая лингвистика» являются:

- подготовка магистров, специализирующихся в области политической лингвистике, к самостоятельной научно-исследовательской и проектно-организационной работе в области порождения, комментирования и анализа политических текстов;

- обучение магистров умению формулировать исследовательскую задачу, осуществлять критический анализ и оценку имеющихся методов и методологий и находить оптимальные пути решения поставленной задачи;

- обучение магистров навыкам формулировки, изложения и обсуждения научно-исследовательских позиции.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать проблемное поле и историю становления политической лингвистики как научной и учебной дисциплины;

- знать основные направления и методы исследований в области политической лингвистики;

- уметь анализировать достоинства и недостатки разных методов и технологий политической лингвистики;

- уметь видеть и формулировать задачу в категориях политической лингвистики, предложить оптимальное решение;

- иметь навык организации поиска данных, нахождения необходимых источников, оценки степени их достоверности, извлечения из них необходимой информации;

- уметь занимать научно-исследовательскую позицию при обсуждении научных вопросов, учитывать мнение оппонентов, вести научную дискуссию;

- уметь занимать экспертную позицию при обсуждении политических вопросов и аргументированно отстаивать свое мнение;

- иметь навык подготовки научных экспертно-аналитических обзоров, а также публичных выступлений на политические темы;

- уметь грамотно, доступно и ярко презентовать свою работу.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции:

- способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности;.

- способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности;

- способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию;



СК-М1

СК-М3


СК-М6

Способен к обобщению, анализу, восприятию информации


Формы обучения:

-проектно-методологические семинары,

-мастер-классы,

-экспертные семинары,

-ролевые игры

-коллоквиумы

-«мозговые штурмы»

Методы обучения:

- анализ научного исследования на предмет вычленения проблемы, исследовательского вопроса, целей, задач и рабочей гипотезы автора;

- обсуждение соответствия выбранных методов исследования поставленным целям и задачам;

- мониторинг и анализ массивов политической информации (в том числе в сети Интернет) с использованием современных компьютерных инструментов лингвистического исследования;



Инструментальные компетенции:

- Способен планировать научно-исследовательскую

деятельность, проводить самостоятельные

исследования и получать новые научные

результаты в области профессиональной

деятельности;

- Способен выбирать оптимальные теоретические подходы и методы решения конкретных задач в области лингвистики и междисциплинарных исследований на стыке различных областей научного знания;

- Способен анализировать, сопоставлять и

критически оценивать различные лингвистические теории и гипотезы

- Способен анализировать языковые данные с

применением качественных и количественных

методов, различных инструментальных средств;
Социально-личностные компетенции:

- Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно

значимые проблемы;





ИК-М1.2н_1.2и_1.2п_1.

2пр
ИК-М1.2н_1.2и_1.2п_1.

2пр

ИК- М1.2н_1.2и_1.2п_1.

2пр
ИК–М1.2АД/М7.5ФЛ


СЛК –М6

Способен планировать деятельность, анализировать и оценивать данные, методы и концепции, применять методы, получать новые результаты

Методы обучения:

- обсуждение проблематики и языка политических текстов;

- формулирование научно-исследовательской задачи на основе анализа массива политических текстов;

- обсуждение научно-исследовательской задачи и методов ее решения;

Методы обучения:

- тренинг аргументированного изложения научно-исследовательской и экспертной позиции;

- тренинг ведения научной дискуссии;




4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (магистерская программа «Политическая лингвистика») данная дисциплина является обязательной и относится к циклу дисциплин программы в Базовой части.

Основные навыки, полученные в ходе освоения дисциплины, должны быть использованы при написании выпускной квалификационной работы, позволяя грамотно формулировать научно-исследовательскую позицию в сфере политической лингвистики и расширяя тем самым возможности обучающихся.

Изучение данной дисциплины базируется на таких дисциплинах, как «Основы теории языка», «Лингвистическая конфликтология», «Социолингвистика», «Корпусные методы в политической лингвистике»:

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Методология и методы исследований в политической лингвистике», научно-исследовательская практика, написание выпускной квалификационной работы.

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Политическая лингвистика как научная и учебная дисциплина

30

8

4




18

2

История становления политической лингвистики как научной дисциплины

30

8

4




18

3

Региональные школы и направления исследований в политической лингвистике

60

16

9




35

4

Основные методологические подходы к исследованию в политической лингвистике

60

16

9




35




Итого:

180













6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4




Текущий

(неделя)

Домашнее задание
















*







Ролевая игра в виде пресс-конференции

Реферат (в виде презентации)













*

*







11 тем, 8-10 источников по каждой теме (в том числе на английском языке)

Коллоквиум
















*







4 художественных произведения

Итоговый

Экзамен
















*







По итогам текущего контроля



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка(10 баллов) выставляется при качественной подготовке презентации, выступления на коллоквиуме и активном участии в ролевой игре, при посещении 90% всех лекционных и практических занятий.

Оценка 8-9 баллов предполагает качественную подготовку презентации, выступления на коллоквиуме и активное участии в ролевой игре, при посещении 80-90% всех лекционных и практических занятий.

Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей в презентации, допускает частичную неполноту ответа на вопросы коллоквиума и частичную готовность к ролевой игре, при посещении 70-80% всех лекционных и практических занятий.

Оценка в 5 баллов выставляется, если в презентации отсутствуют элементы анализа и содержатся значительные фактологические ошибки, а также в случае ограниченной готовности отвечать на вопросы коллоквиума и участвовать в ролевой игре, при посещении 60-70% лекционных и практических занятий.

4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и в степени готовности к ролевой игре и коллоквиуму, а также при посещении 60- 50% лекционных и практических занятий.

Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в подготовке презентации, коллоквиума и ролевой игры, а также при посещении менее 50% лекционных и практических занятий.

2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – отсутствие подготовки и знаний сопровождается демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.



7Содержание дисциплины


Раздел/темы

Лекцион-ные

занятия

Семинар-ские

занятия

Самостоятельная

работа

Литература по разделу(ссылки на источник из раздела «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»

Подготовка к семинарам

Для выполнения заданий по текущему контролю

1. Политическая лингвистика как научная и учебная дисциплина

8

4

12

6

1,2,3,6,8,12,13

1. Политическая лингвистика как научная и учебная дисциплина. Базовые категории политической лингвистики. Лингвистика и политика.
















2. Политическая лингвистика как междисциплинарная область знания. Методологические направления в политической лингвистике.















2. История становления политической лингвистики как научной дисциплины

8

4

12

6

1,2,4,5

1. Исследования политической коммуникации в рамках традиционной риторики и стилистики. Возникновение и становление политической лингвистики (20 - 50 годы ХХ века).
















2. Политическая лингвистика 60 - 80 гг. ХХ века. Современный этап развития политической лингвистики.
















3. Региональные школы и направления исследований в политической лингвистике.

16

9

20

15

1,2,3,4,5,6,10

1. Российская

политическая

лингвистика. Советская и

постсоветская эпоха

политической

лингвистики:

проблематика,

особенности,

основные направления.

Современная политическая лингвистика в России.
















2. Политическая лингвистика в США. Общая характеристика политико-лингвистических исследований в США. Основные школы и направления в политической лингвистики США.
















3. Политическая лингвистика в Центральной и Западной Европе. Общая характеристика политико-лингвистических исследований в Центральной и Западной Европе. Основные школы и направления.
















4. Политическая лингвистика в Восточной Европе. Общая характеристика политико-лингвистических исследований в Восточной Европе. Основные школы и направления.
















4. Основные методологические подходы к исследованию в политической лингвистике

16

9

20

15

1,2,3,6, 8,9,11,12

1. Когнитивное направление в политической лингвистике
















2. Лингвистическое направление исследований в политической лингвистике
















3. Дискурсивное направление в политической лингвистике
















4. Психологическое и психолингвис-тическое направление в политической лингвистике.


















8Образовательные технологии


- проектно-методологические семинары

- проблемные семинары

- мастер-классы,

- экспертные семинары,

- ролевые игры

- коллоквиумы

-«мозговые штурмы»


9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля





  1. Презентация в формате power point одной из 12 предложенных тем. К презентации также необходимо приготовить раздаточный материал (hand-out, 1 страница) с кратким изложением основных положений вашего выступления. Приветствуется изложение в виде тезисов и схем.

  2. Коллоквиум, предполагающий анализ политического дискурса на материале художественной литературы. Вам будет предложено разделиться на группы, выбрать 1-2 литературных произведения из списка предложенных и подготовить ответы на вопросы.

  3. Домашнее задание. Студенты разбиваются на три группы. В каждой группе распределяются условные речевые роли: мэр, советник мэра, спичрайтер. Каждой группе предлагаются исходные условия для работы: данные о городе, населении, инфраструктуре, образовательном и культурном уровне, структуре индустрии и т.д. Группе ставится задача: подготовить мэра к открытой пресс-конференции обеспечить его адекватное речевое поведение. Все остальные участники выступают в роли журналистов и должны быть готовы задавать вопросы (желательно критического характера) и аргументировано оппонировать в случае своего несогласия/неполноты ответа. Итоговый контроль представляет собой четыре микро пресс-конференции, на каждой из которых оценивается речевое поведение всех участников: качество подготовки вступительного слова мэра, вопросы и ответы на вопросы всех участвующих в пресс-конференции. Нормы: вступительное слово мэра – 3 минуты; от каждого «журналиста» - минимум 2 вопроса за все 4 микро пресс-конференции. Оценка: мэр, советник, спичрайтер – качество выступления – 60%, ответы на вопросы – 40%. Оценка: журналисты – качество вопросов – 60%, посещаемость – 40%.


10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает активность участи в работе на семинаре: Оауд., качество выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом: Осам.раб.,

Оауд+ Осам.раб. = Отекущий

Оитоговый=Отекущий.

Из них:

Отекущий: Осам.работа-0,6 балла(подготовка домашнего задания и презентации); Оауд.(участие в коллоквиуме и посещаемость)- 0,4 балла.
Оитоговый=Отекущий=0,6 Осам.работ+0,4Оауд.
Оценки округляются арифметическим способом.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Основная литература


  1. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. - М.: Флинта, 2012.

  2. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая лингвистика. – М.: Флинта, 2008.



11.2Дополнительная литература





  1. Ван Дейк Т. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. – М.: Либроком, 2013.

  2. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса / пер. с фр. и португ.; общ. ред. и вступ. ст. П. Серио; предисл. Ю.С. Степанова. - М., 2009.

  3. Водак Р. Критическая лингвистика и критический анализ дискурса / пер. с англ. В.И.Карасика // Политическая лингвистика. 2011. № 4(38).

  4. Методология исследований политического дискурса: актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Вып. 3 / под общ. ред. И.Ф.Ухвановой-Шмыговой. – Минск: Технопринт, 2002.

  5. Гронская Н.Э. Идеологема как объект и инструмент политического проектирования / под ред. А.Логунова // Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы X Международной научной конференции. Ч. 2. М.: Ленанд, 2013.

  6. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 4-е. – М.: УРСС, 2006.

  7. Чудинов А.П. Очерки по современной политической метафорологии. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2013.

  8. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

  9. Будаев Э.В., Ворошилова М.Б., Дзюба Е.В., Красильникова Н.А. Современная лингвоконцептология / Э.В.Будаев, М.Б.Ворошилова, Е.В. Дзюба, Н.А.Красильникова // Современная политическая лингвистика. – Екатеринбург: Изд-во ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2011.

  10. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика: курс лекций. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011.

  11. Михалева О. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. – М.: Либроком, 2008.

  12. Ворожбитова А.А., Кегеян С.Э. Лингвориторические параметры политического дискурса (на материале текстов идеологов большевизма). – М.: Флинта, 2014.

  13. Иссерс О.С Речевое воздействие. – М.: Флинта, 2009.

  14. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т.Н.Ушаковой, Н.Д.Павловой. – СПб.: Алетейя, 2003.

  15. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. – Воронеж: Истоки, 2012.

  16. Joseph, J. Rhetoric, propaganda and interpretation / J. Joseph // Language and Politics – Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006.

  17. Wodak, Ruth and Michael Meyer (2001). Methods of Critical Discourse Analysis. London: SAGE.

  18. Wodak, Ruth and Paul Chilton (2005). A New Agenda in (Critical) Discourse Analysis: Theory, Methodology and Interdisciplinarity. Amsterdam: John Benjamins.


12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для семинаров используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.


Составители проф. Н.Э.Гронская

доцент Н.Н.Морозова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Оценка лингвистических систем и компонентов»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XIX века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XIX века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Литовский язык» для направления 035800. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Теория языка»  для направления 035800. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Теория и методика преподавания русского как...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский)»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 45....
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Миграционная политика в России и за рубежом. Лингвистические аспекты»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 45. 04. 03 «Фундаментальная...
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Лингвистические и логические задачи» для направления...
Составитель – Т. Н. Ермакова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Вятггу
Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Морфология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск