Высшего профессионального образования





НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации06.05.2015
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕНННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика»

Утверждено на заседании кафедры Начального, дошкольного и специального образования

(протокол № __ от _______)

Зав. кафедрой Макашина Т.Ю.

Уровень ООП: бакалавриат

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Начальное и дошкольное образование»

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП: 5 лет

Факультет: педагогический

Декан факультета Широких О.Б.

Начальник УМУ: __________ (Черкасов В.В.)

Коломна 2011

1. Цели освоения учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование педагогической культуры и профессионально-педагогической компетентности будущего учителя начальных классов и воспитателя дошкольного образования на основе изучения современных основ педагогической науки; формирование профессиональной направленности и творческих способностей студентов; развитие педагогического мышления, критичности, готовности к использованию теоретической базы знаний и умений для применения на практике; формирование способности к культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б. 3).

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в общеобразовательной школе в процессе изучения истории, обществознания.

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Педагогическая риторика» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть – Б.1); «Этнология», «Социология», «Методика обучения и воспитания дошкольников» (вариативная часть - Б.1); «Методология и методика психолого-педагогического исследования», «Психолого-педагогический практикум», «Методика преподавания технологии», «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста», курсов по выбору студента (вариативная часть профессионального цикла - Б.3); «Педагогическая практика в школе и детском оздоровительном лагере».

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Педагогика» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1):

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК – 6);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК – 13).

Общепрофессиональные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК -1);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК- 3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и и социально значимого содержания (ОПК -6).

Профессиональные компетенции:

- готов применять современные методики технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества педагогического процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК -2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможность образовательной среды, в том числе и информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества педагогического процесса (ПК-5);

- способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

Специальные компетенции:

- способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей дошкольного и школьного возраста (СК-1);

- осознает специфику педагогической профессии, способен самостоятельно осуществлять воспитательную работу в образовательных учреждениях, в том числе, в многонациональных, мультикультурных, билингвальных, малокомплектных детских садах и школах (СК-3);

- готов оценивать личностные достижения ребенка с учетом траектории его индивидуального развития, в том числе, с применением информационных технологий (СК-4);

- готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях основного школьного образования (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные этапы развития педагогической науки и практики, особенности современного этапа развития образования;

- основные педагогические концепции, идеи, педагогические категории;

- закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса воспитания и обучения школьников;

- цели, задачи, формы, методы и средства воспитания и обучения школьников;

- методологию и логику педагогического исследования.

уметь:

- анализировать педагогические системы, концепции, теории воспитания и образования;

- обобщать достижения педагогической теории и практики и отражать это в различных формах работы, в том числе, и исследовательской.

владеть:

- культурой речевого общения, способностью отстаивать свою точку зрения, толерантностью к высказываниям оппонентов, готовностью к диалогу;

- исследовательскими навыками и навыками совместной деятельности;

- компьютерными технологиями для поиска и переработки информации при подготовке к занятиям.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции (Л)

102

32

14

28

28

Практические занятия (ПЗ),

семинарские занятия (СЗ)

168

48

24

48

48

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

198

103

65

20

10

В том числе:
















Курсовой проект (КП)
















Курсовая работа (КР)


















Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Другие виды СРС:
















Расчетно-графические работы (РГР)
















Реферат
















…………………………………
















СРС в период промежуточной аттестации


































Вид промежуточной аттестации (экзамен, зачёт)

72




36




36

Общая трудоёмкость:

540 (15 з.е.)













5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.

п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела


1.



Введение в педагогическую деятельность

Общая характеристика педагогической профессии.


Педагогическая деятельность – историко-культурное развитие знаний о педагогической деятельности и педагогической профессии. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии, перспективы ее развития, Специфика условий труда и деятельности учителя школы.


2.


Профессиональная деятельность и личность педагога.


Педагогическая деятельность как основа педагогической профессии. Личность педагога, профессиональная компетентность педагога как основа осуществления педагогической деятельности. Правовые нормы педагогической деятельности в образовании. Сущность педагогической деятельности и е основные виды и структура. Учитель как субъект педагогической деятельности, требования к личности учителя.

3.



Профессиональная культура учителя.



Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры. Аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты педагогической культуры.

4.

Профессиональное становление педагога.


Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Профессиональное самовоспитание учителя. Самообразование студентов.


5.

Общая педагогика.

Педагогика как область научно-гуманитарного знания.


Понятие педагогики, основные педагогические категории (воспитание, обучение, образование), объект и предмет педагогики. Система педагогических наук как отражение педагогической мысли в современной России. Связь педагогики с другими науками.


6.


Личность как объект и субъект воспитания.


Проблемы развития, формирования и социализации как ключевые проблемы педагогической теории и практики. Сущность, стадии и факторы социализации в процессе интеграции, адаптации, самоактуализации и самореализации личности. Теории и концепции влияния биологических и социальных факторов на развитие личности. Движущие силы и основные закономерности развития личности.


7.


Целостный педагогический процесс.


Целостный педагогический процесс и идеи его организации в трудах ученых прошлого и современности. Сущность целостного педагогического процесса как динамической системы. Педагогическая задача, движущие силы и виды педагогического взаимодействия. Законы, закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

8.

Образование как общественное явление и как педагогический процесс.

Основные образовательные теории и их роль в формировании содержания образования. Образование как процесс и результат физического и духовного формирования личности. Основные свойства образования. Значение образования для развития педагогики как науки. Принципы отбора содержания общего образования. Государственный стандарт и нормативные документы регламентации содержания образования. Система образования в современной Росии.


9.


Обучение как дидактическая система и как педагогический процесс.



Общие основы дидактики: понятия, категории, объект, предмет и задачи. Основные дидактические теории и концепции. Понятие и сущность обучения. Обучение, процесс обучения, преподавание¸ учение как основные дидактические категории. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Закономерности и принципы процесса обучения.


10.



Методы, приемы и средства обучения.



Методы, приемы и средства обучения и их классификация. Выбор методов педагогом. Условия, определяющие оптимальный выбор методов учителя. Средства обучения как источники получения знаний и формирования умений.



11


Формы организации обучения.


Понятие формы обучения и

формы организации обучения. Генезис форм обучения. Урок как основная форма организации обучения. Типология и структура уроков. Организация учебной деятельности на уроках. Подготовка учителя к уроку.


12.

Модели организации обучения.


Модели организации обучении в историческом аспекте. Типология систем обучения в авторских школах: личностно-ориентированные, природосообразные, креативные и др.). Инновационные процессы в образовании. Изучение авторского опыта и новаторство в обучении детей. Дистанционное и компьютерное обучение.

13.


Воспитание как воспитательная система и как педагогический процесс.


Сущность воспитания и закономерности воспитательного процесса. Теоретические основы воспитания. Управление развитием личности. Место воспитания в структуре целостного педагогического процесса. Сущность и особенности процесса воспитания. Социальная основа воспитания.

14.



Базовая культура личности как основа содержания воспитания.


Современные подходы к воспитанию. Цели и задачи гуманистического воспитания. Базовая культура личности как основа содержания воспитания. Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание, толерантность как непременные условия формирования межнациональной культуры общества.

15.


Методы, формы и средства воспитания.


Методы, формы и средства воспитания (понятия, сущность, классификация). Ведущая роль учителя в организации жизнедеятельности учащихся. Система методов воспитания. Исторические аспекты методологических подходов к осуществлению воспитательного процесса. Использование арсенала средств воспитания в учебной и внеучебной деятельности. Классификация форм воспитания.

16.


Воспитательные системы.


Воспитательные системы: воспитательная система образовательного учреждения. Этапы, логика и эффективность развития воспитательной системы.

Технология работы классного руководителя в воспитательной системе школы.

17.


Педагогика социальной среды.


Педагогика социальной среды. Роль среды в формировании личности. Детские общественные объединения. Подростковая среда и субкультура. Формальные и неформальные объединения молодежи. Воспитание в коллективе. Коллектив как ценностно-ориентационное единство социальной группы. Теории коллектива. Воспитание в коллективе как воплощение идейных основ гуманистической педагогики.

18.



Семья в системе воспитания личности.


Семья в системе воспитания личности как специфическая воспитательная система. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания. Семья и демографические и социально-экономические проблемы общества.



19.


История педагогики и образования.

Воспитание на заре человечества, в древних мирах, в Средние века и в эпоху Просвещения.


Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Появление организованных форм воспитания в древнем мире. Основные этапы развития культуры общества и просвещения в Средние века и эпоху Возрождения.

20.



Зарубежная школа и педагогическая мысль

в 18-19 вв.


Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Педагогические теории и идеи И. Гербарта, Г. Спенсера. Идея классового подхода к воспитанию.

Поиск наиболее эффективных подходов к воспитанию детей в школе.

Публикации материалов по методике воспитания.


21.


Воспитание в древней Руси и русском государстве.


Воспитание у древних славян. Воспитание в Киевской Руси. Педагогическая мысль в 14-17 вв.

22.

Возникновение школьного дела и развитие просвещения в России в 18-19 вв.

В.Н. Татищев и его классификация наук. Реформы Петра I. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова.

23.

Школа и педагогика в России в 20 веке.

Становление советской педагогики. Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе.

24.

Основные тенденции образования в России и за рубежом в 21 веке.

Основные нормативные документы по образованию. Личностно-ориентированный характер воспитания в России и за рубежом.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное...
«руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 “Об утверждении государственных...
Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по специальности 060101...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОбразовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Нормативные документы, являющиеся основой для основной образовательной программы высшего профессионального образования 4
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск